№ 1 - 2014 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 614.8(470):340.134
О СТРУКТУРЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ПО УЧЕТУ ТРАВМАТИЗМА В
И ФСИН РОССИИ
В. В. Соломенцев
ФГБОУ ВПО Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)
В статье проведен анализ действующих нормативно-правовых документов по учету травматизма, утвержденных Росстатом. На непроизводственный травматизм приходится около 53 % всех травм. Для непроизводственного травматизма еще нет такой унифицированной системы учета, как для производственного. Травмы являются тяжелым бременем для службы здравоохранения, осложняя социально-экономическую ситуацию в отрасли. Необходимо дополнить формы медицинской отчетности, утвержденные Приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.06.2013 № 216 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения», с отражением в них травм, полученных в результате самоповреждений.
Ключевые слова: осужденный, статистический учет травматизма, умышленное причинение вреда своему здоровью, ФСИН России.
Соломенцев Виталий Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВПО Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», рабочий телефон: 8 (812) 323-66-38, e-mail: [email protected]
Травматизм является одной из важнейших социально-гигиенических проблем для большинства стран мира.
Травмы не только негативно влияют на здоровье людей, но и являются тяжелым бременем для службы здравоохранения, осложняя социально-экономическую ситуацию в отрасли [2].
На непроизводственный травматизм приходится около 53 % всех травм. Для непроизводственного травматизма еще нет такой унифицированной системы учета, как для производственного. Наряду с этим осуществление мероприятий по предупреждению
АКТОВ РОССИИ
непроизводственного травматизма значительно сложнее, чем производственного, поскольку нет четкой системы планирования и ответственности каких-либо административных органов [3].
Цель исследования — проанализировать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок учета травматизма в стране, изучить нормативные акты по учету непроизводственного травматизма.
Материалы и обсуждение. В Российской Федерации совершенствуется система учета заболеваемости населения, утверждаются новые формы федеральной статистической отчетности.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.06.2013 № 216 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения» утверждены формы федерального статистического наблюдения с указанием по их заполнению и введенным за 2013 год, приведена форма № 1-здрав «Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи населению» (приложение № 1). В разделе 8 «Сведения о числе зарегистрированных заболеваний» травмы, отравления и иные другие последствия воздействия внешних причин ^ 00^98) отражены в строке 20 [4].
В форме № 7 — травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях» (приложение № 2), а также в приложении к форме № 7 — травматизм «Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев» (приложение № 7) отсутствуют позиции, отражающие такой вид травматизма как умышленное причинение вреда своему здоровью [4].
В официальном издании Федеральной службы государственной статистики «Здравоохранение в России», 2013 год, пункт 2.19 «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» также нет графы «Травмы в результате умышленного причинения вреда своему здоровью» [1].
Форма статистической отчетности № 16 — ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности» содержала графу «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин ^00^98)», а форма № 57 «Сведения о травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин» имела графу «Прочие ^09.2.7—9; S19, S29.7—9, S39, S49, S59, S69, S79, S89, S99, ТО2.6, ТО6.8, ТО7, ТО9.8—9, т.8—9, т.8—9, т.8—9, ^5—19, T33—T35, T66—T79)». Данные формы отчетности были утверждены постановлением Госкомстата России от 29.06.1999 № 49, но в них не было граф о травмах в результате умышленного причинения вреда своему здоровью.
Ведомственная форма отчетности 1-МЕД ФСИН России имеет разделы учета травм, но нет раздела учета травм в результате самоповреждений [5].
В учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ только за 2012 год этот вид травматизма составил 9760 случаев. В 1-м квартале 2013 года он составил 2314 случаев [6].
В соответствии с частью 2 статьи 102 «Материальная ответственность осужденных» уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденный должен возместить ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты,
связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью [7].
По нашим подсчетам, минимальный ущерб ведомственному здравоохранению обходится от 140 млн руб. в год.
Учет травм, нанесенных себе самостоятельно, был определен приказом Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст РФ) от 09.11.2005 № 207 «Об утверждении формы сводного статистического отчета о состоянии законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе», раздел 2, строка 46. В новом приказе Минюста РФ от 10.11.2006 № 326 «Об утверждении формы статистической отчетности ФСИН России № УИС-СЗПЧ «Сводный статистический отчет о состоянии законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе» данный вид травм учитывается строкой 53, раздел 2. Приказом ФСИН России от 09.02.2006 № 42 «Об утверждении формы ведомственной статистической отчетности СЗПЧ ТО УИС» травмы, нанесенные себе самостоятельно, отмечены в строке 46, раздел 2.
Заслуживает особого внимания приказ ФСИН России от 29.01.2007 № 36 «Об утверждении формы ведомственной статистической отчетности № УИС — ТО — СЗПЧ». Отчет готовится для аппарата, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, и первоначально сводные данные передаются в Министерство юстиции Российской Федерации. В данном нормативном акте в разделе 2 «Сведения о состоянии законности и прав человека в УИС» номера строк 51-55 отведены для регистрации травм с распределением их на бытовые, производственные, а также в результате нанесения себе телесных повреждений (строка 55).
Выводы
1. В действующей отчетной медицинской документации нет разделов, посвященных травмам в результате нанесения себе телесных повреждений.
2. Данный вид травм медицинская служба ФСИН России учитывает только для аппарата, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
3. Ежегодно в учреждениях ФСИН России регистрируется порядка 10 000 травм в результате нанесения себе телесных повреждений.
4. Ущерб только в ФСИН России от травм в результате умышленного причинения вреда своему здоровью составляет более 140 млн руб. в год.
Заключение. Травмы, полученные в результате умышленного причинения вреда своему здоровью, в учреждениях уголовно-исполнительной системы заслуживают глубокого исследования ввиду их пагубного влияния на здоровье заключенных. Лечение этой категории больных требует значительных финансовых затрат и наносит экономический ущерб государству.
Необходимо внести дополнения в формы медицинской отчетности по травматизму, утвержденные Приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.06.2013 № 216 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения» с отражением в них травм, полученных в результате самоповреждений.
Список литературы
1. Здравоохранение в России. 2013 год [Электронный ресурс]. — Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL :
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/d oc_1139919134734
2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов / Под ред.
В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. — 6-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2012. — С. 193.
3. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения : учебник : в 2 т. / Под ред. В. З. Кучеренко. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — Т. 1. — С. 235.
4. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 19.06.2013 № 216 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения» [Электронный ресурс]. — КонсультантПлюс, 2013. — Электрон. опт. диск.
5. Приказ ФСИН России от 27 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Инструкции
по ведению, представлению и заполнению формы статистической 1-МЕД «Сведения о социально значимых заболеваниях у лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, отдельных показателях деятельности медицинской службы» [Электронный ресурс]. — КонсультантПлюс, 2013. — Электрон. опт. диск.
6. Министерство юстиции РФ. Отчет. Форма 0-41 «Сводный отчет о состоянии законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе» за 12 месяцев 2012 года.
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп.
на 25 ноября 2012 г. — М. : Эксмо, 2012 — 128 с. — (Актуальное законодательство). Ст. 102 «Материальная ответственность осужденных к лишению свободы».
ABOUT STRUCTURE OF NORMATIVE LEGAL ACTS ON TRAUMATISM IN RUSSIA AND IN THE FEDERAL SERVICE FOR EXECUTION OF PUNUSHMENT OF THE RUSSIAN
FEDERATION
V. V. Solomentsev
FSBHE HPE Northwest (St. Petersburg) branch of «The Russian Law Academy of the Russian
Federation Ministry of Justice» (St. Petersburg)
In article The analysis of existing standard and legal documents according to traumatism, approved by Rosstat is carried out. About 53% of all injuries are non-productive traumatism. Still there is no such unified system for non-productive traumatism accounting, as for the production one. Injuries are heavy burden for a health service, complicating a social and economic situation in industry sector. It is necessary to add the forms of the medical reporting approved by the Order of Federal State Statistics Service of 19.06.2013 № 216 «About the statement of statistical tools for the organization of federal statistical supervision over activity in the health care sphere, traumatism on production and natural movement of the population», with reflection of injuries got as a result of self-damages.
Keywords: convicts, statistical accounting of traumatism, deliberate bodily self-damage, FSEP of Russia.
About authors:
Solomentsev Vitaly Vladimirovich — candidate of medical sciences, assistant professor of criminal law and process chair at FSBHE HPENorthwest (St. Petersburg) branch of1'The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice«, office phone: 8 (812) 323-66-38, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Health care in Russia. 2013 [Electronic resource]. — Official site of Federal State Statistics Service. — URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/d oc_1139919134734
2. Public health and health care: textbook for students / Under the editorship
of V. A. MinyaevA, N. I. VishnyakovA. — 6th prod. — M.: Medical press inform, 2012. — P. 193.
3. Public health and health care, health care economy: textbook: in 2 V. / Under the editorship of V. Z. Kucherenko. — M.: GEOTAR-media, 2013. — V. 1. — P. 235.
4. The Federal State Statistics Service order of 19.06.2013 № 216 «About the statement
of statistical tools for the organization of federal statistical supervision over activity in the health care sphere, traumatism on production and natural movement of the population» [electronic resource]. — ConsultantPlus, 2013. — Electron resource. disk.
5. The order of FSEP of Russia of February 27, 2007 № 98 «About the approval of the Instruction on maintaining, representation and filling of a statistical 1-MED form «Data on socially significant diseases at the persons in establishments of criminal and executive system, separate indicators of activity of a health service» [electronic resource].
— ConsultantPlus, 2013. — Electron. wholesale. disk.
6. Ministry of Justice of the Russian Federation. Report. Form 0-41 «The summary report
on a condition of legality and keeping of human rights in criminal and executive system» for 12 months 2012.
7. Criminal and executive code of the Russian Federation: text with amendment and additional for November 25, 2012 — M.: Exmo, 2012 — 128 P. — (The actual legislation). Art. 102 «Financial liability of convicts».