УДК: 340.134
О СОВРЕМЕННЫХ НОВЕЛЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИТУТА НАУЧНОЙ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Сарпеков Рамазан Кумарбекович
Директор Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Заслуженный деятель Казахстана, кандидат юридических наук; г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам совершенствования института научной правовой экспертизы в Республики Казахстан. В настоящее время научная правовая экспертиза является важным средством, позволяющим выявлять проблемы и противоречия, которые были при разработке нормативных правовых актов, тем самым способствуя повышению их качества. Как известно, в Казахстане начала действовать новая модель проведения научной правовой экспертизы, которая начала внедряться в Казахстане с момента принятия Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» от 12 марта 2021 года № 15-VII, а также разработанного во исполнение положений данного Закона постановление Правительства Республики Казахстан «Некоторые вопросы организации и проведения научной экспертизы» от 8 июня 2021 года № 386, которое регламентирует правовые и организационные основы введения новой модели научной правовой экспертизы. Автор раскрывает основные организационно-правовые аспекты новой модели научной правовой экспертизы, которые концептуально изменяют процесс и организацию проведения научной правовой экспертизы. Так, в статье рассматриваются такие основные особенности новой модели научной правовой эксперти- Т зы, как вопросы создания специального пула научных экспертов (в виде Реестра научных экспертов), организация отбора научных экспертов из Реестра экспертов, унификация сроков для проведения научной правовой экспертизы, вопросы последовательности прове- И дения юридической экспертизы и научной правовой экспертизы международных договоров Т и их проектов, общий алгоритм проведения научной правовой экспертизы, а также аспек- > ты ответственности научных экспертов и др.
Ключевые слова: экспертиза, правотворчество, модель научной правовой экспертизы, научный эксперт.
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ГЫЛЫМИ К^КЬЩТЬЩ САРАПТАМА ИНСТИТУТЫН ¥ЙЫМДАСТЫРУДЫЦ КАЗ1РГ1 ЗАМАНГЫ НОВЕЛЛАЛАРЫ ТУРАЛЫ
Сарпеков Рамазан ^марбек^лы
Казащстан Республикасыныц Зацнама жэне щущыщтыщ ащпарат институтыныц директоры, Казащстан ецбек с^рген щайраткерi, зац гылымдарыныц кандидаты; Нур-Султан щ., Казащстан Республикасы; e-mail: [email protected]
х
сг
В
СП >
>
го О го О
X
е о
"U
2 >
JZ
"и
Аннотация. Мащала Казащстан Республикасындагы гылыми щущыщтыщ сарапта-ма институтын жетiлдiрудiц взектi мэселелерiне арналган. Казiргi уащытта гылыми щущыщтыщ сараптама нормативтт щущыщтыщ актiлердi эзiрлеу кезтде болган проблема-лар мен щайшылыщтарды аныщтауга мYмкiндiк беретт мацызды щурал болып, олардыц
NJ
сапасын арттыруга ыцпал emedi. Казацстанда гылыми цщыцтыц сараптама журггзудгц жаца модeлi цолданыла бастаганы белгт. Ол 2021 жылгы 12 наурыздагы «Казахстан Республикасыныц кeйбiр зацнамалыц актшерте нормашыгармашылыцты жemiлдiру мэсeлeлeрi бойынша взгер^тер мен толыцтырулар emi3y туралы» № 15-VII Казахстан Республикасыныц Зацы, сондай-ац осы Зацныц ережелерт орындау Yшiн эзiрлeнгeн 2021 жылгы 8 маусымдагы «Fылыми сараптаманы уйымдастыру жэне ЖYргiзудiц кeйбiр мэœлeлeрi» Казацстан Республикасы Yкiмemiнiц № 386 цаулысы цабылданган кезден бастап Казацстанда eнгiзiлe бастады. Ол гылыми цщыцтыц сараптаманыц жаца мо-делт eнгiзудiц цщыцтыц жэне уйымдастырушылыц нeгiздeрiн рemmeйдi. Автор гылыми цщыцтыц сараптама ЖYргiзудiц процеЫ мен уйымдастырылуын тужырымдамалыц mYрдe взгертетт гылыми цщыцтыц сараптаманыц жаца моделшц нeгiзгi уйымдасты-рушылыц-цщыцтыц аспектшерт ашып кврсemeдi. Солай, мацалада гылыми цщыцтыц сараптаманыц жаца моделтщ гылыми сарапшылардыц арнайы пулын цуру (Fылыми са-рапшылар miзiлiмi mYрiндe), Сарапшылар miзiлiмiнeн гылыми сарапшыларды iрiкmeудi уй-ымдастыру, гылыми цщыцтыц сараптама ЖYргiзу мeрзiмдeрiн бiрiздeндiру, халыцаралыц шарттар мен олардыц жобаларына зац сараптамасын жэне гылыми цщыцтыц сараптама ЖYргiзудiц дэйектыт мэсeлeлeрi, гылыми цщыцтыц сараптама ЖYргiзудiц жалпы алгориmмi, сондай-ац гылыми сарапшылардыц жауапкершт аспeкmiлeрi жэне сол сияцты т. б. нeгiзгi eрeкшeлiкmeрi царастырылады.
TyrnHdi свздер: сараптама, цщыц шыгармашылыгы, гылыми цщыцтыц сараптама мо-дeлi, гылыми сарапшы.
ON INNOVATIONS IN ORGANIZATION OF THE INSTITUTE OF ACADEMIC LEGAL EXPERTISE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
g Sarpekov Ramazan Kumarbekovich
™ Director of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan,
to Honored Worker of Kazakhstan, Candidate of Legal Sciences;
^ Nur-Sultan, Republic ofKazakhstan; e-mail: [email protected]
z
^
CL
S
§■ Abstract. The article is devoted to topical issues of the improvement of the institute of academic
z legal expertise in the Republic ofKazakhstan. Currently, academic legal expertise is an important
g tool for identifying problems and contradictions that were in the development of regulatory legal
i acts, thereby contributing to the improvement of their quality. As it is known, a new model of
o academic legal expertise has begun to operate in Kazakhstan, which began to be implemented in
o Kazakhstan since the adoption of the Law of the Republic of Kazakhstan «On amendments and
^ supplements to certain legislative acts of the Republic of Kazakhstan on the improvement of the
s rulemaking» of March 12, 2021 No. 15-VII, and the Resolution of the Government of the Republic
pq ofKazakhstan «Certain issues of organization and conduct of scientific expertise» of June 8, 2021
jq No. 386, developed in compliance with the provisions of this Law, which regulates the legal and
£ organizational basis for the introduction of a new model of academic legal expertise. The author
g reveals the main organizational and legal aspects of the new model of academic legal expertise,
o which conceptually changes the process and organization of academic legal expertise. Thus, the
< article discusses such major characteristics of the new model of academic legal expertise as the
¡5 creation of a special pool of academic experts (in the form of a Register of academic experts),
P the organization of the selection of academic experts from the Register of Experts, the unification
b of deadlines for academic legal expertise, the sequence of legal expertise and academic legal
s expertise of international treaties and their projects, the general algorithm of academic legal
g expertise, and aspects of the responsibility of academic experts, etc.
b Keywords: expertise, law-making, model of scientific legal expertise, scientific expert. 0Û
DOI: 10.52026/2788-5291 2021 67 4 13
Введение. Проблемы повышения эффективности законодательства являются актуальными на любом этапе развития государства. Сложность решения данной проблемы заключается не только в поиске практического механизма повышения качества проектов нормативных правовых актов, но и в нахождении концептуальной, методологической базы. В текущий момент увеличение внимания в юридической науке и практике законотворческого процесса к проблемным вопросам действенности законодательства связано с поиском оптимальных средств оценки качества и эффективности законодательства, нивелирования ошибок при нормотворчестве.
В этой связи научная правовая экспертиза как инструмент оценки качества законодательства должна соответствовать международным стандартам и реалиям современного правотворческого процесса.
Материалы и методы. Статья посвящена новой модели организации и проведения научной правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов и международных договоров.
Основными материалами, использованными в ходе исследования, являются:
1) Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества»;
2) Закон РК «О правовых актах»; 3) Закон РК «О международных договорах Республики Казахстан»; 4) Постановление Правительства РК «Некоторые вопросы организации и проведения научной экспертизы»; 5) Постановление Правительства РК «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» (Утратило силу постановлением Правительства РК от 31 августа 2016 года № 497); 6) Постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения научной экспертизы по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров» (Утратило силу постановлением Правительства РК от 8 июня 2021 года № 386).
Основными методами, используемыми в данной статье, являются метод правового анализа, анализ нормативно-правовых и
теоретических источников. Так, метод правового анализа был использован при исследовании старой и новой модели научной правовой экспертизы проектов международных договоров Республики Казахстан.
Основные положения.
Результаты и обсуждения. В настоящее время научная правовая экспертиза признана одной из эффективных мер, которая направлена на повышение качества проектов законов и международных договоров, и позволяет выявлять проблемы и противоречия, которые были при их разработке. При этом в арсенале научной правовой экспертизы имеются средства и способы, используя которые позволяют устранить или минимизировать недостатки, которые допускаются в деятельности по разработке нормативных правовых актов. В связи с этим следует отметить, что институт научной правовой экспертизы существенно влияет на роль, функции и развитие правотворческой деятельности, повышает качество нормативных правовых актов, что позволяет в целом повысить степень разработанности национального законодательства.
В Казахстане институт научной правовой экспертизы получил свое закрепление достаточно давно, однако, введение понятия «научная правовая экспертиза» на законодательном уровне произошло в текущем году. Так, в рамках работы по реформированию института научной правовой экспертизы вступили в силу поправки Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» от 12 марта 2021 года № 15-УШ, которым впервые был определен термин «научная правовая экспертиза - независимый профессиональный экспертный анализ объектов научной правовой экспертизы в части оценки их качества, обоснованности, научной проработанности проекта, определения возможных негативных социальных и правовых последствий его принятия, соответствия предлагаемых норм системе права и системе законодательства» 2 (пп. 1-1 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-У).
В целом, указанное понятие, представля-
1 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» от 12 марта 2021 года № 15-УЛ // https://adilet.zan.kz/ rus/docs/Z2100000015#z117
2 Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480^ // https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1600000480
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
> СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
П.
Т>
к> о к>
гм о гм
IX
< IX
о в х
о
со О
СП <
< СП
ь .0
ш £
ч О X
0 <
т
1
ется методологически верным, и включает как практические подходы, так и научные тенденции развития института научной экспертизы. Между тем, в законодательстве не получило закрепление понятие научной правовой экспертизы международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, или проекта международного договора.
Таким образом, при должном учете рекомендаций научной правовой экспертизы предотвращаются ошибки, повышается внутренняя согласованность и устраняется дефекты норм, принимаемых нормативных правовых актов, а также повышается их качество. В целом указанные в законодательстве подходы применимы к научной правовой экспертизе проектов международных договоров, но с учетом их особенностей и специфики.
В 2002 годуЗ постановлением Правительства РК в законотворческий процесс введена научная правовая экспертиза проектов законов, а в 2010 году4 - научная правовая экспертиза международных договоров, участницей которых намеревается стать РК, а также проектов международных договоров (далее - международных договоров и их проектов). В данных актах более детально регулировались вопросы организации и проведения научной правовой и других видов экспертиз законопроектов, международных договоров и их проектов. В последующем организация и деятельность по осуществлению научной правовой экспертизы, а также других видов научной экспертизы, продолжали меняться и совершенствоваться с учетом существующих трендов. Так, в частности, научная антикоррупционная экспертиза была введена в 2009 году, затем она была исключена в 2014 году, но в 2020 году институт антикоррупционной экспертизы был введен заново, но с изменениями в организации и порядке ее проведения5.
При этом в Российской Федерации с 2009 года действует Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и в научных трудах рос-
сийских ученых рассмотрены актуальные вопросы разработки концептуальных положений антикоррупционной экспертизы. В юридической литературе справедливо отмечается, что экспертиза законодательства, экспертная оценка - это процесс, призванный гарантировать учет законодателем как требований юридической техники, так и социальной действительности и социальной адекватности законодательной деятельности [1].
Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 17 мая 2012 года № 37-12 был принят Модельный закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в котором не устанавливается понятие корруп-циогенного фактора, предполагая, что на национальном уровне оно может существенно отличаться. Предусмотренная Модельным законом типология коррупциогенных факторов основывается на подходе, характерном для национального законодательства.
Модельный закон и рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, достаточно полно регламентируют порядок и методику проведения антикоррупционной экспертизы [2].
Вместе с тем, в большинстве европейских стран порядок и правила оценки проектов правовых актов на коррупциогенность специально не регулируются ни в регламентах парламентов, ни в постановлениях правительства [3].
К примеру, положения, касающиеся профессиональных и квалификационных требований, которым должны соответствовать независимые эксперты, предусмотрены в ст. 13 Модельного закона.
В рамках ранее действующей моделиб проведение научной экспертизы законопроектов, международных договоров и их проектов допускалось научными организациями, ВУЗами, учеными и специалистами.
3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2002 года № 598 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» (Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 497) //https://adilet.zan.kz/rus/docs/P020000598_
4 Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения научной экспертизы по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров» от 14 сентября 2010 года № 938 (Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 386). //https://adilet.zan.kz/rus/docs/P100000938_
5 Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2020 года № 451 «О некоторых вопросах проведения научной антикоррупционной экспертизы» //https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2000000451
6 Примечание: действовала до марта 2021 года.
Отбор экспертных организаций происходит посредством проведения государственных закупок способом конкурса. Ранее Законом РК «О правовых актах»7 допускалось участие в научной экспертизе ученых и специалистов. Вместе с тем механизм выбора самостоятельных экспертов в рамках данной модели был не урегулирован, ввиду коллизии с нормами Закона РК «О государственных закупках»8, не позволяющими экспертам конкурировать с юридическими лицами. Кроме того, при проведении государственных закупок, проверка соответствия потенциального юридического лица на возможность осуществления услуг по проведению научной правовой экспертизы осуществлялась только в момент проведения государственных закупок путем рассмотрения представленной конкурсной документации.
Проблемным аспектом в рамках ранее действующей модели было понимание научной экспертизы, которая определялась как предпринимательская деятельность, однако, по своему содержанию научная экспертиза не может быть отнесена к этому виду деятельности, так как не соответствует признакам предпринимательства, обозначенным в статье 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан (рисковый характер, систематическое получение прибыли)9.
Вопросам совершенствования института научной правовой экспертизы всегда уделялось пристальное внимание со стороны всех органов государственной власти и гражданского общества. Поэтому Министерством юстиции РК совместно с государственными органами прорабатывался вопрос реформирования порядка проведения научной правовой экспертизы, который разрешил вышеуказанные проблемы.
Результатом этой работы стало принятие Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» от 12 марта 2021 года № 15-УП10, в котором закладывались организационно-правовые основы для формирования новой модели
научной правовой экспертизы. Во исполнение положений данного Закона разработано постановление Правительства Республики Казахстан «Некоторые вопросы организации и проведения научной экспертизы» от 8 июня 2021 года № 38611 (далее - Правила), которое направлено на конкретизацию и детализацию положений данного Закона. Также в ходе разработки Правил принято решение об объединении научной экспертизы, как законопроектов, так и международных договоров, и их проектов.
На страницах периодических изданий автором освещались актуальные вопросы модернизации научной правовой экспертизы. Между тем следует обратить внимание на преимущества новой модели экспертизы и её особенности в условиях повсеместной цифровизации [4].
На наш взгляд, преимуществами новой модели организации научной экспертизы являются:
- исключение научных организаций выполняющих роль посредников в процессе осуществления научной правовой экспертизы;
- принятие мер, обеспечивающих независимость и объективность научного эксперта;
- обеспечение максимальной реализации потенциала научного эксперта;
- наличие экономии финансовых средств за счет исключения расходов на содержание научных организаций;
- обеспечение индивидуализированной и адресной оплаты экспертов, стимулирующих их на проведение качественной экспертизы;
- повышение персональной ответственности научных экспертов.
Одним из основных аспектов новой модели научной правовой экспертизы является привлечение научных экспертов на системной и постоянной основе. Так, в этой связи создан специальный пул (в виде Реестра научных экспертов), охватывающий научных экспертов, как с различных регионов Казахстана, так и с зарубежных государств.
Для занятия научной правовой экспертизой научный эксперт должен соответство-
7 Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-V // https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1600000480
8 Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V«О государственных закупках» //https://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z1500000434
9 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII // https://adilet.zan.kz/rus/docs/ K940001000_
10 Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» от 12 марта 2021 года № 15-VII // https://adilet.zan.kz/ rus/docs/Z2100000015#z117
11 Постановление Правительства Республики Казахстан «Некоторые вопросы организации и проведения научной экспертизы» от 8 июня 2021 года № 386 / URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000386
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
X
е о
"U
2 А
JZ
"и
NJ
о
NJ
гм о гм
IX
< IX
о в х
о
со О
СП <
< СП
ь .0
ш £
ч О X
0 <
т
1
вать требованиям, установленным в пп. 29 и 56 Правил. Среди них следует отметить наличие ученой степени либо стажа по юридической деятельности определенной продолжительности. Учитывая это, в Реестр в качестве научных экспертов вошли как работники научных учреждений и учебных заведений, так и опытные практики из различных отраслей права. В этой связи сформированы два отдельных Реестра научных экспертов, один из которых по проектам законов, другой - по международным договорам или их проектам.
Таким образом, произошел переход к привлечению научных экспертов различных отраслей из соответствующего Реестра, а не посредством государственных закупок. А вводимая цифровизация и автоматизация процессов ведения Реестра научных экспертов способствует более оптимальному выбору научных экспертов на основе учета их квалификации, а также принципов объективности и независимости, что позволяет участвовать как национальным, так и зарубежным научным экспертам.
Далее, еще одной особенностью новой модели является определение научного эксперта и формирование экспертной группы путем применения метода случайного отбора эксперта из Реестра экспертов, учитывающей пропорциональность распределения нагрузки на всех экспертов, их квалификацию и т.д.
Согласно Правилам, отбор экспертной группы осуществляется по следующим обязательным условиям:
наличие одного доктора юридических наук;
наличие одного кандидата юридических наук или доктора Ph.D по соответствующей отрасли либо по смежным отраслям;
наличие одного специалиста, имеющего специальные знания в определенной сфере деятельности.
В рамках новой модели также установлена ответственность научных экспертов за проведенную научную экспертизу. В частности, научный эксперт за некачественно подготовленное им заключение научной правовой экспертизы несет гражданско-правовую (в рамках договора на проведение научной правовой экспертизы) и персональную (в виде исключения его из Реестра, в случаях, предусмотренных законодательством) от-
ветственность.
Другим новшеством, способствующим дальнейшему развитию института научной правовой экспертизы в рамках новой модели, можно считать наделение Института законодательства и правовой информации РК (далее - ИЗПИ) статусом уполномоченной организации. Так, по новой модели ИЗПИ обеспечивает организацию и координацию научной правовой экспертизы согласно действующему законодательству12. В этой связи в ИЗПИ образованы Комиссия по включению/исключению кандидата в эксперты, а также Претензионный совет по досудебному рассмотрению возражений заявителей.
Еще одной характеристикой новой модели научной правовой экспертизы можно считать унификацию сроков для проведения научной правовой экспертизы. Ранее существовали разные сроки для осуществления научной правовой экспертизы, но в рамках новой модели срок проведения научной правовой экспертизы как законопроекта, так и международного договора или его проекта, единообразен - 15 рабочих дней. Исключением из общего правила может являться проведение научной правовой экспертизы международного договора или его проекта о займах, которая осуществляется в течение 10 календарных дней.
В рамках новой модели также разрешен вопрос последовательности проведения юридической экспертизы и научной правовой экспертизы международных договоров и их проектов. Как известно, научная правовая экспертиза международного договора или его проекта проводится только на подлежащие ратификации международные договоры или их проекты. Между тем, на практике встречаются случаи, когда способ выражения согласия на обязательность международного договора заранее определить затруднительно.
В связи с этим согласно пп. 2) п. 1 ст. 3 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года № 54 Министерство юстиции РК при проведении юридической экспертизы «определяет способы выражения Республикой Казахстан согласия на обязательность для нее международных до-говоров»13. В этом контексте юридическая экспертиза, проводимая Министерством юстиции РК, четко отвечает на этот вопрос и
12 См. подробнее: ст. 33-2 Закона РК «О правовых актах» а также п. 2-2 ст. 4 Закона РК «О международных договорах Республики Казахстан»
13 Закон Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года N 54 //https:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000054
представляет собой официальную позицию государства, и является для уполномоченной организации ориентиром для осуществления обязательной научной правовой экспертизы.
Кроме того, в рамках правового регулирования новой модели в Правила включен общий алгоритм проведения научной правовой экспертизы. Его включение позволит обеспечить открытость и понимание этапов проведения научной правовой экспертизы. Так, новеллой можно считать, что началом проведения научной правовой экспертизы считается не момент принятия документов, поступивших на научную правовую экспертизу, а уведомление научного эксперта уполномоченной организации о принятии материалов к рассмотрению. В случае невозможности проведения экспертизы, научный эксперт должен вовремя сообщить о своем отказе (п. 42 Правил).
Далее, эксперт, экспертная комиссия изучает объект экспертизы и представляет заключение научной правовой экспертизы в течение 10 (десять) рабочих дней. Эксперт также может изложить свое особое мнение и приложить его к единому заключению.
Следующий этап предполагает, что уполномоченная организация проводит проверку заключения эксперта или экспертной комиссии в течение 5 (пять) рабочих дней, и направляет его в орган-разработчик. В дальнейшем заключение научной правовой экспертизы на законопроект направляется на опубликование на интернет-портале открытых нормативных правовых актов в соответствие с Правилами.
В настоящее время современные тенденции по интеграции цифровых технологий в
различных сферах общества и государства, особенно, дальнейшее внедрение процессов цифровизации в законотворчество и правоприменительный процесс, а также связанное с ними эволюционное развитие права, безусловно, будут влиять на институт научной экспертизы. Учитывая это, в дальнейшем указанный в Правилах алгоритм подлежит цифровизации и автоматизации, что позволит обеспечить повышение прозрачности и оперативности проведения научной экспертизы. Так, в частности, планируется разработка информационной системы, в рамках которой будет регламентироваться весь процесс осуществления научной правовой экспертизы.
Заключение. Таким образом, институт научной правовой экспертизы во многом способствует выявлению негативных юридических и других последствий проектов нормативных правовых актов, усиливает научную составляющую в их содержании, которая влияет на их качество, тем самым выполняется задача контроля на стадии завершения разработки. В связи с этим, дальнейший процесс совершенствования правового регулирования экспертизы видится в дальнейшем закреплении ее правовых основ, особенно в части методологии и конкретизации проведения отдельных видов научной экспертизы в действующее законодательство. Кроме того, развитию экспертной деятельности в Казахстане может способствовать внедрение процессов цифровизации и автоматизации, а также создание программ, позволяющих проведение одновременной научной экспертизы и согласования позиций экспертов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хабриева Т.Я. Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Журнал российского права. №10, 2009. С. 5-13 [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovyh-osnov-antikorruptsionnoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov (дата обращения: 05.10.2021).
2. Севрюгин К.В. О принципах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Т. 2. № 3, 2016. С. 157-168
3. Захарова В.И. Правовое регулирование антикоррупционной экспертизы в зарубежных странах // Пробелы в российском законодательстве. № 3, 2012. С. 286-290.
4. Сарпеков Р.К. Вопросы обеспечения публичности в законопроектной деятельности и модернизации научной правовой экспертизы в свете принятия в Республике Казахстан законодательных поправок по вопросам совершенствования нормотворчества //Вестник Института законодательства и правовой информации РК. № 1 (64), 2021. С. 13-21 [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-obespecheniya-
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
С
"О
к> о к>
publichnosti-v-zakonoproektnoy-deyatelnosti-i-modernizatsii-nauchnoy-pravovoy-ekspertizy-v-svete-prinyatiya-v/viewer (дата обращения: 05.10.2021 г.).
REFERENCES
1. Habrieva T.Ja. Formirovanie pravovyh osnov antikorrupcionnoj jekspertizy normativnyh pravovyh aktov // Zhurnal rossijskogoprava. №10, 2009. S. 5-13 [Jelektronnyj resurs] //Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovyh-osnov-antikorruptsionnoy-ekspertizy-normativnyh-pravovyh-aktov (data obrashhenija: 05.10.2021).
2. Sevryugin K.V. On the principles of anti-corruption expertise of normative legal acts of the Russian Federation // Bulletin of Tyumen State University. Socio-economic and legal research. Т. 2. № 3, 2016. С. 157-168
3. Russian legislation. № 3, 2012. С. 286-290.
4. Sarpekov R.K. Voprosy obespechenija publichnosti v zakonoproektnoj dejatel'nosti i modernizacii nauchnoj pravovoj jekspertizy v svete prinjatija v Respublike Kazahstan zakonodatel'nyh popravok po voprosam sovershenstvovanija normotvorchestva // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii RK - № 1 (64), 2021. S. 13-21 [Jelektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-obespecheniya-publichnosti-v-zakonoproektnoy-deyatelnosti-i-modernizatsii-nauchnoy-pravovoy-ekspertizy-v-svete-prinyatiya-v/viewer (data obrashhenija: 05.10.2021 g.)
ZQAI
< о
X
о <
en
s=