УДК 378
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»
К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
З.И. Пронина
Аннотация. Целью статьи является определение сущности и структурных компонентов готовности к инновационной деятельности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика». Для достижения данной цели была поставлена задача изучения категории «готовность к инновационной деятельности» и профессиональных стандартов в области информационных технологий. В работе использовались методы сравнительного и компонентного анализа педагогической и научно-методической литературы, обобщение и сравнение материала, систематизация отечественных и зарубежных исследований теории инноваций. Результатом проделанной работы является авторская структурно-содержательная характеристика компонентов готовности к инновационной деятельности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика».
Ключевые слова: бизнес-информатика, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности, структурные компоненты готовности.
STRUCTURAL COMPONENTS OF READINESS OF BACHELORS
OF THE DIRECTION OF PREPARATION "BUSINESS INFORMATICS"
FOR INNOVATION ACTIVITY
Z. Pronina
Abstract. The purpose of the article is to define the essence and structural components of the readiness for innovative activity of bachelors in the direction of training "Business Informatics". To achieve this goal, the task was to study the category "readiness for innovation" and professional standards in the field of information technology. The methods of comparative and component analysis of pedagogical and scientific-methodical literature, generalization and comparison of material, systematization of domestic and foreign research of the theory of innovations were used in the work. The result of the work done is the author's structural and content characteristic of the components of readiness for innovative activity of bachelors in the direction of training "Business Informatics".
Keywords: business informatics, innovative activity, readiness for innovative activity, structural components of readiness.
Согласно Стратегии инновационного развития РФ, одной из основных задач перевода к 2020 году экономики России на инновационный путь является «развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций» [8]. Поэтому основной целью вуза является подготовка выпускника, готового к профессиональной инновационной деятельности
(ИД).
Как показал анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблеме формирования готовности выпускников к ИД [1, 2, 3, 7], «готовность к инновационной деятельности» -это многогранное понятие, структурные компоненты которого варьируются у различных авторов. Так, Н.Г. Пьянкова рассматривает готовность к инновационной профессиональной деятельности как «совокупность устойчивых черт личности, сложное интегральное качество,
которое формируется на основе внешних и внутренних стимулов».
В свою очередь, Н.С Пономарева, понимая под готовностью «совокупность
взаимосвязанных индивидуально-психических особенностей личности, профессиональных и специфических знаний и умений в сфере инноваций, определяющей стремление к обучению новым способам и приемам выполнения деятельности, определенных компетенций, соответствующих данному виду деятельности» выделяет мотивационно-личностный, операционально-деятельностный и когнитивно-рефлексивный компоненты
готовности.
На основе проведённого анализа научных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблеме формирования готовности выпускников к ИД, а также утвержденных профессиональных стандартов в области информационных
технологий (ИТ) «Руководитель проектов в области информационных технологий» [4], «Системный аналитик» [5], «Специалист по информационным ресурсам» [6] и др., в которых указаны обобщенные трудовые функции выпускников направления подготовки «Бизнес-информатика», были определены основные компоненты готовности к ИД бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» и их структурные элементы:
1. Интеллектуальный компонент, выполняющий мыслительную функцию и формируемый теоретическими знаниями фундаментальных основ информатики, экономики и менеджмента, техническими знаниями в области ИТ и специальными знаниями в области ИТ-инноваций, включает: способность проведения реинжиниринга бизнес-процессов и реструктуризации ИТ-инфраструктуры предприятия; способность создания новой автоматизированной информационной системы; способность выявления и оценивания рисков инновационной деятельности; способность использования методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности.
2. Деятельностный компонент, выполняющий практико-прикладную функцию и направленный на организацию и эффективное осуществление инновационного проекта, включает: бизнес-планирование инновационной деятельности; коммерциализацию инноваций; правовую защиту интеллектуальной собственности.
3. Мотивационно-ценностный компонент, выполняющий стимулирующую функцию, включает: устойчивый познавательный интерес
к изучению инноваций в сфере ИТ; ценностное отношение к будущей профессии; целевую установку на профессиональное
самосовершенствование и саморазвитие.
4. Эмоционально-психологический компонент, выполняющий регуляторную и коммуникативную функции и обеспечивающий выработку и следование необходимой поведенческой стратегии по преодолению возникших проблем со стороны некоторых участников производственного процесса в период разработки, внедрения и диффузии инноваций, включает: проявление эмоционально-психологической культуры и коммуникативных способностей взаимодействия с другими участниками производственного процесса; радость творчества, чувство удовлетворения от хорошо проделанной работы; развитую способность к рефлексии.
5. Креативно-продуктивный компонент, выполняющий новаторскую функцию и предполагающий творческие способности, которые могут быть реализованы при создании принципиально новых ИТ, существенно отличающихся от традиционно существующих, включает: способность к продуцированию и генерированию новых идей и креативных решений; приобретение практического опыта и формирование индивидуального стиля по созданию инноваций в сфере ИТ.
Для обоснования совокупности выделенных компонентов готовности к ИД проследим корреляцию этих компонентов с компетенциями, представленными во ФГОС ВО для направления подготовки «Бизнес-информатика», которая отражена в таблице 1.
Содержание компонента готовности к ИД Общекультурные и профессиональные компетенции, определенные во ФГОС
1. Интеллектуальный компонент
Способность проведения реинжиниринга бизнес-процессов и реструктуризации ИТ-инфраструктуры предприятия Умение выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентации бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-12)
Способность разработки нового программного обеспечения Умение проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов (ПК-13) Умение разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и интернет-ресурсов (ПК-16).
Способность создания новой автоматизированной ИС или автоматизированной системы управления предприятием Выбор рациональных ИС и ИКТ решения для управления бизнесом (ПК-3) Умение проектировать архитектуру электронного предприятия (ПК-15)
Таблица 1. - Корреляция компонентов готовности к инновационной деятельности с компетенциями, представленными во ФГОС
Продолжение таблицы 1
Содержание компонента готовности к ИД Общекультурные и профессиональные компетенции, определенные во ФГОС
Способность выявления и оценивания рисков ИД Умение осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-14)
Способность использования методов оценки экономической эффективности ИД Способность использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-18)
2. Деятельностный компонент
Бизнес-планирование инновационной деятельности Способность разрабатывать бизнес-планы по созданию новых бизнес-проектов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-26)
Коммерциализация инноваций Способность описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-25) Способность использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг (ПК-27)
Правовая защита интеллектуальной собственности Умение защищать права на интеллектуальную собственность (ПК-11)
3. Мотивационно-ценностный компонент
Устойчивый познавательный интерес к изучению инноваций в сфере ИТ Ценностное отношение к будущей профессии Целевая установка на профессиональное самосовершенствование и саморазвитие Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность; готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных профессиональных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (ОПК-2) Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
4. Эмоционально-психологический компонент
Проявление эмоционально-психологической культуры и коммуникативных способностей Радость творчества, чувство удовлетворения от хорошо проделанной работы Развитая способность к рефлексии Способность работать самостоятельно и в команде Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)
5. Креативно-продуктивный компонент
Способность к продуцированию и генерированию новых идей и креативных решений Приобретение практического опыта и формирование индивидуального стиля деятельности по созданию инноваций в сфере ИТ Способность создавать новые бизнес-проекты на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-28) Проведение анализа инноваций в экономике, управлении и информационно-коммуникативных технологиях (ПК-4)
Таким образом, корреляция структурных компонентов с компетенциями,
представленными во ФГОС ВО доказывает, что каждый из них является обязательным и необходимым для формирования готовности к
ИД, что позволит бакалаврам направления подготовки «Бизнес-информатика» достичь профессионального мастерства и творчески преобразовать свою деятельность.
Литература:
1. Ахметзянова Г.Н. Система непрерывного профессионально-ориентированного обучения информационным технологиям студентов экономических специальностей: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Казань, 2004.
2. Ахметзянова Г.Н. Влияние социально-экономических процессов на систему непрерывного профессионального образования работников автомобильной отрасли / Г.Н. Ахметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С.11-17.
3. Пономарева Н.С. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Пономарева Наталья Сергеевна. - Брянск. - 2011. - 24 с.
4. Профессиональный стандарт «Руководитель проектов в области информационных технологий». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/ соттйеез/е^сайоп/теей^БМаМаГз^р
5. Профессиональный стандарт «Системный аналитик». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education/
6. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/ committees/education/
7. Пьянкова, Н.Г. Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной профессиональной деятельности:
на материале подготовки специалистов экономического профиля: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Пьянкова Нина Геннадьевна. - Махачкала, 2009. -25 с.
8. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года».
Сведения об авторе:
Пронина Зинаида Ивановна (г. Набережные Челны, Россия), старший преподаватель, Набережночелнинский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: pronina_zi@mail.ru
Data about the author:
Z. Pronina (Naberezhnye Chelny, Russia), senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) University, e-mail: pronina_zi@mail.ru