Научная статья на тему 'О создании и перспективах развития системы независимой оценки рисков в Российской Федерации'

О создании и перспективах развития системы независимой оценки рисков в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосунов И. В.

Статья раскрывает концептуальные основы создания в РФ межотраслевой системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сосунов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article shows concept basis of interindustrial estimation system creation in fire security, civil defense and population and territories protection against emergency situations nature and man-caused

Текст научной работы на тему «О создании и перспективах развития системы независимой оценки рисков в Российской Федерации»

УДК 338.2:614.8:699.

И. В. Сосунов к.т.н. (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ)) О СОЗДАНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Sosunov (FGU VNIIGOChS (FC)) ABOUT CREATION AND POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF INDEPENDENT RISK EVALUATION

SYSTEM IN RUSSIAN FEDERATION

Статья раскрывает концептуальные основы создания в РФ межотраслевой системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Article shows concept basis of interindustrial estimation system creation in fire security, civil defense and population and territories protection against emergency situations nature and man-caused.

И.В. Сосунов

В настоящее время на территории РФ эксплуатируется около 8 тыс. взрывопожароопасных объектов, более 1,5 тыс. ядерно-и радиационно опасных объектов, свыше 2,5 тыс. химически опасных объектов, более 29 тыс. напорных гидротехнических сооружений. В зонах вероятного воздействия поражающих факторов аварий, которые могут произойти на потенциально опасных объектах, проживает свыше 100 млн. граждан России. Положения Государственного доклада «О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2006 г.» свидетельствуют о том, что на территории РФ только в 2006 г. произошло 2541 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 5927 и пострадало 3289 человек. В связи с указанным является очевидной необходимость всемерного повышения эффективности мероприятий, направленных на защиту населения и территорий России от аварий и катастроф, снижение рисков и смягчение их последствий.

С конца 90-х годов XX века, по завершении периода болезненного перехода страны к рыночным отношениям, органы государственной власти РФ обратили свой взор на проблемы обеспечения безопасности граждан и их защиты от ЧС природного и техногенного характера, в результате чего были приняты федеральные законы от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.7.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.7.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Указанные законы и до настоящего времени являются основательным фундаментом всей деятельности по обеспечению безопасности России в условиях природных и техногенных угроз.

При этом, государственная система противодействия различного рода опасностям, как и любая другая система, нуждается в постоянном развитии, совершенствовании форм и методов решения возложенных на нее задач.

К сожалению, следует отметить, что в настоящее время надзорная деятельность в области пожарной, промышленной безопасности, охраны окружающей среды, зашиты населения и территорий от ЧС, гражданской обороны (ГО) и др., осуществляемая федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соответствующих видов безопасности, в ряде случаев стала иррациональной, теряет свою эффективность, и, в свою очередь, приобрела черты коррупционной неустойчивости. Одной из основных причин сложившегося положения дел является отсутствие у владельцев объектов, представляющих потенциальную опасность, персональной заинтересованности (мотивации) в повышении уровня безопасности как производственного персонала объектов, так и населения, проживающего (временно пребывающего) вблизи указанных объектов.

Решению данной проблемы посвящен подготовленный и рассматриваемый Государственной Думой РФ законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасно-

о

VO га ср

го «

ср

х и cu т X I X

cu н

I

0

1 т

I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

го объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», устанавливающий единые условия, порядок, правовые и экономические основы страхования гражданской ответственности в обязательной форме, с целью защиты имущественных интересов физических, юридических лиц, а также природной среды. Принятие данного закона позволит оценивать возможный ущерб, наносимый третьим лицам при авариях на опасных объектах, и перераспределить ответственность за нанесение вреда между государством и владельцами аварийных объектов.

В сложившихся условиях усилия МЧС России, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности и осуществляющего соответствующие надзорные функции, направлены на подготовку (совместно с другими федеральными органами исполнительно власти, организациями и профессиональными объединениями) проектов нормативных правовых актов и методических документов, позволяющих в полной мере реализовать положения ожидаемого закона «Об обязательном страховании...». В частности, на завершающей стадии находится процесс создания такой новой формы обеспечения безопасности граждан, как независимая оценка рисков в области пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, известной среди специалистов как «аудит безопасности» и призванной повысить уровень безопасности опасных объектов при общем снижении административного давления на них.

Начало созданию системы независимой оценки рисков (НОР) в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации было положено поручением Президента РФ от 6.7.2006 г. № Пр-954, во исполнение которого специалисты МЧС России разработали «Концепцию создания системы независимой оценки рисков», поддержанную Правительством РФ 7.4.2007 г. № СН-П4-1606.

Реализация «Концепции создания системы независимой оценки рисков» предусматривает разработку целого ряда нормативных правовых и методических документов, основным из которых является «Положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации». Указанное Положение в настоящее время уже подготовлено при непосредственном участии автора настоящей статьи, являющегося ответственным разработчиком Положения, и находится на согласовании Правительстве РФ.

В преддверии широкомасштабной деятельности по внедрению системы НОР в РФ полагаем необходимым осветить задачи, общий порядок функционирования системы НОР, цели, принципы, правила и процедуры организации и проведения независимой оценки рисков, состав Системы, а также функции, права и обязанности ее участников.

Следует отметить, что действие разработанного Положения о системе независимой оценки рисков предполагается распространить на органы государственного пожарного надзора, государственного надзора в области ГО, а также государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС, экспертные организации и экспертов, осуществляющих независимую оценку рисков, органы по аттестации экспертов и аккредитации экспертных организаций, страховые организации, а также на организации, подлежащие независимой оценке рисков.

Положение содержит ряд новых терминов, необходимых для понимания сущности создаваемой системы, основными из которых являются следующие:

безопасность объекта зашиты — состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития ЧС, в т.ч. обусловленных пожарами, а также воздействия на людей и материальные ценности их опасных факторов;

заключение о независимой оценке рисков — документ, содержащий сведения о выполненной экспертной организацией оценке соответствия объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, а также оформленные в установленном порядке обоснованные выводы о соответствии (или несоответствии) объекта защиты предъявляемым требованиям;

независимая оценка рисков — осуществляемая соответствующими субъектами предпринимательская деятельность по оценке соответствия установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС на объектах защиты;

объект защиты — имущественный комплекс (или его часть) юридического или индивидуального предпринимателя (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), в отношении которого установлены требования в области пожарной безопасности, ГО и зашиты населения и территорий от ЧС;

система независимой оценки рисков — совокупность участников независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС в РФ, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется независимая оценка рисков;

эксперт — физическое лицо, аттестованное в установленном порядке на осуществление деятельности по независимой оценке рисков;

экспертная организация — организация, аккредитованная в установленным порядке на осуществление деятельности по независимой оценке рисков.

«Положением о системе независимой оценки рисков» предусмотрены следующие цели ее создания: повышение уровня безопасности объектов защиты путем включения в сферу оценки состояния их безопасности наряду с органами государственного

надзора (контроля) независимых экспертных организаций и экспертов по независимой оценке рисков;

снижение административной нагрузки на объекты защиты за счет сокращения количества проверок, осуществляемых органами государственного пожарного надзора, государственного надзора в области ГО и государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС, а также за счет изменения форм и методов надзорной деятельности;

получение объективной и полной информации о соответствии объектов защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС;

выдача заключений, содержащих необходимые и достаточные сведения для заключения договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта.

Для достижения поставленных перед системой НОР целей предусмотрено решение следующих задач:

установление правил и процедур проведения независимой оценки рисков, а также контроль за их соблюдением;

организация аттестации экспертов и аккредитации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков;

организация проведения независимой оценки рисков на объектах защиты;

организация и проведение работ по совершенствованию методологических и правовых основ независимой оценки рисков.

При осуществлении независимой оценки рисков на объектах защиты, с учетом возможного причинение вреда третьим лицам, предусмотрена оценка соответствия установленным требованиям следующих систем:

системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, а также организационно-технические мероприятия в области пожарной безопасности;

объекты ГО, системы управления и оповещения ГО, а также организационные и инженерно-технические мероприятия ГО объектов защиты;

системы предупреждения и ликвидации ЧС объектов защиты, а также организационные и инженерно-технические мероприятия, направленные на снижение рисков и смягчение последствий ЧС.

Проектом «Положения о системе независимой оценке рисков» установлен следующий состав ее участников:

МЧС России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

организации, в отношении которых проводится независимая оценка рисков;

экспертные организации и эксперты по независимой оценке рисков, в том числе их профессиональные объединения;

органы по аттестации экспертов и аккреди-

тации организаций, осуществляющих независимую оценку рисков;

страховые организации.

Функционирование системы НОР предусматривается на основе следующих основных принципов: доступность информации о порядке функционирования системы НОР для заинтересованных организаций и физических лиц;

независимость экспертных организаций и экспертов, осуществляющих независимую оценку рисков, от интересов проверяемого объекта защиты, третьих лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

профессионализм и компетентность экспертных организаций и экспертов в вопросах пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, специфики проверяемого объекта защиты;

достоверность и полнота информации, на которой базируются выводы независимой оценки рисков (заключение);

исключение возможности участия в системе НОР, в качестве экспертных организаций по независимой оценке рисков, организаций осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту, обслуживанию систем и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, объектов ГО и систем управления, оповещения ГО, а также систем и средств предупреждения и ликвидации ЧС;

обеспечение ответственности экспертных организаций и экспертов за выводы о соответствии (несоответствии) объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, в т.ч. путем страхования их профессиональной ответственности;

конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения независимой оценки рисков.

В рамках функционирования системы НОР подлежат оценке следующие риски (в соответствии с компетенцией МЧС России):

риск возникновения пожара и причинения в результате этого вреда третьим лицам;

риск возникновения ЧС и причинения в результате этого вреда третьим лицам.

Система независимой оценки рисков также предусматривает оценку соответствия объектов, подлежащих независимой оценке рисков, установленным требованиям по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Независимую оценку рисков предусматривается проводить в обязательном порядке на объектах, вне зависимости от их принадлежности и организационно-правовых форм, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих пожаровзрывоопасные, опасные химические (биологические) вещества и гидротехнических сооружениях, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам в соответствии с законодательством РФ, а также на объектах обеспечения жизнедеятель-

о

ю

а р

го

а р

к

с е

т

и н

х

е т

I

о н

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у

а

I

0

Ю

а р

го

а р

е и к

с е

т

и н

х

е т

1

о н

т

у

а

I

ности населения, включая здания и сооружения с массовым пребыванием людей, аварии на которых могут привести к ЧС, в т.ч. обусловленных пожарами.

Исключением из приведенного перечня будут являться: критически важные для национальной безопасности страны объекты; особо важные пожароопасные объекты; особо ценные объекты культурного наследия России, перечень которых утверждается Правительством РФ; организации, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы; объекты оборонного комплекса, а также бюджетные организации, в том числе эксплуатирующие здания и сооружения с массовым пребыванием людей. На указанных объектах, ввиду их значимости, мероприятия по надзору за соблюдением требований в области пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС будут, как и прежде, осуществляются соответствующими органами государственного надзора. При этом независимая оценка риском также может проводиться, но в добровольном порядке, не исключающим государственный надзор.

Точный перечень объектов защиты, подлежащих независимой оценке рисков, будет в дальнейшем определен МЧС России.

Предполагается, что независимая оценка рисков будет проводиться, как комплексно по вопросам пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, так и раздельно по каждому из указанных направлений, экспертными организациями, аккредитованных в порядке, установленным МЧС России и имеющими в своем составе не менее трех аттестованных квалифицированных экспертов.

Основанием для независимой оценки рисков будет являться договором между экспертной организацией и организацией (объектом защиты), заявившей о желании провести независимую оценку рисков.

По результатам проведения независимой оценки рисков экспертной организацией будет оформлено заключение о независимой оценке рисков, представляемое заказчику независимой оценки рисков и в ГУ МЧС России по субъектам РФ (по месту расположения объекта защиты) для последующего учета и анализа заключения, планирования надзорной деятельности и составления (при необходимости) протокола об административном правонарушении.

Материалы заключений о независимой оценке рисков предусматривается использовать в целях добровольной сертификации объектов защиты, а также при определении страховых тарифов и коэффициентов к ним для страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на ПОО, при разработке деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, деклараций безопасности ГТС, паспортов безопасности ПОО и иных документов, направленных на снижение рисков и смягчение последствий ЧС, в т.ч. обусловленных пожарами.

Независимая оценка рисков предусматривает получение и оценку объективных данных о состоянии

безопасности объекта защиты, определение уровня безопасности объекта в области пожарной безопасности, ГО и защиты населения от ЧС в соответствии с требованиями безопасности, установленными соответствующими техническими регламентами, национальными стандартами и иными нормативными правовыми актами.

Процесс независимой оценки рисков включает

в себя:

проверку разрешительных документов на осуществление основной деятельности объекта защиты;

анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС;

анализ технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объекта защиты, представляющих потенциальную опасность;

анализ результатов прогнозирования ЧС, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты, содержащихся в декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, декларации безопасности ГТС, паспорте безопасности опасного объекта, разделах «ИТМ ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» и «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» проекта строительства объекта защиты и др. При отсутствии указанных документов экспертная организация осуществляет прогнозирование ЧС на объекте защиты самостоятельно:

проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты установленным требованиям;

проверку документального и фактического соответствия объектов ГО, систем управления и оповещения ГО установленным требованиям;

проверку документального и фактического соответствия систем предупреждения и ликвидации ЧС объекта защиты установленным требованиям;

проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению и ликвидации ЧС, в т.ч. обусловленных пожарами;

проверку полноты и своевременности выполнения предписаний органов государственного пожарного надзора, государственного надзора в области ГО и государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС;

анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты, в т.ч. нештатных АСФ, в области защиты от ЧС, пожарной безопасности и ГО;

проверку наличия и состояния резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;

проверку состояния защитных сооружений ГО и их готовности к приему укрываемых;

проверку наличия, использования и содержания СИЗ, приборов радиационной, химической разведки и контроля, средств пожаротушения;

анализ риска ЧС, в т.ч. обусловленных пожара-

ми, на объекте защиты с учетом фактического состояния систем обеспечения пожарной безопасности, ГО, защиты населения от ЧС, сравнение полученных значений риска с предельно допустимым уровнем риска, установленным для указанного объекта;

разработку рекомендаций по снижению рисков и смягчению последствий ЧС, в т.ч. обусловленных пожарами, на объекте защиты.

По результатам проведения независимой оценки рисков экспертной организацией готовится и направляется заказчику заключение, которое должно включать результаты независимой оценки рисков, в т.ч.:

сведения о рассмотренных в процессе независимой оценки рисков документах и обследованных технических системах;

сведения о соответствии установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности, объектов ГО, систем управления и оповещения ГО, систем предупреждения и ликвидации ЧС, а также организационных и инженерно-технических мероприятий в области пожарной безопасности, ГО и защиты от ЧС;

сведения о показателях риска ЧС, в т.ч. обусловленных пожарами, с указанием максимально возможного количества потерпевших в результате аварии на объекте защиты;

выводы о соответствии объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС;

выводы о соответствии полученных значений риска предельно допустимому уровню риска, установленному для указанного объекта;

перечень недостатков, выявленных при независимой оценке рисков, и рекомендации по их устранению с указанием сроком устранения.

Срок действия заключения предусмотрен до трех лет.

В том случае, если в заключении о независимой оценке рисков будет содержаться перечень нарушений требований безопасности и предложения по устранению выявленных нарушений, то организация, эксплуатирующая объект защиты, обязана в срок, не позднее трех месяцев с момента получения заключения, уведомить экспертную организацию и ГУ МЧС России по субъекту РФ (по месту расположения объекта защиты) о принятых мерах по устранению указанных нарушений.

Важнейшим является положение о том, что в случае получения объектом защиты положительного заключения о независимой оценке рисков проверка состояния объекта защиты органами соответствующих государственных надзоров не будет проводиться в период действия указанного заключения.

Таким образом, представленные в данной статье материалы, свидетельствуют о грядущих в России существенных переменах в области обеспечения комплексной безопасности населения и территорий страны от аварий и катастроф, создании новых форм стимулирования владельцев опасных объектов на действия по снижению рисков и смягчению последствий ЧС. Внедрение системы независимой оценки риском позволит существенным образом повысить уровень безопасности объектов, представляющих потенциальную опасность, снизить административную нагрузку на указанные объекты за счет изменения форм и методов надзорной деятельности, снизить уровень коррупции, имеющей место при осуществлении надзорной деятельность, а также способствовать созданию и успешному функционированию системы страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на указанных объектах.

Литература

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 -ФЗ «О гражданской обороне».

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». ки

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 712 «Об утверждении от Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ^ природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам $ гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». ^

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государствен- | ном пожарном надзоре». ес

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».

9. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2006 году. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

2007. - 201 с. ^

I

н

х

е т

о н

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.