ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
О РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
С. В. Ерахтина
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Рассматривается роль информационных технологий в образовании. В частности рассматривается использование информационных компьютерных технологий в научно-исследовательской работе студентов на примере Хакасского государственного университета.
Ключевые слова: информационные технологии, информатизация образования, высшее образование, научно-исследовательская работа студента.
В современном мире развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющих направление развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация беспрестанно движется к созданию информационного общества, где весомую роль играют информация и научные знания. Знание современных технологий становится наиболее важным условием работы специалиста и научного деятеля [1]. Активное развитие информационных технологий (ИТ) в последние годы, их применение для решения разнообразных задач стало неотъемлемой частью образовательного процесса системы высшего профессионального образования. Современные ИТ стали одним из важнейших инструментов его модернизации [1].
Классификация информационных технологий Модернизация системы высшего профессионального образования должна создавать условия для подготовки студентов к профессиональной и научной деятельности в информационно-технологическом обществе, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, позволяющий использовать и развивать новые методы в науке и производстве. Большую роль в реализации модернизации играет активная информатизация образования [1]. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки и переподготовки современного специалиста и научного деятеля.
На сегодняшний день существуют различные подходы к проблеме классификации ИТ [1]. Приведем несколько классификаций. Выделяются следующие виды информационных технологий (ИТ):
- ИТ обработки данных,
- ИТ управления,
- автоматизация офиса,
- информационная технология поддержки принятия решений,
- ИТ экспертных систем [1].
ИТ подразделяют на различные виды следующим образом [1,2]:
- функционально-ориентированные информационные технологии, предназначенные для реализации определенных задач;
- предметно-ориентированные ИТ, предназначенные для решения конкретных задач в определенной предметной области;
- проблемно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения типовых прикладных задач [2].
Мы будем придерживаться классификации, приведенной авторами учебника [3], которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:
- технологии обработки текстовой информации,
- технологии обработки числовой информации,
- технологии обработки графической информации,
- технологии обработки звуковой информации,
- технологии работы в глобальных сетях,
- социальные ИТ.
Выбор данной классификации объясняется тем, что сложилась традиция - обучать школьников и студентов именно этим видам информационных технологий.
ИТ можно также разделить на:
- универсальные (текстовые редакторы и процессоры, электронные таблицы, СУБД, электронные презентации и т. п.),
- специализированные (электронные справочники, электронные учебники, симуляторы, тренажеры, переводчики и т. п.),
- интернет-технологии (поисковые системы, виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии, научные форумы, интерактивные тесты, телеконференции и т. п.).
В педагогической практике наряду с традиционными методами целесообразно и оправданно использование информационных технологий с целью создания условий выбора индивидуального образовательного пути и научно-исследовательской деятельности каждого студента. Процесс организации обучения студентов с использованием ИТ позволяет:
1) повысить компьютерную грамотность за счет использования универсальных ИТ;
2) повысить качество обучения, индивидуализировать его посредством ранжирования уровня сложности заданий;
3) сделать процесс обучения интересным за счет новизны и нестандартности такой формы работы, сделать его увлекательным и запоминающимся за счет использования мультимедийных возможностей современных ПК;
4) эффективно решать проблему наглядности обучения и представления итогов научно-исследовательской деятельности, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более доступным, легко воспринимаемым;
5) усилить у студентов потребность в поисковых действиях, научить свободно осуществлять поиск необходимой информации в глобальной сети посредством Интернет-технологий;
6) находить, анализировать и исправлять допущенные ошибки, координировать свою деятельность и как результат - совершенствовать навыки самоконтроля;
7) осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность (моделирование, реферативная работа, написание курсовых и дипломной работ, публикаций и т. д.) и как следствие - развитие у студентов научно-познавательной деятельности, творческой активности и творческих способностей;
8) применять новые формы взаимодействия педагога (научного руководителя) и обучаемого в процессе обучения, приводящие к изменению содержания их деятельности;
9) избегать монотонных и нудных операций обработки данных, возложив эти обязанности на компьютерную технику.
Использование ИТ в научно-исследовательской работе студентов (на примере Хакасского государственного университета)
Основными формами организации научно-исследовательской работы студентов Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова являются:
1) индивидуальная работа на кафедрах;
2) работа в предметных кружках;
3) участие в студенческих научно-технических секциях кафедр;
4) написание рефератов на заданную тему;
5) выполнение научных исследований во время учебных, производственных и преддипломных практик;
6) выполнение курсовых и дипломных проектов по реальной научной и производственной тематике;
7) участие в выполнении госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ, договоров о научно-техническом сотрудничестве с промышленными предприятиями, организациями и фирмами;
8) участие в научных конференциях, семинарах, смотрах-конкурсах научных работ и предметных олимпиадах [4].
Результатом такой работы, как правило, является сообщение на семинаре, а затем представление материалов исследований на Катановских чтениях, представление научных работ студентов на конкурсах более высокого уровня, с использованием средств ИТ.
Целесообразно проводить работу по привлечению студентов к научно-исследовательской работе, начиная уже с первого курса. Как правило, студенты проводят работу, связанную с выполнением теоретических и экспериментальных исследований; разработкой и отладкой программ на компьютере; разработкой форм представления итогов НИРС с использованием ИТ. В процессе обучения и в ходе НИРС студенты учатся пользоваться электронными библиотеками, электронными справочниками, электронными учебниками, симуляторами, поисковыми системами, виртуальными лабораториями, принимать участие в научных форумах, интерактивных тестах, телеконференциях и т. д. Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова предоставляет такую возможность студентам бесплатно.
Тематика НИРС имеет основной целью выход на реальные курсовые и дипломные проекты, подготовку публикаций, создание действующих компьютерных программ, электронных презентаций и т. п. Анализ уровня НИРС на кафедрах факультетов показывает, что там, где активно начинают работать со студентами младших курсов, уровень НИРС более высок. На 2 и 3 курсах студенты активно работают под руководством преподавателей и аспирантов, выполняя конкретные исследовательские задачи в рамках научно-исследовательских курсовых проектов по различным дисциплинам, с использованием новых информационных технологий. Начиная со второго курса, студенты привлекаются к выполнению научных исследований, а также на оплачиваемые должности лаборантов и техников. На 4 курсе проводится учебная научно-исследовательская работа в форме реальных и научно-исследовательских курсовых проектов, докладов, подготовки студенческих научных работ для участия в различных конкурсах.
Итогом студенческой НИР является выполнение научно-исследовательских дипломных проектов по тематике фундаментальных и прикладных НИР. Лучшим студентам рекомендуется поступление в аспирантуру для продолжения научных исследований на более высоком уровне.
Наибольшее развитие сегодня получили следующие формы организации научной работы студентов:
- индивидуальная работа с научным руководителем по выбранной тематике;
- участие в работе научных кружков;
- публикация трудов и научных статей в научном издании «Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова» и в других изданиях;
- исследования в ходе выполнения курсовых и дипломных проектов на основе обучающе-исследовательского подхода в образовании;
- представление итогов работы на официальном сайте ХГУ им. Н. Ф. Катанова и на других ресурсах локальной и глобальной сети.
Таким образом, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения и исследовательской деятельности, подготавливая почву для дальнейшего обучения в аспирантуре. Педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Информационные технологии отличаются направленностью на личность студента. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности студента. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: студента и педагога. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует студента к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.
Библиографический список
1. Воройский, Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник: Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах / Ф. С. Воройский. - М.: Либерея, 2001. - 564 с.
2. Шатунова, О. В. Информационные технологии: учебное пособие / О. В. Шатунова. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. - 77 с.
3. Христочевский, С. А. Информационные технологии: пособие для 8-11 классов / С. А. Христочевский. - М.: АРКТИ, 2001. - 200 с.
4. http:// www.khsu.ru
© Ерахтина С. В., 2012 УДК 377. 36: 371.39
КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕРВИСА
О. Н. Кышпанакова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматриваются развивающие возможности конкурсов профессионального мастерства в условиях колледжа, которые являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса. Конкурсы профессионального мастерства молодых художников-модельеров в области парикмахерского искусства и технологов-эстетистов в области прикладной эстетики обладают дидактическими возможностями по приобретению компетенции, в которых интегрированы знания, умения и навыки сразу нескольких различных профессиональных сфер: гуманитарной, экономической, художественной.
Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства; компетентностная модель обучения; специалист сервиса; индустрия красоты; парикмахер; технолог-эстетист.
Современные образовательные реформы в России активизировали поиск новых методологических оснований, концепций и инноваций в деятельности среднего профессионального образования. Начавшийся процесс изменений в подготовке специалистов сервиса в области парикмахерского искусства и прикладной эстетики направлен на то, чтобы использовать новые возможности, национальные особенности и лучший мировой опыт. Сегодня востребован «специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом» [5, с. 10].
Целью данной статьи является выявление развивающих возможностей конкурсов профессионального мастерства в условиях колледжа, которые являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов сервиса.
В колледже технологий сервиса Института экономики и управления Хакасского государственного университета стало традицией проведение конкурсов профессионального мастерства, которые помогают внедрять компетентностную модель обучения и осуществлять связь между теорией и практикой. Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства является логическим завершением аудиторных занятий и технологических практик. Подготовка к конкурсу включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, которые формируют активного гражданина и компетентного профессионала.
Конкурсы, организованные в структуре колледжа, являются частью его образовательной системы, как среда педагогического взаимодействия педагогов, мастеров производственного обучения, студентов.
Конкурсная деятельность создает для ее участников уникальные педагогические условия эффективного обучения, приобретения необходимых компетенций в жестких временных рамках конкурсного отбора и обучающих программ. Целенаправленно организованная среда конкурса профессионального мастерства в области