УДК 340 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10491
О СИСТЕМЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО
И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Игорь Юрьевич ЗАХВАТОВ, доцент Евгений Валерьевич СОКОЛОВ ст^ий
кафедры организации деятельности органов преподаватель кафедры °рганизации
внутренних дел центра командно-штабных учений деятельности °рган°в внутренних дел
Академии управления МВД России, центра командно-штабных учений
кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД России
E-mail: zakhvatov-iu@mail.ru ^ЫИ ewg.soko|ov2013@yandex.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье раскрыты основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера. Осуществлена систематизация правовой регламентации этой деятельности по виду преступности и по субъектам принятия норм права. Освещено соотношение условий функционирования органов внутренних дел Российской Федерации с действующей правовой основой противодействия преступности транснационального и межрегионального характера.
Ключевые слова: система норм, правовое регулирование, правоохранительная деятельность органов внутренних дел, противодействие преступности, транснациональная и межрегиональная преступность.
Annotation. The article reveals the main normative legal acts regulating the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation to combat transnational and interregional crime. Systematization of legal regulation of this activity by type of crime and by subjects of adoption of norms of law is carried out. The correlation of the conditions of functioning of the internal affairs bodies of the Russian Federation with the existing legal basis for combating transnational and interregional crime is highlighted.
Keywords: system of norms, legal regulation, law enforcement activity of internal affairs bodies, crime counteraction, transnational and interregional crime.
Первостепенной задачей государства как гаранта соблюдения прав и свобод человека и гражданина является противодействие преступности. Наибольшее внимание при этом уделяется противодействию наиболее опасным — организованным формам преступности, которые подрывают авторитет государственной власти, подпитывают коррупцию,
наносят ущерб экономике, что негативно влияет на качество жизни граждан. Это приобретает особую значимость в условиях глобализации социально-экономических процессов, одним из негативных последствий которых является распространение преступности транснационального и межрегионального характера.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
Как и вся правоохранительная деятельность, противодействие транснациональной и межрегиональной преступности следует выстраивать на основе государственной системы мер правового характера и создания организационных условий, необходимых для их реализации. Существенную роль в этом играет Министерство внутренних дел Российской Федерации1.
Так, Положение о МВД России определяет основные задачи, права и полномочия МВД России, в том числе в части выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных транснациональными или межрегиональными организованными группами и преступными сообществами. Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера ориентировано на определение характера взаимоотношений, полномочий, компетенции, средств, способов и методов осуществления правоохранительной деятельности в этой сфере, поскольку специфика данного вида преступной активности предполагает организацию противодействия ей как с участием правоохранительных органов других государств, так с использованием правоохранительных ресурсов ряда субъектов Российской Федерации.
Возникающая при этом потребность в систематизации правовой регламентации требует дифференциации норм, что позволяет вычленить и подвергнуть анализу совокупность правовых предписаний, регулирующих отношения в каждой из сфер правоохранительной деятельности, и, соответственно, выявить присущие им проблемы, найти точки соприкосновения, а в итоге — осуществить поиск решения этих проблем, выработать необходимые алгоритмы как правового, так и организационного плана.
Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия преступности транснационального и межрегионального характера, следует систематизировать:
во-первых, по направлениям деятельности, поскольку эти нормы направлены на противодействие:
а) транснациональной,
б)межрегиональной преступности;
во-вторых, с учетом их дифференциации по
субъектам принятия — на нормы международного права и нормы национального права Российской Федерации.
Казалось бы, в чем проблема? Ведь вполне резонно предположить, что международные правовые акты в первую очередь предназначены для регулирования вопросов борьбы с преступностью транснационального характера, а нормативные правовые акты Российской Федерации по большей части ориентированы на противодействие преступности межрегионального характера. Однако такой подход не во всем верен.
Имплементируя нормы международного права в национальное законодательство, ратифицируя конвенции ООН в области противодействия преступности, подписывая международные соглашения с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам производства процессуальных и иных правоохранительных действий, Российская Федерация принимает на себя обязательства по трансформации законодательства с целью обновления и совершенствования норм национальной правовой системы, заимствованию положений международного права (процедуры, институты, фрагменты языка, нормативные правовые акты, принципы, ценности, правовые идеи) в области противодействия как транснациональной, так и межрегиональной преступности.
Следовательно, нормативно-правовое обеспечение противодействия органами внутренних дел преступности транснационального и межрегионального характера — это именно система взаимосвязанных и взаимодополняющих норм, принципов и правил международного характера и нормативных правовых актов, принятых в Российской Федерации.
Верховенство норм международного права над национальным законодательством закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 15)2, а также в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ст. 5)3. Поэтому правовую основу организации деятельности по противодействию преступности транснационального характера составляют нормы международного права, как отмечено, имплементированные как в российское законодательство, так и в законодательство других стран, поскольку транснациональная преступность всеми субъектами международного права признается угрозой человечеству.
Международные договоры и соглашения, принятые в рамках международных организаций, охватывают большое количество госу-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
дарств-участников, требуют их ратификации и имплементации в национальное законодательство в полном или усеченном виде, что свидетельствует о стремлении государств к расширению сотрудничества по вопросам противодействия преступности.
Действительно, с учетом принятой в ноябре 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней (далее — Конвенция), подписанной и ратифицированной Россией в 2004 г., нашей страной ратифицированы: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху4.
Конвенция обязывает государства принять ряд мер, включая выделение в национальном законодательстве соответствующих составов преступлений, предназначенных для борьбы стран с национальной организованной преступностью, создание новых механизмов взаимной правовой помощи, выдачу преступников, налаживание сотрудничества правоохранительных органов, предоставление технической помощи и подготовку кадров.
Данный документ создал международную правовую основу для борьбы с преступностью в исследуемой сфере. В нем определены основные признаки, характеризующие организованную преступную группу и транснациональную преступность, содержатся конкретные предложения по криминализации таких деяний, как участие в преступной деятельности организованной преступной группы, отмывание доходов от незаконной преступной деятельности, коррупция, воспрепятствование осуществлению правосудия.
Конвенция регулирует международные отношения в сфере экстрадиции преступников, защиты свидетелей и потерпевших, международного сотрудничества правоохранительных органов, а также предупреждения преступности транснационального характера (ст. 31). Под предупреждением преступности транснационального характера в Конвенции подразумевается выявление и внедрение положительных примеров и передового опыта ведения государственной политики в области противодействия преступности транснационального характера с целью защиты национальных интересов от проникновения транснациональных преступных групп (например, осужденные за преступления лишаются права занимать должности руководителей
юридических лиц, создается специальный национальный реестр таких лиц; вводится механизм контроля над процедурами торгов, выдачи субсидий и лицензий).
В Конвенции представлен широкий спектр охватываемых проблем криминализации отдельных деяний, сопутствующих данной преступности. Предлагается комплекс мер, направленных на предупреждение транснациональной организованной преступности, в частности, отмывания доходов, коррупции: конфискация и арест доходов, полученных от преступной деятельности. Определен механизм международного сотрудничества по вопросам распоряжения конфискованным имуществом, отражены иные вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью транснационального характера.
Признается, что в условиях глобализации преступности, ее консолидации, усложнения структурных криминальных связей необходимы согласованные действия государств, основанные не только на обязательствах участников международных организаций и форумов, но и на международных правовых договорах и соглашениях между государствами, направленных на противодействие конкретным преступным деяниям, причиняющим ущерб межгосударственным отношениям5.
Российская Федерация, имея общие границы с 18 странами, является участником множества международных организаций, наделенных функциями сотрудничества в сфере противодействия преступности, в том числе транснационального и межрегионального характера. В их числе Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь (СГ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы (СЕ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и т.д.
Например, договор о создании СГ борьбу с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений относит к сфере совместной деятельности стран союзного государства6. Устав СНГ к сферам совместной деятельности государств — участников Содружества относит противодействие организованной преступности7.
Устав ОДКБ предусматривает координацию и концентрацию усилий государств по противодействию международному терроризму и экст-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
ремизму, незаконному обороту наркотиков, оружия, транснациональной преступности во всех ее проявлениях8. Хартия ШОС к основным направлениям международного сотрудничества относит осуществление мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия и другими видами транснациональной преступности9.
Таким образом, Российская Федерация является активным участником многих международных организаций, одной из задач которых является противодействие преступности в целом и наиболее опасным организованным ее проявлениям — транснациональной и межрегиональной преступности, в частности. И этим подтверждена приверженность принципу добросовестного выполнения международных обязательств в соответствии Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
Принимаемые в рамках международного сотрудничества правовые акты разнообразны. Они носят многосторонний и двусторонний характер, могут приниматься как в рамках международных организаций, так и договоров между государствами. Помимо участия в международных организациях, Российская Федерация заключила ряд межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, регулирующих взаимоотношения с другими государствами в рамках противодействия транснациональной организованной преступности.
Система правового регулирования противодействия преступности транснационального и межрегионального характера, помимо названных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации, представлена также нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Они включают Указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения, другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и ведомственные правовые акты, издаваемые органами государственной власти.
В числе отраслевых федеральных законов, регулирующих исследуемые правоотношения, следует назвать Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), поскольку противодействие преступности транснационального и межрегионального характера невозможно без применения уголовно-правовых норм и в рамках уголовного процесса.
Так, в УК РФ названы правовые последствия создания организованной преступной группы и преступного сообщества, которые можно назвать также основными признаками преступности транснационального и межрегионального характера. Более того, нормы Особенной части УК РФ перекликаются с положениями Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности в части криминализации участия в организованной преступной группе, отмывания доходов от преступной деятельности, коррупции, торговли людьми и незаконной миграции. Очевидно, что законодатель придает особое значение преступлениям, совершенным организованными преступными группами, преступными сообществами и выделяет их в особую группу преступлений, требующих «особого внимания» со стороны правоохранительных органов.
Уголовная политика государства в отношении организованной преступности становится все строже10.
В частности, Федеральным законом от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ в УК РФ и УПК РФ были внесены изменения, ужесточающие меры по борьбе с организованной преступностью. Усилены санкции за организацию преступного сообщества и участие в нем, увеличены процессуальные сроки предъявления обвинения при избрании меры пресечения в отношении обвиняемого.
Вместе с тем УК РФ, несмотря на очевидность повышенной общественной опасности преступлений транснационального или межрегионального характера, не дает им определения, не сообщаются их признаки, не ясно, какая ответственность должна наступать за их совершение. Как следствие, правоприменители, не видя различий между различными формами организованной преступности, их транснациональной и межрегиональной природой, не осознавая степень исходящей от них опасности, оказываются не готовыми к принятию активных, решительных правоохранительных мер в их отношении.
Справедливости ради отметим, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ содержит ряд алгоритмов противодействия преступности транснационального и межрегионального характера, которая обладает такими признаками, как организованность, наличие прочных криминальных связей, проникновение в различные социально-экономические, иные сферы и т.п. Именно оперативно-розыскная де-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
ятельность органов внутренних дел является основным и наиболее эффективным средством, позволяющим противостоять не только отдельным противоправным деяниям, но и в целом организованной преступности, разрушать складывающиеся в криминальной среде связи и отношения11.
Успешное противодействие преступности транснационального и межрегионального характера возможно при условии использования всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий гласного и негласного характера, присущих им сил и средств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» одной из задач этой деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Таким образом, данный Федеральный закон является универсальной законодательной основой для дальнейшей подзаконной детализации оперативно-розыскной деятельности субъектов, имеющих право на ее осуществление по линии борьбы с любыми видами преступности, в том числе транснационального и межрегионального характера.
Особое место среди законодательных актов, регулирующих правоохранительную деятельность, занимает Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф312. Он регламентирует деятельность этой наибольшей по численности правоохранительной структуры, в нем перечислен широкий спектр задач по противодействию преступности. Очерчивая сферу правоохранительной деятельности полиции, Федеральный закон подразумевает противодействие всей совокупности совершенных, подготавливаемых или совершающихся преступлений, без упоминания, однако, о преступности транснационального и межрегионального характера. Тем не менее в 3аконе обращено внимание на важность взаимодействия и сотрудничества полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями, по логике так или иначе участвующими в противодействии транснациональной преступности.
Существенную роль в вопросах организации противодействия транснациональной и межрегиональной преступности сыграло принятие Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-Ф313, поскольку согласно классификации ООН терроризм, как
и все транснациональные преступления, отнесен к так называемым «конвенционным преступлениям», ответственность за которые предусмотрена национальными уголовно-правовыми нормами, в том числе нормами УК РФ.
Терроризм следует рассматривать не только как проявление организованности преступности в России, но и как результат деятельности международных террористических организаций, а также фактической внешней агрессии — так называемой суррогатной войны14.
События, происходящие на международной арене, в частности в Сирии и Ираке, свидетельствуют, что именно из этих (и ряда других) «горячих точек» продолжается распространение терроризма по соседним государствам, включая Российскую Федерацию. Для терроризма не существует границ и территориальных рамок одного или нескольких государств. Чтобы противостоять этому, в данном Федеральном законе сформулированы основные принципы противодействия терроризму, закреплены правовые понятия «терроризм», «террористический акт», «противодействие терроризму» и т.п.
Решение вопросов противодействия терроризму отнесено к компетенции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет межрегиональное сотрудничество в целях изучения вопросов профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его прояв-лений15.
Вопросы борьбы с преступлениями террористического характера отнесены к ведению органов ФСБ16, однако существенная роль в этой деятельности принадлежит органам внутренних дел. Так, именно в дежурные части органов внутренних дел поступают первичные сообщения о подготовке, угрозе совершения или совершении террористического акта, в силу чего все первоначальные действия до прибытия специальных подразделений приходится осуществлять сотрудникам органов внутренних дел17.
В систему правового регулирования борьбы с преступностью транснационального и межрегионального характера входят также федеральные законы «О государственной защите судей,
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ18 и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ19, поскольку эта деятельность в первую очередь направлена против участников организованных преступных формирований.
И, наконец, следует отметить, что важную роль в правовом регулировании противодействия преступности транснационального и межрегионального характера играют акты главы Российского государства.
Так, в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» поставлены задачи достижения стратегических национальных приоритетов, включая и нейтрализацию угроз национальной безопасности со стороны увеличивающихся масштабов транснациональной преступности, появляющихся новых криминальных центров силы, аккумулирующих существенные средства и методично наращивающих сферы своего влияния, в том числе путем проникновения в органы государственной власти, финансовые и экономические институты, устанавливающие связи с террористическими и экстремистскими организациями.
В данной Концепции отмечено, что Российская Федерация последовательно выступает за укрепление международной безопасности, стабильности на стратегическом и региональном уровнях. В этих целях она отводит первостепенное значение международному сотрудничеству с международными организациями, проводя политику открытости и уважения прав и интересов других участников в вопросах поддержания и укрепления международной законности.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что борьба с преступностью транснационального и межрегионального характера имеет приоритетное значение в деятельности органов внутренних дел. Это подчеркивает важность совершенствования законодательного регулирования данной деятельности с учетом отечественного опыта, расширения международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран.
Изложенное позволяет сделать ряд выводов:
1. Правовой основой противодействия преступности транснационального и межрегионального характера являются акты, затрагивающие практически все сферы жизнедеятельности, по-
скольку«интересы» транснациональных и межрегиональных преступных сообществ распространяются на все области общественных отношений. К основным группам нормативных правовых актов, регламентирующих эти вопросы, следует отнести: во-первых, международные договоры Российской Федерации универсального характера; во-вторых, международные правовые акты регионального характера; в-третьих, международные договоры субрегионального характера (например, в рамках СНГ) и билатерального характера (в частности, договоры между Российской Федерацией и республикой Беларусь; в-четвертых, уголовное законодательство Российской Федерации; в-пятых, подзаконные правовые акты, касающиеся вопросов противодействия преступности транснационального и межрегионального характера.
2. Следует отметить, однако, что правовая основа противодействия преступности транснационального и межрегионального характера не соответствует условиям, в которых функционируют органы внутренних дел: в российском законодательстве отсутствуют понятия преступности транснационального и межрегионального характера, в том числе деятельности органов внутренних дел по ее противодействию, имеется лишь некоторое упоминание в подзаконных правовых актах и приказах МВД России о необходимости противодействия преступности транснационального и межрегионального характера.
3. Отсутствие адекватной правовой основы влечет за собой нерациональное использование правоохранительных ресурсов, включая кадровые, не позволяя при этом в полной мере эффективно противодействовать преступности транснационального и межрегионального характера, на что, в частности, обратили внимание 76,3% опрошенных авторами статьи респондентов из числа руководителей органов внутренних дел.
4. Одновременно с совершенствованием законодательства и ведомственной правовой базы особое внимание необходимо уделять вопросам дальнейшей правовой регламентации внутриведомственного взаимодействия и международного сотрудничества территориальных органов МВД России, участвующих в противодействии преступности транснационального и межрегионального характера, во многих случаях действующих бессистемно, разобщенно, в виде полумер, не обеспечивающих достижение необходимого социально значимого правоохранительного эффекта.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
1 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Россий-ской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52. Ч. 5. Ст. 7614.
2 Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных конституционными законами от: 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ; 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ; 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ; 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3 О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. 12.03.2014 г.) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
4 Принята в Нью-Йорке 15.11.2000 г. резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; Россия присоединилась к Конвенции 12.12.2000 г. (распоряжение Президента РФ от 09.12.2000 г. № 556-рп); ратифицирована с заявлениями (Федеральный закон от 26.04.2004 г. № 26-ФЗ); вступила в силу для России 25.06.2004 г.
5 Ревин В.П. Международное сотрудничество по противодействию преступности в контексте уголовной политики России (оценка состояния и проблемы оптимизации) // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 1. С. 39—44.
6 О создании Союзного государства: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от
08.12.1999 г. Ратифицирован Федеральным законом от
02.01.2000 г. № 25-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786.
7 Устав Содружества Независимых Государств (принят в Минске 22.01.1993 г. Ратифицирован Россией 15.04.1993 г.) // URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1903017 (Дата обращения: 03.02.2017)
8 Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 07.10.2002 г. // URL: https://www.odkb-csto.org/ documents/detail (Дата обращения: 03.02.2017)
9 См.: Хартия Шанхайской организации сотрудничества (принята в Санкт-Петербурге 07.06.2002 г.) // СЗ РФ. 2006. № 43. Ст. 4417;
О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом: Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 3-Ф3 // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 155.
10 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 03.11.2009 г. № 245-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 45. Ст. 5263.
11 Иванькова Е.Ф. Проблемы противодействия организованной преступности / Сб. ст. победителей конкурса научных работ, выполненных курсантами, слушателями и студентами Академии МВД Республики Беларусь в 2007 г. Минск: Академия МВД Республики Беларусь. 2007. С. 225—228.
12 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. 01.04.2019 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
13 Трофименко C.B. Уголовно-правовые средства борьбы с транснациональной преступностью в Российской Федерации // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. 2012. № 4 (18). С. 44—46.
14 Комментарий к Федеральному закону от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // URL: https://kurganobl.ru/assets/files/ (Дата обращения: 06.03.2017)
15 О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка: Указ Президента РФ от 11.12.2010 г. № 1535 (ред. 26.06.2013 г.) // СПС «Консультант Плюс»
16 О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (ред. 07.03.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
17 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. 01.04.2019) // СПС «Консультант Плюс»
18 О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
19 О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ (ред. 07.02.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019