УДК 37.013 ББК 74.200
Золотая Ирина Георгиевна
аспирант кафедра педагогики Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск Zolotaya Irina Georgievna Post-graduate Chair of Pedagogics Yugor State University Khanty-Mansiysk Педагогические условия формирования готовности учителей к инновационной деятельности в поствузовский период Pedagogical Environmental Complex of Teachers' Readiness Forming for Innovative Activity at Post-Graduate Period
В статье рассматриваются понятия: инновация, инновационная деятельность, поствузовский период, комплекс педагогических условий. Раскрывается сущность педагогических условий, влияющих на эффективность формирования готовности учителя к инновационной деятельности.
The article considers such concepts as innovation, innovative activity, the postgraduate period, educational environmental complex. The essence of the pedagogical conditions which influence the efficiency of teachers' readiness forming for innovative activity is revealed.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, комплекс педагогических условий.
Key words: innovation, innovative activity, educational environmental complex.
В современных условиях реформирования образования не вызывает сомнений необходимость инновационных процессов в школе, ориентации учителя-практика на принятие, освоение и использование в собственной педагогической деятельности инноваций, на творческий характер деятельности, обеспечивающий субъектную самореализацию и личностное и профессиональное саморазвитие педагога. Инновационная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Инновации, или нововведения присущи для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. В педагогике инновации, как и в любой другой деятельности, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к не-
прерывному обновлению образовательного процесса и являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта как отдельно взятых учителей, так и целых коллективов.
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Вопросы педагогического новаторства, поиска оптимальных приемов и методов обучения и воспитания получили широкое развитие в работах отечественных и зарубежных педагогов (В.С. Лазарев, М.А. Моисеев, П.И. Пидкаси-стый, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова, К. Ангеловски, Э.-Р. Роджерс и др.). Дидактические и психологические основы управления образовательными инновационными процессами стали предметом детального исследования Ю.К.Бабанского, Г.Г.Воробьева, В.П.Симонова, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой и ряда других ученых.
Говоря об инновациях, необходимо дать понятие инновационного процесса, который представляет собой комплексную деятельность "по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств" [6] - охватывает множество различного рода изменений в образовательной системе. В то же время, приведенное определение содержит в себе принципиальное положение о том, что инновационный процесс - это деятельность, следовательно, он обязательно должен быть целенаправленным, регулируемым, контролируемым. Инновационная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность - это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса) [2]. Формирование инновационной деятельности как личностный компонент учителя есть процесс многофакторный, поэтому важно четко представлять ожидаемые результаты и, соответственно, правильно и эффективно строить и реа-
лизовывать процесс формирования инновационной деятельности в условиях модернизации образования [5.]. Одной из главных причин, которая влияет на инновационные процессы в школе, является готовность учителей к инновациям, на формирование которой в последнее время уделяется большое внимание. Для эффективного формирования готовности учителей к инновационной деятельности необходимо выделить комплекс педагогических условий. Комплекс -(от латинского слова сотр1ехиБ- связь, сочетание) совокупность, сочетание предметов, явлений, действий, свойств, составляющих одно целое [4]. В педагогике под комплексом понимается совокупность и сочетание педагогических условий, необходимых для результативного формирования готовности педагогов к инновационной деятельности.
Понятие "условие" позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо и, с другой, как обстановку, в которой что-либо осуществляется (в нашем случае, формирование готовности педагогов к инновационной деятельности) [3]. С позиции педагогической науки «условия» определяются через дидактические категории, отражающие основные элементы учебного процесса. Педагогическая практика подтверждает, что условия должны отражать не просто внешние обстоятельства по отношению к педагогическому процессу, но и включать в себя внутренние характеристики этого процесса [8]. По мнению Сластенина В. А. под педагогическими условиями подразумевает совокупность мер учебно-образовательного процесса, обеспечивающих необходимый уровень развития искомой категории личности обучаемого [8]. Он считает, что педагогические условия - это обстоятельства, способствующие достижению или, напротив, тормозящие ее достижения в образовательном процессе [8].
При определении таковых условий мы ориентировались на критерий их необходимости и достаточности. Необходимыми условиями можно назвать те, без которых, этот процесс не может реализоваться в полной мере. Критерий достаточности предполагает оптимальность выбора комплекса условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента. Под оптимальностью, в свою
очередь, понимается рациональный выбор такого сочетания компонентов, который обеспечивает в комплексе их эффективность. При этом под эффективностью мы понимаем достижение такого результата, который предполагает равновесное соотношение между достигнутым и возможным показателем рассматриваемого процесса.
Обобщая вышеизложенное, под комплексом педагогических условий эффективного формирования готовности учителя к инновационной деятельности мы будем понимать необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных мер педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение учителями более высокого уровня осуществления инновационной деятельности.
При определении комплекса необходимых и достаточных педагогических условий мы ориентировались на:
1) требования, предъявляемые обществом к современному специалисту в ракурсе «Новой школы»;
2) особенности внедрения инноваций в современной школе, где возраст учителя в среднем 35-40 лет и старше;
3) предполагаемые результаты констатирующего этапа эксперимента.
Анализ теории и практики формирования готовности учителя к инновационной деятельности в поствузовский период позволяет выделить следующие педагогические условия:
- реализация структурно-содержательных компонентов инновационной деятельности учителя в школе;
- отражение задачной структуры готовности учителя к инновационной деятельности в поствузовский период;
- разработка и внедрение средств технологического обеспечения формирования готовности учителя к инновационной деятельности.
Первое педагогическое условие - реализация структурно-содержательных компонентов инновационной деятельности учителя в школе. Структура готовности учителя к инновационной деятельности состоит из следующих компо-
нентов: гносеологический (знания), аксиологический (отношения) и праксиологический (умения и навыки). Каждый компонент имеет определенное содержание тех знаний, умений, отношений, необходимых учителю для формирования готовности к инновационной деятельности. Результативность деятельности обеспечивается взаимодействием всех вышеперечисленных компонентов. По нашему мнению, реализация структурно-содержательных компонентов инновационной деятельности, будет способствовать формированию готовности учителя к инновационной деятельности. Совокупность знаний, умений и навыков о существовании инновационных образовательных моделей, программ и технологий, т.е. компетентность в области педагогической инноватики представляют гносеологический и праксиологический компоненты. Аксиологический компонент - это формирование качеств личности, ценностных отношений, мотивов, эмоционально-психологической готовности, т.е. личностная готовность учителя. Уровень сформированности названных компонентов определяют готовность педагога к инновациям в педагогической деятельности в поствузовский период.
Второе педагогическое условие - отражение задачной структуры готовности учителя к инновационной деятельности в поствузовский период. Задача -то, что требует исполнения, разрешения [4]. Задачная структура готовности учителя к инновационной деятельности в поствузовский период, по нашему мнению, состоит из следующих задач: мотивация членов педагогического коллектива к инновационной деятельности; формирование у педагога потребности в освоении нового, развитие творческой инициативы, получение знаний; определение ценностного отношения к применению знаний в инновационной деятельности учителя; реализация умений и навыков на практике, которая должна выражаться в его готовности к инновационной деятельности.
Третье педагогическое условие - разработка и внедрение средств технологического обеспечения формирования готовности учителя к инновационной деятельности должно включать:
- систематический мониторинг готовности учителей к инновационной деятельности в условиях модернизации образования;
- разработку модели готовности педагога к инновационной деятельности на основе концептуальных положений, включающих основные понятия, ведущие идеи, тенденции, особенности инновационных процессов, организационную структуру, содержательное и научно-методическое обеспечение, согласно Государственному образовательному стандарту общего образования;
- программу по реализации модели готовности к инновационной деятельности в школе, заключающейся в формировании его потребности в новом знании, внедрении инноваций в осмыслении и творческом преобразовании инновационных методик, технологий;
- разработку рекомендаций для учителей по организации учебно-воспитательной работы в инновационном режиме.
Все перечисленные выше педагогические условия, создание которых необходимо в процессе исследовательской деятельности, должны стать подготовкой педагогов к процессу формирования готовности к инновационной деятельности, через уяснение ими целей и ценностей, а также методологических основ предстоящей деятельности, так как, именно, педагог оказывает решающее влияние на развитие личности учащихся и организацию педагогического взаимодействия.
Таким образом, педагог, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте: владеет комплексом понятий педагогической иннова-тики; понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью; знает основные подходы к развитию педагогических систем школы; умеет изучать опыт учителей-новаторов; умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения; умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса; умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств; умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее; умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Архангельская, О.В. Некоторые аспекты модернизации инновационной системы учреждений начального и среднего образования // Вестник университета российской академии образования. - 2008. - № 4. - С. 70- 71.
2. Квасникова, Е.И. Жизненный цикл организации и инновационные процессы в образовании // Народное образование. - 2008. - №8. - С. 85- 92.
3. Лобок, А.М. Проблематика инновационной деятельности в экспликации к проблемному полю образовательной программы// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №1. - С. 6- 10
4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Рус. яз., 1981. - 816 с.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.;Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996 - 928 с.
6. Павлова, Е.П. Педагогические условия развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования [Текст]: автореф. дис. канд. пе-дагогич. наук / Е.П. Павлова - Якутск, 2009.- 9с.
7. Петровский, А.В. Психология. Словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: - 1990. - 496 с.
8. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е. Н. Шия-нов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 289 с.
9. Шилов, К.В. Классификация инноваций : [определение понятия "инно-вация", история термина, общая классификация инноваций] / К. В. Шилов // Инновации в образовании : журнал / Соврем. гуманитар. ун-т. - М., 2007. - N 3. - C. 52-58.
Bibliography
1. Arkhangelskaya, O.V. Some Aspects of Innovative System Modernizing of Elementary and Secondary Education / O.V. Arkhangelskaya // Bulletin of RAS. - 2008. - № 4. - P. 70-71.
2. Kvasnikova, N. Organization Living Cycle and Innovative Processes in Education / N. Kvasnikova // Narodnoye Obrazovaniye. - 2008. - №8. - P. 85-92.
3. Lobok, A. M. The Question of Innovative Activity in Explication to the Problematic Field of Educational Program / A.M. Lobok // Munizipalnoye Obrazovaniye. - 2008. - № 1. - P. 6-10.
4. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian Language / S.I. Ozhegov - M.: the Russian language, 1981. - 816 p.
5. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80,000 Words and Phraseological Expressions / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova / Russian Academy of Sciences.; Russian Fund of Culture - 3rd Ed., Stereotyp. - M.: AZ, 1996 - 928 p.
6. Pavlova, E.P. Pedagogical Environmental Complex of Primary School Teachers' Innovation Activity Development in the Process of Education Modernization [Text]: Synopsis of Thesis ... Cand. of Ped. / E.P. Pavlova - Yakutsk, 2009 . - 9 p.
7. Petrovski, A.V. Psychology. Dictionary / A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. - Moscow: -1990. - 496 p.
8. Slastenin, V.A. Pedagogical Science: Study Guide / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shi-yanov. - Moscow: "Academy" Publishing Center, 2002. - 289 p.
9. Shilov, K.V. Classification of Innovations: [Definition of "Innovation", the Term History, General Classification of Innovation] / K.V. Shilov / / Innovations in Education: Magazine / Modern Liberal Arts Institute. - M., 2007. - № 3. - P. 52-58.