Научная статья на тему 'Педагогические и правовые аспекты осуществления профилактической работы органами внутренних дел'

Педагогические и правовые аспекты осуществления профилактической работы органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / PREVENTION AND SUPPRESSION OF CRIMES / PEDAGOGICAL AND LEGAL ASPECTS OF PREVENTIVE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермаков А. Г.

В статье рассмотрены направления работы, по предупреждению и пресечению правонарушений методами педагогического и правового воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical and legal rules of realizing preventive work by organs of internal affairs

The article deals with the different aspect of the prevention and warning work of law breaking with pedagogical and legal means.

Текст научной работы на тему «Педагогические и правовые аспекты осуществления профилактической работы органами внутренних дел»

УДК 351.75

А.Г. Ермаков'

Педагогические и правовые аспекты осуществления профилактической работы органами внутренних дел

В статье рассмотрены направления работы, по предупреждению и пресечению правонарушений методами педагогического и правового воздействия.

Ключевые слова: предупреждение и пресечение преступлений, педагогические и правовые аспекты профилактической работы.

A.G. Ermakov*. Pedagogical and legal rules of realizing preventive work by organs of internai affairs.

The article deals with the différent aspect of the prevention and waming work of law - breaking with pedagogical and legal means.

Keywords: prevention and suppression of crimes, pedagogical and legal aspects of preventive work.

В современных, постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, в период нестабильности возрастает роль органов внутренних дел в деятельности по предотвращению преступлений и административных правонарушений, пресечению их на ранних стадиях возникновения. В этом состоит суть профилактической работы - оказание упреждающего воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений и административных правонарушений, постановка этих лиц на профилактический учет по имеющимся на то основаниям, изолирование их от микросреды, оказывающей негативное влияние. Конечная цель профилактической работы - перестройка сознания личности.

Актуальность темы обусловлена тем, что различные службы органов внутренних дел в повседневной деятельности выполняют свои, присущие только им, задачи. Находясь на переднем крае борьбы с антиобщественными проявлениями, органы внутренних дел играют особую роль в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений. [3] Их цели и задачи - проведение целенаправленной профилактики по выявлению и установлению причин и условий преступности. Поэтому органы внутренних дел должны пресекать преступления всеми доступными формами и методами [7, с.139-149].

Хорошо известно, что «лучше предупредить преступление, чем наказывать за него», - Монтескье это сказал 200 лет тому назад, этот вывод затем повторил Чезаре Беккариа, об этом же писала Екатерина II в своих сочинениях. Хотя это утверждение имеет давнюю историю, однако остается актуальным и в настоящее время. Действительно, легче своевременно предупредить преступления, чем затем устранять их последствия. Вторая мысль тоже достаточно хорошо известна: «Чтобы предупредить преступления, надо знать и устранять их причины и условия». Профилактика в этом и состоит: надо выявлять и искоренять то, что вызывает и способствует совершению преступления. [6, с. 3]

После распада СССР произошли коренные изменения в политической, экономической, идеологической, социальной и других сферах жизни общества, изменилось законодательство по проблемам предупреждения преступлений и правонарушений, были сформированы новые субъекты предупреждения преступности, изменились полномочия существовавших ранее субъектов, а также принципы осуществления профилактической деятельности. [8, с. 6]

За годы политического и социально-экономического реформирования была практически разрушена существовавшая в СССР система профилактики преступности, и это несмотря на то, что достижения отечественной криминологической науки и предупредительной практики в данной сфере были высоко оценены международным сообществом. Многие разработанные в Советском Союзе концептуальные идеи, взгляды и положения (кстати, реализованные в повседневной правоохранительной деятельности) получили прописку в принятых Организацией Объединенных Наций международно-правовых документах по проблемам предупреждения преступности и обращения с правонарушителями. [1, с. 92]

Современный этап развития нашего общества характеризуется сложнейшим комплексом разнообразных по содержанию процессов. Действительно, как любое общество, находящееся на, говоря условно, переходе от одного относительно стабильного состояния к другому, наше общество содержит в себе черты как уходящего старого, так и завоевывающего все больше места нового. Соединение в одной территориально-временной социальной субстанции старого и нового с неизбежностью проявляется в виде чрезвычайно уродливых социальных феноменов. Преступность в переходный период опасней, чем в период стабильный, поскольку переходность во многом обусловливает возможную непредсказуемость, неожиданность для общества новых, не виданных ранее преступных проявлений, чего практически не бывает в периоды стабильные [4, с. 3].

Складывающаяся криминогенная ситуация беспокоит все слои российского общества. Эта обеспокоенность перерастает в тревогу, вызывает у граждан сомнение в способности государства

* Ермаков, А.Г. Адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-13-13.

* Ermakov, A.G. The graduated in a military academy of chair of pedagogics of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Ph. (812) 744-13-13.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Психология

остановить разгул преступности, насилия, социальных аномалий. Международный опыт показывает, что при недостаточной эффективности правоохранительных органов в противодействии преступности, ее высокой латентности, низком уровне раскрываемости преступлений, возникает потребность в переносе центра деятельности сил правопорядка на реализацию мероприятий профилактического характера. При этом высоких результатов добивается полиция тех стран, в которых созданы специальные подразделения (группы) профилактики, работающие в тесном контакте с населением. В 1955 г. I Конгрессом ООН по предупреждению преступлений и работе с правонарушителями были созданы службы, задачи которых аналогичны тем задачам, которые реализуют участковые уполномоченные милиции в России. [9, с. 46]

Любое противоправное деяние, будь то преступление или административный проступок, наносит ущерб законным интересам граждан, обществу в целом. Поэтому одной из основных задач милиции в Российской Федерации являются предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений [14, с. 3]. Основная тяжесть борьбы с предупреждением и пресечением преступлений и правонарушений возлагается на различные службы органов внутренних дел.

В ст. 5 Закона «О милиции» обозначены положения, имеющие важное значение для профилактической деятельности органов внутренних дел.

В данной статье предписывается: защищать права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; не допускать пыток насилия, другого жесткого или унижающего человеческого достоинство обращения; ограничивать граждан в их правах и свободах лишь на основаниях и в прядке, прямо предусмотренных законом; разъяснять гражданину основания и поводы, связанные с его ограничением прав и свобод, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; предоставлять возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщать по просьбе задержанных (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о месте их нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы; принимать при необходимости меры по оказанию задержанным лицам доврачебной помощи, устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц; исключать случаи сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральных законом; обеспечивать лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагивается его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом. [3]

Вышеизложенное позволяет констатировать, что в федеральном законодательстве Российский Федерации закреплены основные принципы обеспечения прав и свобод граждан, их личной безопасности во всех сферах жизнедеятельности, в т.ч. и при осуществлении профилактики правонарушений и преступлений. Между тем, анализ статистических данных за последние семь лет позволяет сделать вывод о том, что за указанный период наблюдается устойчивый рост абсолютных показателей административных правонарушений, выявляемость которых милицией, в т.ч. участковыми уполномоченными милиции, снижается. Не случайно в средствах массовой информации, письмах и жалобах граждан отмечается, что сотрудники милиции нередко демонстрируют пассивность, профессиональную несостоятельность, попустительствуют правонарушениям в сфере общественного порядка. По существу, формируется общественное мнение о неспособности государства обеспечить защиту значительной части декларированных законодательством прав и интересов граждан. Сложившееся положение в определенной мере свидетельствует о том, что правовые основы профилактики правонарушений не в полой мере отвечают деликтологической обстановке, складывающиеся на территории России [11, с. 59].

В ранее действовавших инструкциях и наставлениях, регламентировавших деятельность органов внутренних дел, правовая база реализации профилактической деятельности была более конкретизированной, чем сегодня. Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений определяло основные направления, формы и методы предупреждения преступлений для всех основных служб и подразделений органов внутренних дел [10]. Реализация этих полномочий способствовала оздоровлению обстановки в жилых микрорайонах и общественных местах, формированию у населения мнения о надежности правопорядка и эффективности осуществляемых милицией мер. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует правовая база для проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступлений и других правонарушений, представляющих угрозу личной безопасности граждан. Кроме того, действующим российским законодательством отменена уголовная ответственность за тунеядство, бродяжничество, потребление наркотиков, а также основания по направлению хронических алкоголиков и наркоманов на принудительные лечение [11, с. 62].

Проблема социально-педагогических аспектов в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел на протяжении ряда лет разрабатывается доктором психологических и педагогических наук, профессором A.M. Столяренко [13, с. 55]. A.M. Столяренко, анализируя работы многих авторов, показывает, что «деятельность сотрудников органов МВД - должностных лиц, специалистов, всего личного состава - помимо чисто правовых целей и содержания, имеет и педагогическое наполнение. Она оказывает сильное влияние на правовую воспитанность граждан, на формирование и тенденции изменений их юридически значимых педагогических свойств, их правовую социализацию, на то, крепнет ли их понимание, желание и умение вести себя правомерно, поддерживать законность и правопорядок. В свою очередь, она сама не может быть свободной от общей и

профессионально-правовой образованности, воспитанности, обученности и развитости личного состава органов внутренних дел, осуществляющего данную деятельность. Поэтому расширение и укрепление связей педагогической науки и правоохранительной практики, - разумное и необходимое направление в современном обществе и его движении в будущее, содержащее мощный созидательный потенциал». По мнению О.Е. Сапарина, роль и значение педагогики в деятельности правоохранительных органов заключаются в том, что при любых обстоятельствах сотрудник воздействует на граждан не только с одной целью - получить непосредственный, конкретный результат, добиться выполнения предъявляемых законных требований. Одновременно он преследует более отдаленную и менее очевидную, но никак не менее значимую цель - образовательную, воспитательную, иными словами, педагогическую. А.М. Столяренко также отмечает, что успешное решение многих правоохранительных задач - профилактики, раскрытия и расследования преступлений, охраны общественного порядка и т.д., - в большей или меньшей степени связано с необходимостью что-то разъяснять, учить, воспитывать, просвещать, переубеждать граждан попадающих в сферу ответственности, интересов, прав и деятельности правоохранительных органов. Оказывая компетентное педагогическое воздействие на граждан, работник тем самым изменяет их психику в направлении более законопослушного поведения в будущем, принятия ими активной гражданской позиции в вопросах соблюдения законности и поддержания правопорядка [2, с. 7-8].

А.М. Столяренко в правоохранительной деятельности выделил три группы задач, отличающихся теснотой связью с педагогикой, уровнем представленности закономерностей и принципов педагогики в действиях и методах решения текущих задач. Первая представляет собой разновидность педагогической деятельности. Для нее характерно наличие педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы, причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов, исполняющих наказание, сотрудников служб по воспитанию и моральнопсихологической подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел. Для второй группы деятельности специалистов, должностных лиц и служб характерны отчетливо выраженные педагогические функции, существующие наряду с другими. У этих видов деятельности в реестре задач есть и педагогические, ограниченные элементами воспитания и обучения и обслуживающие достижение главной профессиональной цели. Это деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), участковых уполномоченных милиции, сотрудников оперативно-розыскных аппаратов, инспекторов ГИБДД, сотрудников служб по связям с населением и средствами массовой информации и др. Третья группа видов профессиональной деятельности специалистов ОВД отличается наличием в ней педагогических влияний. Последние выражаются в достижении не связанного напрямую с решаемыми профессиональными задачами, в известной степени побочного результата действий, имеющего педагогическую природу. Она проявляется при коммуникативном контакте с гражданами и сотрудниками других служб или организаций и выражается в виде целевого информационного обмена и побуждения к действию. Педагогические результаты этих разовых влияний могут быть незначительными, но, множась при сознательных, компетентных и систематических усилиях сотрудника, должностного лица, накапливаясь и сливаясь во времени, они приобретают ощутимое значение. [12, с. 46-48].

Педагогическое влияние оказывают также и сами действия (например, успех - неуспех в обеспечении порядка в общественных местах и в быту), манера поведения сотрудника, руководителя или начальника, особенности его общения с гражданами, с подчиненными, применяемые методы и др. [5, с. 54].

Указанные аспекты деятельности всех категорий сотрудников правоохранительных органов можно разделить на такие группы, как педагогические потребности, образованность и воспитанность работников правоохранительных органов, их профессиональная подготовленность и другие. Профессиональная компетентность руководителей органов внутренних дел и их правовая культура, имидж милиции в обществе и другие аспекты детально описаны профессорами А.В. Будановым, И.В. Горлинским, А.Д. Лазукиным и другими в работе «Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел» [11, с. 34]. Именно эти психолого-педагогические положения обусловливают оптимальность функционирования правоохранительных органов и эффективность их деятельности по поддержанию общественного порядка, обеспечение безопасности граждан, профилактику правонарушений и борьбу с преступностью.

Прежде чем подвести итог сказанному выше, хотелось бы процитировать несколько строк из материалов «круглого стола» по проблеме состояния преступности в Российской Федерации, весьма актуальных в контексте рассматриваемой темы: «Наиболее гуманным и эффективным, а поэтому рациональным и перспективным способом реагирования на преступность со стороны общества и государства является ее предупреждение. Нет, пожалуй, более благородного и человеколюбивого способа воздействия на преступность, чем этот». [1, с. 92]

В последние годы правам человека уделяется огромное внимание. Это обстоятельство не могло не отразиться в деятельности правоохранительных органов. В первую очередь оно нашло свое выражение в сужении возможностей профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений. В связи с этим профилактическое воздействие, а именно, его эффективность, в последнее время, активно проявляется в виде убеждения, т.е. психологопедагогического воздействия, до тех пор, пока поведение возможного правонарушителя не изменится в лучшую сторону, или его реакция на психолого-педагогическое воздействие, оказанное со стороны правоохранительных органов, не перейдет границы для возможного применения принудительных мер. Поэтому сегодня профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений системы МВД России необходимо уделять больше внимания обучению курсантов знаниям в области

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009

Психология

психологии и педагогики, умению использовать их в практической деятельности для оказания соответствующего воздействия на лиц, склонных к совершению противоправных действий.

Список литературы.

1. Винокуров, С.И., Жердева, Н.И., Тищенко, В.Н. / Под общей редакцией депутатов Гос. думы А.И. Гурова, Т.А. Фральцовой. Состояние профилактики преступности в Российской Федерации: Материалы «круглого стола». 7 декабря 2004 года. - М.: Издание Государственной думы, 2005. - 160 с.

2. Гейжан, Н.Ф., Витольник, Г.А. Педагогика в деятельности оперативных и следственных работников: Учебное пособие. - СПб., 2004. - 70 с.

3. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции», по состоянию на 13 января 2009 г. (Ст. 5.)

4. Кириллов, Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел : учебное пособие, - Тюмень, 1994. - 140 с.

5. Кругликов, В.Н., Платонов, Е.В., Шаранов, Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. - СПб.: Издательство П-2, 2006. - 192 с.

6. Кудрявцев, В.Н. Материалы Всероссийской научно - практической конференции по проблеме профилактики правонарушений. - М.: ВНИИ МВД России, 1997. - 245 с.

7. Кудрявцев, Г.С., Кудрявцев Б.Г. Преступность в России: правовые основы, специфика и проблемы профилактики - М.: Издательство МГСУ, 2003. - 328 с.

8. Литвинов, А.Н. Предупреждение преступлений и правонарушений // Профилактическая работа с населением : научно-практическое пособие. - М.: Юркнига, 2004. - 160 с.

9. Пономарев, П.Г. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблеме профилактики правонарушений. - М.: ВНИИ МВД России, 1997. - 245 с.

10. Приказ МВД России от 11 августа 1998 г. № 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

11. Прокопенко, В.Н. Правовые и организационные основы профилактической деятельности участкового уполномоченного милиции : Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - Москва, 2002. - 186 с.

12. Столяренко, А.М. Юридическая педагогика в МВД; вопросы методологии и теории. -М., 1999. - С. 46-48.

13. Столяренко, A.M. Юридическая педагогика. Курс лекций. - М., 2000. - С. 55-61, 237-269.

14. Черепанов, А.В. Деятельность участкового инспектора милиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений : учебное пособие. - Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 1997. - 16 с.

Literature

1. CherepanovA.V. Activity of the local policeman of militia under the prevention and suppression of offences in sphere family-household relations. Chelyabinsk, 1997. 16 p.

2. Gejzhan N.F., Vtolnik G. A. Pedagogics in activity of operative and investigatory workers. -SPb., 2004. - 70 p.

3. Kirillov D.A. Individual crime prevention by law-enforcement bodies. - Tyumen, 1994. - 140 p.

4. Kruglikov V.N., Platonov E.V., Sharanov J.A. Business games and other methods of activization of informative activity. - SPb., 2006. - 192 p.

5. Kudryavtsev, G.S, Kudrjavtsev, B.G. Criminality in Russia: legal platforms, specificity and preventive maintenance problems. - Moscow, 2003. - 328 p.

6. Kudryavtsev, V.N. Materials of All-Russia scientifically-practical conference on a problem of preventive maintenance of offences. - Moscow, 1997. 245 p.

7. Litvinov, A.N. Prevention crimes and offences. Preventive work with the population: scientifically-practical allowance. - Moscow, 2004. 160 p.

8. Ponomarev, P.G. Materials of All-Russia scientifically - practical conference on a problem of preventive maintenance of offences. - Moscow, 1997. - 245 p.

9. Prokopenko, V.N. Legal and organizational bases of preventive activity the district militia officer of militia: The dissertation of the master of laws: 12.00.14. - Moscow, 2002. - 186 p.

10. Stoljarenko, A.M. Legal pedagogics in the Ministry of Internal Affairs; methodology and theory questions. - Moscow, 1999.

11. Stoljarenko, A.M. Legal pedagogics. Course of lectures. - Moscow, 2000.

12. The law of the Russian Federation from April, 18th, 1991 “About militia”, as of January, 13th, 2009. (Article 5).

13. The order ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia from August, 11th, 1998 № 490 “About the assertion of normative acts about activity of law-enforcement bodies under the prevention of crimes”.

14. Vinokurov, S.I., Zherdeva, N.I., Tishchenko, V. N. / Ed. A.I. Gurov, T A. Fraltsova. Condition of preventive maintenance of criminality in the Russian Federation: Materials of a “Round table”. On December, 7th, 2004. - Moscow, 2005. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.