Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
УДК 342.732
ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ УЧЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В последние годы многократно возросло количество областей общественной жизни, нуждающихся в юридическом регулировании, и, соответственно, возросло количество принимаемых на различных уровнях нормативно-правовых актов. В связи с этим резко повысилась значимость нормотворческой техники, необходимость в совершенствовании юридическо-технической проработки вновь принимаемых нормотворческих актов.
Основой правотворчества является целостная система понятий, образующая собой так называемый понятийно-категорийный аппарат категорий правовой действительности, который обеспечивает взаимодействие между различными отраслями права, правовыми институтами и субинститутами, единообразие в понимании и оценке правовых актов, процессов, отдельных норм и способов их реализации1. Понятийный аппарат присущ каждой структурной единице права, что позволяет обобщить его роль и место в общей структуре права.
Понятийно - категориальный аппарат выступает в качестве связующего звена между различными структурными единицами права, между общим и частным, между философскими категориями и понятийным аппаратом частных наук2.
С развитием общества меняется и представление о государстве и праве. Соответственно трансформируется и понятийно - категориальный аппарат. Появляются новые понятия, видоизменяется представление об уже существующих. «Право как регулятор человеческого поведения тем эффективнее выполняет свою роль, чем более верно концептуально и лингвистически выражены его констатации, предписания, дозволения и запреты. Необходимость осмысления юридической терминологии существует всегда. Но значение этой необходимости повышается в периоды, когда происходят существенные структурные изменения в праве, обусловленные историческими потребностями. В эти периоды приходится особенно тщательно обдумывать и смысл происходящих перемен, и значение сопутствующих им терминологических преобразований»3.
Наглядно развитие понятийно-категориального аппарата видно на примере эволюции правовой категории «безопасность».
1 Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов. / Под ред. Пиголкина А. С. - М.: Городец, 2003. С. 7.
2 См. Агалабаев М. А. Методология становления и развития теории общественной безопасности. // Российский следователь. 2005. №5.
3 Колбасов О. С. Терминологические блуждания в экологии. // Государство и право. 1999. №10. С. 27.
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
В. И. ЕВТУШЕНКО
В статье проведен сравнительный анализ федерального и регионального законодательства (на примере Белгородской области), посвященного правовому регулированию экологических прав человека, экологической безопасности и защиты лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях экологического характера, и сделан вывод о том, что законодательство Белгородской области является достаточно разработанным и довольно полным. Оно разработано и принято в соответствии с федеральным законодательством в данной области, детализирует его и ему не противоречит. Ряд нормативных актов, посвященных данной проблеме, являются новацией регионального законодательства.
Ключевые слова: безопасность, экологическая безопасность, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, право на благоприятную окружающую природную среду.
До недавнего прошлого под безопасностью понимали лишь защиту страны от внешней агрессии, посягательства на государственный и общественный строй. Подобная трактовка восходит к древнегреческим мыслителям древности - Платону, Аристотелю и Геродоту - и получившая свое развитие в трудах философов XV - XVII веков - Н Макиавелли, Б. Спинозы и Зонненфельса4.
Но с развитием общественных отношений, науки и техники понятие «безопасность» трансформируется, расширяется, сохраняя при этом свою сущность, свою основную характеристику - обеспечение безопасности5.
Фундаментальность, многоуровневость, многоаспектность и многогранность проявления категории «безопасность» (личность, общество, экономика, государство, межгосударственное объединение, мировое сообщество, экология и др.) являются причиной существование большого количества определений дефиниции, где в качестве основы используются такие характеристики, как:
- система и совокупность отношений;
- защищенность;
- способность;
- совокупность условий и факторов;
- определение безопасности как определенного состояния и др6.
Концептуальной основой закрепленных в законодательстве Российской Федерации
правовых норм, обеспечивающих безопасность общества и государства и получивших свое развитие в ряде федеральных нормативных актов, является Конституция России7. Официально принятые в Российской Федерации определения понятия «безопасность» закреплены в основополагающих документах Российской Федерации в этой области:
- в Законе Российской Федерации «О безопасности», который определяет безопасность как «.„состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»8;
- в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в соответствии с которым «...национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»9.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» констатируется необходимость сосредоточить усилия и ресурсы на нескольких приоритетах устойчивого развития государства, и в числе приоритетов - обеспечение рационального природопользования и экологической безопасности10.
Сам термин «экологическая безопасность» начал широко распространяться в России с середины 8о-х годов прошлого века11. Впервые на законодательном уровне термин «экологическая безопасность», без определения самого понятия, упоминается в ст. 13 Закона Российской Федерации «О безопасности» в качестве одной из видов безопасности.
4 Кардашова И. Б. О категорийно-понятийном аппарате теории национальной безопасности. // Российский следователь. 2005. №5.
5 См. Есаян А. К. «Национальная безопасность» как правовая категория. // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №8.
6 См. Халиуллин Р. Г. Безопасность: многообразие подходов и проблемы определения понятия. // Юридическое образование и наука. 2007. №4.
7 См. Чапчиков С. Ю. Конституционные гарантии обеспечения безопасности общества и государства. // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.
8 Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» (в ред. Федерального закона от 26.06.2008 г. № 103-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №15. Ст. 769.
9 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента от 12 мая 2009 г. № 537. // Собрание законодательства РФ. 2009. №20. Ст. 2444.
10 См. Харабет К. В. Некоторые вопросы устойчивого развития государства и предупреждения правонарушений в свете стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. // Российская юстиция. 2009. №7.
11 Вновь об экологической безопасности. Пресс - центр атомной энергетики и промышленности. // http://www.minat0m.rU/mass_media/5.2004/212/
Упоминается данный термин и в Конституции России, которая относит проблему обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. «д» п. 1 ст. 72 Конституции России).
Попытка дать юридическое определение экологической безопасности на законодательном уровне была предпринята в Федеральном законе Российской Федерации «Об экологической безопасности»12. В нем экологическая безопасность определялась как «...состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду». Данное определение практически дословно повторяло определение экологической безопасности, которое было дано на Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств. В соответствии с ним, «экологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф»13. Федеральный закон Российской Федерации «Об экологической безопасности» был принят Государственной Думой Российской Федерации 17 ноября 1995 г., но не вступил в силу в связи с наложением Президентом России на законопроект вето. В числе причин, по которым это было произведено, называлось то, что определения основных понятий, применяемых в законе (в их ряду и определение понятия «экологическая безопасность»), по мнению Президента России, расплывчаты и допускают различное их толкование14.
Тем не менее, похожее определение понятия «экологическая безопасность» на законодательном уровне было законодательно утверждено в 2002 году с принятием Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В соответствии с ним, «экологическая безопасность - это состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий»15.
Экологическая безопасность как правовая категория с момента её появления вызывала пристальный интерес ученых - правоведов. Так, с точки зрения Бринчука М. М. «...экологическая безопасность - это основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности»16.
По мнению Тимошенко А.С., «...экологическая безопасность - это логический результат эволюции проблемы охраны окружающей среды»17.
Напротив, Л. И. Лагунова считает «обеспечение экологической безопасности» третьей, самостоятельной формой взаимодействия природы и общества (наряду с охраной природы и использованием природных ресурсов). Более того, указанный автор делает вывод «.„о необоснованном сведении обеспечения экологической безопасности к охране природы», считая «...охрану окружающей природной среды» более пассивной формой взаимодействия природы и общества, чем «обеспечение экологической безопасности»18.
12 См. Макаров Д. А. Историко - правовой опыт обеспечения экологической безопасности в России. // История государства и права. 2007. № 9.
13 О принципах экологической безопасности в государствах Содружества. Рекомендательный за-
конодательный акт, принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств- участников Содружества Независимых Государств в Санкт-Петербурге 29 декабря 1992 г. //
http:/|ecoportal.ru|dict.php?letter=3l.
14 Почему президент Российской Федерации не подписал Федеральный закон «Об экологической безопасности». Пресс - центр атомной энергетики и промышленности. //
http:||www.minatom.ru|mass_media|ll.2003/283|.
15 Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 г. № 32-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 133.
16 Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для вузов. - М: Юристъ, 1998. 688 с.
17 Тимошенко А.С. Глобальная экологическая безопасность - международно-правовой аспект // Сов. государство и право. 1989. № 1.
18 Лагунова А. И. Региональные особенности правового обеспечения экологической безопасности Российской Федерации: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. С. 15.
В соответствии с концепцией, сформулированной Колбасовым О. С., экологическая безопасность определяется как система «...мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественнофизиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира»19.
Дубровин Е.Р., Дубровин И.Р. рассматривают экологическую безопасность как самостоятельную сложную многоуровневую систему, имеющую свои подсистемы, и в понятие включают не только охрану окружающей среды, но и рациональное использование природных ресурсов, их воспроизводство и повышение качества. Они определяют экологическую безопасность как:
1. Составной элемент (часть) национальной безопасности государства.
2. Состояние или положение, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы экологическим интересам личности, общества и государства, возникающие в результате нарушения природного баланса, ухудшения качества природной среды, истощения природных ресурсов, уничтожения природных экологических систем и других негативных последствий, вызванных антропогенным (техногенным) воздействием на окружающую среду, а также природными процессами и явлениями.
3. Сложное комплексное свойство любого продукта общественного труда, проявляющееся на всех этапах его жизненного цикла и состоящее в способности не нарушать качества окружающей (природной или антропогенной) среды и не создавать угрозу жизни и существованию людей, фауне и флоре. Применительно к продуктам общественного труда экологическую безопасность можно отождествлять с экологической чистотой продукта20.
Обеспечение экологической безопасности некоторыми авторами постулируется в качестве специального принципа международного экологического права, который «...устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью, отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды»21. При этом обеспечение экологической безопасности рассматривается в комплексе со всеми аспектами международной безопасности, в том числе, с разоружением и захоронением ядерных отходов.
Еще одно направление в научной литературе отстаивают авторы, которые ставит знак равенства между категорией «экологическая безопасность» и категорией «право на благоприятную окружающую природную среду».
Так, например, Боголюбов С. А. включал в понятие «экологическая безопасность» и окружающую природную среду, и её должное качество (её благоприятность)22. Близкая точка зрения была высказана Соловьевым Н. В., представляющим категорию «право на благоприятную окружающую среду» как совокупность следующих составляющих:
1) право граждан на организацию рационального природопользования со стороны государства;
2) право на отдых;
3) право граждан на обеспечение экологической безопасности23.
Еще дальше в данном направлении пошли Дзейтов С. А., который считает, что «...конституционное право граждан России на благоприятную окружающую среду (на экологическую безопасность) является конкретизацией основного, естественного и не-
19 Колбасов О.С. Концепция экологической безопасности // Сов. государство и право. 1988. №12.
20 Дубровин Е.Р., Дубровин И.Р. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности России. // Мир человека. 2009. №1.
21 См.: Мухин И. А. Принципы международного права в охране окружающей среды и их роль в системе экологического законодательства России // Международное публичное и частное право. 2006. № 2.
22 Комментарий к Закону Российской Федерации [РСФСР] «Об охране окружающей природной среды». Рук. авт. колл, и отв. ред. д.ю.н., профессор С.А.Боголюбов. - М.: Издательская группа ИНФРА • М - НОРМА, 1996. С. 11.
23 Соловьев Н. В. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду на современном этапе развития Российского государства. // Вестник Владимирского юридического института. 2008. №1 (6).
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
отъемлемого права человека на жизнь»24 и, например, Кузьмин Б. Н., полагающий, что все три права, закрепленные в ст. 42 Конституции России:
- право на благоприятную окружающую природную среду;
- право на достоверную информацию о ее состоянии;
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
«...можно обозначить как право на экологическую безопасность»25.
Несмотря на то, что с данной позицией трудно согласится, тем не менее, необходимо отметить, что существует тесная связь между категориями «право на благоприятную окружающую среду», «безопасность» и «экологическая безопасность».
Но большинство правоведов определяет понятие «экологическая безопасность» как состояние защищенности от всевозможного негативного антропогенного воздействия, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий26. Такое осознание понятия «экологическая безопасность» находится в рамках общего понимания национальной безопасности. Взаимоотношение между ними может рассматриваться как отношение общего к частному, в связи с чем, проблемы обеспечения экологической безопасности в данном подходе рассматривается в рамках решения более крупной задачи - национальной безопасности в целом27.
В свою очередь, отдельные правоведы выделяют из экологической безопасности более частные области правового регулирования, такие, как, например, «безопасность высокорисковых объектов», к которым относятся потенциально опасные и одновременно уязвимые объекты, являющиеся источником возникновения угроз массового поражения населения и территории и других чрезвычайных ситуаций экологического характера28.
Определение понятие «чрезвычайное» имеет глубокие исторические корни в русском языке. В обычном понимании чрезвычайность понимается как качество или свойство. Чрезвычайное обстоятельство характеризуется не только тем, что оно наступает редко, но и тем, что оно является «невиданным и неслыханным», в значительной степени превосходящим обычные обстоятельства29.
Но так как проявления чрезвычайности, тем не менее, являются объективной реальностью, со временем люди усовершенствовали набор средств, применяемых по предотвращению или ликвидации нестандартных ситуаций30. Юридические составляющие обобщающего признака чрезвычайности, правовые отношения, возникающие при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, весьма многогранны и регулируются различными отраслями права. Это приводит к отсутствию единого подхода к определению понятия «чрезвычайная ситуация», и, соответственно, к отсутствию обобщающего понимания данной категории в законодательстве Российской Федерации31.
24 Дзейтов С. А. Государство и экологическая безопасность (теоретико-правовой аспект): авто-реф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1994. С. 56.
25 Кузьмин Б. Н. Правовые формы обеспечения экологической безопасности: автореф. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 14.
26 См.: Кодолова А. В. Экологическая безопасность: понятие и структура. // Вестник Удмурдско-го университета. 2005. № 6 (1).; Егорова Е. Н. Экологическая безопасность как фактор устойчивости экономической системы Российской Федерации. // Вестник Казанского государственного финансовоэкономического института. 2009. №3; Попов В. А. Различные подходы к пониманию экологической безопасности в экологическом праве Российской Федерации. // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2001. №3; Лагунова А. И. Структура экологической безопасности России. Красноярск, 2003.; Серов Г. П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. - М.: Ось-89,1998.
27 Куликов К.И. Принципы обеспечения экологической безопасности при разработке стратегий развития регионов. // Право и безопасность. 2008. №4 (29).
28 См.: Назаркин М. В. Безопасность высокорисковых объектов как область правового регулирования. // Российский следователь. 2009. № 15.
29 Коршунова Н. П. Непреодолимая сила: новый взгляд на старую проблему. // Журнал российского права. 2008. №3.
30 См.: Мелехин А. В. Особые правовые режимы Российской Федерации. // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2007.
31 Гольцов В. Б. Чрезвычайная ситуация теория или юридический факт (проблемы законодательного определения). // Юридический мир. 2009. №3.
Так, например, ст. 4. Трудового кодекса Российской Федерации указывает на чрезвычайные обстоятельства (в условиях которых выполняются определенные работы), характеризуя их как «...бедствие или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части»32; п. 3. ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет чрезвычайные обстоятельства как «...непредотвратимые при данных условиях обстоятельства»33; п. 1. ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации под чрезвычайной ситуацией понимает «...стихийные бедствия...», которые «...устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания»34.
Наличие подобных коллизий в законодательной системе Российской Федерации нарушает её единство и приводит к снижению её эффективности35.
Но основным законом в федеральном законодательстве России, предусматривающим комплекс мер по защите населения при экологических катаклизмах природного и техногенного характера, правовым центром регулирования всей деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»36. В соответствии со ст. 2 данного закона все остальные нормативные акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются второстепенными37. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет «...общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства..., а также «...окружающей среды...от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» В соответствии с законом - «чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия...».
Чрезвычайные ситуации в зависимости от количества пострадавших, территории, охваченной чрезвычайной ситуацией и т. д. в соответствии с постановлением Правительства России делятся на:
1. локальные;
2. муниципальные;
3. межмуниципальные;
4. региональные;
5. межрегиональные;
6. федерального характера38.
32 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 - ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 г. № 267-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 3.
33 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51 - ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 г. № 353-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Ст. 3301.
34 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146 - ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2009 г. № 383-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824.
35 См.: Хлуденева Н. И. Коллизии в экологическом законодательстве. // Журнал Российского права. 2008. №12.
36 Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Ст. 3648.
37 См.: Гольцов В. Б. Перспективные направления совершенствования иерархической структура законодательства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. // История государства и права. 2009. №1.
38 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. // Собрание законодательства РФ.
2007. №22. Ст. 2640.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
Существует и другая классификация зон чрезвычайных экологических ситуаций -по напряженности сложившейся экологической обстановки. По данному критерию экологическая обстановка в зоне чрезвычайной ситуации может классифицироваться следующим образом:
1. относительная удовлетворительная;
2. напряженная
3. критическая;
4. кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации);
5. катастрофическая (или зона экологического бедствия)39.
В юридической литературе встречаются классификации чрезвычайных ситуаций и по другим основаниям. Так, например, чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы в зависимости от40:
1. количества людей, пострадавших в этих ситуациях;
2. размера материального ущерба;
3- границы зоны распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и т. д.
В случае невозможности выполнения функции защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций «...без применения чрезвычайных мер» п. «б» статьи з Федерального конституционного закона Российской Федерации «О чрезвычайном положении» предусматривает введение чрезвычайного положения при «...чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайной экологической ситуации...возникшей в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных или иных бедствий...» «...исключительно для обеспечения безопасности граждан...» и с целью «...устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения...»41.
На международном уровне, государствам - членам СНГ рекомендовалось принятие несколько иных законодательных оснований для введения чрезвычайного положения. В п. 5 ст. з Модельного закона «О чрезвычайном положении» «основанием для введения чрезвычайного положения...» были названы «...стихийные бедствия и кризисные экологические ситуации, ... крупные аварии и катастрофы, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных работ»42.
Необходимо отметить, что на уровне двухсторонних соглашений чрезвычайная ситуация также определяется иначе, чем в Федеральном законе Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с «Меморандумом между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды Китайской Народной Республики о создании механизма оповещения и обмена информацией...» под трансграничной чрезвычайной ситуацией экологического характера понимается «.„внезапно произошедшая ситуация на территории государства на территории государства одной из сторон, связанная с загрязнением окружающей среды, которая является результатом катастрофы или аварии, возникшей в результате антропогенной дея-
39 Методика «Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия», утвержденная Министерством природных ресурсов Российской Федерации 30 ноября 1992 г- // Документ опубликован не был. // Консуль-тантПлюс.
40 Артемьев Е. В., Семенова М. Н. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 21 декабря 1994 г- №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». // Подготовлен для системы Консультант - Плюс. 2008.
41 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 г. №з-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. Федерального конституционного закона от 07.03.2005 г. №1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст. 2277.
42 Модельный закон «О чрезвычайном положении», принятый Постановлением 15 - 15 на 15ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2000. № 25. С. 286-298.
тельности и которая может привести к значительным изменениям состояния окружающей среды и её компонентов, а также к материальным потерям и ущербу здоровья людей...»43. Подобные соглашения на различных уровнях заключены Российской Федерацией со многими странами, как, например, с Сербией44, Швейцарией45 и т. д.
Анализ различных определений понятия «чрезвычайная ситуация» показывает, что, как правило, при определении данного понятия рассматриваются различные вариации определения самого критерия чрезвычайности, его взаимосвязи с понятием непреодолимой силы46, взаимосвязь понятий «экологическое бедствие», «экологическая катастрофа», «стихийное бедствие», «авария» «природно-техногенная катастрофа» и «чрезвычайная ситуация».
Так, например, «...экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающее среды и существенным ухудшением здоровья населения...»47.
В соответствии с совместным приказом МЧС и Госгортехнадзора «...промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлёкшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожения объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде»48, т. е. катастрофа определяется как «крупная авария». Понятие аварии на федеральном уровне определено следующим образом: «Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде...»49.
В научной литературе можно встретить и другие основания определения понятия катастрофа, например, как результат нарушения взаимодействия «природная среда» -«антропогенные объекты». В соответствии с ним, «катастрофа природно-техногенная -разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящей к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды»50. Можно привести много примеров катастроф, произошедших в результате нарушения такого взаимодействия, включая последнюю по времени крупнейшую экологическую катастрофу, возникшую в результате взрыва и по-
43 Меморандум между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством охраны окружающей среды Китайской Народной Республики о создании оповещения и обмена информацией при трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера. Подписан в г. Пекине 12.11.2008 г. // Документ опубликован не был. // Консультант Плюс.
44 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о сотрудничестве в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения стихийных бедствий и техногенных аварий и ликвидации их последствий. Заключено в г. Белграде 20.10.2009 г.// Документ опубликован не был. / / Консультант Плюс.
45 Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству о взаимодействии в области чрезвычайного гуманитарного реагирования на катастрофы и кризисы и содействия международному развитию Заключено в г. Берне 21.09.2009. // Документ опубликован не был. // Консультант Плюс.
46 См.: Каплунова Е. А. Непреодолимая сила и смежные с ним понятия: Дис...канд. юрид. наук. Томск, 2005; Гольцов В. Б. О чрезвычайных ситуациях в цивилистике. // Гражданское право. 2008. №1.
47 «Рекомендации. Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета. Р 52.24.309-2004.», утвержденный Росгидрометом 28.10.2004. // Документ опубликован не был. // Консультант Плюс.
48 Приказ МЧС Российской Федерации №222, Приказ Госгортехнадзора Российской Федерации «О Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от
04 апреля 1996 г.// Документ опубликован не был. / / Консультант Плюс.
49 Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // Российская газета. - № 5079. - 2009. - 31 декабря.
50 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -М: Инфа - М, 2006.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
жара на буровой платформе Deepwater Horizon компании British Petroleum и продолжавшейся длительное время утечки сырой нефти, в результате чего в Мексиканский залив попало огромное количество нефтепродуктов, нанеся огромный, если не сказать непоправимый, вред окружающей среде.
Но большинство авторов справедливо указывают на то, что термин «авария», «катастрофа» и т. д. представляет явление более узкого порядка по сравнению с чрезвычайной ситуацией, не учитывающее многих факторов, являясь одним из обстоятельств, которое предшествует чрезвычайной ситуации51.
Рассмотрение понятийно-категориального аппарата учения о защите права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, нашедшего отражение в международных соглашениях, законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, рассмотрение точек зрения различных авторов на данную проблему, позволяет прийти к следующим выводам:
1. Данный понятийно - категориальный аппарат является достаточно проработанным, как на законодательном уровне, так и в научной литературе, посвященной данной проблематике.
2. Существующее легальное определение понятия «экологическая безопасность» на законодательном уровне, приведенное в Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», вызывает большие нарекания со стороны ученых - правоведов за отсутствие конкретики и расплывчатость в определениях. В связи с этим предлагаются различные определения данного понятия, различающие между собой как различным набором составляющих, так и различной градацией состояние защищенности человека и гражданина от всевозможного негативного антропогенного воздействия, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.
3- Существующая в России обширная законодательная база, посвященная правовому регулированию деятельности как государственных органов, так и общественных организаций и населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и широкое освещение данной проблематики в юридической литературе не позволили сформулировать четкие критерии определения понятия «чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера», равно как не сформулировано определение более часто применяемого в международном праве понятия «чрезвычайная гуманитарная катастрофа (кризис)».
1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Под ред. Пиголкина А. С. -М.: Городец, 2003. С. 7.
2. Агалабаев М. А. Методология становления и развития теории общественной безопасности. // Российский следователь. 2005. №5.
3. Колбасов О. С. Терминологические блуждания в экологии. // Государство и право. 1999-№10. С. 27.
4. Кардашова И. Б. О категорийно - понятийном аппарате теории национальной безопасности. // Российский следователь. 2005. №5.
5. Есаян А. К. «Национальная безопасность» как правовая категория. // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. №8.
6. Халиуллин Р. Г. Безопасность: многообразие подходов и проблемы определения понятия. // Юридическое образование и наука. 2007. №4.
7. Чапчиков С. Ю. Конституционные гарантии обеспечения безопасности общества и государства. // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.
8. Харабет К. В. Некоторые вопросы устойчивого развития государства и предупреждения правонарушений в свете стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. // Российская юстиция. 2009. №7.
Список литературы
51 См.: Тычинин С. В. Гражданско - правовые способы защиты прав граждан и организаций при чрезвычайных ситуациях: Дис...канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 32.
9. Вновь об экологической безопасности. Пресс - центр атомной энергетики и промышленности. // http://www.minat0m.rU/mass_media/5.2004/212/
10. Макаров Д. А. Историко - правовой опыт обеспечения экологической безопасности в России. // История государства и права. 2007. № 9.
11. Почему президент Российской Федерации не подписал Федеральный закон «Об экологической безопасности». Пресс - центр атомной энергетики и промышленности. // http://www.minat0m.ru/mass_media/11.2003/283/.
12. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для вузов. - М: Юристъ, 1998. 688 с
13. Тимошенко А.С. Глобальная экологическая безопасность - международно-правовой аспект. II Сов. государство и право. 1989. № 1.
14. Лагунова А. И. Региональные особенности правового обеспечения экологической безопасности Российской Федерации: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. С. 15.
15. Колбасов О.С. Концепция экологической безопасности // Сов. государство и право. 1988. №12.
16. Дубровин Е.Р., Дубровин И.Р. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности России. // Мир человека. 2009. №1.
17. Мухин И. А. Принципы международного права в охране окружающей среды и их роль в системе экологического законодательства России. // Международное публичное и частное право. 2006. № 2.
18. Комментарий к Закону Российской Федерации [РСФСР] «Об охране окружающей природной среды». Рук. авт. колл, и отв. ред. д.ю.н., профессор С.А.Боголюбов. - М.: Издательская группа ИНФРА • М - НОРМА, 1996. С. 11.
19. Соловьев Н. В. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду на современном этапе развития Российского государства. // Вестник Владимирского юридического института. 2008. №1 (6).
20. Дзейтов С. А. Государство и экологическая безопасность (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1994. С. 56.
21. Кузьмин Б. Н. Правовые формы обеспечения экологической безопасности: автореф. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 14.
22. Кодолова А. В. Экологическая безопасность: понятие и структура. // Вестник Удмурд-ского университета. 2005. № 6 (1).;
23. Егорова Е. Н. Экологическая безопасность как фактор устойчивости экономической системы Российской Федерации. / / Вестник Казанского государственного финансовоэкономического института. 2009. №3;
24. Попов В. А. Различные подходы к пониманию экологической безопасности в экологическом праве Российской Федерации. // Вестник Московского государственного университета леса -Лесной вестник. 2001. №3;
25. Лагунова А. И. Структура экологической безопасности России. Красноярск, 2003.;
26. Серов Г. П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. - М.: Ось-89,1998.
27. Куликов К.И. Принципы обеспечения экологической безопасности при разработке стратегий развития регионов. // Право и безопасность. 2008. №4 (29).
28. Назаркин М. В. Безопасность высокорисковых объектов как область правового регулирования. II Российский следователь. 2009. № 15.
29. Коршунова Н. П. Непреодолимая сила: новый взгляд на старую проблему. // Журнал российского права. 2008. №3.
30. Мелехин А. В. Особые правовые режимы Российской Федерации. // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2007.
31. Гольцов В. Б. Чрезвычайная ситуация теория или юридический факт (проблемы законодательного определения). II Юридический мир. 2009. №3.
32. Хлуденева Н. И. Коллизии в экологическом законодательстве. // Журнал Российского права. 2008. №12.
33. Гольцов В. Б. Перспективные направления совершенствования иерархической структура законодательства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. // История государства и права. 2009. №1.
34. Артемьев Е. В., Семенова М. Н. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 21 декабря 1994 г- №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». // Подготовлен для системы Консультант - Плюс. 2008.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13
35. Каплунова Е. А. Непреодолимая сила и смежные с ним понятия: Дис...канд. юрид. наук. Томск, 2005; Гольцов В. Б. О чрезвычайных ситуациях в цивилистике. // Гражданское право.
2008. №1.
36. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М: Инфа - М, 2006.
37. Тычинин С. В. Гражданско - правовые способы защиты прав граждан и организаций при чрезвычайных ситуациях: Дис...канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 32.
NOTIONAL AND CATEGORICAL APPARATUS FOR THE STUDY OF HUMAN AND CITIZEN RIGHT FOR THE POSITIVE ENVIRONMENT IN NATURAL AND TECHNOGENIC EXTREMAL SITUATIONS
Belgorod State University
V.I. EVTUSHENKO
e-mail:
The article shows the results of the comparative analysis of the federal and regional legislation (by the case of the Belgorod region) for legal regulation of ecological human rights, ecological safety and protection of people injured at ecological extremal situations. The author concludes that the legislation of the Belgorod region is developped enough and rather full is made. It is elaborated and accepted according to the federal legislation in the given area, it details the latter and does not confont it. A number of the statutory acts for the problem are an innovation of the regional legislation.
Key words: environment, ecological safety, ecological extremal situation, action on resettlement.