Научная статья на тему 'О системе дополнительного физического образования учащихся в современной общеобразовательной школе'

О системе дополнительного физического образования учащихся в современной общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомякова Анна Александровна, Шишковский Виктор Иванович

Система дополнительного образования детей создает условия для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Рациональная организация деятельности учреждений системы дополнительного образования существенно снижает вероятность асоциального поведения детей и подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of additional education of children creates conditions for a free choice each child of educational area, a structure of the additional program and time of its development. The rational organization of activity of establishments of system of additional education essentially reduces probability асоциального behavior of children and teenagers

Текст научной работы на тему «О системе дополнительного физического образования учащихся в современной общеобразовательной школе»

- быстрота образования новых понятий и способов действия;

- темп, работоспособность, выносливость.

Деятельность преподавания должна быть направлена на формирование благоприятной среды для внедрения в процесс обучения математике современных компьютерных средств. Последовательная оптимизация «зоны ближайшего развития» позволяет заложить в процессе обучения основу высокопрофессиональной деятельности, обеспечить достойный уровень специальной подготовки, всестороннее развитие личности.

Принцип высокой мотивированности деятельности предполагает наличие внутренней причины, побуждающей преподавателя математики к освоению компьютерных технологий, и связано с наличием:

- новых мотивов из самостоятельно поставленных целей;

- учебно-познавательных мотивов как интереса к разным способам добывания знаний;

- осознанное соотношение мотивов и целей своих действий.

Принцип рефлексивности всякой деятельности предполагает направленность преподавателя на осмысление своей деятельности и связан с применением приемов управления своей деятельностью: организация самоконтроля, управление своими познавательными интересами и вниманием, оценкой различных сторон применения компьютерных технологий в преподавании математики, умение проверить правильность применения методических средств, рефлексивный анализ. Организация самоконтроля преподавателем предполагает:

- добровольное задание самому себе осознанных целей и задач по самосовершенствованию, решение

сформировать у себя умение применять компьютер при обучении математики;

- ретроспективный взгляд на освоенные за определенный временной промежуток новых средств, форм и методов организации процесса преподавания;

- выявление причин неуспехов;

- систематическая фиксация своего состояния с целью предотвращения нежелательных последствий.

Принцип организации сотрудничества между преподавателями при совершенствовании и развитии информационной культуры. Исследование проблемы использования компьютерных средств при обучении математическим дисциплинам в вузе должно носить комплексный, многогранный характер. С целью его решения и совершенствования деятельности преподавателя необходим обмен опытом между преподавателями математических дисциплин различных регионов России, знакомство с зарубежным опытом в этой области. В результате встреч на конференциях по проблемам образования международного уровня имеется возможность налаживания деловых контактов по обмену опытом, организации выездных или открытых лекций по математике для преподавателей, достигших успехов в применении компьютерных средств, издание учебно-методической литературы по математическим дисциплинам и их изучению с помощью компьютерных средств на межвузовском и международном уровне.

Развитие информационной культуры преподавателя математики направлено на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только обучать математическим знаниям на основе имеющихся методик, но и создавать новые.

Литература

1. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972.

2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М., 2002.

Поступила в редакцию 27. 11. 2006

УДК 371.32(07)

А.А. Хомякова, В.И. Шишковский

О СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Томский государственный педагогический университет

Известный классик отечественной педагогики дач учителя он считал не только передачу знаний, а

К.Д. Ушинский считал, что «нельзя преувеличивать развитие в ученике желания и способности приобре-

влияние школы на развитие ребенка, школа не имеет тать новые знания. В современной трактовке с уче-

права вторгаться в чуждую ей область и мешать сво- том развития педагогической теории и практики это

ими уроками влиянию других великих воспитателей положение могло бы звучать несколько по-иному:

человека: природы и жизни». Одной из основных за- современная школа должна иметь в своей образова-

тельной системе такие компоненты основного и дополнительного образования, которые в образовательных целях позволяют широко использовать возможности природной и социокультурной среды, создавать условия и ситуации, влияющие на развитие мотивации и способностей ребенка к познанию, научному и социальному творчеству, самосовершенствованию.

Система дополнительного образования детей создает условия для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Рациональная организация деятельности учреждений системы дополнительного образования существенно снижает вероятность асоциального поведения детей и подростков.

Система дополнительного образования детей Российской Федерации в её новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования детей, представляющее собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству, позволяющее приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

К середине 80-х годов сохранились все виды внешкольных учреждений, которые сформировались ранее, но число их существенно выросло. Число дворцов и домов пионеров и школьников в 1986 г. (по сравнению с 1950 г.) выросло почти в четыре раза, станций юных техников - в 3,8 раза, станций юных натуралистов - в 4,6 раза, станций юных туристов - в 4,4 раза. Система внешкольных учреждений развивалась как межведомственная, межотраслевая. Однако последующие изменения в обществе привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделенных на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в содержании и масштабах инновационной деятельности. Уже начиная с 1986 г. расходы на образование стали существенно уменьшаться, нехватка средств привела к резкому сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и их количества.

С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992 г) статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый Закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В данном Законе требования к содержанию дополнительного

образования детей формируются следующим образом: обеспечение здорового образа жизни детей и взрослых; самоопределение личности, создание условий для самореализации; формирование современной картины мира; уровень общей и профессиональной культуры, адекватной мировому; интеграция личности в системе мировой и национальной культур; воспитание гражданина, интегрированного в современное общество; воспроизводство и развитие интеллектуального, творческого потенциала общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству людей и народов; реализация прав человека. С 1992 г. начинается процесс преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей, отмечается стабилизация численности учреждений дополнительного образования, активизация их деятельности, что свидетельствует о выходе системы из кризиса.

Сегодня дополнительное образование детей в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» (1996 г.), Национальной доктрине образования в Российской Федерации (1999 г.), Федеральном законе «Об общественных объединениях» (1999 г.). В проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования, одобренной Всероссийским совещанием работников образования в январе 2000 г., цель и задачи общего среднего образования определяются так: «Главная цель общего образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества». В концепции модернизации российского образования (2002 г.) подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В данной концепции на период до 2010 г. подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации разработана в целях дальнейшего развития системы на период до 2010 г. и взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической

политики Правительства Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1847-р Министерством совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей. Принятие этой программы развития детей на 2002-2005 гг. себя оправдало. Система не только сохранена, но и стабильно развивается, о чем свидетельствуют позитивные результаты деятельности и динамика роста учреждений дополнительного образования и количества детей, обучающихся в них.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.

В процессе трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования произошли заметные изменения в их функциях. Отпала функция идеологического воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Более востребована стала функция предупреждения детской безнадзорности, поскольку ситуация экономического кризиса в стране привела к росту числа детей, лишившихся попечения родителей или необходимого родительского надзора. Однако реализация этой функции не соответствует социальным потребностям, ибо учреждения дополнительного образования не располагают достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для работы с такими детьми. По-прежнему значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности. Среди педагогических функций ведущим стало дополнительное образование. Функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменились подходы к определению путей их осуществления. В качестве основного стала рассматриваться реализация образовательных программ различного направления. Произошли изменения и в методических функциях. С исчезновением пионерской и комсомольской организаций, естественно, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание стало уделяться повышению профессиональной квалификации педагогических кадров. Повышается роль реализации социальной функции в деятельности современных учреждений дополнительного образования детей. В трудах современных отечественных теоретиков и практиков дополнительного обра-

зования обозначаются также познавательная, социально-адаптивная, коррекционно-развивающая, воспитательная, профилактическая, информационно-коммуникативная, ценностная, личностно-образующая, пси-холого-терапевтическая и досуговая функции.

Необходимо отметить, что за последний этап рост учреждений дополнительного образования детей не так масштабен, как прежде, зато он последователен и стабилен без тенденций к уменьшению. Однако было бы разумнее разделить первый этап (1905-1939 гг.) на два этапа: 1905-1917 гг. и 1918-1939 гг., так как, во-первых, они отражают разные социально-политические условия и образовательные парадигмы и, во-вторых, отличаются по количеству внешкольных учреждений в десятки раз. Предлагается следующая периодизация развития отечественной системы внешкольного дополнительного образования детей:

1. (1905-1917 гг.) - возникновение;

2. (1918-1939 гг.) - становление;

3. (1940-1960 гг.) - развитие;

4. (1961-1986 гг.) - расцвет;

5. (1987-1992 гг.) - спад (кризис);

6. (1993 г. - по настоящее время) - стабилизация (выход из кризиса).

По состоянию на 1 января 2004 г. в Российской Федерации насчитывается 18 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования — 8,9 тыс., системе культуры

— 5,8 тыс., системе спорта — 1,1 тыс., общественных организаций — более 2 тыс. В них занимаются свыше 10 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7 % от общего числа обучающихся).

Дополнительное образование детей - своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме, удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире, организацию активной творческой созидательной жизнедеятельности детей, создание и развитие пространства детского благополучия.

Дополнительное образование детей России имеет все основания для признания его мировым сообществом образовательным пространством благополучного, безопасного и перспективного детства.

В последние годы все более возрастает внимание к особенностям проектирования содержания, форм и методов дополнительного образования детей на региональном и муниципальном уровнях.

Стратегия развития дополнительного образования отражена в модели региональной системы дополнительного образования, представляющей собой систему взаимосвязанных идей и концепций, целей и приоритетов, ресурсного обеспечения и средств программно-методической поддержки. Модель включает такие компоненты, как субъекты (государственные,

региональные, муниципальные и частные заказчики, специалисты-исполнители), нормативно-правовую и информационную базу, оценку результативности и мониторинг качества дополнительного образования, уровни исполнителей и механизмы их взаимодействия в процессе развития дополнительного образования в регионе.

Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности. Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.

Дополнительное образование детей - это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одарённых детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде. В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку

традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.

Дополнительное образование позволяет выстроить единое культурно-образовательное пространство всестороннего и гармоничного развития личности путем интеграции с базовым образованием. Сеть учреждений дополнительного образования может внести основной вклад в выполнение социального заказа дополнительных образовательных программ различного уровня, предназначенных для различных категорий и групп населения. Она создает возможности точно и глубоко реагировать на запросы конкретного социума.

Появившиеся новые учреждения дополнительного образования, их опыт могут послужить основой для разработки обоснованных технологий личностно-ориентированного обучения. Система дополнительного образования определяется как образовательное пространство и время последовательной смены состояний развития личности, ее самореализация на пути самоопределения и поиска смысла жизни. Дополнительное образование - это особое образовательное пространство свободного времени, в котором осуществляется образовательная деятельность государственных, общественных и индивидуальных систем. Дополнительное образование - это образовательнопроизводственная среда, в которой осуществляется формирование увлеченной определенным видом деятельности личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций. Дополнительное образование определяется как пространственно-временной континуум, в котором происходит соединение теории и практики, знаний и реализации их на практике.

Вторая группа определений дается в функциональном аспекте. Дополнительное образование трактуется как синтез обучения и учения, воспитания, самовоспитания, развития, саморазвития, социализации. Дополнительное образование - это такое образование, которое реализует множество функций. «Это и обучение досугу, и формирование готовности личности к непрерывному образованию, допрофессиональ-ная и профессиональная подготовка, это и развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности, на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка».

Все более осознается необходимость формирования в процессе образования такой личности, которая способна действовать универсально, владеть культу-

рой жизненного самоопределения. Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

- художественно-эстетическое;

- научно-техническое;

- спортивно-техническое;

- эколого-биологическое;

- физкультурно-оздоровительное;

- туристско-краеведческое;

- военно-патриотическое;

- социально-педагогическое;

- культурологическое;

- экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Этому будущих учителей надо начинать обучать с момента их поступления в педагогические вузы. И пока в университетах к этому только готовятся, в школах необходимо создавать методобъединения школьных учителей и педагогов дополнительного образования.

Сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатываются. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное -создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественноприкладной деятельности.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инф-

раструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования - художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п.

Примером такого соединения может служить МОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска, которая органично связана с давно уже существующей в ней Школой искусств, где дети обучаются хореографии, музыке, пению. Сама же школа № 4 предоставляет возможность обучения в данной организации при помощи создания профильного класса, в котором дети проходят просмотр и по его результатам зачисляются в данную школу. В Школе искусств могут обучаться не только ученики из хореографического класса, но и все дети, которые хотят больше развить свои творческие способности.

В одно целое со школой также может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социальнопедагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где кроме школьных учителей есть специалисты по дополнительному образова-

нию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизован-ности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем интересно, что отдых и развлечения как жизненные ценности ставятся учащимися на одно из последних мест в ранжировании.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностноориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Литература

1. Митина А. Дополнительное образование в России (Исторический аспект) // Новые знания. 2000. № 2.

2. Интернет-сайт «Дополнительное образование» http://www.deol.ru/education/add/index.htm .

3. Интернет-сайт «Общество “Знание” России» http://www.znanie.org/obrazovanie/index.html.

4. Ильин Г. Качество дополнительного профессионального образования // Новые знания. 2001. № 1

5. Интернет-сайт «Российское образование. Федеральный портал» http://www.edu.ru .

6. Интернет-сайт «Система дополнительного профессионального образования» http://www.gain.ru/Index.htm .

7. Интернет-сайт «Become.ru -всё об образовании» http://www.become.ru.

8. Огородникова Е.И. Критерии перехода образовательных учреждений на новые формы обучения. М., 1997.

9. Баташев А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 26. 12. 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.