ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 2, № 2 (59). С. 182-197.
Научная статья. Политические науки
УДК 327(5)
DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-182-197
О РОЛИ ИДЕОЛОГИИ ВО ВЬЕТНАМСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Ха Ле Тхань Чунг1, Чинь Куок Винь2, Иван Иванович ПИСАРЕВ 3
12 МГИМО МИД России, Москва, Россия,
3 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
1 [email protected] ORCID: 0000-0002-5496-6084
2 [email protected] ORCID: 0000-0002-6644-6537
3 [email protected] ORCID: 0000-0002-0491-9503
Аннотация: Вьетнамско-китайские отношения в связи с наличием существующих между странами сложностей можно рассматривать как спорные и противоречивые, как отношения одновременно и сотрудничества и борьбы. В статье исследуется вопрос того, какую роль играет идеология во вьетнамско-китайских отношениях в исторической перспективе и в современности. Авторы высказывают мнение о том, что несмотря на наличие разногласий, руководство обеих стран использует идеологическую схожесть и партийную дипломатию как средства сглаживания существующих между странами противоречий. Именно идеология задает этим отношениям привилегированный характер, и она же становится гарантом того, что обе страны будут максимально воздерживаться от скатывания к конфронтации.
Ключевые слова: Вьетнам, Китай, вьетнамско-китайские отношения, идеология, национальные интересы, социализм, партийная диплома тия
Для цитирования: Ха Ле Тхань Чунг, Чинь Куок Винь, Писарев И.И.
0 роли идеологии во вьетнамско-китайских отношениях // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 2, № 2 (59). С. 182-197. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-182-197
Original article. Political studies
ON THE ROLE OF IDEOLOGY IN SINO-VIETNAMESE RELATIONS
Ha Le Thanh Trung1, Trinh Quoc Vinh2, Ivan I. Pisarev3
1,2 MGIMO MFA of Russia, Moscow, Russia 3 Far Eastern Federal University (FEFU)
1 [email protected] ORCID: 0000-0002-5496-6084
2 [email protected] ORCID: 0000-0002-6644-6537
3 [email protected] ORCID: 0000-0002-0491-9503
© Ха Ле Тхань Чунг, Чинь Куок Винь, Писарев И.И., 2023
Abstract: Due to existing challenges, Sino-Vietnamese relations can be seen as contentious and controversial, or as both the relations of cooperation and struggling. The article discusses the question of the role ideology plays in Sino-Vietnamese relations both in the historical and contemporary contexts. The authors argue that no matter how big the existing differences and contradictions in the relations are, the leadership of both nations uses ideological similarity and party diplomacy as a means to smooth these relations over. It is specifically the ideology that gives these relations a privileged character, and it assures that both countries would abstain by all means from slipping into a confrontation. Keywords: Vietnam, China, Sino-Vietnamese Relations, ideology, national interests, socialism, party diplomacy
For citation: Ha Le Thanh Trung, Trinh Quoc Vinh, Pisarev I.I. On the Role of Ideology in Sino-Vietnamese Relations. Yugo-Vostochnaya Aziya: ak-tual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 2, № 2 (59). Pp. 182-197. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-182-197
Введение
Уникальность вьетнамско-китайских двусторонних отношений состоит в том, что Вьетнам и Китай в настоящее время - одни из немногочисленных стран мира, которые являются носителями социалистической идеологии. Вместе с тем, отношения между двумя странами последние десятилетия во многом остаются противоречивыми. Г.М. Локшин даже говорит о видимом парадоксе современных отношениях Вьетнама и Китая: «С одной стороны, все последние годы между двумя этими государствами происходят постоянные трения по территориальным спорам в Южно-Китайском море [...] С другой стороны, две коммунистические партии неизменно называют свои отношения братскими, хотя на деле это было далеко не всегда»1.
К наиболее важными факторам двусторонних отношений между Вьетнамом и Китаем можно отнести: экономический фактор, идеологический фактор, фактор наличия территориальных споров, а также фактор двусторонних отношений обеих стран с США и фактор отношений между странами в рамках многосторонней дипломатии в АСЕАН.
В статье анализируются двусторонние отношения Вьетнама и Китая с точки зрения того, какое влияние на них оказывает фактор идеологии.
Об истории вьетнамско-китайских отношений
Китай и Вьетнам являются двумя соседними странами, которые объединяют общие сухопутные и морские границы, социалистическая идеология и которые имеют давние исторические отношения2. Китай является гигантом, войска феодальных династий которого неоднократно вторгались на территорию Вьетнама. Некоторые исследователи говорят о «тирании географии»3 во вьетнамско-китайских отношениях, в то время как вьетнамские политики характеризуют вьетнамско-китайские отношения терминами одновременно и сотрудничества, и борьбы4.
18 января 1950 г. вошло в историю вьетнамско-китайских отношений как очень важная веха. Вскоре после своего создания Китайская Народная Республика стала первой страной в мире, установившей дипломатические отношения с Демократической Республикой Вьетнам (ныне - Социалистическая Республика Вьетнам). С идеологической точки зрения можно говорить о том, что с этого времени на международной арене партии и народы обеих стран начали стоять плечом к плечу, оказывая друг другу большую и ценную поддержку и помощь, способствуя успеху революционного дела национального освобождения и строительству социализма в каждой из стран5.
Другой важной вехой в развитии отношений между двумя странами стало то, что в ходе Вьетнамской войны, продлившейся в период с 1 ноября 1955 г. по 30 апреля 1975 г. между вооруженными силами Вьетнама и США, Китай наряду с Советским Союзом оказывал поддержку идеологически близкому государству на основе солидарности в сфере идеологии6.
История отношений между Вьетнамом и Китаем после дипломатического признания Вьетнама обширна и многообразна, однако, исследователями выделяется несколько важных военно-политических вех и событий в истории двух стран, которые заложили фундамент тех сложностей, которые страны до сих пор не могут в полном объеме разрешить. К этим вехам и событиям можно отнести следующее: (а) Китайско-вьетнамскую войну, продлившуюся с 17 февраля по 16 марта 1979, когда войска Народно-освободительной армии Китая осуществили нападение на северную часть Вьетнама и (б) высадку китайского десанта и нападение боевых кораблей Китая на о. Гакма архипелага Чыонг Ша (Спратли) 14 марта 1988 г.7.
Наиболее сложным моментом в отношениях Вьетнама и Китая стала проблема Китайско-вьетнамской войны 1979 г. в контексте ее
неожиданности и вопроса о том, как она вообще могла произойти между двумя идеологически близкими социалистическими странами. В.Я. Портяков указывает на следующие ее причины:
(1) освобождение вьетнамскими коммунистами юга страны в конце апреля - начале мая 1975 г.,
(2) национальное объединение и планы Вьетнама по обеспечению доминирующих позиций в Индокитае,
(3) поддержка Китаем режима Пол Пота,
(4) гонения во Вьетнаме на лиц китайского происхождения,
(5) сближение Вьетнама с Советский Союзом,
(6) демонстрация Дэном Сяопином другим руководителям Китая необходимости безотлагательной модернизации китайской армии8.
В целом исследователи рассматривают завершение Китайско-вьетнамской войны как поражение Китая. Эта война оказала крайне негативное влияние на отношения между двумя странами на последующее десятилетие, и Портяков В.Р. даже говорит о том, что она привела к тому, что «вплоть до начала 1990-х годов в двусторонних отношениях имел место высокий уровень напряжённости»9.
После нормализации отношений в 1991 г. вьетнамско-китайские отношения получили широкое развитие во всех областях - от экономики и культуры до идеологии, безопасности и обороны. В последние три десятилетия контакты между странами на высшем уровне поддерживаются по многим направлениям. Благодаря этим контактам руководители двух партий и стран достигли важных совместных договоренностей, способствуя укреплению и улучшению политического доверия между странами и содействуя всестороннему сотрудничеству в различных областях, что является фундаментальной и долгосрочной стратегической направленностью развития обеих стран и что обеспечивает стабильность вьетнамско-китайских отношений. Обе страны в 1999 г. договорились развивать отношения под девизом «добрососедство и дружба, всестороннее сотрудничество, долгосрочная стабильность, ориентация на будущее»10, назвав при этом друг друга в 2005 г. «хорошими соседями, хорошими друзьями, хорошими товарищами и хорошими партнерами»11.
Современные вьетнамско-китайские отношения
В 2008 г. Вьетнам и Китай договорились о создании всеобъемлющей структуры стратегического партнерства, призванной стать са-
мой высокой и самой обширной структурой сотрудничества в двусторонних отношениях Вьетнама со странами мира.
Во внешней политике Китая Вьетнам не является столь же важной страной, как экономически крупные страны, но вместе с тем внешняя политика Китая, направленная на увеличение своего влияния в регионе, рассматривает Вьетнам как существенного актора. В последние десятилетия Вьетнам придерживается нейтралитета, не занимая при этом ни сторону США, ни сторону Китая и исходя из намерения вести независимую внешнюю политику. Китай со своей стороны высказывает стремление включить Вьетнам в реализацию своих крупных инициатив, таких как «Пояс и путь» и «Сообщество общей судьбы»12 с целью оказания влияния на Вьетнам для включения последнего в прокитайскую коалицию в регионе.
В настоящее время у двух стран есть разногласия и разные представления по поводу морских границ13. Для их разрешения руководители обеих партий и стран достигли значимых результатов по поддержанию мира и стабильности в Южно-Китайском или как его называют во Вьетнаме - Восточном море. Так, в 2011 г. стороны подписали «Соглашение об основных принципах урегулирования вьетнамско-китайских морских споров», создали и поддерживают регулярные переговорные механизмы на правительственном уровне по территориальным границам, а также регулярно проводят встречи между заместителями министров иностранных дел двух стран посредством следующих трех переговорных механизмов:
(1) Вьетнамско-китайская рабочая группа экспертного уровня по
открытым морям за пределами Тонкинского залива,
(2) Рабочая группа по сотрудничеству в неоспариваемых районах
моря,
(3) Рабочая группа по взаимодействию в целях сотрудничества на
море.
В последнее время Вьетнам, с одной стороны, старается решительно защищать свои законные национальные интересы на море, а с другой стороны, упорно посредством диалога стремится урегулировать существующие между ним и Китаем разногласия. Уроки, извлеченные в ходе переговоров по урегулированию вопроса о сухопутной границе и делимитации Тонкинского залива, наряду с Соглашением об основных принципах, регулирующих урегулирование вьетнамско-китайских морских вопросов, и общим пониманием, достигнутым между высшими руководителями двух стран, закладывают основу для продолжения переговоров и поиска поэтапных мер по мирному урегу-
лированию проблемы Южно-Китайского моря. Это происходит на основе дружественных отношений между двумя странами, на основе уважения законных прав и интересов друг друга в соответствии с международным правом - особенно в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и Декларацией о поведении сторон в Южно-Китайском море, подписанной между АСЕАН и Китаем14.
Роль идеологии во вьетнамско-китайских отношениях
Вьетнам и Китай в период последних 70 лет имеют схожую политическую систему, которая основывается на идеологии марксизма-ленинизма и благодаря которой обе страны продвигаются вперед по пути строительства социализма. Политический режим обеих стран является однопартийным: коммунистические партии доминируют практически во всех аспектах деятельности этих стран15. Важной особенностью отношений между ними является то, что до сих пор после распада Советского Союза и социалистической системы в Восточной Европе, в мире осталось только пять стран, являющихся социалистическими, из которых Китай и Вьетнам остаются наиболее крупными и значимыми. Единая социалистическая идеология играет очень важную роль в выведении вьетнамско-китайских отношений на новый уровень16.
Основанные на идеологии отношения между Коммунистической партией Вьетнама и Коммунистической партией Китая являются весомым фактором двусторонних отношений между Вьетнамом и Китаем по сравнению с двусторонними отношениями этих стран с другими странами мира17. Благодаря идеологической близости коммунистические партии обеих стран посредством партийной дипломатии вносят важный вклад в построение доверительных отношений между собой.
Сходство идеологии, политических идеалов и систем во многих отношениях было связующим звеном для развития отношений между Вьетнамом и Китаем последние 70 лет. Руководство обеими странами осуществляется коммунистическими партиями, которые фактически выступали союзниками на начальном этапе Холодной войны. Идеологические связи между Вьетнамом и Китаем были заложены и поддерживались личными связями между отцами-основателями соответствующих коммунистических партий, Хо Ши Мином и Мао Цзэду-ном, в 1940-х годах. Чувство товарищества в классовой борьбе и общее недовольство западным превосходством служили движущей силой их солидарности18.
За более чем 30 лет, прошедших с момента, когда Вьетнам и Китай официально нормализовали отношения, высшие руководители двух стран совершили 35 официальных визитов друг к другу, из них 17 визитов пришлось на визиты генеральных секретарей двух коммунистических партий. Общие договоренности, достигаемые в ходе очных и телефонных переговоров между Генеральными секретарями, ориентируют развитие отношений между двумя соседними странами по направлению культурного взаимодействия и экономического развития.
В ходе официального визита в Китай Генерального секретаря До Мыоя в ноябре 1991 г. руководство обеих стран заявило о «закрытии прошлого и открытии будущего» и о нормализации отношений между государствами в соответствии с четырьмя принципами: (1) независимость и самостоятельность, (2) полное равенство, (3) взаимное уважение и (4) невмешательство во внутренние дела друг друга19.
На основе этих принципов, сразу же после нормализации отношений, в Совместных коммюнике 1992, 1994 и 1995 гг. обе стороны подчеркнули необходимость содействия «обмену опытом в области инноваций, открытости и государственного управления»20. В Совместном заявлении 2001 г. было подтверждено: «Обе партии и обе страны широко и глубоко обмениваются опытом обновления, реформ и открытости, партийного строительства и государственного управления, теории и практики строительства социализма» и «обе стороны полны решимости, исходя из реальности каждой страны, продолжать изучать и решать важные теоретические и практические вопросы партийного и госстроительства, содействия экономическому развитию и социальному прогрессу»21. Вьетнам продолжает учиться на опыте Китая социально-экономической и управленческой деятельности ввиду того, что обе страны имеют много общего. Китай же со своей стороны также продолжает свой путь экономических преобразований, как и
Вьетнам22.
Хотя социалистическая идеология и играет всеобъемлющую роль во вьетнамско-китайских отношениях, в XXI веке перед лицом больших изменений в мировой геополитической среде, эта роль стала меняться, при этом наиболее очевиден данный процесс в отношении Вьетнама. Внешняя политика Вьетнама становится все более прагматичной и менее идеологически мотивированной, чем это было до начала реализации Коммунистической партией Вьетнам политики обновления Дой Мой, которая была реализована в ходе реформ в экономической, политической, социальной и культурных сферах жизни
страны. Это стало наиболее очевидно в более жесткой позиции Вьетнама по вопросу Южно-Китайского моря, в его отношениях с Китаем, с которым они разделяют общую идеологию, а также в сближении Вьетнама с Соединенными Штатами.
Китай часто подчеркивает идеологическое сходство политических институтов двух стран, историю солидарности и взаимопомощи между двумя коммунистическими партиями, недружественность США и западных стран по отношению к существующей в мире социалистической системе. В действительности, и Китай, и Вьетнам считают, что в настоящее время они сталкиваются с растущим идеологическим проникновением из США. Более того, Коммунистическая партия Китая и Коммунистическая партия Вьетнама одинаково чувствуют угрозу со стороны основных ценностей Запада, таких как демократические выборы и свобода слова23, а также ощущают возможность вмешательства и свержения руководства обеих коммунистических партий. Подчеркивая эти сходства, Китай стремится вовлечь Вьетнам в сферу своего влияния.
Для преодоления противоречий в Южно-Китайском море, которые остаются самым большим препятствием в двусторонних отношениях, китайская сторона предлагает исходить из необходимости проведения реформ, развития и стабильности каждой страны, из развития вьетнамско-китайских отношений на основе дружественных подходов. На основе партийной дипломатии обе стороны стремятся смягчать конфликты и разногласия, предлагая более активно проводить сближающие позиции сторон переговоры. В настоящее время можно говорить о том, что стороны готовы находить более фундаментальные и прочные решения существующих пограничных морских противоречий, которые были бы приемлемы для обеих сторон.
Вместе с тем, по мнению аналитиков, существует и точка зрения, согласно которой, все более активные действия Китая, нарушающие международное право, прямо посягают на целостность территории Вьетнама в Южно-Китайском море, снижая роль идеологии в двусторонних отношениях24.
В противоположность идеологическому фактору в двусторонних отношениях рассматривается и фактор национальных интересов. Так, несмотря на наличие фактора идеологии, который сближает страны, фактор национальных интересов во многом способствует их расхождению. По мнению вьетнамских авторов, действия по защите национальных интересов Вьетнама необходимо рассматривать как действия, призванные в первую очередь защищать его суверенитет,
суверенные права, юрисдикцию и территориальную целостность25. Именно этим можно объяснить то, почему Вьетнам в своей внешней политике в целях защиты своей территории иногда предпринимает активные действия и делает жесткие заявления в адрес Китая.
Примеры демонстрации роли идеологии в двухсторонних отношениях между Вьетнамом и Китаем
Анализ научной литературы и публикаций в СМИ по тематике данной статьи показывает, что Вьетнам и Китай используют идеологию в своем двухстороннем взаимодействии чаще всего для достижения целей по трем направлениям:
(1) для преодоления кризисных ситуаций в двусторонних отношениях,
(2) для налаживания приграничного сотрудничества,
(3) для взаимного обмена теоретическими и практическими наработками в сфере партийного строительства.
По наиболее важному, первому пункту этого списка можно сказать, что роль идеологии во взаимодействии между коммунистическими партиями Вьетнама и Китая становится наиболее очевидной и усиливающейся в моменты, когда она становится средством преодоления кризисных и конфликтных ситуаций в двусторонних отношениях в условиях, когда обычная государственная дипломатия оказывается менее эффективной.
Первым примером использования идеологии в качестве средства преодоления кризисных явлений на основе партийной дипломатии, который хотелось бы рассмотреть в данной статье, является секретный двухдневный Саммит, который прошел 3-4 сентября 1990 г. в столице китайской провинции Сычуань городе Чэнду между высшими руководителями коммунистических партий Вьетнама и Китая. Данный Саммит был направлен на нормализацию отношений между двумя странами и двумя партиями. С вьетнамской стороны на ней присутствовали Генеральный секретарь Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Ван Линь, а с китайской стороны -Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Цзян Цзэминь. Необходимость данной встречи была обусловлена тем, что с конца 1989 г. по начало 1990 г. социалистическая система в странах Восточной Европы, включая Советский Союз, начала давать трещины и разрушаться. Деструктивная динамика в Восточной Европе сопровождались событиями на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г., что заставило западные страны ввести санкции и политику эмбарго
против Китая в некоторых сферах деятельности. Эти события заставили руководство коммунистических партий Вьетнама и Китая начать ощущать риск краха режима или военного нападения со стороны западных стран. На идеологическом уровне как Вьетнам, так и Китай приняли решение нормализовать между собой отношения, опасаясь риска нарастания конфликта между капиталистическим и социалистическим странами. На Саммите в Чэнду партийное и государственное руководство обеих стран решило пойти по пути откладывания в сторону давних конфликтов времен Китайско-вьетнамской пограничной войны 1979 г. и Сражения у островов Спратли 1988 г. К моменту проведения Саммита в Чэнду вьетнамско-китайские отношения были напряженными уже более десятилетия. Из-за потери поддержки со стороны Советского Союза, в условиях изоляции, вместо противостояния с Пекином, в ходе Саммита в Чэнду, руководство Коммунистической партии Вьетнама решило пойти на примирение с Китаем, чтобы избежать повторения войны между двумя социалистическими странами. Это было обусловлено тем фактом, что вьетнамские лидеры осознавали тот факт, что две страны следуют одой и той же идеологии, в связи с чем они должны объединиться. При этом самому Вьетнаму стало необходимо значительно ослабить свою давнюю критику «гегемонии» и «экспансии» Китая26.
Другим, более свежим примером использования идеологии в качестве средства преодоления кризисных явлений в отношениях между Вьетнамом и Китаем можно назвать кризис в двусторонних отношениях, вызванный действиями Китая в Южно-Китайском море, который был вызван размещением в территориальных водах Вьетнама нефтяной платформы «Хайян Шию-981». В целях защиты своего суверенитета над данной морской акваторией Вьетнам направил корабли береговой охраны и корабли управления рыбным промыслом к месту нахождения китайской нефтяной платформы. Интересной особенностью политики Вьетнама в таких спорных ситуациях с Китаем является то, что для их разрешения он не направляет в море свои военные корабли. В сложившихся обстоятельствах у вьетнамской и у китайской сторон было разное видение принадлежности морской акватории, в которой оказалась временно размещена, но все еще не установлена данная нефтяная платформа. Однако во избежание эскалации между странами китайская сторона приняла решение об ее отзыве и возвращении вглубь китайской акватории на месяц раньше запланированных сроков. После данного инцидента постоянный секретарь Секретариата Ле Хонг Ань, специальный посланник Генерального
секретаря Нгуен Фу Чонга, посетил Китай в период с 26 по 27 августа 2014 г. Визит состоялся по приглашению Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. «Цель поездки - обсудить с китайскими лидерами меры по урегулированию ситуации, предотвращению повторения напряженных инцидентов, подобных прошлым, и в то же время способствовать динамичному развитию и долгосрочной стабильности отношений между двумя партиями и двумя странами, отвечающим чаяниям и интересам народов Вьетнама и Китая», - заявил он27. Этот визит показал, что, несмотря на территориальные споры на море, а также ряд других разногласий, две правящие коммунистические партии, функционирующие на принципах одной и той же идеологии, могут использовать ее для ведения переговоров и для разрешения споров. Использование партийной, а не государственной дипломатии для разрешения существующих морских споров еще раз продемонстрировало положительную роль, которую играет идеологическая составляющая в отношениях между Вьетнамом и Китаем.
Вторым направлением использования идеологии в двухстороннем взаимодействии между странами является налаживания приграничного сотрудничества. В этой связи важно отметить, что последние десятилетия взаимодействие между коммунистическими партиями Вьетнама и Китая осуществляется не только на уровне центральных партийных органов, но и на уровне провинциальных партийных организаций. В этих целях коммунистическими партиями Вьетнама и Китая активно реализуются механизмы обмена делегациями. В особенности это характерно для приграничных провинций двух стран. Примером взаимодействия на приграничном провинциальном уровне можно назвать сотрудничество между партийным комитетом провинции Куангнинь (Вьетнам) и партийным комитетом Гуанси-Чжуанского автономного района (Китай), которые реализуют Соглашение о сотрудничестве по установлению дружеских контактов между местными низовыми партийными организациями. Данные провинции активно сотрудничают между собой по каналам партийной, государственной и народной дипломатии по широкому списку направлений, включая такие сферы как государственное управление, проведение административных реформ, развитие туризма и обмен ин-вестициями28. Схожим примером такого сотрудничества можно назвать подписанное в 2015 г. Соглашение об осуществлении дружеских обменов между местными партийными комитетами Лаокайский
провинциальный партийный комитет (Вьетнам) и Юньнаньский провинциальный партийный комитет (Китай)29.
Антикризисная партийная дипломатия и региональное сотрудничество между коммунистическими партиями являются не единственными направлениями идеологического взаимодействия. Третьим направлением такого взаимодействия является сотрудничество по обмену теоретическим наработками в сфере идеологии, которые реализуется посредством того, что обе стороны проводят совместные теоретические семинары поочередно то во Вьетнаме, то в Китае, ориентируясь на углубленный обмен опытом не только в сфере теории, но и в сфере практики партийного строительства. Это является особенностью отношений между Коммунистической партией Вьетнама и Коммунистической партией Китая, между Вьетнамом и Китаем как государствами, поскольку обе партии и оба государства разделяют одну и ту же коммунистическую идеологию, совместно определяют направления строительства социализма под руководством коммунистической партии каждой страны. В процессе руководства строительством и защитой обоих государств - Вьетнама и Китая -Коммунистическая партия Вьетнама и Коммунистическая партия Китая придают большое значение обмену идеями и теориями между лидерами двух партий и двух государств30. Примерами данного сотрудничества можно назвать организацию таких крупных мероприятий по обмену опытом в области партийного и государственного строительства как семинар «Социализм - общее и особенное» (июнь 2000 г.) и семинар «Социализм - опыт Вьетнама и опыт Китая» (ноябрь 2000 г.). Далее, с 2003 по 2019 г. стороны провели 15 подобных теоретических семинаров. С 2020 г. по настоящее время в связи со сложной ситуацией, вызванной пандемией COVID-19, обе страны проводят теоретические семинары онлайн. Содержание этих семинаров в основном фокусируется на обмене опытом между коммунистическими партиями Вьетнама и Китая и на решении основных теоретических вопросов, таких как построение социализма и развитие рыночной экономики, особенности национальных моделей социализма, а также обсуждение теоретических и практических вопросов партийного строительства31.
Заключение
Говоря о международных отношениях в последние десятилетия глобально, можно утверждать, что после окончания Холодной войны идеология перестала быть главным фактором, разделяющим страны
мира на капиталистический и социалистические блоки. В наступившую новую эпоху национальные интересы, независимость, суверенитет, территориальная целостность, развитие сотрудничества в сфере экономики, торговли, финансов, науки и культуры, а также соблюдение международного права стали залогом обеспечения мира и стабильности в международных отношениях как на уровне двусторонних, так и на уровне многосторонних отношений между странами.
Вместе с тем на региональном уровне идеология сохранила свою значимую роль в отношениях между Вьетнамом и Китаем как двумя социалистическими странами Восточной Азии. В последние годы ни одна из сторон этих отношений не демонстрирует поведения, направленного на эскалацию конфликтного потенциала между ними. Обе страны расширяют сотрудничество как на двусторонней, так и на многосторонней основах, например, через механизмы АСЕАН.
Подводя итоги анализа роли идеологии во вьетнамско-китайских отношениях, можно утверждать, что социалистическая идеология в случае Вьетнама и Китая стала фактором (1) для преодоления кризисных ситуаций в двусторонних отношениях, (2) для налаживания приграничного сотрудничества, а также (3) для взаимного обмена теоретическими и практическими наработками в сфере партийного строительства.
Вместе с тем, необходимо отметить, что хотя в настоящем социалистическая идеология по-прежнему и играет ключевую роль в дипломатических отношениях между двумя партиями странами, перед лицом внешнеполитического экспансионизма Китая и его иногда дестабилизирующих действий в Южно-Китайском море, и действий Вьетнама, направленных на защиту своей акватории, роль социалистической идеологии в будущем, видимо, может меняться.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Ха Ле Тхань Чунг, магистрант Международно-правового факультета Московского Государственного Института Международных Отношений МГИМО(У), Москва, Россия
Чинь Куок Винь, магистрант факультета Международных отношений Московского Государственного Института Международных Отношений МГИМО(У), Москва, Россия ПИСАРЕВ Иван Иванович, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Владивосток, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Ha Le Thanh Trung, Graduate Student at the Department of International Law at MGIMO University, Moscow, Russia
Trinh Quoc Vinh, Graduate Student at the Department of International Relations at MGIMO University, Moscow, Russia
Ivan I. PISAREV, PhD (Polit.), Associate Professor at the Department of International Relations at the Far Eastern Federal University (FEFU), Vladivostok, Russia
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 16.02.2023; одобрена после рецензирования 02.03.2023; принята к публикации 31.03.2023.
Contributions of the authors: the authors contributed equality to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 16.02.2023;
approved 02.03.2023;
accepted to publication 31.03.2023.
1 Локшин Г.М. Вьетнамо-китайские отношения: проблемы и перспективы // Вьетнамские исследования. 2014. № 4. С. 49.
2 Huaxia. Xi Says Safeguarding Communist Governance Vital Common Interest of China, Vietnam // Xinhuanet. URL: http://www.news.cn/english/2021-09/24/c_1310207222.htm
3 Carlyle A. Thayer. The Tyranny of Geography: Vietnamese Strategies to Constrain China in the South China Sea // Contemporary Southeast Asia, Vol.33, No. 3. 2011. Pp.348-69. URL: https://www.researchgate.net/publication/241893543_The_Tyranny_of_Geography_Vietnames e_Strategies_to_Constrain_China_in_the_South_China_Sea
4 Thu tJdng Chinh Phu Viet Nam Nguyen Tan Dung. 'Quan he Viet Nam - Trung Quoc la vfla hdp tac vfla dau tranh' [Премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг. «Вьетнамско-китайские отношения - это и сотрудничество и борьба»] // Электронная газета Vnexpress. URL: https://vnexpress.net/thu-tuong-quan-he-viet-nam-trung-quoc-la-vua-hop-tac-vua-dau-tranh-3109351.html
5 Uy vien Bo Chinh tri, Pho Thu tJdng Chinh phu Pham Binh Minh [Член Политбюро, вице-премьер Вьетнама Фам Бинь Минь]. 70 nam quan he Viet Nam-Trung Quoc: Hufu nghi, hdp tac la dong chay chinh [70 лет вьетнамско-китайским отношениям: Дружба и сотрудничество - главные направления сотрудничества] // Вьетнамская Правительственная электронная газета. URL: https://baochinhphu.vn/70-nam-quan-he-viet-nam-trung-quoc-huu-nghi-hop-tac-la-dong-chay-chinh-102267190.htm
6 Кобелев Е.В. Война 1979 г. и фактор советской помощи СРВ // Сборник статей «Актуальные проблемы вьетнамоведения - 2019: вьетнамо-китайские отношения после войны 1979 года». - М.: ИДВ РАН, 2019. С. 76.
7 Ле Чунг Зунг. О политических замыслах Китая в войне 1979 г. против Вьетнама // Сборник статей «Актуальные проблемы вьетнамоведения - 2019: вьетнамо-китайские отношения после войны 1979 года». - М.: ИДВ РАН, 2019. С. 57-67.
8 Портяков В.Р. Пограничная война 1979 г.: её особенности, итоги и последствия // Сборник статей «Актуальные проблемы вьетнамоведения - 2019: вьетнамо-китайские отношения после войны 1979 года». - М.: ИДВ РАН, 2019. С. 68-69.
9 Портяков В.Р. Пограничная война 1979 г.: её особенности, итоги и последствия. С.72.
10 PhJdng cham "16 chuf" va tinh than "4 tot" trong quan he Viet Nam-Trung Quoc la gi? [Что такое девиз «16 золотых иероглифов» и дух «4 хорошо» во вьетнамо-китайских отношениях?] // Народная газета Вьетнама. URL: https://special.nhandan.vn/quanhe_viettrung/ index.html
11 PhJdng cham "16 chuf" va tinh than "4 tot" trong quan he Viet Nam-Trung Quoc la gi?
12 Cyril Ip. Vietnam's Communist Party Chief to Be First Foreign Leader to Visit China after 20th Congress // South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/ article/3197149/vietnams-party-chief-first-foreign-leader-visit-china-after-20th-party-congress-hinting-priority?module=perpetual_scroll_0&pgtype=article&campaign=3197149
13 Doan Thi Mai Lien. Xii ly dung dan moi quan he cua Viet Nam vdi My va Trung Quoc gop phan giuf vufng doc lap, chu quyen, moi trJdng hoa binh, on dinh de phat trien dat nJdc [Доан Тхи Май Лиен. Разумное ведение отношений Вьетнама с США и с Китаем способствует поддержанию независимости, суверенитета, а также формированию мирных и стабильных условий для развития страны] // Научно-публицистический журнал Национальной академии политики им. Хо Ши Мина. URL: http://lyluanchinhtri.vn/home/index.php/quoc-te/item/3296-xu-ly-dung-dan-moi-quan-he-cua-viet-nam-voi-my-va-trung-quoc-gop-phan-giu-vung-doc-lap-chu-quyen-moi-truong-hoa-binh-on-dinh-de-phat-trien-dat-nuoc.html
14 Hoang Tung. Mong sdm thong qua Bo quy tac dng xii 6 Bien Dong th^c chat va hieu l^c [Хоанг Тунг. О надеждах скорого принятия содержательного и эффективного Кодекса поведения в Южно-Китайском море] // Правительственная электронная газета. URL:
https://baochinhphu.vn/mong-som-thong-qua-bo-quy-tac-ung-xu-o-bien-dong-thuc-chat-va-hieu-luc-102221020170139181.htm
15 Jörn Dosch, Alexander L. Vuving. The Impact of China on Governance Structures in Vietnam. Bonn: DIE, 2008. URL: https://www.ssoar.info/ssoar/handle/document/36874
16 Xu Keyue. Vietnam's Communist Party Chief to Be First Foreign Leader to Visit China After Key CPC congress, Highlights Priority of Bilateral Ties // Global Times. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202210/1277961.shtml
17 Nguyen Thi PhJdng Hoa. Trao doi kinh nghiêm, hdp tâc ly luân giûfa Dâng Công sân Viêt Nam và Dâng Công sân Trung Quoc trong boi cânh möimöi [Нгуен Тхи Фыонг Хоа. Обмен опытом партийного строительства между Коммунистической партией Вьетнама и Коммунистической партией Китая в новых условиях] // Вьетнамская академия социальных наук. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/web/guest/thong-tin-ly-luan/-/2018/825020/trao-doi-kinh-nghiem%2C-hop-tac-ly-luan-giua-dang-cong-san-viet-nam-va-dang-cong-san-trung-quoc-trong-boi-canh-moi.aspx
18 Do Thanh Hai. Vietnam and China: ideological bedfellows, strange dreamers // Journal of Contemporary East Asia Studies, Vol.10, No. 2, Pp. 162-182, DOI: 10.1080/24761028.2021.1932018
19 Do Tien Sâm. Quan hê Viêt Nam - Trung Quoc: Gâc lai quâ khtf, hJöng den tJdng lai [До Тиен Сэм. Вьетнамско-китайские отношения: оставляя прошлое позади и устремляя взгляд в будущее] // Газета народной общественной безопасности. URL: https://cand.com.vn/Van-de-hom-nay-thoi-su/Quan-he-Viet-Nam-Trung-Quoc-Gac-lai-qua-khu-huong-den-tuong-lai-i510769/
20 Trao doi ve xây düng Dâng và länh dao phât triên dat nJöc giûfa Dâng Công sân Viêt Nam và Dâng Công sân Trung Quoc [Обсуждение партийного строительства и управления национальным развитием между Коммунистической партией Вьетнама и Коммунистической партией Китая] // Министерство внутренних дел Вьетнама. URL: https://moha.gov.vn/75-nam/van-ban-huong-dan/trao-doi-ve-xay-dung-dang-va-lanh-dao-phat-trien-dat-nuoc-giua-dang-cong-san-viet-nam-va-dang-cong-san-trung-quoc-46612.html
21 Tuyên bo chung Viêt Nam - Trung Quoc [Совместное заявление Вьетнам - Китай] // Посольство Вьетнама в США. URL: https://vietnamembassy-usa.org/vi/tin-tuc/2001/12/tuyen-bo-chung-viet-nam-trung-quoc
22 Benoît de Tréglodé. Hanoi and Beijing: Ambiguities of a Strategic Partnership // Российский журнал вьетнамских исследований. 2019. Vol. 3. No. 2. Pp. 8-18. DOI: 10.24411/26189453-2019-10011
23 Nian Peng. Nguyen Phu Trong's Trip Highlights Special Relationship Between China and Vietnam // The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2022/10/nguyen-phu-trongs-trip-highlights-special-relationship-between-china-and-vietnam/
24 Tomoya Onishi. Vietnam Communist Party Chief to Meet Xi in China Next Week // Nikkei Asia. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Vietnam-Communist-Party-chief-to-meet-Xi-in-China-next-week
25 Nguyen Thanh Long. Môt so giâi phâp bâo vê chu quyen biên, dâo trong tinh hinh möi [Нгуен Тхань Лонг. О некоторых вариантах решения вопроса защиты суверенитета морей и островов в новых условиях] // Журнал национальной обороны. URL:
http://ta pchiqptd.vn/vi/bien-dao-viet-nam/mot-so-giai-phap-bao-ve-chu-quyen-bien-dao-trong-tinh-hinh-moi/17924.html
26 David W.P Elliott. Changing Worlds: Vietnam's Transition from Cold War to Globalization. Oxford: Oxford University Press, 2012, Pp. 112-116.
27 Duy Ngoc. ThJöng tr^c Ban Bi thJ Lê Hong Anh thäm Trung Quoc [Дуй Нгок. Визит постоянного секретаря Секретариата Ле Хонг Ань в Китай] // Трудовая газета. URL: https://nld.com.vn/thoi-su-trong-nuoc/thuong-truc-ban-bi-thu-le-hong-anh-tham-trung-quoc-20140825102148913.htm
28 Thu Chung. Quâng Ninh (Viêt Nam) - Quâng Tây (Trung Quoc): Hinh miu quan hê doàn ket hfûu nghi truyen thong Viêt - Trung [Тху Чунг. Куангнинь (Вьетнам) - Гуанси (Китай): образец традиционной дружбы и солидарности между Вьетнамом и Китаем] // Электронная газета Куангнинь. URL: https://baoquangninh.com.vn/hinh-mau-quan-he-doan-ket-huu-nghi-truyen-thong-viet-trung-3210992.html
29 Nguyen Chanh. Hôi nghi trJc tuyen giûfa Bi thiJ 4 tînh phia Bac Viêt Nam và Bi thJ Tînh uy Vân Nam (Trung Quoc) [Нгуен Чан. Онлайн-конференция между секретарем 4-х северных провинций Вьетнама и секретарем провинциального комитета партии Юньнань
(Китай)] // Электронный портал провинции Лаокай. URL: https://laichau.gov.vn/tin-tuc-su-kien/hoi-nghi-truc-tuyen-giua-bi-thu-4-tinh-phia-bac-viet-nam-voi.html
30 Le Van Toan. Quan he Viet Nam - Trung Quoc (1991-2021) [Ле Ван Тоан. Вьетнамско-китайские отношения (1991-2021 гг.)] // Журнал истории партии (Национальная академия политики им. Хо Ши Мин), № 9 2021. URL: https://sti.vista.gov.vn/tw/Lists/TaiLieuKHCN/ Attachments/324565/CVv243S92021053.pdf
31 Nguyen Thi PhJdng Hoa. Trao doi kinh nghiem, hdp tac ly luan giufa Dang Cong san Viet Nam va Dang Cong san Trung Quoc trong boi canh mdimdi [Нгуен Тхи Фыонг Хоа. Обмен опытом партийного строительства между Коммунистической партией Вьетнама и Коммунистической партией Китая в новых условиях] // Вьетнамская академия социальных наук. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/web/guest/thong-tin-ly-luan/-/2018/825020/trao-doi-kinh-nghiem%2C-hop-tac-ly-luan-giua-dang-cong-san-viet-nam-va-dang-cong-san-trung-quoc-trong-boi-canh-moi.aspx