Научная статья на тему 'Профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России и особенности их формирования'

Профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России и особенности их формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS MIA OF RUSSIA / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES / OFFICIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпатова Ольга Борисовна, Маркелов Николай Николаевич

В статье рассматривается проблема формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций системы МВД России. Проанализированы основные труды, посвящённые вышеуказанной проблеме, также дано определение профессионально-личностным качествам образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алпатова Ольга Борисовна, Маркелов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России и особенности их формирования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Professional-personal qualities of cadets of educational institutions of Russia and the Ministry of Interior features of their formation Alpatova O.1, Markelov N.2 Профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России и особенности их формирования Алпатова О. Б.1, Маркелов Н. Н.2

'Алпатова Ольга Борисовна / Alpatova Olga — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры;

Маркелов Николай Николаевич /Markelov Nikolay — адъюнкт, кафедра педагогики, факультет подготовки научно-педагогических и научных кадров, Учебно-научный комплекс психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций системы МВД России. Проанализированы основные труды, посвященные вышеуказанной проблеме, также дано определение профессионально-личностным качествам образовательных организаций МВД России. Abstract: the article considers the problem of formation of professional and personal qualities of cadets of educational institutions MIA system of Russia. Analyzed main works devoted to the above problem, and provides a definition of professional and personal qualities of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia.

Ключевые слова: профессионально-личностные качества, курсанты образовательных организаций МВД России, служебная деятельность, психолого-педагогические особенности. Keywords: professional-personal qualities of cadets of educational institutions MIA of Russia, official activity, psychological and pedagogical features.

В течение последних двух десятилетий ХХ и начала XXI столетия в мире происходят глобальные перемены во всём укладе жизни человечества. Радикальное обновление российского общества привело к признанию человека высшей ценностью на земле, а гарантии его прав и свобод - важнейшей обязанностью государства. Меняются цели и задачи, приоритеты и содержание процесса формирования гражданина Российской Федерации на рубеже веков. В свою очередь от становления личности нового типа прямо зависит и формирование открытого демократического общества.

Профессиональное развитие в единстве с развитием высоких гражданских, духовно-нравственных, профессионально-личностных качеств остаётся ключевым направлением подготовки специалистов в образовательных организациях системы МВД России. Это нашло своё закрепление и в соответствующих директивных документах МВД России в начале реформирования МВД. «Основной целью воспитания офицерских кадров, -говорится, в частности, в Концепции кадровой политики МВД России, - является формирование у них качеств гражданина великой страны, специалиста-профессионала и высоконравственной личности» [5].

В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования и развития личности профессионала и эффективной адаптации к условиям учебно-служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России. Поэтому значительно возрастает роль личностно-профессиональной диагностики в рамках профессионального психологического отбора, психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, организации и проведения воспитательной работы в рамках морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, направленной на формирование профессионально-личностных качеств курсантов [3].

Проблема воспитания, формирования мировоззренческих качеств у курсантов вузов Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел ставилась целью исследований А. В. Барабанщикова, А. В. Буданова, И. В. Горлинского, А. Ю. Ефремова, Н. С. Кравгуна, Л. В. Мирдахаева, Ю. В. Серова, A. M. Столяренко, Ю. Н. Хряпина, В. М. Шамарова и др.

Проблему профессионально-личностных качеств затрагивали в своих диссертационных исследованиях следующие ученые: Т. В. Ларина, В. А. Кудрявцев, Т. В. Кисилева,

A. В. Немчининов, А. С. Шадрин, В. Н. Ромашин, А. Г. Малышеа, И.И. Батишев и др.

Педагогическим аспектам учебно-воспитательного процесса становления и формирования профессионально-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД посвящены исследования В. В. Анциферова, Ю. В. Богомолова, И. В. Горлинского, А. В. Димитрова, Н. М. Дудина, С. Ф. Сердюка, С. Н.Тихомирова,

B. Я. Кикотя, И. С. Скляренко, И. Д. Мариновской и др. Вместе с тем проблема формирования профессиональных личностных качеств курсантов образовательных учреждений системы МВД России в прямой постановке не рассматривалась.

Психолого-педагогические особенности процессов формирования профессионально-личностных качеств в вузовском образовании представляют определённый интерес с точки зрения исследований особенностей саморазвития личности, которые формировались многими научными школами и направлениями:

- практикой психоанализа Э. Берна (ассоциативным методом вхождения в поле сознания, изучением механизма самоутверждения и межличностного взаимодействия);

- гештальтпсихологией, в частности Э. Гуссерлем (с помощью характеристики интенции);

- аналитической психологией К. Юнга, его типологией личности (экстравертность -интровертность), а также его теорией архетипов (образов бессознательного, формирующих восприятие мира);

- культурно-исторической теорией Л. С. Выготского, а также другими отечественными психологическими школами (П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова), которые в различных контекстах развивали теорию деятельности и психологию развития.

Значительное место в теоретическом обосновании психолого-педагогических основ проблематики формирования профессионально-личностных качеств занимает теория представлений индивидуума о себе, т.е. «Я-концепция». Роджерс сформулировал очень важное положение: представление о себе лежит в основе образования личности [4].

Психологические аспекты педагогических процессов формирования профессионально -личностных качеств в науке рассматриваются психологией личности, соответствующей гуманистическому подходу, в котором личность определяется как субъект нравственной деятельности.

Обобщив и проанализировав особенности служебной деятельности можно представить профессионально-личностные качества сотрудника правоохранительных органов в виде целостной структуры, отражающей обобщённые психологические требования данной профессии к личности специалиста.

Основные группы психологических качеств, важные для служебной деятельности сотрудников ОВД:

- внимание и наблюдательность (устойчивость, распределённость, переключаемость внимания; умение подмечать незначительные изменения в объекте и др.);

- эмоционально-волевые (уравновешенность; эмоциональная устойчивость; низкая внушаемость, способность брать на себя ответственность, собранность и др.);

- интеллектуальные (вариативность мышления (умение видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективные), способность воссоздать зрительный образ по словесному описанию, способность к анализу и принятию правильного решения в условиях дефицита времени и др.);

- коммуникативные (способность найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; умение согласовывать свои действия с действиями других лиц);

- мнемонические (особая память на внешность и поведение человека; моторная и зрительная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации и др.);

- моторные (способность к быстродействию в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определения движений);

- речевые (способность вербально выражать и доказательно определять приоритеты в общении, споре и др.) [2].

В настоящее время в педагогике нет единого подхода в понимании того, какие качества следует включать в группы профессионально-личностных. В связи с этим для совершенствования педагогических условий развития профессионально-личностных качеств

сотрудников ОВД средствами морально-психологической подготовки необходимо конкретизировать, какие качества являются профессионально-личностными.

Под профессионально-личностными качествами курсантов образовательных организаций МВД России мы понимаем совокупность социально-психологических образований, обладающих факторным влиянием на процесс формирования личности сотрудника ОВД и его профессиональную компетентность в решении служебных задач.

Основами процесса формирования профессионально-личностных качеств являются саморазвитие и его педагогическая поддержка в совместном с курсантом определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. В этом случае оказание помощи в становлении специалиста правоохранительных органов как свободной, творческой личности, как субъекта правовой культуры, правоохранительной деятельности, профессиональной самореализации становится смыслом профессионального образования.

Для нас особую значимость представляют сотрудники подразделений полиции для охраны общественного порядка, данный интерес обусловлен тем, что сотрудники данных подразделений в частности ППСП и участковые уполномоченные полиции, больше всего напрямую контактируют с гражданами и служебные обязанности в форменном обмундировании, что несомненно, по их поведению, их внешнему виду, их компетентности и грамотности складывается в сознании людей определённый образ обо всей структуре МВД России. В связи с этим формирование профессионально-личностных качеств у сотрудников данных подразделений представляется актуальным. В связи с этим необходимо внедрять в образовательный процесс курсантов факультета подготовки сотрудников для подразделений охраны общественного порядка различные методы и средства, в частности средства культурно-просветительской работы.

По нашему мнению, новым и перспективным направлением совершенствования служебной деятельности, воспитательной работы и работы по укреплению служебной дисциплины и законности в МВД России является развитие профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе морально-психологической подготовки, являющейся основной формой морально-психологического обеспечения в органах внутренних дел.

В заключение следует подчеркнуть важность педагогического осмысления проблемы развития профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел. Педагогическая наука имеет в своем распоряжении большой арсенал методов, перспективных для совершенствования процесса обучения личного состава территориальных органов МВД России. Привнесение педагогического разнообразия в ставшие формальными занятия по морально-психологической подготовке, применение современных инновационных педагогических технологий позволит существенно повысить эффективность не только морально-психологической подготовки личного состава, но и всего морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России.

Литература

1. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.

2. Буданов А. В. Педагогика личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: монография. М., 2007.

3. Зуева Л. Ю. Личностные и профессионально важные качества как основа профессиональной компетентности дознавателя // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2009. № 1.

4. Плаксин А. А. Ценностно-смысловой подход в воспитании профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к реализации основных принципов деятельности полицейского // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2011. № 2.

5. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учеб.-метод. пособие / М. И. Марьин [и др.]. Руза, 2014.

6. Столяренко А. М. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД РФ на рубеже XXI века : учеб.-метод. мат-лы по курсу «Мировые педагогические школы». М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.