10. ГАКК. Ф. Р-631. Оп. 1. Д. 1103.
11. ГАКК. Ф. Р-631. Оп. 1. Д. 1174.
12. ГАКК. Ф. Р-631. Оп. 1. Д. 1177.
13. ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 1. Д. 227.
14. ГАКК.Ф. Р-1386. Оп. 1. Д. 208.
15. ГАКК. Ф. Р-1386. Оп. 1. Д. 3939.
16. ГАКК. Ф. Р-2224. Оп. 2. Д. 12.
17. Орехов В.В. Интервью Оксане Проценко [Электронный ресурс]. — URL: http:// www. millionmagazine.ru/archive/2003_3/st_7.shtml (дата обращения: 12.05.2014)
18. Папушина Ю.О. Проблематика города в работах Ж. Бодрийяра [Электронный ресурс]. — URL: http://maiskoechtivo.pstu.rU/2007/1/2/2.html (дата обращения: 12.05.2014)
19. Российский государственный архив экономики. Ф. 9538. Оп. 1. Д. 2552.
20. Русаков Э.И. Мой город — заповедник души. Предисловие // Гевель Е.В. Образ города в Красноярском урочище / Е.В. Гевель. — Красноярск, 2012. — С. 3.
УДК 728.03(571.51) ББК 85.110.5(2Р/4Крн)
Н.И. Греков, г. Красноярск
О сохранении жилых кварталов предвоенных и первых послевоенных лет постройки в Красноярске
Аннотация
Статья посвящена сохранению и модернизации жилых домов Красноярска, построенных в предвоенные и первые послевоенные годы. Многие старые дома, устарев морально, сохранили прочность конструкций и могут подвергаться сложному процессу обновления, результатом которого является физическое и эстетическое усовершенствование застройки, улучшение архитектурно-пространственной организации кварталов. Реализация этого процесса потребует решения ряда теоретических и практических задач. Сохраненная старая застройка участвует в формировании своеобразия архитектурного облика Красноярска.
Ключевые слова: модернизация старых жилых зданий, архитектура Красноярска 1950-х гг., городская среда, жилой квартал, своеобразие облика города.
Проблема сохранения и обновления старой застройки большинства городов Красноярского края приобретает в последние десятилетия все большую остроту. Объемы финансирования капитального ремонта и реконструкции жилых кварталов 1930-1950-х гг. постройки довольно малы по сравнению со средствами, выделяемыми для строительства на новых территориях. Несмотря на то, что старые кварталы многих городов находятся в плачевном состоянии, приоритетным направлением деятельности руководства администраций городов и поселков, проектных и строительных организаций является новое строительство на свободных территориях. Отдельные примеры практики модернизации старых жилых кварталов являются скорее исключением из практики, чем переориентацией проектно-строительного цеха на проблематику обновления исторической среды городов.
Большое количество жилых кварталов, сформированных двух-, трехэтажными домами, выстроенными в 1930-1950-х гг., существует во многих городах Красноярского края. В частности, в Красноярске такие кварталы имеются в каждом из семи административных районов города; например, в Октябрьском районе — это улицы Новая Заря, Баумана и Новосибирская, часть проспекта Свободный (рис. 1).
При работе над проектом нового генерального плана развития Красноярска одним из важных принципов обозначено освоение сформировавшихся (застроенных) территорий, в частности, районов и кварталов, где расположены ветхие и аварийные дома. Проблема обеспечения жителей благоустроенным жильем является актуальной проблемой для города в целом и для десятков тысяч обитателей таких домов в частности.
Старые жилые кварталы — это чаще всего территории с достаточно разреженной двух-, трехэтажной застройкой, с плохим физическим состоянием зданий, ветхими или полуразрушенными коммуникациями, что в конечном итоге приводит к утрате привлекательности старых районов. Население, как правило, составляют социальные слои с невысоким достатком, среди которых большая доля приходится на престарелых граждан. Важнейшая, в недавнем прошлом, роль двора как места общения в старых кварталах в современном состоянии из основных функций практически исчезла. Ведущей функцией стала хозяйственно-бытовая (сбор и вывоз мусора) — только потому, что она не требует непосредственного участия самих жильцов (рис. 2, 3).
Старые дома, устарев морально и физически, тем не менее сохранили значительный запас прочности несущих конструкций. По оценкам специалистов, многие дома способны не только просуществовать еще не один десяток лет, но и подвергнуться значительной реконструкции, в том числе и надстройке этажей, мансард, строительству новых секций между старыми домами. В этих условиях большой практический интерес представляло изучение опыта модернизации исторических кварталов в тех странах, где обновление застройки носит характер не отдельных редких мероприятий, а стало постоянным контролируемым процессом, где модернизация является одним из основных видов архитектурно-строительной деятельности.
Много вопросов, прежде всего организационных, касается решения проблем с жителями, так как с каждым из собственников необходимо заключать отдельный договор, разрешать возникающие конфликты и материальные претензии. В странах Европы, например в Германии, принципиально иная ситуация, так как там не применялась российская схема приватизации. В результате большая часть жилья находится в аренде, а самыми крупными собственниками являются муниципальные жилищные предприятия и крупные домовладельцы; поэтому большое предложение аренды жилья по низкой цене привело к пресыщению рынка аренды жилья, а затем к конкуренции и заинтересованности собственников в модернизации жилых домов.
Несмотря на то, что в России проблема технического состояния старых домов становится все более актуальной, наличие большого количества мелких собственников не может привести к обеспечению технически полноценной эксплуатации жилья и его своевременной модернизации. Проблему исполнительные власти пытаются решить финансированием капитального ремонта через фонд ЖКХ, но такая реконструкция ограничивается, как правило, латанием ветхих крыш, покраской фасадов и заменой некоторых инженерных коммуникаций. Дело не доходит даже до решения вопросов энергосбережения, не говоря уже о восстановлении несущих конструкций зданий.
В 1995-1997 гг. группа специалистов занималась разработкой программы модернизации жилых кварталов 1940-1950-х гг. постройки в Октябрьском районе Красноярска. Разработка программы на начальном этапе включала обследование старых домов и анкетирование собственников жилья. В процессе работы была разработана программа модернизации двух кварталов. Техническая часть этой программы обобщенно выглядит следующим образом: 1-й этап — строительство дома для временного проживания и переселение жителей реконструируемого дома; 2-й этап — демонтаж крыш, инженерных коммуникаций и деревянных межэтажных перекрытий; 3-й этап — усиление старого материала, монтаж новых конструкций перекрытий; 4-й этап — надстройка дополнительного этажа и жилых вставок между домами; 5-й этап — монтаж инженерного оборудования дома, ремонт внутриквартальных коммуникаций, благоустройство территории.
В ходе работ по модернизации обследованных жилых домов предполагалось осуществление следующих основных мероприятий:
- укрепление несущих конструкций (фундаментов, стен), замена деревянных конструкции перекрытий на металлические;
- надстройка дополнительного этажа и мансардной крыши;
- утепление фасадов с декоративным оформлением здания, замена оконных и балконных бло-
ков с решением задачи проветривания и рекуперации;
- замена инженерных коммуникаций, устройство горизонтальной схемы подачи тепла в квартиры;
- устройство тепловых узлов в подвалах зданий;
- ремонт наружных инженерных сетей, обустройство придомовой территории.
Модернизация старого жилого фонда — одно из важнейших направлений в решении жилищной
проблемы и реформе жилищно-коммунального хозяйства страны и представляет собой комплекс строительных мер и организационно-технологических мероприятий. Она направлена на обновление жилых домов и инженерной инфраструктуры с целью сохранения жилого фонда и улучшения условий проживания, приведения их качества жилья в соответствие с установленными требова-
и и и I
ниями. Реновация старой застройки позволяет не только сохранить имеющийся жилой фонд, но и увеличить его размеры за счет надстройки домов и пристройки к ним дополнительных объемов (рис. 4, 5).
Модернизация жилых кварталов и новое компенсационное строительство — сложнейший процесс развития, обновления и совершенствования старой застройки, подвергшейся износу. Оптимальным результатом этой серьезной работы является физическое и эстетическое совершенство старой жилой застройки. Под этим подразумевается не только повышение комфортабельности квартир, но и улучшение архитектурно-пространственной организации, внутренней среды кварталов. Модернизация старых жилых домов и улучшение санитарно-гигиенических параметров, совершенствование объемно-пространственной композиции требуют решения ряда таких задач как: сохранение структуры реконструируемого жилого района, разработка различных типов секций-вставок разной этажности для нового строительства, организация связи уличных территорий с пространствами жилых дворов и др.
Существует ряд вопросов не только технического, но и организационно-правового характера. Организационным и правовым «фундаментом» проведения научно-исследовательских, проектных и строительных мероприятий по реконструкции и модернизации старых кварталов должен стать особый закон о приоритетном развитии реконструкции сложившейся застройки, который до настоящего времени так и не появился. Этот закон должен быть направлен на ускоренное решение особо важных задач по обновлению исторически сложившейся застройки, введение нового правового инструментария на землевладение — права городских властей на закупку, изъятие и владение земельными участками. Кроме того, в этом документе должен быть отражен вопрос расширения участия горожан в планировании и осуществлении мероприятий по модернизации, а также введение социального плана с целью устранения или смягчения негативных последствий проведения реконструктивных мероприятий для собственников старого жилья.
Подобный закон должен был действовать только для тех районов, которые официально устанавливаются как районы модернизации. Основными критериями для выбора районов являются общественная важность проведения модернизации (устранение градостроительных недостатков и улучшение качества среды) и возможность реализации реконструктивных мероприятий в реально обозримый срок, например за 5-10 лет. С целью выявления районов с высокой потребностью в модернизации необходимо проводить предварительные исследования, которые должны охватывать градостроительные, социально-демографические, экономические, правовые и финансовые аспекты.
Экономическая целесообразность модернизации заключается в меньшей стоимости строительства (по сравнению с новым строительством), повышении плотности жилого фонда (при соблюдении нормативных санитарно-гигиенических и противопожарных требований). Важнейшим параметром является также условие сохранения жильцами за собой прежних квартир с возможным расширением жилой площади и улучшением условий проживания.
Предложенная методика модернизации старых жилых домов позволила бы проводить весь комплекс реконструктивных мероприятий в сравнительно короткие сроки, практически не выселяя жильцов за пределы реконструируемого квартала. Реализация этих задач возможна при совершенствовании качества старых жилых зданий за счет их дифференциации по конструктивному решению, грамотного решения первых этажей жилых зданий с целью обеспечения оптимальной связи квартиры с другими пространствами, разработки специальных типов квартир, возможности приспособления строительной технологии к существующим условиям. При компенсационном стро-
ительстве, осуществляемом с целью уплотнения жилой застройки, применение индустриальных методов неэкономично, а зачастую просто невозможно из-за сложных форм кварталов. Необходима модификация технических и технологических параметров, а также процессов изготовления элементов и конструкций.
Помимо реконструкции и модернизации существующих домов в реабилитируемых районах обязательно должно вестись и новое строительство. Спецификой его должно являться широкое использование традиционных архитектурных форм и стилей, подчинение ритму, масштабам и физическим размерам сложившейся застройки. При реконструкции жилых домов часто применяется надстройка здания, что является наиболее эффективным приемом расширения жилого фонда, поскольку она не требует увеличения земельного участка и позволяет использовать весь резерв несущей способности конструкции здания.
Городская среда воспринимается многими людьми на уровне чувственном, эмоциональном — посредством воздействия архитектурных образов. Город концентрирует в себе и настоящее, и элементы прошлого, являясь не только материальной средой обитания человека, но и средой, где происходит его формирование и развитие. Исторически сложившиеся районы, несмотря на то, что они занимают, как правило, небольшие территории, всегда имели и, несомненно, будут иметь в будущем свое значение в структуре города. Любой город приобретает своеобразие архитектурного облика не только за счет появления новых, пусть даже очень талантливо спроектированных, сооружений, но и благодаря существованию бережно сохраненной и обновленной старой застройки.
Рис. 1. Административная схема города с обозначением районов старой жилой застройки
Рис. 2. Жилые дома по ул. Новая Заря в Красноярске
Рис. 3. Фрагмент фасада жилого дома по ул. Новая Заря
Рис. 4. Фрагмент жилого квартала по ул. Новая Заря. Существующее состояние
Рис. 5. Вариант модернизации жилых кварталов по ул. Новая Заря. Эскизное предложение
Список использованных источников
1. Греков Н.И. Модернизация как процесс. Проблемы модернизации жилых кварталов постройки 1930-1950-х годов в городах Красноярского края // ACADEMIA. Архитектура и строительство. — 2012. — №2. — С. 38-41.
2. Зейниев Г.Я., Агеев С.М., Асаул А.Н., Лабудин Б.В. К вопросу эффективности технологий реконструкции зданий и сооружений // Промышленное и гражданское строительство. — 2009. — №5. — С. 55-56.
3. Касьянов В.Ф., Табаков Н.А. Опыт зарубежных стран в области реконструкции городской застройки // Вестник МГСУ. — 2011. — №8. — С. 21-27.
4. Кичев С.Н., Доценко А.Г. Основные предпосылки реконструкции зданий (сооружений) // Интернет-Вестник ВолгГАСУ. — 2009. — №2. — С. 3.
УДК 72.021.2
ББК 85.110
Л.А. Касаткина, г. Красноярск А.Б. Касаткин, г. Красноярск
Некоторые нереализованные проекты мемориальных комплексов, созданные для Красноярского края в 1990-2010-е гг.
Аннотация
В статье говориться о трех мемориально-исторических комплексах, проектированием которых занимались авторы статьи. Создание проектов проходило в разное время, с 1990-х гг. до сегодняшних дней, для городов Красноярска и Минусинска. Тематика архитектурных комплексов — защита интересов Отечества, Суриковские памятные места, освоение Сибири. Все они остались нереализованными. В статье приведены иллюстрации визуальных моделей этих проектов.
Ключевые слова: мемориальный комплекс, парк, памятник.
Велико значение мемориальных комплексов в общественной жизни человека. Увековечение памяти какого-либо исторического события или выдающегося деятеля играет важную роль в патриотическом воспитании личности, формировании нравственных и духовных качеств человека. По архитектурным проектам авторов статьи были реализованы мемориальные комплексы в Красноярске и других городах:
- мемориальный комплекс в г. Дальнереченске на Дальнем Востоке, посвященный воинам-пограничникам, погибшим в 1969 г. на острове Даманском;
- мемориальный комплекс, посвященный памяти командора Н.П. Резанова в г. Красноярске;
- мемориальный комплекс, посвященный герою социалистического труда, почетному строителю, генералу П.Т. Штефану в г. Железногорске.
Но так было не всегда, не все проекты воплощались в жизнь.
В 1999 г. в г. Минусинске был объявлен открытый архитектурный конкурс на создание мемориального комплекса, посвященного воинам-интернационалистам, погибшим за рубежами Российской Федерации. Наш творческий коллектив занял I место в конкурсе и получил право на проектирование данного объекта. Заказчик проекта — Благотворительный фонд по защите прав воинов-интернационалистов, не имея достаточных средств для реализации своей идеи, заручился поддержкой губернатора Красноярского края В.И. Лебедя. Краевые власти, стараясь избежать сложности с финансированием, сменили заказчика на подвластную им структуру — Центр по охране памятников