Таким образом, применение эвристических методов обучения в развитии художественно-творческой деятельности учащихся средствами народных традиций обеспечивает формирование:
способностей самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками;
умения понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли;
умения самостоятельно выделять в художественном произведении главную мысль, необходимую при выполнении работы.
Библиографический список
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». - Астана, 2004.
2. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский: в 6 т. - М.: Педагогика. -1990. - Т. 2. - 201 с.
3. Булатова, О. С. О роли художественного начала в педагогической деятельности // О. С. Булатова // Педагогика.- 2005. - N° 3. - С. 53-60.
4. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань, 1988.
5. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика, Т еория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - М.: Изд. Московского университета, 2003. - 416 с.
6. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 184 - 191
7. Болсохоева, Н. Д. Тибетские медицинские иллюстрации в системе традиционного медицинского образования бурятского этноса // Сибирский педагогический журнал. - 2006- № 2.
- с. 178 - 183.
УДК 34.1
О. Н. Марченко
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ТАЙМЫРА)
Философы современности, педагогические деятели единодушно признают, что наступила новая эпоха в жизни человеческого сообщества. «Человечество уже достаточно давно - где-то двадцать-двадцать пять лет тому назад - перешло в принципиально иную эпоху своего существования.., эта новая эпоха требует совсем иной, чем было до того, организации общества, его экономики, социальной, культурной его жизни, в том числе организации всей сферы образования», - констатирует доктор педагогических наук А. М. Новиков в своей публицистической монографии «Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития». «Сегодня отечественное образование, мучительно ищет новые пути преодоления кризиса», -продолжает ученый, и с ним нельзя не согласиться. Причины кризиса, ут-
верждает автор, можно объяснять по-разному. Среди них, кроме низкой заработной платы педагогических работников, отставания образования от научно-технического прогресса, слабой материально-технической базы многих учебных заведений и т. п., названы другие более общие, причины: «духовное обнищание общества, как в бывшей командно-административной системе, так и в перестроечный и постперестроечный периоды, снижение авторитета знаний» [11, с. 8].
В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданско -го общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.
По мнению отечественных философов, изучающих тенденции современного образования, ориентация воспитания и обучения на формирование «человека культуры» обуславливает необходимость формирования таких целей и содержания образования, которые «теряют технократический, отчужденный по отношению к человеческой сущности характер и переводятся в личностный план» [11, с. 46]. Основной проблемой становится проблема воспитания личности, соответствующей не только мировой, но и национальной культурной традиции.
Социализирующая функция образования приобретает в современных условиях национально-региональный оттенок, и регионализация становится основой в содержании изменений в области образования, что нашло отражение в Законе РФ «Об образовании» (сохранение и развитие национальных систем образования). Реформирование образования в данном направлении предполагает реализацию национально-регионального компонента общего и профессионального образования и обеспечение единства и взаимодополнения государственных и региональных интересов в сфере образования.
Стратегия государства в области образования, в частности, введение национально-региональной составляющей в Стандарт образования ставит педагогическую общественность перед необходимостью оперативно решать задачи по созданию условий для приобщения учащихся к общечеловеческим знаниям и ценностям, с одной стороны, и освоению особенностей национальной культуры, с другой стороны; по формированию у учащихся целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитию культуры межэтнических отношений и формированию толерантных качеств
личности подрастающего поколения; по воспитанию патриотизма, любви к Родине, воспитанию граждан России, воспитанию уважения к культуре другого народа [9].
Российская Федерация - многонациональное государство. На ее территории проживает более 120 этносов. При введении национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс необходимо обеспечить транскультурную адаптацию школьника, его становления как представителя современной цивилизации и культуры.
В изменившихся социально-политических, экономических, этнокультурных условиях возникла необходимость в обновлении содержания образования. Введение национально-регионального компонента не может осуществляться только в рамках развития системы образования в национальных шко -лах или за счет расширения количества учебных курсов, специальных факультативных занятий в русскоязычных школах. Регионализация образования, по нашему убеждению, возможна через обновление содержания общеобразовательных дисциплин в русскоязычных общеобразовательных учреждениях основного общего образования, расположенных в национальных округах и других этнических территориях Российской Федерации. В частности, мы рассматриваем проблему обновления содержания курса литературы в 5-6-х классах русскоязычных школ Таймырского (Долгано-Ненецко -го) автономного округа (в дальнейшем ТАО). Так как литература как учебный предмет школьного образования обладает высокими потенциальными возможностями в реализации поставленных государством задач, то включение в него материалов национально-региональной тематики, по нашему мнению, позволит создать условия для воспитания личности, соответствующей современным требованиям мирового сообщества.
Изучению инонационального материала в курсе русской литературы посвящено достаточное количество монографий, диссертационных исследований, различного рода работ и статей. Однако практически все они ориентированы на организацию обучения русской литературы в национальной школе1. Это можно объяснить тем, что на национальную школу возлагается главная задача - передать подрастающему поколению богатства языка и культуры, обычаи и традиции, духовно-нравственные ценности своего народа.
Нами поставлена цель - выявить возможности изучения инонационального фольклора в курсе литературы в русскоязычных школах, расположенных на этнических территориальных образованиях, без использования до-
1 См. диссертационные исследования следующих авторов: З. А. Айдарова, В. И. Бекаев, А. И. Борисова, С. С. Бурцева, С. А. Волжская, А. Ф. Галимуллина, В. В. Герасимова, Г. М. Гогоберид-зе, Т. М. Гоголева, Г. А. Голикова, Е. И. Горбулинская, Л. В. Грибина, Л. Ф. Григорьева, А. Р. Еникеева, А. Д. Жижина, З. А. Зарипова, О. В. Мазуренко, А. М. Мансурова, А. Б. Мзоков, Т. В. Мордаева, Р. Ф. Мухаметшина, И. Б. Нимаева, Э. К. Нюденова, Г. А. Обернихина, М. И. Попова, Ж. Н. Критаро-ва, Б. Б. Окопов, П. Е. Прокопьева К. С. Савина, Я. Г. Садовский, Ц-Х. С. Санжадаева, М. И. Стамено-ва, Л. И. Степанова, М. В. Черкезова и др.
полнительного учебного времени для спецкурсов, факультативов, элективов и т. п.
В целях предупреждения перегрузки учащихся мы предлагаем использовать возможности взаимосвязанного изучение в курсе литературы программного материала, соответствующего стандарту образования, с материалом регионального стандарта. В нашем случае мы считаем, что это должно быть взаимосвязанное изучение фольклора коренных народов Таймыра с теми фольклорными произведениями, которые определены для изучения любой из ныне действующих программ по литературе.
Таймыр называют удивительным и загадочным полуостровом: уникальна и неповторима его природа, богаты природные ресурсы. Но в первую очередь Таймыр уникален тем, что это единственный северный регион не только в России, но и в мире, где компактно на протяжении многих веков проживают представители пяти этносов: энцы, нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, которые «представляют собой наиболее устойчивую часть циркумполярной цивилизации, хорошо приспособленной к жизни в суровых условиях Российской Арктики» [12, с. 3-4].
Именно поэтому изучение фольклора коренных народов Таймыра представляет интерес с точки зрения ознакомления учащихся с мировой художественной культурой, так как фольклор народов Севера - неотъемлемая часть мировой культуры. «По историческим данным в Арктике с древнейших времен существует очаг человеческой культуры, не уступающий по своей значимости и оригинальности другим очагам древней цивилизации на земле. Следы древнейшей культуры прослеживаются на всем побережье Ледовитого океана. Множество палеолитических и неолитических культур, обнаруженных археологами на севере Якутии и скандинавских стран, Таймыре, Аляске и Северной Канаде свидетельствуют, что народы Арктики и Севера несколько тысячелетий назад создали своеобразную уникальную культуру, которую мы сегодня называем циркумполярной культурой» [15, с. 3].
Фольклор коренных народов Таймыра имеет огромное значение в становлении их современной культуры, как и у других ранее бесписьменных народов Крайнего Севера. «Его роль велика не только как первоосновы возникновения и расцвета национальной литературы, но и как историко-этнографического источника изучения культуры и быта этих народностей» [10, с. 4].
Взаимосвязанное изучение произведений устного творчества разных народов возможно не только в национальной школе, но и в любой русскоязычной школе, расположенной на территории национальных образований Российской Федерации. В таких школах, как правило, учатся дети разных национальностей и коренных этносов данной территории в том числе.
Исследования в данном направлении единичны, так как в педагогической науке изучение и поиск путей введения национально-регионального ком-
понента в содержание общеобразовательных дисциплин находятся еще в стадии развития.
Педагог, приступая к практической деятельности в связи с решением проблемы по обновлению содержания литературного образования материалом инонациональной тематики, должен представлять себе круг вопросов, на которые ему придется ответить: 1) какой материал из устного творчества коренных народов данного региона можно ввести в действующую программу по литературе; 2) каким должно быть содержание изучаемых произведений фольклора коренных народов данного региона; 3) как ввести изучение инонационального фольклора в курс литературы русскоязычной школы, что -бы не нарушить логику построения курса, обеспечивающего усвоение федерального стандарта литературного образования; 4) какие приемы и формы работы по изучению инонационального фольклора наиболее приемлемы для учащихся; принадлежащих к другой национальной культуре; 5) как организовать обучение, чтобы у учащихся не только не пропал интерес, но и появилось желание заниматься исследовательской работой в данном направлении и др.
Первая задача, которую должны решить педагоги-филологи, состоит в том, чтобы изучить сам фольклор данного региона или обобщить уже известные знания для составления рабочей программы по изучению местного фольклора.
Составляя программу по изучению фольклора коренных народов Таймыра, мы исходили из следующих положений.
1. Данная программа должна опираться на этнокультурный аксиологический и культуроведческий подходы к изучению фольклора в курсе литературы 5 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения.
2. Ведущая идея программы - знакомство учащихся через произведения фольклора с духовной культурой коренных народов, проживающих на Таймыре.
3. Главные культурологические задачи программы: приобщение учащихся к истокам самобытной национальной культуры коренных народов Таймыра, к их духовным ценностям; создание единого поликультурного пространства в образовательных учреждениях, расположенных на территории ТАО.
4. Основные педагогические цели и задачи данной программы: использование материала национально-региональной тематики в учебно-воспитательном процессе; формирование нравственного поведения учащихся по отношению к северной природе, ее растительному и животному миру; воспитание уважительного отношения к культуре и быту коренных народов Таймыра, формирование навыков толерантного поведения учащихся; овладение первичными знаниями о своеобразии фольклора малочисленных народов Севера.
5. Ведущие принципы программы: учет возрастных особенностей учащихся 5-х классов при отборе содержания, планировании целей и задач воспитания и обучения; учет государственного образовательного стандарта по курсу «Литература» для 5-6-х классов и, в частности, содержания раздела «Фольклор»; изучение произведений фольклора коренных народов Таймыра в соответствии с учебными темами государственного образовательного стандарта по литературе в 5-6-х классах.
Приступая к обновлению содержания литературного образования, необходимо выявить возможности изучения инонационального материала в курсе литературы в русскоязычных школах и определить подходы и принципы взаимосвязанного изучения произведений, принадлежащих разным культурам.
Проблемы, неизбежно встающие перед учителем, решившим вводить национально-региональную составляющую в содержание курса литературы, мы представили в виде табл. 1, где первая графа содержит круг проблем, во второй предложены возможные варианты их решения.
При этом обратим внимание на то, чтобы 1) содержание национальнорегионального компонента (в нашем случае фольклор коренных народов Таймыра) соответствовало федеральному компоненту (государственный стандарт по литературе) и расширяло его за счет использования часов внеклассного чтения, уроков развития речи, самостоятельного домашнего чтения; 2) национально-региональный компонент был ориентирован на формирование навыков устной (литературной) и письменной речи учащихся; 3) содержание национально-регионального компонента (фольклор коренных народов Таймыра) отражал основные особенности культуры энцев, нганасан, ненцев, долган, эвенков: история, культура, литература, искусство (музыкальное, изобразительное, хореографическое, прикладное и пр.), традиции, географическое положение, природные и экономические особенности и т. п.; 4) изучение фольклора коренных народов Таймыра происходило на фоне сопоставления и сравнения с фольклорными произведениями других национальностей и народов, с одной стороны, для осознания уникальности коренных народов Таймыра и определения их места в мировом сообществе, с другими народами мира, для повышения культуры межнационального общения и формирования представлений об общечеловеческих духовных ценностях.
Для того чтобы включить инонациональный фольклорный материал в курс литературы русскоязычной школы, необходимо выявить его аксиологическое (ценностное) значение, содержащиеся в нем общечеловеческие духовные ценности. Это может стать основой для взаимосвязанного изучения инонациональных текстов. Такой подход к изучению инонационального фольклора, при котором взаимосвязи устанавливаются на выявлении общечеловеческих ценностей, учитываются аксиологические (ценностные) ас-
Таблица 1
Проблемы и варианты их решения в рамках национально-региональной составляющей курса литературы
Вопросы и проблемы, встающие перед учителями Практическое решение обозначенных проблем
1. Каким должно быть содержание учебного материала? 1. Сопоставление разделов «Фольклор» в разных программах литературного образовании. 2. Составление программы «Устное творчество коренных народов Таймыра» 3. Справочно-информационные материалы для учителя и ученика
2. Как вводить материал национально-региональный материал в учебную программу? 1. Анализ способов изучения устного творчества коренных народов Таймыра с точки зрения периодичности, количественного состава учащихся и планируемых результатов обучения. 2. Этапы работ по подготовке к изучению фольклора коренных народов Таймыра на уроках литературы
3. Какие приёмы и формы работ по изучению национального фольклора приемлемы для учащихся разных ступеней обучения? 1. Виды и формы работы с произведениями фольклора коренных народов Таймыра. 2. Образцы анализа песен-импровизаций нганасан и долган и др. 3. Содержание работ со старшеклассниками по организации исследовательской деятельности
4. Материально-техническая база Приобретение книг, аудио и видео материалов ксерокопирование текстов
пекты изучаемого произведения и соотносятся с ценностными ориентирами современности, мы условимся называть аксиологическим подходом к изучению инонационального фольклора в курсе литературы. Он призван способствовать формированию у учащихся представлений об общечеловеческих духовных ценностях, становлению высоконравственных качеств личности, отвечающей требованиям современного общества. Под понятием «общечеловеческие духовные ценности» мы имеем в виду ценности, которые близки, общеинтересны, общезначимы как для отдельного человека, так и для народа, к которому он принадлежит, а также и для других народов: смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство, доброе отношение человека к окружающим его людям, его готовность прийти на помощь, разделить радость и горе, способность человека
проявлять заботу, внимание к окружающим его людям; ориентированность личности на действие во благо окружающих, во благо Родины и Отечества. Мы убеждены, что основой взаимосвязанного изучения разнонационального материала должны стать именно аксиологические аспекты литературного образования.
С точки зрения аксиологии идеалы, ценности культуры в целом и образования, в частности, с одной стороны, передаются из поколения в поколение, с другой стороны, формируются в каждом конкретном историческом времени в конкретной исторической обстановке [17, с. 119]. Содержание литературного образования и преподавание литературы как учебного предмета изменяются по законам развития культуры, то есть находятся в прямой зависимости от общекультурных установок, идеалов, ценностей, выработанных в конкретном историческом времени в конкретной исторической обстановке [17, с. 119]. Модернизация российского образования поставила перед педагогической общественностью проблему осознания цели и смысла образования, определения его ценностных ориентиров. Изменение ценностей российского образования на современном этапе приводит к пересмотру ценностных ориентиров в преподавании литературы.
Чтобы не нарушать логику построения курса литературного образования федерального стандарта, необходимо сопоставить действующие ныне вариативные авторские программы литературного образования, утвержденные Министерством образования и науки РФ, с рабочей программой по изучению фольклора коренных народов конкретного региона [4]. При этом необходимо помнить, что одним из направлений развития литературного образования на современном этапе становится «ориентация на гуманистические, национальные и общечеловеческие ценности, воплощенные в произведениях словесного искусства» [16, с. 5]. Акцент перемещается не на приобретение прочных знаний по литературе, а на воспитание, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе [19], формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли [3].
Ценностной ориентацией образования становится воспитание социально активного гражданина, творца, способного к преобразованию производства, участию в управлении; личности, овладевшей системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, обладающей чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира. Заключенные в произведениях регионального фольклора общечеловеческие духовные ценности создают условия для консолидации общества, поэтому аксиологический подход к изучению инонационального фольклора крайне важен для организации взаимосвязанного изучения произведений разнонациональных культур [5, с. 108].
Организуя взаимосвязанное изучение, педагогу необходимо руководствоваться определенными методическими правилами. Во-первых, уроки, посвященные изучению национального фольклора, должны органично входить в структуру всего курса литературы, а произведения фольклора коренных этносов должны соотноситься с изучаемым материалом по тематике, образности, идейному содержанию и т. п. Во-вторых, на этих уроках необходимо продолжать развивать навыки и умения работы с текстом, которые определены программными требованиями. В третьих, изучение национального фольклора требует обязательной опоры на культуроведческий и этнокультр-ный материал, т. е. использование сведений из истории, культуры, этнографии (традиции, обычаи, верования, обряды), искусства (музыкального, декоративно-прикладного, изобразительного, хореографического), географии (географическое положение, природно-климатические условия проживания этноса и экономические особенности и т. п). Для сохранения национальной среды, воспитания уважения к национальным традициям при изучении национального фольклора необходимо опираться на «народоведческие сведения». Это условие известный русский ученый-фольклорист В. П. Аникин считал одним из самых главных при изучении фольклора вообще [1, с. 159].
В преподавании русской литературы в национальной школе специфическим является принцип общности и национального своеобразия русской и родной литератур, который «опирается на сравнительно-типологическое изучение разнонациональных литератур» [6, с. 10]. С нашей точки зрения этого же принципа необходимо придерживаться и при выстраивании методической системы для изучения инонационального материала в русскоязычной школе для того, чтобы использовать возможности переноса знаний, полученных при изучении русского фольклора.
С этой целью мы сопоставили содержание разделов «Фольклор» в различных авторских программах литературного образования в 5-6-х классах и нашей авторской программы по изучению фольклора коренных народов Таймыра.
Сопоставление содержания разделов «Фольклор» в различных авторских программах литературного образования для 5-6-х классов, оформленное в виде таблицы, позволяет определить «место» инонационального фольклора в системе уроков в курсе литературы в 5-6-х классах. Расположение содержания программ по литературе и устному творчеству коренных народов Таймыра в виде таблицы позволяет наглядно продемонстрировать возможности взаимосвязанного изучения в соответствии с учебными темами государственной программы изучения устного творчества коренных народов Таймыра в 5-6-х классах общеобразовательных русскоязычных школах. В табл. 2 предложен вариант изучения фольклора коренных народов Таймыра для учителей, работающих по программе Т. Ф. Курдюмовой. Аналогично составляются таблицы по другим авторским программам.
Таблица 2
Изучение фольклора коренных народов Таймыра
Класс Литература 1-8 классы (Программа, составленная В. Г. Горецким, Т. Ф. Курдюмовой, В. Я. Коровиным) Разделы программы Устное творчество народов Таймыра. (Программа, составленная О. Н. Марченко)
1 2 3
5 Мифы народов мира Мифы как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира. Мифы разных народов и времен Календарные мифы Мифы о сотворении мира Славянские мифы (для чтения и обсуждения) Сотворение земли Славянские мифы о сотворении мира. Миф “Сотворение земли”. Яркость поэтического представления об окружающей природе, родина в мифах наших предков. Славянские мифологические персонажи Леший, Водяной... Теория литературы. Миф, виды мифов. Для чтения и обсуждения. “Титан Атлант и счастливая Аркадия”, “Атлант и Г еракл” Окружающий мир в представлениях древних греков. Титаны, боги и герои в греческой мифологии. Атлант. Г еракл. Их судьба и подвиги. Устное народное творчество. Фольклор. Богатство видов произведений фольклора Мифологические представления об окружающем мире у народов Севера. Мифологические песни ненцев. Магические заклинания долган. Мифы нганасан. Мифы о появлении земли, тундры, рек; о происхождении человека из кости дикого оленя; главенство образов гагары, оленя, в поддержании жизни на земле Мифологические персонажи малочисленных народов Севера Теория литературы.Виды мифов народов Севера Окружающий мир в представлениях народов Севера. Картина мира в мифологических представлениях северных народностей: Богатство и разнообразие видов и жанров фольклорных произведений народов Севера.
Продолжение таблицы
1 2 3
Окружающий мир в произведениях фольклора Отражение в устном народном творчестве вкусов, пристрастий и взглядов и широких народных масс. Эстетическое совершенство произведений фольклора. Теория литературы: Фольклор. Виды фольклора. Былины Русский народный эпос - былины. Герои и события былин. Художественные особенности былин. Циклы былин Для чтения и обсуждения. "Три поездки Ильи Муромца" (в прозаическом пересказе и в записи). Судьба главного героя русских былин - Ильи Муромца. История его исцеления. Подвиги Ильи. Былина "Три поездки Ильи Муромца" -близость ее сюжета с сюжетами сказок. Особая манера сказывания былин. Сказители. Теория литературы. Былина. Гипербола. Русские народные сказки Сказка как самый популярный жанр народного творчества. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые, докучные и др. Герои и сюжеты сказок. Эстетическое совершенство сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Отражение особенностей менталитета северных народов в пословицах, поговорках, сказках, преданиях. Нравственные ценности, отраженные в народном фольклоре северян. Многообразие жанров северного фольклора (углубление знаний, полученных в начальной школе). Знакомство с большими эпическими произведениями народов Севера. Циклы повествований (общее знакомство с бытовыми рассказами Р. Силкина по книге Б.О.Долгих; бытовые рассказы энцев и циклы повествований о нганасанском Дяйку, энецком Диа, долганском герое Оделоко, ненецком герое Иомпа). Знакомство с "Олонхо", "Богатырь железный Ниптя", "Тойон Джолдо", "Три девушки сестры". Особая манера исполнения больших эпических произведений: театрализация с помощью жестов, особой мелодии, традиционность поведения сказителя и слушателя. Знакомство со сказителями народов Севера. Роль легенд, сказок в жизни народов Севера. Продолжение знакомства с разными видами сказок народов Севера. Сочетание в них реалистического и волшебного, поучительного и юмористического. Знакомство с книгами "Легенды древнего Таймыра", "Сказы седой старины", "Таймырские сказы", "Ходячий ум народа".
Продолжение таблицы
1 2 3
Для чтения и изучения. "Василиса Прекрасная". Русская волшебная сказка. Волшебные герои. Реальное и фантастическое в сказке. Эстетические особенности и эстетическое совершенство. Язык сказки и особенности "сказывания" произведений устного народного творчества. Тема и идея сказки. Для чтения и обсуждения. Сказка-загадка, солдатская сказка, докучные сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Различие в их построении. Особенности манеры их исполнения. Теория литературы. Типы речи: повествование, описание, рассуждение в художественном произведении. Сказки народов мира. Разнообразие и сходство сказок разных народов мира. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках: трудолюбие, честность, смелость, благородство, доброта. Теория литературы. Отражение в сказке реальной действительности. Для чтения и обсуждения. "Тысяча и одна ночь", "Путешествия Синдбада-морехода", арабские народные сказки, "Рассказ о царе Шахрияре" (вступление к циклу сказок "Тысячи и одной ночи"). "Путешествия Синдбада-морехода" как утверждение стремления человека познать окружающий мир. Герой путешествий - Синдбад и его приключения. Подробное знакомство с одним из путешествий Синдбада. Теория литературы. Сказки народов мира, их разнообразие и сходство. Для чтения и изучения "Юноша-царь", "Юноша-царь и крестьянская дочь". Реалистические картины быта, жизни народов Севера, описания природы в сказках и преданиях северных народностей. Рассказы Л. П. Ненянг об исполнителях и церемонии исполнения сказок у народов Севера. Разнообразие и сходство сказок народов Таймыра со сказками народов мира. Нравственные идеалы северных народов, закрепленные в сказках и преданиях Таймыра: уважительное отношение к старикам; забота молодых людей об отце и матери; готовность прийти на помощь и защиту нуждающихся; упорство в достижении поставленной цели ("Царь Ексекю", "Лайку", "Три друга").
Продолжение таблицы
1____________________2_________________
Русский народный театр Народные гулянья и народный театр. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний.
Пьеса об озорнике Петрушке. Герой пьес - Петрушка, и его поступки. Веселые и смелые диалоги любимого героя ярмарки.
Теория литературы. Театр. Пьеса и ее художественные особенности.
Для чтения и обсуждения.
"Озорник Петрушка". Пьесы о герое кукольного театра - Петрушке. Его друзья и враги. Энергия и веселый нрав героя. Яркость простонародного диалога героев.
Теория литературы. Герои пьесы. Монолог и диалог.
Малые жанры фольклора Разнообразие малых жанров фольклора. Их активная жизнь в устной речи и на страницах художественных произведений всех эпох.
Жизнь произведений малых жанров в нашей речи.
Теория литературы. Малые жанры фольклора. Загадка. Пословица. Поговорка.
Для чтения и обсуждения.
Загадка. Загадка как один из жанров фольклора. Особенности построения загадки. Важность понимания путей рождения загадки. Загадка и отгадка. Загадка в сказках и других художественных произведениях. Роль загадки в фольклоре и литературе. Типы загадок и циклы загадок. (по теме, форме построения и др.).
Теория литературы. Загадка и эпитет. Для чтения и обсуждения.
_________________3______________
Знакомство с шаманской обрядовостью. Особенности и составные части камлания. Рассказ о путешествии шамана в другой мир, театрализация этого путешествия. Символы и ритуальные образы такого путешествия, диалога с духами верхнего или нижнего миров.
Богатство и разнообразие малых жанров фольклора у народов Севера.
Загадки народов Севера. Отражение в них особенностей быта и восприятия окружающего мира, условий жизни, природноклиматического своеобразия ландшафта.
Роль загадки в развитии наблюдательности и сообразительности, в формировании мыслительных способностей у народов, не имевших в прошлом письменности. Сопоставление загадок различных народов Севера по теме (о животных, предметах быта, явлениях природы и т.п.).
Пословицы и поговорки народов Севера. Тематическое богатство и разнообразие пословиц и поговорок у народов Севера. Отражение в пословицах народной мудрости, правил поведения, нравственных заповедей жителей сурового края
Окончание таблицы
1 2 3
Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки в нашей жизни и в художественной литературе. Богатство и разнообразие тем и форм пословиц и поговорок. Отличие пословиц и поговорок друг от друга (по завершенности, по роли в речи пр.). Теория литературы. Лаконизм как основное сходство пословиц и поговорок.
6 Мифы народов мира Мифы Древней Греции. "Подвиги Геракла" (в переложении Н. А.Куна). "Скотный двор царя Авгия", "Яблоки Г есперид" и другие по выбору учителя и ученика. Геродот "Арион". Мифы древних славян. Народный миф о Солнце. Мифы древней Индии. Творение. Сказание о создании Ночи. Скандинавские мифы. Сказание о путешествии Тора в Утгард. Мифы североамериканских индейцев. Генри Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (в переводе А.И.Бунина). Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Литература и другие виды искусства Живопись: К. Брюлов "Встреча Аполлона и Дианы", "Сатурн и Нептун на Олимпе". В. Серов "Похищение Европы". М. Врубель "Пан". Скульптура: Ф. Толстой "Сон Морфея" и др. Рембрандт "Возвращение блудного сына". Продолжение чтения сказаний, преданий и легенд по книгам "Ходячий ум народа" Л. П. Ненянг, сборников "Сказы седой старины", "Древние легенды Таймыра". Произведения Мотюмяку Турдагина и отражение в них мифологических образов северных народов. Знакомство с творчеством Бориса Молчанова. Знакомство с произведениями косторезов, орнаментами народов Севера.
Известно, что фольклор, являясь неотъемлемой частью духовной культуры народа, неизбежно содержит в себе информацию об истории народа, его религиозных и нравственных представлениях. Для обеспечения адекватного понимания произведения инонационального фольклора педагогу необхо -димо представлять сущность культуроведческого и этнокультурных подхо -дов к изучению инонационального фольклора и принципы взаимосвязанного изучения произведений. Изучение национальной культуры способствует приобщению учащихся к мировым культурным ценностям, так как каждая национальная культура содержит в себе инвариант мировой [2].
Аксиологический, культуроведческий и этнокультурный подходы к изучению в 5-6-х классах малых фольклорных жанров коренных народов Таймыра призваны обеспечить понимание учащимися того, как в изучаемых произведениях фольклора отражаются нравственные идеалы народов Севера, черты древнего быта коренного населения Таймырского полуострова.
В рамках данной статьи невозможно полно и аргументировано дать ответы на поставленные вопросы. Можно лишь наметить общие пути решения обозначенной проблемы, предложить алгоритм действий по ее реализации, так как в каждом регионе она потребует своего оригинального решения.
Предложенная модель по обновлению содержания литературного образования в русскоязычной школе материалом национально-региональной тематики в каждой конкретной местности: регионе, области, районе, городе, деревне, школе - будет наполняться своим содержанием. Решение данной проблемы требует серьезной подготовки и большого количество времени, что в условиях практической деятельности в школе весьма обременительно для учителя. На помощь практикующему учителю должна прийти наука, будущие филологи и педагоги.
Библиографический список
1. Аникин, В. П. Теория фольклора. Курс лекций. - 2-е изд., доп. - М.: КДУ. -2004. - 432 с.
2. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Курс лекций. - М.: Изд.центр «Академия». - 1998. - 432 с.
3. Долгих, Б. О. Введение // Мифологические сказки и исторические предания нганасан. - М.: Главная редакция Восточной литературы. - 1976. - С. 7-35.
4. Древние легенды Таймыра. / Составители О. Э. Добжанская, К. И. Лабанаус-кас - Предисловие О. Э. Добжанской - С. 5-8. - М.: Московское издательство «Русская литература». - 2001. - 95 с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. -М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - 24 с.
6. Марченко, О. Н. Программа изучения фольклора коренных народов Таймыра в 5 классе общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Методические указания к программе по изучению устного народного творчества коренных народов Таймыра на уроках литературы: Пособие для учителя. - СПб.: Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург». - 2005. - 39 с.
7. Марченко, О. Н. Реализация гуманистических начал в образовании через интегрирование этнокультурного содержания в учебные предметы общеобразовательного стандарта. // Преподавание родного языка и литературы в учебных заведениях России и Казахстана: Материалы Международного научно-практического семинара. Москва. Май, 2006 г. / сост. И. В. Осипова. - М.: АПК и ППРО, 2006. -С. 105-111.
8. Методика преподавания русской литературы в национальной школе. Под ред. М. В. Черкезовой и А. Д. Жижиной. Пособие для студентов национальных групп пед. ин-тов. 2-е изд., доработанное. - СПб.: Отделение изд-ва «Просвещение», 1992. - 10, 416 с.
9. Мифологические сказки и исторические предания нганасан. Запись и подготовка текстов, введение и комментарии Б. О. Долгих. - М.: «Наука», 1976.
10. Мифологические сказки и исторические предания энцев. - М.: изд-во АН СССР, 1961.
11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
12. Ненецкий фольклор. Мифы, сказки, исторические предания / Сост. И переводчик К. И. Лабанаускас. - Красноярск, 1995. - 222 с.
13. Ненянг, Л. П. Ходячий ум народа. Сказки, легенды, мифы, предания, эпические песни, пословицы, поговорки, поверья, обереги, народные приметы, загадки таймырских ненцев. - Красноярск, 1997.
14. Нефедова, С. П. Фольклор и развитие национальной литературы Северо-Востока. - Магадан: Магаданское книжное издательство. - 1984. - 64 с.
15. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
16. Парфирьев, В. Н. Обеспечение условий сохранения и развития самобытных языков и культур коренных малочисленных народов Таймырского (ДолганоНенецкого) автономного округа. // Материалы международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков и культуры коренных малочисленных народов Севера в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе». / Под редакцией заместителя Губернатора округа по региональной политике В. Н. Парфирьева. - Дудинка, 2003. - 114 с.
17. Попов, А. А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. - Л.: Наука. -1984.
18. Попова, М. И. Долганы. - СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2002. - 94 с.
19. Роббек, В. А., к.ф.н. ИПМНС СО РАН. Циркумполярная культура - невостребованный резерв человеческой цивилизации» // Циркумполярная культура: памятники культуры народов Арктики и Севера.(материалы научно-практической конференции). - Якутск: Изд-во «Северовед», 2000. - С. 3-8; 146 с.
20. Решение коллегии МО РФ «О развитии литературного образования в образовательных учреждениях» // Литература в школе. - 1996. - № 4.
21. Степашко, Л. А. Философия и история образования: Учебное образование для студентов высших учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. - 272 с.
22. Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки: Труды советско-американской группы в области изучения взаимодействия аборигенных народов и культур Северной Сибири и Северной Америки. - М.: «Наука». - 1981.
23. Федеральная программа развития образования.
24. Черкезова, М. В. Русская литература в национальной школе. Принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы / Научн.-исслед. Ин-т преподавания русского языка и литературы в национальной школе. Акад.пед. наук СССР. - М.: «Педагогика», 1981. - 152 с.
25. Этническая история народов Севера: Сборник статей. - М.: «Наука». - 1982.
26. Этническая история и фольклор. / Предисловие Р. С. Липец, С. Я. Серов. -М.: «Наука». - 197 с.
27. Крестовский, А. В., Беловолов, В. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - N° 3. - С. 192
- 198
УДК 374
А. В. Крестовский
РОЛЬ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Неповторимыми памятниками народной педагогики являются произведения устного народного творчества, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предшествующих поколений.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики».
Народная педагогика - это наши истоки, это стремление использовать жизнь с её трудовыми буднями, праздниками, природой, живым миром, песнями, сказками, былинами, легендами.
В преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение, освещается история народа, его быт, нравственные обычаи, характер образного мышления. Именно фольклор является основным средством для воспитания молодого поколения в духе лучших народных традиций. Нельзя не согласиться со словами А. И. Шорова, который считает, что «сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной культуры».
Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным в течении столетий проверенным народом. По мнению Г. Н. Волкова «дети и сказка не разделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого народа» [3].
Создателями и хранителями сказок и других жанров устного народного