ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
о состоянии и мерах по обеспечению антикоррупционного поведения профессорско-преподавательского состава бел юи мвд россии
about condition and measures on provision of anticorruption behaviour
of the faculty
УДК 343.35:[378.12:378.6:351.74](470.325)
С.А. БУРЛАКА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
S.A. BURLAKA,
the candidate of jurisprudence (Federal state educational institution of the higher vocational training «Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»)
А.И. БЕЛЬСКИИ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
A.I. BELSKY,
the candidate of jurisprudence (Federal state educational institution of the higher vocational training «Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»)
Аннотация: работа посвящена подробному и всестороннему анализу правового и организационного обеспечения антикоррупционного поведения профессорско-преподавательского состава в Белгородском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Авторами анализируется содержание коррупциогенной ситуации и акцентируется внимание на сущности антикоррупционной политики вуза.
Ключевые слова: коррупция, коррупциогенная ситуация, антикоррупционное поведение, коррумпированность, антикоррупционная политика.
Abstract: work brought to your attention is devoted the detailed and all-round analysis of legal and organizational provision of anticorruption behaviour of the faculty at the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The authors analyze the
maintenance anticorruption situation and focus the attention to the essence of the anticorruption policy of the Institute.
Key words: corruption, corruption situation, anticorruption behaviour, corruption, the anticorruption policy.
Проблема борьбы с коррупцией является одной из самых острых проблем российского государства и общества. Коррупция во всех её проявлениях представляет собой реальную угрозу общественным и государственным интересам. Главный вред коррупции заключается в том, что она «разъедает» государственную власть, делает ее слабой, немощной, фиктивной. Основной ресурс власти - доверие к ней со стороны населения - теряется. Без этого ресурса власть не может проводить какую-либо полноценную политику, какие-либо реформы. Таким образом, подрывая доверие к власти, ее авторитет, коррупция в конечном счете препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб сотрудничеству с другими государствами, социальной и инвестиционной политике и т.д. Коррупция становится явлением, во многом определяющим политическое, экономическое и культурное развитие общества.
В этих условиях властные структуры, все здоровые силы общества призваны мобилизовать кадровые, материальные и научные ресурсы на обуздание коррупционной экспансии. Борьба с коррупцией должна носить наступательный характер, не выходя, однако, за рамки правового поля.
Правовыми ориентирами антикоррупционного поведения профессорско-преподавательского состава МВД в настоящее время являются:
- Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 (ратифицирована Федеральным законом от 08.032006 № 40-ФЗ с заявлениями, вступила в силу для России 8 июня 2006 г.);
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных актов»;
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»;
Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;
Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Проблемы правоохранит
Российской Федерации до 2020 года»;
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД РФ от 24.12.2008 № 1138.
На законодательном уровне понятие коррупции определено в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Под коррупцией понимаются: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
С понятием коррупции в ее общесоциальном значении связано и понятие коррумпированности. Коррумпированность
- это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения. Реализация этой возможности прежде всего зависит от нравственных устоев человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от отношения к своему долгу.
В последние годы толкование коррупции вышло за пределы взяточничества. В международных актах она понимается как любое использование властных полномочий ради личной выгоды. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию придерживается широкого понимания коррупции (как предоставление любого преимущества, искажающее нормальное выполнение обязанности). Более того, субъектом коррупционных деяний может быть и лицо, занятое в частном секторе.
В целом Конвенции ООН и Совета Европы тьной деятельности 1’12
формулируют следующие составы коррупционных преступлений:
- подкуп национальных должностных лиц;
- подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
- подкуп в частном секторе;
- использование служебного положения в корыстных целях;
- злоупотребление влиянием в корыстных целях;
- отмывание доходов от преступлений;
- преступления, касающиеся операций со счетами;
- хищение имущества публичным лицом;
- незаконное обогащение;
- хищение имущества в частном секторе;
- участие и покушение на перечисленные выше преступления.
Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет активную антикоррупционную предупредительно-профилактическую деятельность среди профессорско-преподавательского состава, курсантов, слушателей и студентов. К реализуемым в настоящее время мерам по предупреждению коррупционных нарушений среди сотрудников института следует отнести:
1. Осуществление работы по исполнению основного и дополнительного планов УМВД России по Белгородской области, УФМС России по Белгородской области и Бел ЮИ МВД России совместных комплексных мероприятий по реализации 2-го этапа Концепции обеспечения собственной безопасности, утвержденной приказом МВД России от 22.06.2007 № 555 дсп.
2. Информирование личного состава на занятиях по морально-психологической подготовке и едином дне государственноправового информирования о совершенных сотрудниками ОВД РФ преступлениях, фактах коррупционного поведения и нарушений действующего законодательства (наряду с этим, приведение примеров высокого профессионализма и безупречного исполнения служебного долга).
3. Проведение по окончании зимней и летней зачетно-экзаменационных сессий анкетирования обучаемых на предмет выявления фактов коррупционного взаимодействия участников образовательного процесса.
4. Разъяснение родителям курсантов требований МВД России в сфере борьбы с коррупцией и предупреждение их о недопустимости коррупционных проявлений в
вопросах обучения курсантов.
5. Усиление контроля за пропускным режимом в целях исключения возможности проникновения посторонних лиц в корпуса института во время вступительных испытаний и зачетно-экзаменационных сессий.
6. Осуществление проверок сообщений о ставших известным гражданам случаях коррупционных правонарушений, совершенных сотрудниками института. Информирование в установленном порядке руководства института о результатах проверок по указанным фактам.
7. Проверки достоверности и полноты сведений (за исключением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы.
8. Сбор и приобщение к личным делам сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сотрудниками, замещающими должности с высоким риском коррупционных проявлений в соответствии с перечнем должностей, утвержденным приказом МВД России от 31.08.2009 № 680. Направление обобщенной информации по вышеуказанным сведениям в ДГСК МВД России.
9. Организация и проведение профессиональной антикоррупционной подготовки (в форме первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки) сотрудников, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Анализ сведений о преступлениях и дисциплинарных проступках, связанных с нарушениями законности, допущенных личным составом Бел ЮИ МВД России за последние 10 лет, не выявил случаев коррупционного поведения представителей профессорско-преподавательского состава института.
Вместе с тем, необходимо отчетливо понимать, что зачастую сама ситуация, в которой находится преподаватель, носит коррупциогенный характер, то есть предполагает коррупцию или способствует ее возникновению в силу объективных факторов.
Коррупциогенная ситуация характеризуется следующими условиями.
Наличие у преподавателя дискреционных полномочий - возможности выбирать между различными вариантами поведения по своему усмотрению. Наиболее частыми случаями дискреционных полномочий являются:
- возможность увеличения срока рассмот-
рения вопроса в пределах законодательно установленных норм (например, сроков проверки контрольной, лабораторной или курсовой работы, проведения зачета или экзамена в каждом индивидуальном случае);
- определение уровня знаний, умений и навыков обучаемых на основе индивидуального (субъективного) оценочного подхода (например, выставление оценок на экзамене по общепринятой пятибалльной шкале, выставление или невыставление зачета по дисциплине);
- необязательность совершения того или иного действия (например, преподаватель может задавать дополнительные вопросы для уточнения позиции обучаемого по излагаемому им вопросу).
В результате, как полагают в криминогенном отношении неустойчивые лица, при рассмотрении вопроса в индивидуальном порядке обучаемый может обеспечить благоприятное для себя решение «за определенную плату».
Источником дискреционных полномочий преподавателя является недостаточная регламентация административных процедур, причем это может иметь место как «по недосмотру» законодателя, так и сознательно, в целях всестороннего учета обстоятельств со стороны педагога.
Другим обязательным условием возникновения коррупции является наличие личного контакта между преподавателем и обучаемым. Хотя современные технические средства предоставляют новые возможности для передачи «вознаграждения» педагогу, непосредственный контакт является неизменным атрибутом установления коррупционной связи. В то же время, в будущем
возможно развитие «виртуальных коррупционных сетей».
Наконец, еще одним условием коррупции является закрытость процедур (например, при вынесении комиссионного решения на государственных экзаменах и защите выпускных квалификационных работ) и, как следствие, возможность безнаказанного оппортунистического поведения со стороны преподавателя. Вероятность коррупционного поведения, очевидно, обратно пропорциональна вероятности наступления санкций за него.
Таким образом, исходя из этих посылок, антикоррупционная политика вуза должна быть направлена на устранение самих условий возникновения коррупции:
- обеспечение четкой регламентации и открытости педагогических процедур;
- минимизацию личных контактов между педагогами и заинтересованными в положительном исходе итоговых испытаний обучаемых (преимущественный переход к тестовой системе оценки знаний, минимизирующий субъективизм педагога и влияние на него иных заинтересованных лиц).
Следует, однако, иметь ввиду, что для получения положительного эффекта необходимо проведение системной антикоррупционной политики, которая, помимо вышеупомянутого аспекта, должна включать мероприятия по повышению материального обеспечения педагогов, стимулированию добросовестного и бескорыстного отношения их к исполнению своих должностных обязанностей,развитию благоприятной корпоративной культуры, повышению этичности поведения профессорско-преподавательского состава и т.д.
Литература —
1. Комплекс мер по укреплению законности и служебной дисциплины среди сотрудников, курсантов, слушателей и студентов Белгородского юридического института МВД России в 2012 году. Утвержден Приказом начальника Бел ЮИ МВД России от 10.01.2012. № 11/2.
2. Сведения предоставлены отделом морально-психологического обеспечения Бел ЮИ МВД России (Сведения о преступлениях и дисциплинарных проступках, связанных с нарушениями законности, допущенных личным составом Бел ЮИ МВД России за последние 9 лет (сводная таблица)).