Научная статья на тему 'Исследование тенденций реформирования образования современной школы Великобритании'

Исследование тенденций реформирования образования современной школы Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ / ОЦЕНКА / ЭКЗАМЕН / EDUCATION REFORM / NATIONAL CURRICULUM / CENTRALIZATION OF EDUCATION / KEY STAGES / ASSESSMENT / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геддис Елена Викторовна

В статье исследуется влияние реформы образования 1988 года на изменения в системе школьного образования на централизацию образования, государственный контроль над образованием в начальной и средней школе; доступность качественного образования для детей из всех слоев общества; повышение уровня компетенции учителей; повышение уровня результатов успеваемости учащихся; оценочную систему; снижение показателей прогулов занятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF TRENDS OF REFORMING EDUCATION OF GREAT BRITAIN MODERN SCHOOL

The article examines the impact of the education reform of 1988 on changes in the school system on the centralization of education, state control over education in primary and secondary schools; access to quality education for children from all segments of society; increasing the level of teachers’ competence; improving students’ achievement; evaluation system; decreasing truancies

Текст научной работы на тему «Исследование тенденций реформирования образования современной школы Великобритании»

Педагогические исследования и творческие поиски

е. в. Геддис

(Санкт-Петербург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

RESEARCH OF TRENDS OF REFORMING EDUCATION OF GREAT BRITAIN MODERN SCHOOL

В статье исследуется влияние реформы образования 1988 года на изменения в системе школьного образования - на централизацию образования, государственный контроль над образованием в начальной и средней школе; доступность качественного образования для детей из всех слоев общества; повышение уровня компетенции учителей; повышение уровня результатов успеваемости учащихся; оценочную систему; снижение показателей прогулов занятий. Ключевые слова: реформа образования, национальный учебный план, централизация образования, ключевые этапы, оценка, экзамен.

The article examines the impact of the education reform of 1988 on changes in the school system -on the centralization of education, state control over education in primary and secondary schools; access to quality education for children from all segments of society; increasing the level of teachers' competence; improving students' achievement; evaluation system; decreasing truancies Key words: education reform, national curriculum, centralization of education, key stages, assessment, examination.

На протяжении многовековой истории британского школьного образования в Соединенном Королевстве, состоящем из Великобритании (Англия, Уэльс и Шотландия) и Северной Ирландии, принимались законы, направленные на улучшение качества образования в соответствующий период времени. В данной статье автор проводит исследование принятого в 1988 году «Закона о реформе образования», а также уделяет внимание нововведениям и изменениям, произошедшим в системе образования в период реформирования.

Глобализация и стремительное развитие новых технологий, начавшиеся в мировом сообществе в конце прошлого века, повлекли за собой целый ряд изменений в школьном образовании и отразились на его качестве. В связи с этим в 80-х годах прошлого столетия правительство Великобритании, рассматривая современную общеобразовательную школу как некую учебную струк-

туру, являющуюся «локомотивом экономики страны, основой культуры и местом, в котором проходит подготовка учащихся к взрослой жизни» [3], ставит перед Министерством образования новые требования к школьному образованию.

Способствуя усилению государственного контроля в сфере образования, регулированию процессов образования на местах, а также учитывая специфику населения в Англии, Уэльсе, Шотландии и в Северной Ирландии, в 1998-99 гг. правительство Великобритании передает полномочия управления образованием в регионы страны. В Англии полномочия в сфере образования были делегированы «Департаменту по делам детей, школ и семей» (The Department for Children, School and Families, DCSF) и «Департаменту образования и профориентации» (The Department for Business Innovation and Skills, BIS); в Уэльсе - «Департаменту по делам детей, образования, непрерывного обучения

и профориентации» (The Wales Assembly Government's Department for Children, Education and Lifelong Learning, DCELL); в Северной Ирландии - «Департаменту по делам образования» (The Department of Education, DE) и «Департаменту по делам занятости и обучения» (the Department of Employment and Learning, Del) [6, p.9]. В Шотландии «Исполнительный департамент образования Шотландии» получил право автономного и независимого управления системой образования.

Новая цель образования в соответствии с запросами общества была направлена в первую очередь на формирование мировоззрения личности каждого учащегося, а также на развитие умений и навыков самостоятельной жизни в XXI веке. Для достижения поставленной цели были сформулированы три основные задачи образования учащихся общеобразовательной школы:

- развитие умения коммуникации,

- развитие умения логически мыслить,

- формирование и развитие знаний об окружающем мире.

Для решения поставленных задач в учебных программах всех типов общеобразовательных школ Великобритании были выбраны обязательные дисциплины: английский язык для развития коммуникации, математика для развития умения логически мыслить, естествознание для развития знаний об окружающем мире [3]. Разработанные требования к учебной программе стали новыми для общеобразовательных школ, поскольку до 1988 года выбор дисциплин для учебных программ школы определяли сами.

Стандарты и требования к обучению школьным дисциплинам были отражены в разработанной государственной программе - единый «Национальный учебный план», которая была направлена на оказание влияния на управление образованием и на развитие контроля над образованием во всех государственных школах.

В процессе реформирования были внесены значительные поправки и изменения в организацию системы образования, направленные на усовершенствование образова-

тельного процесса. В соответствии с требованиями единого «Национального учебного плана 1988 года» в учебные программы государственных школ в обязательном порядке вводятся обязательные дисциплины, разрабатываются ключевые этапы (периоды) обучения, усовершенствуются экзаменационные требования, вводится ряд нормативов, а также меняются оценочные стандарты. Рассмотрим нововведения в школьном образовании подробнее.

Реформирование образования преследует цель повышения качества образования в каждой отдельной школе, что в свою очередь дает возможность каждому учащемуся получить качественное образование. Для этого было организовано новое направление для общеобразовательной школы: от общего образования «школа для всех» к селективному образованию «школа для каждого». Данный девиз предусматривал создание новых учебных программ, ориентированных не только на обучение фундаментальным знаниям, но и на внедрение в учебную программу проек-тно-ориентированного образования. Создание учебного проекта и работа в нем дают возможность каждому учащемуся закрепить полученные теоретические знания в практическом их применении, а также развивать полученные умения и навыки как в самостоятельной работе, так и в коллективной работе учебной группы.

Новая государственная политика, направленная на централизацию образования, предполагает развитие системы школ государственного финансирования, которая затрагивала бы все типы британских школ кроме частных. Для достижения этой цели государство переводит финансирование школ из грантовой поддержки к финансированию из государственного бюджета, что способствует переходу от децентрализованной системы образования к централизованной, а бесплатное образование дает возможность привлекать к обучению в государственных школах большее количество учащихся разных слоев населения.

В Великобритании дети могут получать образование в различных типах начальных и общих школ: коммунальных (районных), основных, добровольных (церковных), сво-

бодных, грамматических (школах-пансионах и школах-интернатах), независимых (частных). Несмотря на существующее многообразие типов школ, для расширения доступности качественного образования в общеобразовательных школах правительство принимает решение о создании нового типа государственных общеобразовательных школ, так называемых академий, и наделяет их высокой степенью автономии.

Единый «Национальный учебный план» структурирует периоды обучения в образовательной школе, выделяя «ключевые этапы», ориентированные на возрастные группы учащихся и составленные для начальной и для основной школы. В начальной школе учащиеся в возрасте от 5 до 11 лет изучают учебную программу на ключевых этапах 1 и 2, которые продолжаются шесть лет с 1 по 6 класс. В общей школе учащиеся в возрасте от 11 до 16 лет изучают учебную программу на ключевых этапах 3 и 4, которые продолжаются пять лет с 7 по 11 класс (табл. 1).

После окончания 1-го, 2-го и 3-го ключевых этапов проводится контрольное тестирование для оценивания уровня усвоения материала по пройденным дисциплинам. По окончании 2-го ключевого этапа (по окончании начальной школы) и по окончании 4-го ключевого этапа (по окончании общей школы) учащиеся сдают государственные экзамены [4, 5]. Исторически сложившаяся в Великобритании система различных типов школ предполагает наличие разницы качества обучения в школах для различных социальных слоев общества - школы для небогатых семей, как правило, с низким или средним уровнем образования, а школы для состоятельных семей, соответственно, с высоким уровнем образования, это так называемые «элитные» грамматические школы.

Для того чтобы в успешные школы попадали ученики только с высоким уровнем подготовки согласно «Закону об образовании 1944 г.» по окончании начальной школы был введен обязательный выпускной экзамен «Элевен плюс» («11+»).

«Закон о реформе образования 1988 г.» отменил обязательную сдачу экзамена «11+» по окончании начальной школы, что дает возможность получения качественного основного общего образования для всех детей. Данный экзамен теперь не является обязательным в Соединенном Королевстве, но в некоторых графствах Англии, а также в Северной Ирландии все еще существуют школы начального образования, по-прежнему проводящие выпускные экзамены «11+» за курс начальной школы, а также существуют школы основного общего образования, по-прежнему проводящие зачисление детей на основе успешных экзаменационных результатов экзамена «11+» (как правило, это грамматические школы) [6].

В период обучения на ключевых этапах 3 и 4 проходит подготовка учащихся к сдаче государственных экзаменов по обязательным дисциплинам и дисциплинам учебного плана общеобразовательной школы. Как правило, в общей школе учащиеся получают образование по индивидуальному плану в рамках тех дисциплин, которые предлагает данная школа. Учащиеся могут выбирать не только сами дисциплины для обучения, но также количество изучаемых дисциплин, уровень сложности каждой из дисциплин и период сдачи государственных экзаменов. Рассмотрим подробнее схему обучения на ключевых этапах 3 и 4. Для обязательного обучения и сдачи экзаменов для всех типов школ существуют основные обязательные дисциплины, это английский язык, матема-

Таблица 1

Динамика профессионального развития педагога (С.А. Дружилов, Е.А. Климов)

Начальное общее образование Основное общее образование

Ключевой этап 1 2 3 4

Возраст (в годах) от 5 до 7 от 7 до 11 от 11 до 14 от 14 до16

Продолжительность ключевого этапа (в годах) 2 4 3 2

Классы 1, 2 3, 4, 5, 6 7, 8, 9 10, 11

тика и естествознание. Количество дисциплин в индивидуальной учебной программе каждого учащегося может варьировать от 3 основных обязательных (перечисленных выше) до 10 предметов, которые могут быть предложены каждой конкретной школой.

Для получения аттестата об основном общем образовании (A General Certificate of Secondary Education, GCES) необходимо сдать государственные экзамены. Система оценивания качества освоения образовательных программ учащимися проходит по 9-тибал-льной шкале, оценки обозначаются одной из букв алфавита от А до G, при этом оценка «А*» является наивысшим баллом, а «G» (или «U»), соответственно, самым низким баллом. Каждая выполненная учащимся учебная работа или задание оценивается в процентах, после чего выставляется оценочный балл. Так, правильные ответы, составляющие от всего экзаменационного материала 80% и больше, оцениваются баллом «A» (табл. 2). Градация оценивания варьирует в различных дисциплинах [2, pp. 17].

При оценивании результатов успеваемости важную роль играет сделанный учащимися выбор не только самой дисциплины для изучения, но и выбор уровня изучаемой дисциплины - базовый или углубленный. Так, базовый уровень оценивается только баллами от «G» (самый низкий) до «C» (самый высокий балл), а углубленный уровень - от «D» (самый низкий) до «A*» (самый высокий балл) (табл. 2).

В период обучения на ключевом этапе 4 учащийся, самостоятельно оценив свою подготовленность, может выбрать время сдачи

экзамена по желаемому предмету. Это проходит, как правило, в мае-июне в 11-м классе или на год раньше - в мае-июне в 10-м классе.

«Закон о реформе образования 1988 г.» расширил возрастные рамки бесплатного образования для подростков в возрасте от 16 до 18 лет. Для них были организованы старшие классы общеобразовательной школы, после окончания которых учащиеся сдают экзамены продвинутого уровня (Advanced Level, The A Level) и получают аттестат о полном общем образовании (The General Certificate of Education, GCE). Полное общее образование представляет собой специализированное обучение, нацеленное на подготовку учащегося к поступлению в высшее учебное заведение, как правило, на уже заранее определенную специальность.

Известно, что качественный уровень образования в школах зависит от многих факторов, в том числе от компетенции учителей. Для повышения компетенции учителей в процессе реформирования были созданы и введены уровни градации квалификации учителей.

Для того чтобы учителя имели возможность делиться с коллегами из других школ своими практическими достижениями и обмениваться опытом успешного обучения, в Англии с 1998 по 2005 год была введена государственная программа «Школы-маяки». В экспериментальной программе были задействованы школы с высоким показателем уровня успеваемости, так называемые «школы-маятники». С 2005 г. программа «Школы-маятники» была заменена на программы межшкольного сотрудничества, ориентиро-

Таблица 2

Оценка экзаменационных работ для получения аттестата об основном общем образовании

Оценка (в баллах) Оценивание (в процентах) Оценка уровня дисциплины

9-7 А*, A 80-100 Углубленный курс (баллы от «A» до «D»)

7-6 B 70-80

5-4 C 60-70 Базовый курс (баллы от «C» до «G»)

4-3 D 50-60

2 E 40-50

2-1 F 30-40

1 G <30

ванные на группы учащихся по возрастам: для начальной школы «Начальная стратегия сети образования», для основной школы «Ведущая форма сотрудничества» [1].

Повышение качества образования - это не только повышение компетенции учителей, но и повышение мотивации учащихся к изучению дисциплин учебной программы. В процессе реформирования образовательной системы для борьбы с прогулами и пропусками были созданы критерии посещаемости школы, способные контролировать посещаемость занятий, а большая часть ответственности за пропуски занятий была возложена на родителей.

В результате проведенного исследования получен вывод о том, что реформа образо-

вания позволяет правительству Великобритании проводить ряд эффективных изменений в системе образования. Реформирование способствует развитию начавшегося процесса централизации системы образования; усилению контроля над образованием в начальной и общей школе; созданию требований, предъявляемых к повышению качества образования; усилению контроля за соблюдением равноправия в получении школьного образования; расширению доступности качественного образования для детей из всех слоев общества; повышению уровня компетенции учителей; повышению уровня результатов успеваемости учащихся; снижению показателей прогулов и пропусков занятий [6].

Литература

1. Мачехина О. Н. Процесс реформирования общеобразовательной школы Великобритании на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Ценности и смыслы. - 2016. - №3 (43). - С. 132-141.

2. Consultation on Setting the Grade Standards of new GCSEs in England. Ofqual. April, 2014. - С. 37.

3. Gibb N. Schools Minister Nick Gibb addresses the Education Reform Summit. 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.uk/government/speeches/the-purpose-of-education (дата обращения: 15.02.2017).

4. Designing the Key Stage 3 National Strategy Curriculum DfES. 2010. P. 37.

5. National curriculum in England: complete framework for key stage 1 to 4 - for teaching from September 2016, DE, December 2014, p. 264. [Электронный ресурс] URL: https://www. gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/381344/Master_final_ national_curriculum_28_Nov.pdf (дата обращения: 15.02.2017)

6. Organisation of the education system in the United Kingdom - England, Wales and Northern Ireland, 2009/2010, European Community. EACEA. P. 632.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.