Исходя из классификации юридических фактов по юридическим последствиям, порождаемым этими фактами, непреодолимая сила в равной степени может быть отнесена как к правообразующим, так и к правоизменяющим и правопрекращающим.
Уничтожение имущества в результате стихийного бедствия либо при других чрезвычайных обстоятельствах влечет прекращение права собственности на это имущество (специфический правопрекращающий факт).
Наличие непреодолимой силы освобождает субъекта правоотношений от ответственности за неисполнение обязательств (ст. 401, 476 ГК РФ) либо причинение вреда (ст. 1079 ГК). Авария на предприятии грузоотправителя, в результате которой было прекращено производство на срок не менее трех суток, является основанием его освобождения от взыскания штрафа за непредъявление груза (ст. 145 УЖД).
Железная дорога может быть освобождена от ответственности за неподачу вагонов в случае запрещения и прекращения или ограниченения погрузки грузов, в том числе по причине крушений и аварий поездов (ст. 146 УЖД).
Совокупность социальных гарантий и льгот, предусмотренных целым рядом правовых актов, связанных с понятием "непреодолимая сила", свидетельствуют о правообразую-щем характере данного юридического факта. Так, граждане, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания, имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения (ст. 37 ЖК РСФСР).
Происшедшие за последнее время целый ряд событий, носящих характер чрезвычайности (военные конфликты, крупные аварии, акции и протесты), породившие правовые последствия для субъектов различного вида правоотношений, свидетельствуют о настоятельной потребности приведения законодательства о непреодолимой силе в определенный порядок, строгого изложения юридических определений в нормах права. В настоящее время только актов, касающихся военных конфликтов и чрезвычайных обстоятельств, насчитывается более 270. Все они разрозненны, как правило, носят временный характер, что, безусловно, затрудняет их применение на практике.
Это тем более необходимо, что по вопросам осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий, защите прав и свобод человека и гражданина, как находящимся в сов местном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. "з" и "б" Конституции РФ) издаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, для качественного в правовом смысле содержания которых требуется существование общефедеральной правовой основы.
О РОЛИ ПРАВА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
А. Т. Кашенов
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Россия - демократическое правовое государство. Однако, на наш взгляд, указанные нормы в настоящее время носят декларативный характер. Характеристика Российского государства как правового скорее не констатация факта, а цель, к которой необходимо стремиться. Сегодня в стране отсутствует гражданское общество с присущими ему институтами самоорганизации и саморазвития. Крайне низка политическая культура, у населения отсутствуют элементарные знания основных положений Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка. От уровня правового образования и воспитания, от знания учащимися основ демократии во многом будет зависеть становление гражданского общества и правового государства. Общество крайне нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей само-
стоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки. Еще в середине XIX в. А.И. Герцен писал: "Самое отсутствие точно установленных юридических понятий, неопределенность прав тем более не позволяли утвердиться идеям собственности, принять четкую форму. Русский народ жил только общинной жизнью, свои права и обязанности он понимает лишь по отношению к общине. Вне ее он не признает обязанностей и видит только насилие. Подчиняясь ему, он подчиняется лишь силе; вопиющая несправедливость одной части законов вызвала в нем презрение к другой. Полное неравенство перед судом убило в нем в самом зародыше уважение к законности. Русский, к какому бы классу он не принадлежал, нарушает закон всюду, где он может сделать это безнаказанно; точно также поступает правительство" [1]. Сказанные полтора столетия назад слова с точностью отражают реалии настоящего времени.
В условиях экономической и политической нестабильности, обострения национальных отношений, дефицита духовности, исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира. Система образования и, в первую очередь, общего среднего, отвечающего за социализацию личности, является важнейшим и едва ли не единственным инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать человека гражданского общества.
Закон РФ "Об образовании" (в редакции от 13.01.96 г.) устанавливает, что образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Среди принципов государственной политики в области образования Законом установлены такие как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Правовое образование как составной элемент образовательного процесса, нельзя определять исходя, только, лишь из количественных характеристик. Сами по себе знания, умения, навыки ничего не значат, если ребенок, а затем и взрослый человек, не могут их правильно применить. Объем усвоенных знаний не равен правовой культуре человека. В связи с этим в настоящее время можно наблюдать невостребованность права обществом.
Государство и право - продукт развития общества. Общество создает право для регулирования существующих (или складывающихся) отношений. Однако право нельзя рассматривать только как систему норм, установленных или санкционированных государством. "Нормативное определение права... может привести к отождествлению права и того закона, который как форма жизни права в корне противоречит социальной сущности права, правам человека, в частности, праву на жизнь" [2].
Правовое воспитание - это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки правомерного поведения. Правосознание предполагает: осмысление и ощущение необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации права; соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.) [3].
И наиболее важным моментом здесь является понимание, осмысление и ощущение необходимости права. Если весь процесс правового воспитания свести к простому заучиванию правовых норм, то будет потерян смысл изучения права.
Право и на наш взгляд, является тем механизмом, который "в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология или чем систематические упражнения воли... дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком - тождественные понятия"[4].
Одним из путей достижения поставленной цели является правильно организованное правовое воспитание и образование, перспективы которого были определены решением коллегии Министерства образования РФ [5]. Указывается, что особую актуальность приобретает
изучение в общеобразовательных учреждениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ № 2131 от 29 ноября 1994 г.
Главной задачей правового воспитания и образования является формирование адекватного отражения в сознании человека правовых фактов и явлений, т.е. воспитание законопослушного гражданина, готового к реализации правомерного поведения. Причем, социально-правовая активность личности, проявляющаяся в общественно полезной деятельности, является показателем наиболее высокого уровня правомерного поведения.
В содержание правового образования должны входить политико-правовые вопросы, вопросы правового положения личности и межнациональных отношений, нравственно-этические проблемы, профилактика правонарушений и др.
В последнее время, наряду с действующими курсами "Право и политика", "Человек и общество", в школах появляются дополнительные курсы "Граждановедение", состоящее из отдельных модулей: "Российская Конституция", "Права и свободы гражданина", "Ответственность за правонарушение" и т.п.; "Ведение в обществознание" (Личность. Мораль. Право.). Названные курсы позволяют формировать у учащихся достаточно полное представления о мире, обществе, государстве; развивать модели поведения, мотиваций и установок, которые способствуют участию личности в решении задач различного уровня.
1. Герцен А.И. Собр. Соч.: В 30 т. М., 1956. Т 7. С. 251.
2. Швыдкий В.Г. Право как явление свободы. //Вестник ТГПУ. 1998, вып. 3, серия: правоведение - история. С.17.
3. Общая теория права. Под ред. A.C. Пиголкина. М., 1996.
4. Кистяковский В.А. В защиту права. Интеллигенция и правосознание //Вехи. Из глубины. Свердловск. 1991. С.119.
5. Решение коллегии Министерства образования РФ "О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в образовательных учрежде'ниях" от 28.12..94'г. № 24/1 //Вестник образования. 1995, № З.С. 68-71.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ
НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
A.B. Карманов
В последние годы наше общество столкнулось с рядом острых проблем, одной из которых является проблема наркомании. Количество лиц, употребляющих наркотические вещества, растет с каждым годом: около 2 млн. человек регулярно принимают наркотики, 4 млн. человек их уже пробовали. К 2000 году ожидается двукратное увеличение этих показателей. Значительное число этих людей находится в поле зрения правоохранительных органов. Так, если в 1994 году по ст. 44 КоАП РФ за приобретение и хранение наркотических веществ было привлечено по городу Томску 50 человек, то в 1997 году - уже 317, а за 3 месяца 1998 года - 83 человека. Увеличивается число уголовных преступлений, в том числе тяжких, совершаемых лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения, либо регулярно принимающими наркотики. Как участники гражданско-правовых отношений они чаще других попадают в конфликтные ситуации, где зачастую нарушаются их собственные интересы и интересы их семей.
Учитывая вышеизложенное, ясно, что право, как регулятор общественных отношений, не может игнорировать данную проблему. Здесь и возникает ряд вопросов, над которыми стоит задуматься. Дело в том, что действующие правовые нормы в отношении наркоманов в основном базируются на опыте старого законодательства, которое по существу не