УДК 378
В. В. Усманов, О. В. Кулямин
О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация.
Актуальность и цели. Переход России от рыночной экономики к инновационному пути развития обуславливает необходимость определения новых подходов в образовательном процессе, что требует четкой дефиниции содержания понятия «готовность к инновационной деятельности» на современном этапе.
Материалы и методы. Поставленные задачи исследования были достигнуты за счет многостороннего анализа нормативно-правовой, справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературы, в которой представлена сущность понятий «инновационная деятельность», «готовность к инновационной деятельности». В частности, были проанализированы Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия инновационного развития Пензенской области до 2021 г. и прогнозный период до 2030 г., материалы инновационных институтов развития (РОСНАНО, Фонд «Сколково», ОАО «Российская венчурная компания»), научно-педагогические работы по данной проблеме (Л. Ф. Алексеева, Е. В. Болдырев, М. Б. Гитман,
В. И. Загвязинский, Е. В. Иванушкина, А. А. Коростелев, В. И. Моложавенко,
В. Ю. Столбов и др.).
Результаты. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что готовность к инновационной деятельности не имеет единого исчерпывающего определения. Однако можно выделить общие блоки и компоненты, наиболее полно отражающие содержание данного понятия на современном этапе.
Выводы. Анализ существующих представлений о готовности к инновационной деятельности позволил констатировать, что данное понятие носит интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов, в устойчивости, стабильности, надежности, непрерывности и преемственности их функционирования, а также определить новые направления в дальнейшем изучении данного вопроса.
Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, инновационная деятельность, педагогическая инноватика.
V. V. Usmanov, O. V. Kulyamin
ON THE CONTENT OF THE NOTION «READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY»
Abstract.
Background. Russia's transition from the market economy to the innovative way of development necessitates identification of new approaches in the educational process. It requires a clear definition of the concept «readiness for innovative activity» at the present stage.
Materials and methods. The research tasks were achieved through the multilateral analysis of legal, encyclopedic, scientific and educational literature, which presents the essence of the concepts «innovative activity», «readiness for innovative activity». In particular, the authors analyzed the strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020, the strategy of innovative de-
velopment of the Penza region up to 2021 and forecast up to 2030, the materials of innovative development institutions (RUSNANO, Skolkovo Foundation, JSC «Russian Venture Company»), scientific and pedagogical works on this problem (L. F. Alekseeva, E. V. Boldyrev, M. B. Gitman, V. I. Zagvyazinsky, E. V. Ivanush-kina, A. A. Korostelyov, V. I. Molozhavenko, V. Y. Stolbov, etc.).
Results. Theoretical analysis of the pedagogical literature showed that readiness for innovative activity has no single comprehensive definition. However, the authors could identify common units and components, most fully reflecting the content of this concept at the present stage.
Conclusions. Analysis of the existing ideas about readiness for innovative activity allowed to state that this concept is of an integrated character, which manifests itself in the internal structures of order, coherence of main components, stability, reliability, continuity of operation thereof. It also defines new directions for further study of the issue.
Key words: readiness for innovative activity, innovative activity, pedagogical innovations.
В процессе перехода России от рыночной экономики к инновационному пути развития актуализировалась необходимость максимального включения трудовых ресурсов в инновационные процессы страны и региона. Для этого создаются соответствующие условия и инфраструктура. Одновременно особое значение приобретают подготовка кадров, формирование человеческого капитала, обладающего высоким уровнем готовности к инновационной деятельности.
Следует отметить, что понятие «инновационная деятельность» не имеет единой трактовки. В проекте Федерального закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» инновационная деятельность определяется как «создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений».
Более широкая трактовка содержится в Федеральном законе РФ от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”», в котором указано, что «инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности».
25 октября 2010 г. был принят Закон Пензенской области № 1972-ЗПО «Об инновационной деятельности в Пензенской области», в котором дано наиболее полное описание сущности и направлений инновационной деятельности. Закон определяет инновационную деятельность как «деятельность, направленную:
а) на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, секретов производства (ноу-хау), программ для электронно-вычислительных машин, результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в товары (рабо-
ты, услуги) и их последующую реализацию непосредственно или в составе товаров (работ, услуг);
б) коммерциализацию технологий, передачу технологий;
в) выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;
г) организацию рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);
д) осуществление технологического переоснащения и модернизации производства;
е) проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг);
ж) производство новых или усовершенствованных товаров (работ, услуг) и (или) применение новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;
з) защиту объектов интеллектуальной собственности;
и) трансформацию знаний в объекты интеллектуальной собственности».
Таким образом, можно сделать вывод, что инновационная деятельность - это деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов, которая предполагает создание, освоение, распространение и использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств для создания и усовершенствования продукта либо нового и усовершенствованного технологического процесса.
Еще в 1911 г. Йозеф Шумпетер выделил пять характерных для инновационной деятельности типичных изменений (в том числе и для производства):
1) изготовление продукции с новыми свойствами;
2) внедрение нового метода (способа) производства;
3) освоение новых рынков сбыта;
4) использование нового источника сырья;
5) проведение соответствующей реорганизации производства.
Однако на сегодняшний день именно инновационная деятельность становится основным механизмом развития не только производства, но и образования в России. При этом образование, в свою очередь, выступает необходимым условием для инновационного развития. Подготовка к инновациям предполагает постепенное сближение признаков инновационной и образовательной деятельности, а именно придание образовательной деятельности таких признаков, которые были бы характерны и для инновационной деятельности.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения новых знаний, внедрения новой педагогической практики. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях функционирования и развития образовательных процессов [1].
Педагогическая инноватика определяет инновацию как нововведение, целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду что-то новое, качественно изменяющее ее в положительную сторону.
Инноватика в педагогической сфере - сложное явление, которое характеризуется многогранностью и разноплановостью и затрагивает вопросы методологии, содержания образования, методики обучения, воспитания и др. Кроме того, педагогическую инноватику принято рассматривать как результат не только объективно, но и субъективно нового продукта, значимого как для общества, так и для личности [2].
Инновационная деятельность направлена на коммерциализацию знаний, т. е. на экономически выгодное использование новых знаний в научной и образовательной сферах.
Приоритетный национальный проект «Образование» уделяет внимание современным инновационным образовательным технологиям (развивающему, проблемному, разноуровневому обучению и системе коллективного обучения; исследовательским и проектным методам обучения; обучению в сотрудничестве; информационно-коммуникационным и здоровьесберегающим технологиям и т.д.) [3].
В федеральных государственных образовательных стандартах предусматривается подготовка будущих выпускников к инновационной деятельности. В частности, указывается, что бакалавр готовится к таким видам профессиональной деятельности, как, например, научно-исследовательская и проектно-конструкторская.
Отсюда возникает необходимость трактовки понятия «готовность к инновационной деятельности».
Следует отметить, что этой проблематике посвящен ряд научных работ. На данный момент выделены и детально описаны сущностные характеристики, компоненты, структура и функции инновационного процесса (Е. В. Бон-даревская, В. А. Бордовская, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, В. И. Загвязин-ский, В. А. Сластенин и др.), определены содержание и структура готовности к инновационной деятельности (А. А. Веряев, И. Ф. Долгов, Н. В. Кузьмина,
В. С. Лазарева, О. П. Морозова, А. А. Пчельников, Н. С. Соломатин, А. А. Шаповалов и др.).
В настоящее время ведется активная работа по изучению различных аспектов готовности к инновационной деятельности, среди которых:
- принятие решений относительно новшества (Б. Твисс);
- проблемы эффективности инноваций, направлений взаимодействия нововведений, взаимосвязь общества и инновационного развития (Б. Санто);
- проблемы инновационной политики (А. Пригожий, К. Кирсанов, Д. Северин и др.); инновационная культура (А. Валеева, Д. Вахитов) [4].
Готовность к инновационной деятельности можно рассматривать как образование личности, включающее соответствующие знания, умения и отношения. Сложная структура направленности личности служит базой формирования изучаемой готовности. Состояние и уровень готовности к инновационной деятельности соотносятся с уровнем и объемом доступных субъекту нововведения знаний и умений, возможностью их усвоения, переработки и продуцирования. Более того, ее можно определить как активную позицию личности, которая является предпосылкой для осуществления продуктивной инновационной деятельности.
Само понятие «готовность к инновационной деятельности» рассматривается с разных позиций. Например, Е. В. Иванушкина определяет ее как интегративное качество личности и среды, объединяющее в себе ряд компонентов (информационный, перцептивно-ценностный, мотивационный, социально-психологический, ресурсный, организационно-деятельностный). Каждый из этих компонентов включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит к формированию готовности к инновационной деятельности.
Согласно системному подходу, готовность к инновационной деятельности понимается как совокупность взаимосвязанных между собой компонентов, в содержание которых входят элементы, играющие важную роль в успешности осуществляемой профессиональной инновационной деятельности [5].
Готовность к инновационной деятельности студентов в период обучения в образовательных организациях определяется как система компонентов, которая обеспечивает выполнение функций, адекватных инновационным потребностям определенной профессиональной деятельности [4].
И. О. Котлярова считает, что готовность к инновационной деятельности является личным профессиональным ресурсом студента или инженера и представляет собой один из аспектов квалификации последнего, повторяя ее структуру [6].
Структурные элементы готовности к инновационной деятельности вариативны. Например, Г. Н. Сериков выделяет компетентность, профессиональную нравственность, инициативность и профессиональную состоятельность.
В структуре готовности к инновационной деятельности можно определить следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный (Л. И. Рувинский);
- процессуальный (В. Н. Пушкин, Л. С. Нерсесян);
- когнитивный (Н. В. Кузьмина, О. Г. Хомерики) [4].
Опираясь на исследования В. А. Сластенина, А. Л. Денисовой, Н. К. Со-лоповой, Н. В. Молотковой в структуре готовности к инновационной деятельности, можно выделить ряд таких компонентов: мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой, информационно-коммуникативный.
На основе анализа психолого-педагогической литературы в структуре готовности к инновационной деятельности мы выделяем следующие структурные компоненты:
1) мотивационно-ценностный;
2) эмоционально-волевой;
3) когнитивный;
4) информационный;
5) проектировочный;
6) операционально-деятельностный;
7) рефлексивный.
Обобщая вышесказанное, будем понимать готовность к инновационной деятельности как интегративное свойство личности обучающегося и профессионала, обеспечивающее возможность эффективного выполнения профессиональных обязанностей, освоения новых знаний, техники и технологий, инициирования и реализации инновационных проектов, создания и развития инновационной инфраструктуры (рис. 1).
Рис. 1. Понятие «готовность к инновационной деятельности»
Следует отметить, что процесс формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельности всегда опосредуется целями, принципами, содержанием, формами и методами профессиональной подготовки.
Таким образом, выступая интегративным свойством теоретической и практической профессиональной подготовки кадров, готовность к инновационной деятельности является условием эффективной деятельности, максимальной реализации возможностей, раскрытия потенциала личности. Это позволит повысить производительность труда, обеспечивая качественный рост эффективности производственных процессов или производимой продукции, востребованной как внутренним, так и внешним рынком.
Список литературы
1. Голубева, Л. Ф. Инновационная деятельность в вузовском образовании / Л. Ф. Голубева // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 7. -
С. 35-40.
2. Болдырев, Е. В. Критерии оценки готовности студентов педагогических специальностей к проектно-инновационной деятельности / Е. В. Болдырев // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 7. - С. 51-53.
3. Бозиев, Р. С. Инновационные процессы в национальном образовании / Р. С. Бозиев // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 15-19.
4. Иванушкина, Е. В. Сущность готовности к инновационной деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования / Е. В. Иванушкина // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - № 8. -
С. 184-188.
5. Аверьянова, Е. А. Формирование готовности к инновационной деятельности будущих профессионалов / Е. А. Аверьянова, И. Л. Лаптева // Социальная политика и социология. - 2010. - № 10. - С. 61-88.
6. Котлярова, И. О. Непрерывная подготовка студентов технических направлений к инновационной деятельности / И. О. Котлярова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - № 26. - С. 15-19.
References
1. Golubeva L. F. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Socioeconomic phenomena and processes]. 2013, no. 7, pp. 35-40.
2. Boldyrev E. V. Srednee professional'noe obrazovanie [Vocational education]. 2012, no. 7, pp. 51-53.
3. Boziev R. S. Pedagogika [Pedagogy]. 2006, no. 3, pp. 15-19.
4. Ivanushkina E. V. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University]. 2012, no. 8, pp. 184-188.
5. Aver'yanova E. A., Lapteva I. L. Sotsial'naya politika i sotsiologiya [Social policy and sociology]. 2010, no. 10, pp. 61-88.
6. Kotlyarova I. O. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of South-Ural State University]. 2012, no. 26, pp. 15-19.
Усманов Виктор Васильевич
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
(Россия, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28) E-mail: uvv@pguas.ru
Кулямин Олег Васильевич аспирант, Пензенский государственный технологический университет (Россия, г. Пенза, проезд Байдукова, 1а)
E-mail: olegkulyamin@mail.ru
Usmanov Viktor Vasil'evich Doctor of pedagogical sciences, professor, vice-rector for research, Penza State University of Architecture and Construction (28 G. Titova street, Penza, Russia)
Kulyamin Oleg Vasil'evich
Postgraduate student, Penza State
Technologicval University
(1a Baydukova lane, Penza, Russia)
УДК 378 Усманов, В. В.
О содержании понятия «готовность к инновационной деятельности» / В. В. Усманов, О. В. Кулямин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1 (29). - С. 284-290.