УДК 37.017.4
О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ «ПАТРИОТИЗМ» И «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
С.М.Ёлкин, А.А.Косова ON THE CONCEPTS OF "PATRIOTISM" AND "PATRIOTIC EDUCATION"
S.M.Elkin, A.A.Kosova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, sergeyppf@mail.ru
Определения понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» характеризуются поливариантностью и неоднозначностью. Осуществлен анализ различных определений данных понятий с философской, социально-педагогической и психолого-педагогической точек зрения. В существующих определениях недооценивается семья как ценность и как фактор патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, Родина, малая родина
There are many definitions of terms "patriotism" and "patriotic education" with multiple meanings. The article analyzes these definitions from the philosophical, social, psychological and pedagogical points of view. The existing definitions underestimate the family as a value and a factor of patriotic education of the younger generation. Keywords: patriotism, patriotic education, Motherland, small homeland
Одно из ведущих мест в исследованиях учёных-педагогов всегда занимали вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание в разные периоды развития педагогики рассматривалось в качестве необходимой составной части воспитательного процесса. Нужно отметить, что решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период её развития, что является условием изменения подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в различные периоды развития страны.
В период реформ 90-х гг. ХХ века патриотическое воспитание испытало на себе множество внешних и внутренних влияний, которые имеют место быть и на сегодняшний день. В связи с этим стали говорить об утрате этого исконно русского качества и о проблеме патриотизма и патриотического воспитания в России.
В современном обществе патриотическое воспитание молодого поколения приобретает столь важное значение по нескольким причинам:
— затруднен процесс формирования гражданской и этнокультурной идентичности школьников в условиях мультикультурного общества;
— отсутствие национальной идеи воспитания ведет к потере чувства патриотизма у подрастающего поколения;
— многопартийная система и плюрализм мнений создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма.
Государство уделяет большое значение патриотическому воспитанию молодежи. В нашей стране реализуется госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан России на 2016—2020 годы». Закон РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования определяет
воспитание гражданственности и любви к Родине.
Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует анализа понятия «патриотизм».
В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм определяется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [1].
Современная энциклопедия даёт более широкое определение понятия «патриотизм» — любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям [2].
Для наиболее целостной характеристики рассмотрим данное понятие с точки зрения трёх аспектов:
— историко-философского;
— социально-педагогического;
— психолого-педагогического.
Историко-философский аспект патриотизма
предполагает рассмотрение его как общественно-исторического явления, обусловленного социально -политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества.
В Кратком словаре по философии патриотизм определяется как «принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей Родины» [3, с. 244], а в другом философском словаре — как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [4, с. 358].
В социально-педагогическом плане можно рассматривать патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине.
Проблема ценностей представляется в современных философско-педагогических исследованиях особо актуальной в связи с преобразованиями в об-
ществе, духовной культуре и сфере нравственности.
Патриотизм выражает отношение человека к Родине, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами, патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность он выражает нормативные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре.
Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с интернационализмом, уважением к другим народам. Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт, поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей.
Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.
В психолого-педагогической литературе понятие «патриотизм» трактуется по-разному. Так, в Российской педагогической энциклопедии патриотизм — социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям [5, с. 109].
Таким образом, некоторые отечественные ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство, другие определяют его как моральный принцип, третьи - относят к нравственным качествам человека.
Далее обратимся к определению понятия «патриотическое воспитание».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» определяет патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [6].
Таким образом, можно говорить о том, что патриотическое воспитание — это система, создающая и упорядочивающая системы смыслов, образов, интерпретации в образовательном процессе. И стержнем этой системы становится ведущая нравственная ценность, обусловливающая постановку цели, содержания, принципов, форм и методов воспита-
тельно-образовательного процесса — ценность патриотизма [7].
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием).
А.К. Быков, осуществляя всесторонний анализ системы патриотического воспитания в настоящее время, разделил обновленную систему ценностей современного патриотического воспитания на четыре сферы:
1) духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
2) нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
3) историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
4) государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, её суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве) [8]. Такое деление определяет сложный системный характер, комплексность, инте-гративность и целостность системы патриотического воспитания.
На основании разностороннего анализа сущности патриотизма и патриотического воспитания можно вывести следующие определения понятий.
Патриотизм можно рассматривать как ценно -стное отношение человека к своему Отечеству и малой родине, характеризующееся привязанностью к месту рождения и (или) проживания, причастностью к истории и культуре своего народа, осознанием гражданской ответственности, основанной на традиционных семейных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Патриотическое воспитание можно определить как формирование ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству.
References
1. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразео -логических выражений / Под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
2. Современная энциклопедия [Электр. ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36098 (дата обращения: 06.01.2017).
3. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина. 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. 431 с.
4. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В .Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т. 2. 672 с.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электр. ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 06.01.2017).
7. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб .-метод. пособие. Белгород: ИД «Белгород», 2013. 156 с.
8. Быков А .К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42.
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu., eds. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy [Dictionary of Russian language: 80 000 words and idioms]. Moscow, 1999. 944 p.
2. Sovremennaya entsiklopediya [Modern encyclopedia]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36098 (accessed: 06.01.2017).
3. Blauberg I.V., Pantin I.K., eds. Kratkiy slovar' po filosofii [Concise dictionary of philosophy]. Moscow, 1982. 431 p.
4. Frolov I.T., ed. Filosofskiy slovar' [Dictionary of philosophy]. Moscow, 1987. 590 p.
5. Davydov V.V., ed. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya in 2 vols, vol. 2 [Russian Pedagogical Encyclopedia]. Moscow, 1999. 672 p.
6. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody" [Patriotic Education of citizens of the Russian Federation. 2016-2020]. Available at: http://government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (accessed: 06.01.2017).
7. Musina V.E. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov: ucheb.-metod. posobie [Patriotic education of students]. Belgorod, 2013. 156 p.
8. Bykov A.K. Problemy patrioticheskogo vospitaniya [Issues of patriotic education]. Pedagogika, 2006, no. 2, pp. 37-42.