6. Omarova B.A. Poniatie i znachenie alternativnyh form dosudebnogo uregulirovaniia sporov, vytekajushih iz administrativnyh pravootnoshenii URL: https://www.zakon.kz/4933986-ponyatie-i-znachenie-alternativnyh-form.html. (Data obrasheniia: 01.10.2018).
7. Erejepova L. Dinamika aktivnosti objalovaniia rezultatov nalogovoi proverki var'iruetsia po godam, no ostaetsia stabilnoi. URL:http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31628633#pos=6;-250. (Data obrasheniia: 01.10.2018).
8. Tlembaeva. J.U. Vnesudebnoe uregulirovanie pravovyh sporov, voznikajushih iz administrativnyh i inyh publichno-pravovyh otnoshenii v Respublike Kazahstan: sostoianie i perspektivy razvitiia. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37502772#pos=5;-250. (Data obrasheniia 15.10.2018).
9. Maks Gutbrod. Primery razresheniia ekonomicheskih konfliktov cherez administrativnoepravo: Mat-ly Il-i mejdunar.shk. (nauch.-prakt. seminara) administrativnogoprava, Astana, 25 noiabria 2011 g./Pod ob.red. d.ju.n., prof. J.D. Busurmanova, k.ju.n. A.B. Gabbasova. - Astana: GU «Institut zakonodatelstva Respubliki Kazahstan», 2012. - 150 s.
10. Davydenko D.L. «Voprosy juridicheskoi terminologii v sfere alternativnogo razresheniia sporov». URL: http://www.iurisprudentia.ru/files/vopr_termin.pdf. (Data obrasheniia: 05.10.2018).
11. Havanova I.A. K voprosu ob alternativnyh sposobah razresheniia nalogovyh sporov v SShA i Kanade. URL: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/14734. (Data obrasheniia: 05.10.2018).
УДК 341.1/8
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
Абдильдина Данара Багдатовна
Научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук, Астана, Казахстан; е-тай: [email protected]
Ключевые слова: экспертиза; научная экспертиза; международный договор; проект международного договора; ратификация.
Аннотация. Обязательная научная экспертиза проводится по подлежащим ратификации проектам международных договоров - до их подписания; по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, - до принятия решения об их ратификации или присоединении к ним путем ратификации.
Особенность проведения научной экспертизы международных договоров состоит в том, что экспертам помимо следования нормам национального законодательства, регулирующим данную процедуру, также следует учитывать положения такого источника международного права как Венская Конвенция о праве международных договоров 1969 года.
Институт законодательства Республики Казахстан ежегодно с января по март месяц, ввиду отсутствия результатов государственных закупок на проведение экспертизы международных договоров, осуществляет научную экспертизу международных договоров. В 2017 году группа экспертов Института законодательства провела экспертизу в отношении 13 проектов международных договоров [1,с. 41]. Автор статьи, принимавший участие в научной экспертизе международных договоров, проводимой Институтом законодательства, выделяет некоторые особенности данной процедуры.
Автором отражен примененный подход к экспертизе и отражены наиболеераспро-страненные проблемные аспекты проектов международных договоров.
В статье раскрывается порядок проведения экспертизы, критерии оценки экспертизы и факторы, влияющие на качество содержания международного договора. Закрепленные на законодательном уровне цели научной экспертизы международных договоров отражают основные критерии, по которым эксперты проводят оценку представленного международного договора. Автором также выделяются дополнительные критерии, на которые ориентировалась группа экспертов Института законодательства при
проведении экспертизы.
Статья носит ознакомительный характер и направлена отображение практической стороны проведения научной экспертизы международных договоров.
ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ШАРТТАР ЖОБАЛАРЫНА ГЫЛЫМИ САРАПТАМА ЖУРГ1ЗУДЩ КЕЙБ1Р ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1 ТУРАЛЫ
Данара Багдатовна Абдильдина
Казацстан Республикасы Зацнама институтыныц Халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цуцыцтану бел1мтщ гылыми цызметкерг, зац гылымдарыныц магистр1, Казацстан Респбуликасы, Астана ц.; е-тай: [email protected]
ТYйiн свздер: сараптама; гылыми сараптама; халыцаралыц шарт; халыцаралыц шарт жобасы; ратификация.
Аннотация. М1ндетт1 гылыми сараптама ратификациялауга жататын халыцаралыц шарттар жобаларына — оларга цол цойганга дешн, ал Казацстан Ресупбликасы цатысушысы болуга ниеттенген халыцаралыц шарттарга — оларды ратификациялау немесе ратификациялау арцылы цосылу туралы шешгм цабылданганга дешн вткгзгледг.
Халыцаралыц шарттарга гылыми сараптама ЖYргiзудiц ерекшелг сарапшыларга аталган процедураны реттейтт улттыц зацнама нормаларына CYйенумен цатар, со-нымен цоса, Халыцаралыц шарттар туралы Вена Конвенциясы сияцты халыцаралыц цуцыцтыц цайнар квзт есепке алу цажетттш болып табылады.
Казацстан Ресупбликасыныц Зацнама институты, халыцаралыц шарттарга сараптама ЖYргiзуге мемлекеттт сатып алу шешiмдерi болмагандыцтан, жыл сайын цацтардан наурыз айына дешн халыцаралыц шарттарга гылыми сараптаманы ЖYзеге асырады. 2017 жылы Зацнама институтыныц сарапшылар тобы халыцаралыц шарт-тарыныц - 13 жобаларына сараптаманы ЖYргiздi. Мацала авторы, Зацнама инсти-тутымен втмзтетт халыцаралыц шарттарга гылыми сараптама жасауга цатысып, аталган процедураныц кейбiр ерекшелттерт атап втедi.
Автор сараптаманыц цолданылатын тэсшн кврсетед^ жэне халыцаралыц шарттар жобаларыныц негурлым сауалды аспектыерт аныцтайды.
Мацалада сараптама ЖYргiзудiц тэртiбi, сараптама багалаудыц критерийлерi жэне халыцаралыц шарт мазмуныныц сапасына эсер ететт факторлары аныцтала-ды. Зацнамалыц децгейде беютыген халыцаралыц шарттарга гылыми сараптамасыныц мацсаттары тапсырылган халыцаралыц шартца бага берудi ЖYргiзетiн эксперттердщ негiзгi критерийлерт кврсетедi. Соынмен цатар, автор сараптаманы втюзу кезт-де Зацнама институтыныц сарапшылар тобы негiзге алган цосымша критейрийлердi аныцтайды.
Мацала мэселемен танысу сипатында жазылган, жэне халыцаралыц шарттарга гылыми сараптама ЖYргiзудiц цолданбалы жагын кврсетуге багытталган.
SOME FEATURES OF ACADEMIC
EXPERTISE OF THE DRAFTS OF INTERNATIONAL TREATIES
Abdildina Danara Bagdatovna
Department of International Legislation and Comparative Law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, Master of Laws, research fellow, Astana, the Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: expertise; academic expertise; treaties; draft international treaties; ratification. Abstract. Mandatory academic expertise is applied to the draft international treaties which are to be ratified - prior to their signing; to international treaties, to which the Republic of Kazakhstan intends to become a party - until a decision on their ratification or accession to them by ratification is taken.
The peculiarity of academic expertise of international treaties is that the experts, who must abide the norms of national legislation governing this procedure, should also consider the provisions of such source of international law as the Vienna Convention on the Law of International Treaties of 1969.
The Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan annually from January to March, in the absence of results of the state competition, carries out scientific expertise of international treaties. In 2017, a group of experts of the Institute of Legislation conducted the expertise of 13 draft international treaties. The author of the article, who took part in the academic expertise of international treaties by the Institute of Legislation, identifies some features of this procedure.
The author describes the applied approach to the expertise and the most common problematic aspects of the draft international treaties.
The article defines the procedure for the examination, the criteria for evaluating the examination and factors affecting the quality of the content of an international treaty. The objectives of the academic expertise of international treaties fixed at the legislative level reflect the main criteria according to which experts evaluate the submitted international treaty. The author also highlights additional criteria that the expert group of the Institute of Legislation used as the reference points during the examination.
The article is of an introductory nature and aims to reflect the practical side of the scientific examination of international treaties.
Прежде всего, хотелось бы отметить определенную уникальность процедуры научной экспертизы проектов международных договоров. В зарубежных государствах данный вид экспертизы, аналогичный по содержанию научной правовой экспертизе, осуществляемой в Республике Казахстан, на территории иностранных государств не проводится. Так, в превалирующем большинстве стран романо-гер-манской правовой семьи (страны Центральной и Восточной Европы, Дальнего и Ближнего Востока, Центральной Азии) регламентируются аспекты по реализации правовой (юридической) экспертизы (legal expertise), антикоррупционной экспертизы и т.д. Следует отметить, что вышеуказанные виды экспертиз содержат элементы, корреспондирующие содержанию казахстанской модели научной правовой экспертизы.
Касательно особенностей и порядка экспертизы проектов международных договоров
1. Порядок и правовые основы регулирования проведения научной экспертизы международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан.
Ст. 11 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года №№ 54 «О международных договорах»1 (далее - Закон) определены 9 условий, в соответствии с которыми международный договор подлежит ратификации. Условия можно квалифицировать по трем группам: 1) предмет договора; 2) выполнение положений международного договора (внесение изменений или принятие нового закона); 3) условия подписания международного договора.
Обязательная научная экспертиза проводится по подлежащим ратификации проектам
международных договоров - до их подписания; по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, - до принятия решения об их ратификации или присоединении к ним путем ратификации.
В Республике Казахстан научная экспертиза международных договоров осуществляется экспертами на основании результатов конкурса (осуществление государственных закупок способом конкурса). После получения экспертом международного договора и сопутствующих ему материалов, эксперт приступает к проведению экспертизы, срок которой не должен превышать 10 календарных дней.
Экспертное заключение носит исключительно рекомендательный характер. Вместе с тем, организатор экспертизы (уполномоченный государственный орган - разработчик) при внесении международного договора на рассмотрение Правительства либо Министерства юстиции должен аргументированно обосновать причины, по которым рекомендации, представленные в экспертном заключении, не могут быть приняты.
В дальнейшем экспертное заключение прилагается к законопроекту о ратификации международного договора, вносимому на рассмотрение Парламента.
Научная экспертиза международных договоров регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах Республики Казахстан»;
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2010 года № 938 «Об утверждении Правил проведения
1 Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах Республики Казахстан». Электронный доступ: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000054_ (дата обращения 01.10.18)
научной экспертизы по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров» (далее - Правила проведения научной экспертизы по международным договорам);
- Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 09.12.2011 № 398 «О некоторых вопросах проведения научной экспертизы международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров».
Эти нормативные правовые акты определяют основные цели, порядок проведения и критерии экспертизы.
2. Основные критерии оценки при проведении научной экспертизы международных договоров.
П.3 ст. 4 Закона устанавливает цели научной экспертизы международных договоров, которые одновременно являются основными направлениями экспертизы:
1) оценка качества, обоснованности, своевременности и правомерности участия в международном договоре, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, или проекта международного договора;
Обоснованность и своевременность международного договора определяется наличием необходимости в заключении соглашения, а также стратегическими документами государства (национальные планы, концепции развития, стратегии, послания Президента).
2) соблюдение в международном договоре прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Республики Казахстан;
В рамках данного критерия проводится сравнительный анализ, целью которого является подтверждение того, что рассматриваемое соглашение не нарушает прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РК.
3) определение возможной эффективности международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, а также проекта международного договора;
Экспертами определяется возможное воздействие международного соглашения на различные сферы общественных отношений, возможность достижения поставленных в международном договоре целей.
4) выявление возможных отрицательных последствий заключения международного договора;
5) оценка соответствия законодательства
Республики Казахстан международному договору, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, или проекту международного договора.
Экспертами выявляются факты несоответствия и противоречия норм национального законодательства положениям международного договора, выносятся рекомендации по внесению изменений в национальное законодательство. Целесообразно определить факты противоречия до ратификации международного договора, так как в случае его ратификации, он будет иметь превалирующую силу над положениями национального законодательства.
Правила проведения научной экспертизы по международным договорам2 содержат дополнительные цели экспертизы международных договоров: выявление необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство и ответ на иные вопросы, поставленные Организатором экспертизы (п.7 Правил). П.18 Правил также гласит, что экспертное заключение должно содержать «обоснованные рекомендации и предложения, включая ответы на вопросы, поставленные организатором экспертизы».
3. Дополнительные критерии экспертизы.
Вместе с тем, при проведении экспертизы международных договоров рекомендуется уделять внимание таким критериям, которые не получили законодательного закрепления в качестве критериев экспертизы, как: критерий соответствия положениям Конституции Республики Казахстан, критерий соответствия нормам jus cogens, критерий оценки юридического содержания оговорок к международному договору, критерий определения способа выражения согласия на обязательность договора, критерий определения соответствия международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, другим международным договорам и международным обязательствам Республики Казахстан.
Критерий соответствия положениям Конституции Республики Казахстан
Экспертами проводится анализ положений международного договора на соответствие нормам Конституции.
Критерий соответствия нормам jus cogens
Норма jus cogens представляет собой общепризнанную норму международного права, отступать от которой государства в своих отношениях не имеют права даже по взаимному согласию [2,с. 152].
Договор является ничтожным, если в мо-
2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2010 года № 938 «Об утверждении Правил проведения научной экспертизы по международным договорам, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также по проектам международных договоров». Электронный доступ: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/P100000938_ (дата обращения 01.10.18)
мент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. В этой связи, экспертами тщательно изучаются нормы международного договора на соответствие нормам jus cogens.
Критерий оценки оговорки
Оговорка в праве международных договоров это одностороннее заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, юридическое последствие которого состоит в том, что оно «изменяет положения договора в отношениях между сделавшими ее государствами и другими участниками договора» [3,с. 124].
Таким образом, критерий оценки оговорки позволяет экспертам предложить изменения или внесение корректировок в содержание оговорки, исключить оговорку при ее наличии, либо при ее отсутствии - сформулировать в случае необходимости.
В рамках данного критерия также целесообразно проводить анализ оговорок, сделанных в отношении рассматриваемого международного договора другими договаривающимися сторонами (в случае, если это многостороннее соглашение).
Большинство международных договоров регистрируется в рамках системы ООН, другими международными организациями, не входящими в структуру ООН, а также депозитариями, которые определяются в соответствии с международным договором. Государство-член ООН обязано регистрировать всякий заключенный договор и всякое заключенное международное соглашение в Секретариате ООН, который на сегодняшний день является депозитарием более 560 многосторонних соглашений. Зарегистрированные в Секретариате ООН многосторонние соглашения доступны на специальном сайте ООН United Nations Treaty Collection (Собрание международных договоров ООН)3 https://treaties.un.org , на котором доступна информация о статусе соглашения, о присоединении, ратификации соглашения государствами, сделанных заявлениях и оговорках (declarations and reservations).
Критерий определения соответствия международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан, другим международным договорам и международным обязательствам Республики Казахстан необходим для пресечения возникновения противоречий между международными обязательствами Республики Казахстан.
4. Факторы, влияющие на качество содер-
жания международного договора.
Как верно отмечал профессор И.И. Лука-шук, «разработка договорного текста становится все более сложным и наукоемким процессом, требующим обширных знаний и высокого профессионализма» [4,с. 528].
При оценке качества эксперты должны обращать внимание на множественные факторы, влияющие на качество содержания международного договора. Некоторые из данных аспектов приводятся далее.
Качество перевода международного договора
В случаях, когда договор переводится с иностранного языка, существует вероятность, что при переводе положение договора может потерять свой изначальный смысл. В этой связи, в случае наличия сомнений, рекомендуется обращаться к аутентичному тексту (в большинстве случаев, к тексту на английском языке).
Единообразное использование терминов в тексте международного договора
Обращается внимание на соответствие положений статей соглашения с понятиями, вводимыми в первых статьях соглашения. При проведении экспертизы международных договоров выявляются случаи неоднородного употребления понятия, что может приводить к неверному толкованию смысла статьи, на основании чего эксперты рекомендуют привести употребление понятия в соответствие с определениями, содержащимися в международном договоре.
Наличие и действие аналогичных международных договоров
В случае, когда возникает необходимость в актуализации действующего между государствами соглашения, государствами может заключаться новое соглашение с аналогичным предметом регулирования.
Согласно ст. 59 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г. (далее - Венская Конвенция)4, в случае, когда государства заключают новый международный договор по тому же вопросу, предыдущий договор считается прекращенным, если новый договор определяет намерение сторон регулировать своим отношения именно новым соглашением либо его положения несовместимы в положениями предшествующего соглашения.
В этой связи во избежание коллизии экспертами обращается внимание на наличие правовых основ регулирования одного и того же объекта между одними и теми же сторонами.
Особенность научной экспертизы заключается в том, что заказчиком экспертизы выступа-
3 Сайт ООН United Nations Treaty Collection (Собрание международных договоров ООН) // https://treaties. un.org (дата обращения 15.10.18)
4 Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Электронный доступ: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения 01.10.18)
ет государственный орган, который при представлении проекта международного договора не снабжает экспертов дополнительными материалами, будь то официальные письма, протоколы совещаний и встреч, которые являются необходимыми для установления намерений сторон.
Стоит отметить, что Венская Конвенция не запрещает одновременное применение международных соглашений, заключенных в различные промежутки времени. Однако в ст.30 Венской Конвенции определяется, что если предыдущий договор не прекратил своего действия, то его положения применяются в той мере, в какой они не противоречат новому договору.
Практика заключения международных договоров
При экспертизе международных договоров большое внимание уделяется практике заключения международных договоров в соответствующей сфере. Как правило, тексты данных соглашений идентичны, однако, могут присутствовать небольшие расхождения. В случае обнаружения явного несоответствия существующей практике, эксперты, где это является необходимым, выносят рекомендацию по сохранению унифицированного характера соглашений.
Практика международных организаций и международных судов
При проведении экспертизы в качестве ориентира для экспертов в некоторых случаях большую роль играет практика международных организаций (например, Всемирная торговая организация, договорные органы ООН
в области прав человека) и международных судов (например, Европейский суд по правам человека). Изучение практики помогает определить возможные риски и коллизии, избежать отрицательных последствий.
Таким образом, основными проблемными аспектами проектов международно-правовых договоров, с которыми сталкиваются эксперты, являются:
1) проблемы юридической техники: неоднородное использование определений; использование пространственных формулировок и обобщенных понятий, препятствующих должному толкованию и исполнению обязательств;
2) неполный учет сопутствующих рисков, выражающийся в неполном регулировании предмета договора;
3) определение условий вступления соглашения в силу, срока действия договора.
На основании вышеизложенного, считаем, что разработчики международных договоров должны сосредоточить свое внимание, в первую очередь, на юридической технике.
При подготовке текста международного договора важное значение имеет практика заключения международных договоров. При экспертизе международного договора действующие аналогичные международные договоры составляют одну из основ для проведения анализа. Также считаем, что должное внимание должно быть обращено на соблюдение аутентичности текста международного договора на всех его языках.
ЛИTEPATУPA
1. «Научное обеспечение законопроектной деятельности в Республике Казахстан»: науч.-ана-лит. отчет по теме фундаментального и приклад. науч. исследования (под общей редакцией к.ю.н. В.Т. Конусовой, м.ю.н. К.К. Сабирова) - Астана: ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», 2018. - 10З с.
2. Лукашук И.И. Mеждyнародное право. Общая часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов/ Рос. Акад. наук, Ин-т государства и права, Академ. правовой ун-т. — Изд. З-е, перераб. и доп. — M. : Волтерс Клувер, 2005. — 4З2 с.
3. Бирюков П.Н. Mеждyнародное право: учебное пособие. M.: Юрист, 1998. —416 с.
4. ЛукашукИ.И. Современное право международных договоров. В 2 т. Том I. Л84 Заключение международных договоров/Рос. Акад. наук, Ин-т государства и права. -M.: Волтерс Клувер, 2004. - 672 с.
REFERENCES
1. «Nauchnoe obespechenie zakonoproektnoj dejatel'nosti v Respublike Kazahstan»: nauch.-analit. otchetpotemefundamental'nogoipriklad. nauch. issledovanija(podobshhejredakciejk.ju.n. V.T.Konusovoj, m.ju.n. K.K. Sabirova) - Astana: GU «Institut Zakonodatel 'stva Respubliki Kazahstan», 2018. - 10З s.
2. Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obschaya chast : ucheb. dlya studentov yurid. fak. i vuzov / Ros.akad. nauk, In-t gosudarstva i prava, Akadem. pravovoy un-t. — Izd. З-e, pererab. i dop. — M. : Volters Kluver, 2005. — 4З2 s.
3. Biryukov P.N. Mezhdunarodnoe pravo: uchebnoe posobie. M.: Jurist, 1998. —416 s.
4. Lukashuk I.I. Sovremennoe pravo mezhdunarodnyih dogovorov. V 2 t. Tom I. L84 Zaklyuchenie mezhdunarodnyih dogovorov / Ros. Akad. nauk, In-t gosudarstva i prava. - M.: Volters Kluver, 2004. - 672 s.