УДК 34 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10035
ББК 67
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Евгений Валерьевич СОКОЛОВ, адъюнкт кафедры организации деятельности органов внутренних дел ЦКШУ Академии управления МВД России E-mail: ewg.sokolov2013@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,
правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового и организационного обеспечения органов внутренних дел по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера.
Ключевые слова: преступность транснационального и межрегионального характера, органы внутренних дел, деятельность органов внутренних дел по противодействию преступности, организационно-правовой механизм.
Annotation. The article deals with the problems of legal and organizational support of the internal affairs bodies in combating transnational and interregional crime.
Keywords: crime of a transnational and interregional nature, internal affairs bodies, the activities of internal affairs bodies to counter crime, legal mechanism.
Мы часто слышим с «высоких трибун», в том числе в выступлениях Министра внутренних дел Российской Федерации и иных руководителей правоохранительных структур, такие словосочетания, как «транснациональная и межрегиональная преступность»1. Очевидно, выделяя особо данные виды преступности, руководство Министерства внутренних дел имеет в виду, что данная преступность носит повышенную опасность.
Вместе с тем, если обратиться к уголовному законодательству, правовым актам специального законодательства, определения понятий «преступность транснационального характера» и «преступность межрегионального характера» мы не найдем.
Возникает риторический вопрос, если органы внутренних дел противодействуют этим видам преступности и руководству страны об этом докладывает Министр внутренних дел, следовательно, должно быть дано определение данной преступной деятельности, на основе кото-
«Очень трудно искать в темной комнате черную кошку. Особенно, если там ее нет»
Конфуций
рого должна быть выстроена система противодействия преступности транснационального и межрегионального характера, определен организационно-правовой механизм деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера.
Особо следует подчеркнуть неразрывность двух понятий — «преступность транснационального характера» и «преступность межрегионального характера».
Например, в условиях глобализации, расширения межгосударственных связей, выстраивания международных отношений как экономического, так и политического плана, особенно в рамках СНГ, некоторые преступления межрегионального характера, затрагивающие интересы нескольких субъектов Российской Федерации и причиняющие ущерб организациям и гражданам, проживающим на их территории, трансформируются в преступления транснационального характера, которые являются, по
№ 2/2018
сути, следующим уровнем организованной преступной деятельности с более расширенной сферой преступного влияния.
Таким образом, говоря о преступности транснационального и межрегионального характера, мы подразумеваем преступность, не имеющую четкой привязки к какому-либо субъекту или государству.
В частности, с 2002 по 2010 г. в г. Перми трое местных жителей организовали производство прекурсора в промышленных масштабах. Поставка препарата была организована в Армению, где специально обученные лица выделяли из него вещества для последующего изготовления амфетамина. До задержания данной группы в Армению было поставлено свыше 10 тонн продукции, из которой могло быть создано не менее 6,1 тонны амфетамина-гидрохлорида или свыше 61 млн разовых доз наркотика.
В 2012 г. гражданин Таджикистана и житель Ульяновской области создали преступное сообщество. Его участники занимались доставкой из Республики Таджикистан в Российскую Федерацию крупных оптовых партий героина и реализацией диацетилморфина на территории Ульяновской области и соседних областей. В целях извлечения максимальной прибыли и наибольшего охвата сферы влияния указанные лица образовали ряд структурных, обособленных по функциональному признаку подразделений под названиями «перевозчики», «закладчики» и «сбытчики». Передача наркотических средств осуществлялась бесконтактным способом посредством тайников, а для их оплаты использовались системы денежных переводов на подставных лиц2.
Приведенные примеры позволяют сделать вывод о повышенном уровне общественной опасности преступности транснационального и межрегионального характера, являющейся следующей, более развитой ступенью организованной преступности, последствия которой влияют на все сферы общественных отношений.
Поскольку данная преступность разнообразна и многогранна (сфера преступных интересов связана с незаконным оборотом оружия, наркотиков, преступлениями в сфере информационных технологий, в сфере экономики и др.), носит характер повышенной общественной опасности и обладает обширной территориальной распространенностью преступной деятельности, отреагировать на нее моментально органы внутренних дел не в состоянии в силу своего кон-
серватизма и невозможности сразу приспособиться к новым требованиям, к новой среде функционирования, к новым задачам, которые ставятся перед ними3.
В связи с этим организационно-правовой механизм противодействия данным видам преступности должен отличаться своей спецификой, включающей основополагающие принципы, формы и методы указанной деятельности, созданием организационных структур (временных или постоянных), противодействующих названной преступности, а деятельность органов внутренних дел должна носить системный характера.
В настоящее время о системном характере осуществляемой органами внутренних дел деятельности по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера говорить не приходится. Эта деятельность носит, скорее, фрагментарный характер, поскольку законодательное закрепление понятий «преступность транснационального характера» и «преступность межрегионального характера» отсутствует, статистические показатели, позволяющие органам внутренних дел оценить масштабы данной преступности, не определены, ведомственная система оценки деятельности органов внутренних дел, предусмотренная приказом МВД России от 31 декабря 2013г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», не содержит показателей, связанных с вопросами противодействия преступности транснационального и межрегионального характера.
В связи с этим для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера необходимо усовершенствовать организационно-правовой механизм деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.
К мерам, направленным на совершенствование правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера, на наш взгляд, следует отнести:
а) уточнение и закрепление в правовых нормах понятийного аппарата, относящегося к противодействию преступлениям транснационального и межрегионального характера;
№ 2/2018
б) формирование системы оценки деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера;
в) определение системы учета преступлений транснационального и межрегионального характера;
г) создание и функционирование временных организационных структур, непосредственно осуществляющих противодействие преступности транснационального и межрегионального характера.
1 Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации
B.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 15 марта 2016 г. // URL: http:// www.arms-expo.ru/news/ (Дата обращения: 24.05.2018)
2 Офиц. сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/ genproc/news (Дата обращения: 24.05.2018)
3 Анисимов А.П. Оптимизация организационно-структурного обеспечения штабной функции в территориальных органах МВД России на региональном уровне // Отечественная юриспруденция. 2017. № 2 (16).
C. 22—27.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
¡AjCfe, Московская академия «гЧтЖ Следственного комитета Нщй Российской Федерации
Экстремизм
в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века
Полнтн ко-правовой аспект
Экстремизм в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века. Политико-правовой аспект: монография / М.Ю. Зеленков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 351 с.
Монография посвящена проблемам влияния экстремизма на современное мироустройство, а также противодействия данному явлению в Российской Федерации. Проанализированы те новые условия и требования, которые предъявляет к процессу парирования угроз экстремизма как современная международная обстановка, так и внутренняя общественно-политическая и экономическая ситуация в России.
Научный труд содержит анализ и синтез результатов исследования экстремистской деятельности отечественными и зарубежными организациями и учеными, а также собственный опыт автора, приобретенный им в процессе участия в деятельности органов исполнительной власти и гражданского общества Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму.
Использован широкий круг оригинальной мировой литературы, нормативных правовых актов, практика многих государств, международных, региональных и национальных организаций, правоохранительных органов по противодействию экстремистской деятельности.
Для ученых и практиков в сфере антиэкстремистской деятельности, обучающихся и преподавательский состав высших учебных заведений, а также на всех интересующихся и изучающих проблему борьбы с экстремизмом в XXI в.
№ 2/2018