http://www.uchzap.com
ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ CONTEMPORARY APPROACHES IN EDUCATION
УДК 37:172.15
DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-6-12
Анна Сергеевна Нефедова,
кандидат педагогических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: nefedovaanna1979@mail.ru
Патриотическое воспитание как приоритетное направление образовательной политики
Статья посвящена анализу понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в различные периоды развития общества. Целью статьи является изучение состояния теоретических аспектов проблемы патриотического воспитания как приоритетного направления образовательной политики. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа научной литературы, синтеза философских и педагогических положений. Раскрыто содержание понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Исследования показывают, что на начальных этапах человечества патриотизм носил стихийный характер. Осознанию и осмыслению данного понятия предшествовало его элементарное наличие в практической деятельности людей. В российском государстве проблема становления патриотизма личности и патриотического воспитания была связана с осознанным выбором идеалов высших ценностей духовного самосовершенствования человека. В советский период содержание понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» оформлялось через характеристики феномена «социалистический патриотизм» как высшего нравственного чувства (В. В. Белоусова, Н. И. Матюшкин, М. В. Митин, Н. Е. Щуркова и др.); нравственного, морального и политического принципа (И. В. Блауберг, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, И. К. Пантин и др.); сложных нравственных качеств (Л. Р. Болотина, А. Д. Солдатенков и др.) или как совокупности чувств, принципов и качеств (Л. И. Мищенко). В 90-е годы XX века проблема патриотического воспитания молодёжи практически выпала из поля педагогического внимания, что было связано с необходимостью корректировки содержания воспитания в целом. Специфика сегодняшнего дня показывает, что патриотическое воспитание стало приоритетным направлением государственной и образовательной политики. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы законы, программы и другие документы. Система образования призвана обеспечить сохранение и распространение национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию страны, уважение прав и свобод личности и т. д.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, ценность, самосовершенствование, история
6
© Нефедова А. С., 2017
Введение. Изменения, протекающие в российском обществе, свидетельствующие о возрастании роли и значения социальных и политических институтов в отстаивании национальных интересов, выдвинули принципиально новые задачи развития страны. Их успешное решение возможно при ясном понимании гражданами Российской Федерации всего происходящего, при проявлении активной позиции и вовлечении их в полноценную деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает формирование у россиян, и в первую очередь у детей и молодёжи, высших духовных ценностей и таких качеств, как патриотизм, ответственность за свою Родину и готовность к её защите.
Методология и методы исследования (из истории вопроса). На разных этапах развития общества и господствующей в нём политической идеологии в понятие «патриотическое воспитание» вкладывали разный смысл.
По мнению ряда исследователей, понятие «патриот» происходит от греческого патрис (patris), что означает «Родина, Отечество», употребляется в том случае, когда общественное устройство приобретает признаки государства [4].
В русской педагогической науке излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как стержневого компонента русской идеи, призванной служить объединению и упрочнению русской нации и российского государства. Как утверждает В. И. Лутовинов, первые попытки осмысления патриотизма как основополагающего общественно-политического явления Российской истории относятся к периоду становления государственности в Древней Руси [7]. В данную эпоху ключевыми понятиями были «Русская земля», «Родная сторона», «Мать-земля» и т. д. В основе произведения «Повести временных лет» добро отождествляется с патриотизмом. Носителями добра выступают киевский князь Ярослав Мудрый; киевский князь, государственный деятель, писатель Владимир Мономах; великий князь киевский Мстислав Великий и др.
В период монголо-татарского ига патриотизм помог преодолеть местнические интересы русского княжества.
Педагогическая мысль в Средние века показывает, что патриотизм неразрыв-
но был связан с религиозными традициями. Целью воспитания считалось формирование человека, для которого борьба за благо и процветание Отечества совпадала бы с его стремлением к праведной жизни.
В эпоху Петра I церковь утратила свою духовную суверенность, став опорой государства. Политика государства над церковью определила пути развития образования и воспитания. Сам Пётр с ранних лет изучал историю, литературу, русский язык родной страны, чтил дела предков. Он понимал, что в героическом прошлом его страны лежит идея служения Отчизне.
После петровских преобразований Россия вошла в европейский союз общественного развития на качественно новый уровень, в связи с этим обострились проблемы определения роли и места занимаемого ею положения в мире. В рамках русской идеи обострилась борьба двух тенденций - западничества и славянофильства. Славянофилы (И. В. Кириев-ский, А. С. Хомяков и др.) отстаивали национальное направление в образовании, а западники (П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, В. С. Соловьёв, С. М. Соловьёв и др.) предпринимали активные попытки анализа российской действительности с позиций ценностных идеалов философ-ско-педагогической мысли Европы.
В XVIII веке к проблеме человека как патриота обращались многие русские просветители: М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. М. В. Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота должно стать главной задачей педагогического процесса. Данное понятие он характеризовал как высокое нравственное качество, любовь к наукам, бескорыстное служение на благо Отечества.
Ценные мысли о патриотизме и патриотическом воспитании содержатся в трудах отечественных учёных XIX века (К. Д. Ушин-ский, В. И. Острогорский, С. А. Рачинский, Л. Н. Толстой и др.).
К. Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчёркивал важность воспитания у детей любви к Родине, её истории, традициям, воспитания трудолюбия.
В основу всей системы воспитания С. А. Рачинский предлагал заложить нравственно-религиозные основы, где главным средством выступал патриотизм.
Изучение данного исторического периода показывает, что ведущие российские исследователи рассматривали патриотическое воспитание в рамках идей, сформированных в аспекте современных позиций аксиологического и культурологического подходов, поэтому патриотизм понимался ими как стремление человека к высокой духовной жизни и процветанию Родины.
Февральские события 1917 года явились началом мощного процесса социальных изменений, завершение которого не могло не выйти за рамки этого революционного года. Социалистическая идеология ограничила определения патриотизма рамками марксистско-ленинской идеологии, в русле которого, являясь типичным качеством советского человека, патриотизм формировался всем укладом социалистической жизни, всеми ценностями коммунистического общества. Исходя из того, что основой морального воспитания является идеал социалистической Родины, её честь, слава, могущество, приоритетное положение в мире и независимость, воспитание патриотизма предполагало развитие в ребёнке, прежде всего, коммунистических убеждений, а уже затем заинтересованности в личных делах и т. д. В связи с этим борьба за коммунизм становилась высшей ценностью каждого преданного социалистическому Отечеству человека.
Ряд авторов - Н. И. Матюшкин, М. Б. Митин, А. Чопоров и другие, рассматривая понятие «советский патриотизм», на первое место ставили любовь народных масс к социалистической Родине, коммунистической партии; другие - М. И. Бабинов, Н. М. Горбунов и т. д. подчёркивали в его содержании преданность своему народу, делу коммунизма, странам социализма [6]. Наряду с подобными в философской литературе присутствовали и другие определения понятия «патриотизм». Например, краткий словарь по философии под редакцией И. В. Блауберга, И. К. Пантина1 трактует «патриотизм» как «принцип, обозначающий любовь к Отечеству, готовность служить интересам своей Родины» [2, с. 244].
Изучение патриотического воспитания в данный период стало одной из центральных проблем педагогической науки.
1 Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. - М.: Политиздат, 1970. - 398 с. - С. 244.
В нём раскрываются как теоретико-методологические аспекты, так и различные направления патриотического воспитания. В богатом педагогическом наследии Н. К. Крупской вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения занимали большое место. Она первая разработала теоретико-методологические подходы подготовки молодёжи к защите Отечества.
Педагогическое наследие В. А. Су-хомлинского даёт возможность найти ответ на волнующий нас вопрос. Автор утверждал, что основа нравственности - патриотическое воспитание. Раскрывая понятие «Родина», В. А. Сухомлинский связывает его с понятиями «труд», «долг», «традиции», «семья» и т. д. Главным средством воспитания является семейное воспитание, воспитание природой, историей, литературой, книгой, искусством.
Ценными для педагогической науки являются теоретические разработки патриотического воспитания А. С. Макаренко, которые были им реализованы на практике. Успехи в формировании качеств патриотов - защитников Родины, - указывал он, - зависят от постановки идейно-политического воспитания. Патриотическое поведение - это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению наиболее важного дела для Родины [5].
Н. Е. Щуркова, рассматривая специфику нравственного воспитания, говорила о том, что это есть процесс «вхождения человека в культуру». Это многотрудный процесс присвоения ценностей через сложнейшие духовные усилия каждого человека. Автор в своих педагогических поисках обращается к культурологическим ценностям (доброта, истина, красота и т. д.), выработанным человечеством и дающим духовные силы в современных условиях [10].
Результаты исследования и их обсуждение. Обзор литературы показал, что в настоящее время в России происходят изменения в социально-экономической, политической, культурной и других сферах, в общественном сознании отмечается снижение роли патриотизма как духовной ценности. Вопросы патриотического воспитания также встают особенно остро, так как поменялась идеология государства. Историческая ситуация 90-х годов в России корен-
ным образом изменила ход общественного развития страны. В период преобразований в обществе началась ломка прежних ценностей и поиск новых нравственных ориентиров. Это обусловило появление новых продекларированных в государстве идеалов, вошедших в противоречия с традиционным социально-классовым содержанием воспитания [1, с. 308].
Становится очевидным, что главным решением проблем в современном обществе должны выступать духовные ценности, любовь к своей Родине, к своему народу. Следовательно, одной из важнейших функций образования выступает становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности.
Сегодня различные социальные группы, общественные и политические деятели по-своему трактуют и используют патриотизм в собственных интересах. Это объясняется сложной природой данных явлений, многоаспектностью содержания и структуры, многообразием форм проявления [9]. В связи с этим определения понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на философские, психолого-педагогические теории, отражающие специфику данных понятий, учитывать процессы демократизации, усиления личностного аспекта в воспитательной работе. Данному построению системы патриотического воспитания наиболее соответствуют аксиологический и культурологический подходы.
Педагогический анализ показывает, что в настоящее время данная проблема требует серьёзного внимания в связи с изменением приоритетов в социально-экономической, политической и других сферах общественной жизни [3]. Необходимость пересмотра работы по патриотическому воспитанию подчёркивается в нормативных документах, целью которых является изменение структуры и содержания образования и воспитания. В приоритетных документах и программах за последние годы: Указе Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы от 23 мая 2015 г. № 497, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493 - подчёркивается, что система образования и воспитания призвана обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов на основе духовно-нравственных ценностей, сохранение и развитие национальной культуры и т. д.1
Очень важным является тот факт, что воспитание патриотизма рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в качестве одного из принципов государственной политики в области образования.
В современной педагогике стали появляться новые определения понятия «патриотизм». А. Д. Лопуха в своих работах о сущности патриотизма объединяет разные представления о нём и трактует данное понятие как «...комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество: социальное чувство; патриотические идеологические установки; духовную ценность; критерий этнической самоидентификации; морально-нравственные установки; вектор патриотического поведения, предполагающий готовность личности к практическим патриотическим действиям» [8]. Таким образом, патриотизм рассматривается как духовно-идеологическая ценность и является качеством личности.
В современной психолого-педагогической литературе представлены следующие уровни патриотизма:
1. Государственный - рассматривается в конкретной патриотически направленной внешней или внутренней политике государства, идеологии.
2. Социально-групповой - в соответствии с социальным устройством общества отдельные социальные группы провозглашают свою систему взглядов, интересов, ценностей.
1 Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. http://www. gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/ ргоеМ/ргоек1рЬ|ри (дата обращения: 05.07.2017).
3. Личностный - самосовершенствование личности человека как патриота своей Родины и Отечества (процесс становления её ценностно-смысловой сферы).
Принимая во внимание содержание понятия «патриотизм», мы характеризуем патриотическое воспитание как процесс, направленный на становление патриотического сознания личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству: уровень развития патриотических чувств, готовности к сознательному служению Родине и опыта субъектной деятельности на благо своего народа.
Данное направление составляет духовную основу развития общества, которое тесно взаимосвязано с другими направлениями: нравственным, экологическим, гражданским, трудовым, эстетическим, межнациональным, национальным, военным, героико-патриоти-ческим, социальным, спортивным и т. д.
Учёные выделяют разнообразные аспекты деятельности по патриотическому воспитанию:
1) духовно-нравственный - формирование у личности высоконравственных ценностей, идеалов;
2) исторический - изучение своей родословной, традиций, обычаев, героического прошлого своего народа;
3) политико-правовой - знание законов, прав, обязанностей гражданина России, понимание происходящих в стране политических событий;
4) психологический - психологическая устойчивость и готовность личности к выполнению ответственных заданий на пользу государства;
5) деятельностный - добросовестное и ответственное отношение к труду, служению Отечеству, активное проявление профессионально-трудовых качеств.
По нашему мнению, структура патриотического воспитания включает следующие компоненты:
1) мотивационно-ценностный - выявление соотношения эмоциональных и рационально-познавательных начал патриотизма;
2) когнитивный компонент - характеризуется взаимодействием знаний, взглядов и убеждений человека;
3) деятельностно-поведенческий компонент представляется в виде организации двух видов взаимосвязанной деятельности: познавательной и общественно-полезной, -нацеленных на самосовершенствование личности человека как патриота своей Родины и Отечества (процесс становления ценностно-смысловой сферы).
На основании работ А. А. Остапца-Свешникова, а также трудов отечественных педагогов, характеризующих принципы воспитания (Л. С. Выготского, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушин-ского, В. Д. Шадрикова и др.), мы выделили следующие принципы патриотического воспитания: принцип высокой мотивированности деятельности её духовной,познавательной и общественно-полезной направленностью; принцип активности; принцип паритетности интересов личности и государства; принцип учёта особенностей и потребностей личности; принцип народности; принцип единства познания, переживания и действия.
Выделенные принципы определяют основные направления патриотического воспитания:воспитание любви к Родине,к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины и т. д. [7].
Заключение. Анализ теоретических оснований понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» показывает, что данная проблема является актуальной. Патриотизм стал духовным ориентиром личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в сознательной деятельности на благо Отечества, представляя одну из наиболее значимых духовных ценностей общества и государства. Патриотическое воспитание является основой положительного функционирования всей системы социальных институтов и выражается в любви к своему Отечеству, сопричастности к его истории, культуре и т. д. и составляет духовно-нравственную основу каждой личности.
Список литературы
1. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой учёный. 2014. № 10. С. 308-352.
2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г Становление сущности системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
3. Буторина Т. С., Овчинникова Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2014. 224 с.
4. Губанов Н. И. Отечество и патриотизм. М.: Госполитиздат, 1960. 56 с.
5. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2000. 356 с.
6. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащиеся молодёжи в современных условиях // Вестник ЮУрГУ Сер. Педагогика. 2016. № 4. С. 9-15.
7. Лутовинов В. И. Современный Российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Нииг^^в. 2013. № 2. С. 23-30.
8. Проблемы патриотического воспитания и пути решения: тр. науч. конф. Казань, 2001. 100 с.
9. Патриотическое воспитание молодёжи в РФ: состояние, актуальные проблемы и направления развития: сб. материалов «круглого стола». М., 2015. 51 с.
10. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: Сфера, 2005. 160 с.
Статья поступила в редакцию 16.07.2017; принята к публикации 07.09.2017
Библиографическое описание статьи
Нефедова А. С. Патриотическое воспитание как приоритетное направление образовательной политики // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 6-12. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-6-12.
Anna S. Nefedova,
Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: nefedovaanna1979@mail.ru
Patriotic Education as a Priority Direction of Educational Policy
The article is devoted to the analysis of ideas of "patriotism" and "patriotic education" in different periods of society development. The purpose of this article is to study theoretical aspects of the problem of patriotic education as a priority of educational policy. To achieve this goal, we used the methods of scientific literature analysis, synthesis of philosophical and pedagogical provisions for definition of the essence of the phenomenon studied. The article reveals the content of the concepts of "patriotism" and "patriotic education", their components and principles in modern conditions. The studies show that in the early stages of mankind patriotism was spontaneous. Awareness and understanding of this concept as a social phenomenon preceded its basic availability in practical activities of people. In Russia, the problem of formation of personality of patriotism and patriotic education was associated with a conscious choice of the ideals of personality. In the Soviet period, the concepts of "patriotism" and "patriotic upbringing" were processed through the characteristics of the phenomenon of "socialist patriotism" as the highest moral feeling; moral and political principle; complex moral quality or aggregate of feelings, principles and qualities. In the 1990s, the problem of patriotic education of youth almost fell out of the field of teacher's attention that was due to the need to amend the content. The specifics of today shows that patriotic education has become a priority direction of the state and educational policy. The laws, programs and other documents adopted in recent years confirm it. The purpose of the education system is to assure the preservation and dissemination of national culture, education of the careful attitude to the historical and cultural heritage of the country, respect for the rights and freedoms of the individual, etc.
Keywords: patriotism, patriotic education, values, self-improvement, history
References
1. Bakhtin Yu. K. Patrioticheskoe vospitanie kak osnova formirovaniya nravstvenno zdorovoi lichnosti // Molodoi uchenyi. 2014. № 10. S. 308-352.
2. Blauberg I. V., Yudin E. G. Stanovlenie sushchnosti sistemnogo podkhoda. M.: Nauka, 1973. 270 s.
3. Butorina T. S., Ovchinnikova N. P. Vospitanie patriotizma sredstvami obrazovaniya. SPb.: KARO, 2014. 224 s.
4. Gubanov N. I. Otechestvo i patriotizm. M.: Gospolitizdat, 1960. 56 s.
5. Ippolitova N. V. Teoriya i praktika podgotovki budushchikh uchitelei k patrioticheskomu vospitaniyu uchashchikhsya: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. Chelyabinsk, 2000. 356 s.
6. Ippolitova N. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashchiesya molodezhi v sovremennykh uslovi-yakh // Vestnik YuUrGU. Ser. Pedagogika. 2016. № 4. S. 9-15.
7. Lutovinov V. I. Sovremennyi Rossiiskii patriotizm: sushchnost', osobennosti, osnovnye napravleni-ya // Studia Humanitatis. 2013. № 2. S. 23-30.
8. Problemy patrioticheskogo vospitaniya i puti resheniya: tr. nauch. konf. Kazan', 2001. 100 s.
9. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v RF: sostoyanie, aktual'nye problemy i napravleniya razvi-tiya: sb. materialov «kruglogo stola». M., 2015. 51 s.
10. Stepanov E. N., Luzina L. M. Pedagogu o sovremennykh podkhodakh i kontseptsiyakh vospitaniya. M.: Sfera, 2005. 160 s.
Received: July 16, 2017; accepted for publication September 7, 2017
Reference to the article
Nefedova A. S. Patriotic Education as a Priority Direction of Educational Policy // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, No. 5. PP. 6-12. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-6-12.