УДК 372.857 ББК 74.262
О СОДЕРЖАНИИ НОВОГО КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ «КОМБИНИРОВАННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ: СИНЕРГИЯ» В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ В АНГЛИИ
ON THE CONTENT OF THE "COMBINED SCIENCES: SYNERGY" SCIENCE COURSE IN SECONDARY SCHOOL IN ENGLAND
Геддис Елена Викторовна
Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, кафедра «Теория и история педагогики» ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», директор школы дополнительного образования «Первая русская школа в Белфасте», г. Белфаст, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
E-mail: [email protected]
Geddis Elena V.
Post-graduate student at the Department of Theory and History of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Head of the "First Russian School in Belfast", Belfast, UK E-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность темы данной статьи обусловлена происходящим изменениями в сфере школьного образования в Англии, вызванными реформированием образования. Если еще недавно перед учителями естественнонаучных дисциплин стояла цель -сформировать у учащихся фундаментальные научные знания в отдельных предметах биологии, химии и физике, то сегодня изучение естествознания нацелено на формирование у учащихся целостной картины мира, взаимосвязи природных процессов, животного и
Abstract. Urgency of the subject of this article is conditioned by the Education Reform in England. Until recently, the Science has had the goal of creating fundamental scientific knowledge in students in individual subjects (in biology, chemistry, and physics). Today, however, it is aimed to create a holistic picture of the world, interconnection between the natural processes, animal and vegetal life. The changes that have taken place for the purposes of natural science education have led to changes in the content of the Science textbooks
растительного мира. Происходящие перемены в целях естественнонаучного образования повлекли изменения в содержании учебников по естественнонаучным дисциплинам - в биологии, химии и физике. Так, если раньше изучение естественнонаучных дисциплин акцентировалось на их предметной дифференциации, то сегодня делается попытка интегрировать данные дисциплины в содержание учебника. Целью данной статьи является рассмотрение новых направлений в изучении естественнонаучных дисциплин, предъявляемых к ним требований, критериев и методов, на примере содержания учебника «Комбинированное естествознание: Синергетика», издательство "Collins", введенного в двухлетнюю учебную программу старших классов общеобразовательной школы в Англии в сентябре 2016 г.
Ключевые слова: содержание учебника, комбинированное естествознание, естественнонаучная грамотность, исследовательский проект, школа в Англии.
Реформа образования, которая проводится в Англии, нацелена на повышение уровня школьного образования, которое выражается в том числе и в формировании у учащихся - выпускников средних школ - естественнонаучной грамотности. Естественнонаучная грамотность способствует развитию понимания целостной картины мира и компетенции, соответствующей запросам современного общества, которые вызваны необходимостью сохранения высокого уровня жизни населения страны [1].
В 2011 г. в Кембриджском университете было проведено международное исследование по выявлению эффективности использования содержания учебников. Исследования показали, что учебник продолжает оставаться одним из основных средств современного обучения, поскольку содержит систематизированный учебный материал, необходимый для получения фундаментальных знаний и развития умений и навыков, соответствующих требованиям Департамента образования Англии [2].
В рамках реформы образования проведено обновление содержания учебников, и сегодня учебники по естественнонаучным дисциплинам для старшеклассников общеобразовательной школы представлены в двух направлениях:
1. Дифференцированное изучение предметов «Биология», «Химия» и «Физика». Критерии и требования, предъявляемые к предметному содержанию дифференцированного
on Biology, Chemistry and Physics. If earlier the study of the science content had the subject differentiation, then today an attempt is made to integrate these disciplines in the content of textbooks.
The purpose of this topic is to consider new directions in the study of Science, its content, criteria and methods, by means of the example of the "Combined Science: Synergy" textbook, which was included in the school curriculum in England in September 2016.
Keywords: textbook content, combined science, science literacy, project, school in England.
обучения, нацелены на формирование специализированных предметных знаний, умений и навыков в биологии, химии и физике [3, p. 4-5].
2. Интегрированное изучение естественнонаучных дисциплин (биологии, химии и физики) в едином курсе «Комбинированное естествознание» [4, p. 4].
Остановимся на рассмотрении нового курса «Комбинированное естествознание», введенного в учебную программу уровня «Ключевой этап 4» в сентябре 2016 г. [1, с. 137142]. Курс «Комбинированное естествознание» представлен несколькими видами учебников, прошедших аккредитацию «Управления квалификации и экзаменов» («Ofqual»). Например: 1) предметные учебники по биологии, химии и физике, издающиеся под общим названием «Комбинированное естествознание: Трилогия» учебными издательствами "Collins", "Hodder Education" и др.; 2) учебники по естественнонаучным дисциплинам, издающиеся под общим названием «Комбинированное естествознание: Синергия» учебными издательствами "Collins", "Oxford University Press" и др.
Новое содержание курса «Комбинированного естествознания» создавалось методистами совместно с учителями с целью разработать такую учебную программу, с помощью которой учащиеся старших классов смогли бы с большей отдачей реализовы-вать свой потенциал, формировать компетенции. Для этого был учтен практический опыт учителей, который показал, что на развитие естественнонаучной грамотности и формирование целостного мировоззрения наиболее эффективное влияние оказывает использование интегрированного обучения в биологии, физике и химии [5, p. 5].
Содержание учебников по естественнонаучным дисциплинам разрабатывалось в двух направлениях:
1) как развивающее умения и навыки в естественнонаучных дисциплинах у учеников, которые планируют связать свою дальнейшую карьеру с наукой;
2) как развивающее базовые знания в естественнонаучных дисциплинах, которые смогут помочь сформировать понимание окружающего мира как единого целого у учащихся, не планирующих связывать свою дальнейшую жизнь с наукой [6, p. 3].
Постепенное углубление содержания «Комбинированного естествознания» позволяет обеспечить последовательный переход от содержания учебной программы ключевого этапа 3 к заключительному блоку основной общеобразовательной школы - к ключевому этапу 4, а также подготовить учащихся к дальнейшей специализации по естественнонаучным предметам на следующем продвинутом уровне обучения в гимназии [4, p. 4].
Содержание курса «Комбинированное естествознание: Синергия» состоит из двух разделов: «Живая природа» и «Физические науки».
В учебнике «Живая природа» представлена та часть естественнонаучных дисциплин, которая занимается изучением процессов и систем живой природы.
В учебнике «Физические науки» представлена другая часть естественнонаучных дисциплин, изучающая неживую природу.
В том и другом учебнике задействованы связующие темы. Так, в учебник «Живая природа» вошли темы из учебника «Физические науки», например «Радиация и риск» и «Атмосфера Земли», но теперь понятия о структуре атома, радиоволнах и электромагнитном излучении используются для объяснения оказываемого влияния
различных видов излучения на организм человека и на изменения климата. Другой пример: в учебник «Физические науки» введены понятия из биологии «природные ресурсы» и «природная энергия», с помощью которых можно проанализировать и дать оценку возможностям использования природных ресурсов и энергии в производстве необходимой продукции [5, р. 5].
Учебный курс «Комбинированное естествознание» направлен на развитие основных аспектов научных знаний, методов их применения, навыков оценки, анализа, описания и предвидения сложных природных процессов и явлений, понимания взаимосвязи между ними. В этом курсе естественнонаучная грамотность достигается через формирование навыков владения системными естественнонаучными знаниями о процессах и явлениях, о человеке и его роли в окружающем мире.
Содержание курса «Комбинированное естествознание» преследует цель формирования естественнонаучного мышления с помощью развития умения:
• понимать научные методы и теории в рамках их исторического развития;
• давать научные объяснения знакомых и незнакомых явлений и процессов;
• объяснять возможности применения и использования достижений науки в повседневной жизни;
• оценивать частные, социальные, экономические и экологические последствия использования научных достижений;
• оценивать возможные риски применения научных достижений как в практическом применении, так и в широком социальном контексте [4, р. 7].
Содержание курса «Комбинированное естествознание» основывается на принципах, формирующих у учащихся навыки понимания того, что:
• природные процессы и явления взаимосвязаны;
• природные процессы и явления могут быть вызваны одной или несколькими причинами;
• природные процессы и явления могут изменяться благодаря взаимодействию различных факторов;
• взаимодействие объектов не всегда происходит напрямую, а может происходить косвенно, без прямого контакта;
• наука развивается через гипотезы;
• научность можно доказать экспериментальными исследованиями и наблюдениями [4, p. 4].
Критерии и требования к курсу «Комбинированное естествознание» позволяют выявить развитие научного кругозора, умения использовать научную лексику, терминологию и определения, умения пользоваться научной литературой, а также словарями научных терминов, единиц и символов, использующиеся в каждом из трех научных дисциплин (в физике, химии и биологии). Не менее важным является развитие навыков применения математических расчетов с использованием знаний алгебры, геометрии, тригонометрии при выполнении заданий учебника и расчетов данных, получаемых в исследовательской работе научного проекта, проводимого учащимся на протяжении данного учебного курса [5, рр. 138-139].
В соответствии с требованиями Департамента образования обязательных исследовательских проектов учащимся должно быть выполнено не менее 16 [7].
Проведение в школе исследовательских проектов вызвано необходимостью формирования у учащихся следующих практических навыков:
1. Умение понимать консолидацию научных концепций, проводить наблюдения, которые могут помочь в развитии научного мышления.
2. Умение проводить исследовательскую работу - осуществлять поиск проблемы, наблюдать, определять, анализировать, интерпретировать, оценивать.
3. Умение создать собственный проект.
4. Умение использовать специальное оборудование для проведения измерений [5, pp. 11-13].
Практическая работа имеет важную цель формирования у учащихся научной компетенции, то есть умения создания первого этапа проектирования, поэтому в рамках «Комбинированного естествознания: Синергетики» предлагается проведение 21 исследовательского проекта по различным темам из предметных областей физики, химии и биологии [5, p. 140].
Поскольку проектная работа является важным компонентом в изучении естественнонаучных дисциплин, то она должна стать ключевой частью содержания учебной программы. Учителю рекомендуется осуществлять научно-исследовательские проекты на протяжении всего курса, а не как отдельный аспект для подготовки к экзамену. Такой подход не только поможет развить навыки научной работы, но и увеличит мотивацию к изучению предмета.
Вывод. Требования, предъявляемые к тематическому содержанию учебника «Комбинированное естествознание: Синергетика» для старших классов средней школы, нацелены на развитие естественнонаучной грамотности, которая может оказывать влияние на формирование целостной картины мира.
Список литературы
1. Геддис Е. В. Исследование тенденций реформирования образования современной школы Великобритании // Человек и образование. - 2017. - № 2 (51). - С. 137142.
2. Геддис Е. В. Структура школьного учебника по естествознанию общеобразовательной школы Великобритании // Проблема человека в педагогических исследованиях: сб. науч. ст. Всероссийского Симпозиума молодых ученых 26-28 апреля 2017 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2017. - С. 218-223.
3. DfES (2015) Biology, Chemistry and Physics. GCSE subject content. - P. 52. - URL: https:// www.gov.uk/ government/uploads/system/ uploads/attachment_data/ file/593831/GCSE_single_science_formatted.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
4. DfES (2015) Combined science. GSCE subject content. - P. 43. - URL: https://www.gov. uk/ government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/593774/Combined_ science_GCSE_formatted.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
5. AQA (2015) GCSE Combined Science: Synergy (8465). Specification: For teaching from September 2016 onwards; for exam in 2018 onwards. - 2016. - P. 161.
6. DfES (2014) Science programmes of study: key stage 4. National curriculum in England. - P. 18. - URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/381380/Science_KS4_PoS_7_November_2014.pdf (дата обращения: 09.02.2018).
7. Ofqual (2017) Summary of changes to GCSEs from 2015. - URL: https://www.gov.uk/ government/publications/gcse-changes-a-summary/summary-of-changes-to-gcses-from-2015 (дата обращения: 09.02.2018).
8. Геддис Е. В. Стандартизация современного школьного образования в Соединенном Королевстве Великобритании // Научное мнение. Педагогические, психологические и философские науки. - 2017. - № 3. - С. 48-56.
9. Cambridge International Examinations (2015) Syllabus. Cambridge IGCSE, Combined Science. - P. 57. - URL: http://www.cambridgeinternational.org/images/203755-2017-2018-syllabus.pdf (дата обращения: 19.02.2018).
References
1. Geddis E. V. Issledovanie tendentsiy reformirovaniya obrazovaniya sovremennoy shkoly Velikobritanii. Chelovek i obrazovanie. 2017, No. 2 (51), pp. 137-142.
2. Geddis E. V. Struktura shkolnogo uchebnika po estestvoznaniyu obshcheobrazo-vatelnoy shkoly Velikobritanii. In: Problema cheloveka v pedagogicheskikh issledo-vaniyakh. Proceedings of All-Russian Symposium of young scientists 26-28 Apr. 2017. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im A. I. Herzen, 2017. Pp. 218-223.
3. DfES (2015) Biology, Chemistry and Physics. GCSE subject content. P. 52. Available at: https:// www.gov.uk/ government/uploads/system/ uploads/attachment_data/ file/593831/GCSE_single_science_formatted.pdf (accessed: 20.01.2018).
4. DfES (2015) Combined science. GSCE subject content. P. 43. Available at: https://www. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/593774/Com-bined_science_GCSE_formatted.pdf (accessed: 20.01.2018).
5. AQA (2015) GCSE Combined Science: Synergy (8465). Specification: For teaching from September 2016 onwards; for exam in 2018 onwards. 2016, p. 161.
6. DfES (2014) Science programmes of study: key stage 4. National curriculum in England. P. 18. Available at: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/381380/Science_KS4_PoS_7_November_2014.pdf (accessed: 09.02.2018).
7. Ofqual (2017) Summary of changes to GCSEs from 2015. Available at: https://www. gov.uk/government/publications/gcse-changes-a-summary/summary-of-changes-to-gcses-from-2015 (accessed: 09.02.2018).
8. Geddis E. V. Standartizatsiya sovremennogo shkolnogo obrazovaniya v Soedinen-nom Korolevstve Velikobritanii. Nauchnoe mnenie. Pedagogicheskie, psikhologicheskie i filosofskie nauki. 2017, No. 3, pp. 48-56.
9. Cambridge International Examinations (2015) Syllabus. Cambridge IGCSE, Combined Science. P. 57. Available at: http://www.cambridgeinternational.org/imag-es/203755-2017-2018-syllabus.pdf (accessed: 19.02.2018).