Научная статья на тему 'Основные факторы, препятствующие процессу обновления во Вьетнаме'

Основные факторы, препятствующие процессу обновления во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБНОВЛЕНИЯ / ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ / УПРАВЛЕНИЕ СТРАНОЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОСТРОВОВ / ВЬЕТНАМ / КИТАЙ / RENOVATION PROCESS / MAIN OBSTACLES / GOVERNANCE OF THE COUNTRY / SECURITY OF THE ISLANDS / VIETNAM / CHINA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — До Минь Као

В статье представлен анализ трех основных факторов, препятствовавших процессу обновления во Вьетнаме на протяжении всех 30 лет. Во-первых, это пережитки прошлого в управлении страной. Подъем страны осуществлялся экстенсивно, опираясь на эксплуатацию природных ресурсов, интенсификацию использования трудовых ресурсов, преимущественно прямые иностранные инвестиции (ПИИ) при слабой производительности труда, невысокой эффективности вложений. Во+вторых, это чрезвычайная зависимость от Китая как в теории и идеологии, так и особенно в экономике. В+третьих, осуществление всех проектов социально+экономического развития сдерживается необходимостью защиты суверенитета, безопасности страны в целом и островов в Южно-Китайском море в особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main factors that hinder the renewal process in Vietnam

The article analyses three main factors that restrained process of the renovation in Vietnam over the past 30 years. First of them is the remnants of the past in the governance of the country. The rise of the country was carried out extensively, relying on the exploitation of natural resources, intensification of use of labour force, overwhelming of foreign direct investment (FDI) while basing on weak productivity and low efficiency of investment. Secondly, it is extraordinary dependence on China both in theory and ideology, and especially in the economy. Third, the implementation of all projects of socio-economic development was constrained by the need to protect sovereignty, security of whole country and especially of islands in the South China sea.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, препятствующие процессу обновления во Вьетнаме»

До Минь Као

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,

ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССУ ОБНОВЛЕНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ

В статье представлен анализ трех основных факторов, препятствовавших процессу обновления во Вьетнаме на протяжении всех 30 лет. Во-первых, это пережитки прошлого в управлении страной. Подъем страны осуществлялся экстенсивно, опираясь на эксплуатацию природных ресурсов, интенсификацию использования трудовых ресурсов, преимущественно прямые иностранные инвестиции (ПИИ) при слабой производительности труда, невысокой эффективности вложений. Во-вторых, это чрезвычайная зависимость от Китая как в теории и идеологии, так и особенно в экономике. В-третьих, осуществление всех проектов социально-экономического развития сдерживается необходимостью защиты суверенитета, безопасности страны в целом и островов в Южно-Китайском море в особенности.

Ключевые слова: процесс обновления, основные препятствия, управление страной, безопасность островов, Вьетнам, Китай.

The article analyses three main factors that restrained process of the renovation in Vietnam over the past 30 years. First of them is the remnants of the past in the governance of the country. The rise of the country was carried out extensively, relying on the exploitation of natural resources, intensification of use of labour force, overwhelming of foreign direct investment (FDI) while basing on weak productivity and low effi-

ciency of investment. Secondly, it is extraordinary dependence on China both in theory and ideology, and especially in the economy. Third, the implementation of all projects of socio-economic development was constrained by the need to protect sovereignty, security of whole country and especially of islands in the South China sea.

Keywords: renovation process, main obstacles, governance of the country, security of the islands, Vietnam, China.

Введение

Процессу обновления во Вьетнаме — более 30 лет, что достаточно для того, чтобы оглянуться назад, задуматься и продолжить движение. Оно осуществлялось несколькими поколениями руководителей и прошло семь периодов под общим руководством правящей Коммунистической партии Вьетнама.

Достижения в политической, экономической, общественной жизни были поистине велики и достойны уважения. Жизнь народа улучшилась, положение Вьетнама на международной арене укрепилось. Тем не менее эти изменения могли бы быть еще более весомыми, если бы дело обновления во Вьетнаме не столкнулось с многочисленными препятствиями1. Среди них есть ряд наиболее существенных. Их углубленный анализ поможет найти другие пути, более соответствующие тенденциям эпохи, требованиям международной интеграции, и обеспечит более существенные достижения обновления во Вьетнаме в средне- и долгосрочном плане.

1. Пережитки прошлого в государственном управлении

Многие исследователи и некоторые высшие руководители партии и государства считают этот фактор «системным недостатоком». На протяжении всех 30 лет обновления он проявлялся во многих сферах жизни страны. Ниже мы остановимся на двух основных его особенностях:

а) Недостаток общественного влияния

Основным принципом государственного управления на протяжении всех прошедших 30 лет обновления являлся «демократиче-

ский централизм». Коммунистическая партия Вьетнама является правящей партией. Каждое направление политики, решение и их практическая реализация «порождаются», руководятся и осуществляются усилиями партии. Государственные структуры и общественные организации являются фактически органами той же партии. Эта работа ведётся из одного центра.

В каждой «ячейке» этой системы, в том числе и в Политбюро ЦК, любое решение принимается по принципу «меньшинство подчиняется большинству». Любое мнение, противоречащее этому принципу, исключается. До настоящего времени многие по-прежнему считают этот принцип «золотым правилом», но не «диалектическим» принципом управления, поскольку правота не всегда принадлежит большинству. Марксизм-ленинизм, который Коммунистическая партия по-прежнему исповедует как свою идеологию, служит компасом в ее деятельности, указывающим, что прогресс человечества в целом и каждого конкретного общества в основном достигается посредством резких изменений (революций). Считается, что социалистическая революция может начаться (и победить) в самых слабых звеньях цепи империализма2.

Бывший секретарь обкома КПВ пров. Виньфук Ким Нгок в 1966 г. выдвинул идею ввести «семейный подряд», инициативу «усовершенствовать управление трудовыми кооперативами»3. Вначале они не были приняты, так как Нгок оказался в меньшинстве, и только почти через 20 лет были внедрены в жизнь. И именно эти инициативы привели к так называемому подряду 10, а точнее к Постановлению Политбюро ЦК КПВ № 10 от 1988 г., удалившему препятствия отсталой системы управления на пути развития деревни. Эта реформа превратила Вьетнам из страны с хронической нехваткой продовольствия во второго в мире экспортера риса.

Вьетнамцы все еще помнят одно громкое политическое «дело» накануне XII съезда партии. Политбюро ЦК единогласно вскрыло «ошибки» «товарища X» — одного из высших руководителей партии и государства, которые привели к получению «групповой выгоды». Однако успеха оно не имело. Причиной стало то, что при обсуждении вопроса Центральным Комитетом партии этот товарищ был поддержан большинством — слишком сильной оказалась возглав-

ляемая им «группа интересов». Она продолжала действовать ещё довольно долго и даже активнее, чем прежде. В результате только после XII съезда КПВ по многим причинам «товарищ X» был удалён со всех постов. Однако вся проверка и чистка проводились исключительно внутри аппарата управления. Граждане к этому допущены не были.

Недостаток общественного обсуждения и критики не раз приводил Вьетнам к множеству ошибок в управлении. В одной из ранее написанных статей, изучив этот урок, автор показал, как механическое копирование штампов китайской «теории трех слоёв», которому следовало высшее руководство страны, не раз приводило Вьетнам к ошибкам и поражениям4. Суть её состоит в том, что производительность сельского хозяйства зависит от большого количества удобрений, следствием чего часто становятся истощение почвы и потеря плодородия, низкое качество продукции. При этом возрастает насыщение продуктов сельского хозяйства химикатами, а животноводства — фармпрепаратами, повышающими вес. Сторонники этой теории во Вьетнаме шли и продолжают следовать по этому пути.

И это лишь один из многих примеров (деликатность вопроса не позволяет конкретно назвать их все) стиля руководства страной, тормозившего процесс эффективного обновления во Вьетнаме.

Метод подбора руководящих кадров партии и государства (также по китайской модели) стал ещё одним из препятствий движению вперёд. Каждая новая группа руководителей, приходившая на смену, должна была отбираться старыми руководителями, и поэтому они становились «верными продолжателями дела отцов», работающими по тем же критериям и «программам», которые были выработаны их предшественниками. Это — сложившаяся и хорошо сохраняющаяся форма создания во Вьетнаме слоя «начальников», скрытый рынок чиновничьих должностей. Неофициально формируются цены за каждый большой пост в партии и государстве. «Покупатель», как правило, «идет на рынок», где места решения вопросов имеют различные вывески, например «гольф-клубов». Существуют также некие «дипломатические послания», открыто устанавливающие свои цены. Широко демонстрировавшийся фильм «Секретарь

провинциального обкома» откровенно показал вьетнамцам, как нужно поступать, чтобы стать «секретарем» или «руководителем»5. Поэтому в партии и у власти есть немало людей как бы «достойных» и заранее «прогнозировавшихся» на эту должность, иногда «с маленькой головой, но с большим карманом». Немало среди них «внуков и сынков». Вьетнамская общественность недавно увидела «маленький осколок затонувшего айсберга» данного явления. Дети бывшего министра Ву Хюи Хоанга — это лишь один показательный пример.

В рубрике «Прямой взгляд» интернет-издания «Вьетнамнет» проф. Нгуен Минь Тует прямо сказал: «Назначение на должность “своего человека” (сына, внука, своего ученика, его девицы) называют “золотой жилой” для некоторых “стариков”. Во Вьетнаме это происходит уже 5—7 лет и стало повседневным явлением». Он считает, что использование неправильных людей на ответственных должностях сильно вредит общему делу и тормозит развитие страны. Вьетнам нуждается «в реальном отборе людей на все должности и виды деятельности, когда человек будет выполнять порученное ему дело независимо от того, кто он и откуда по происхождению, лишь бы обладал необходимыми способностями для дела»6.

Перестройка в России ушла в прошлое. Россия периода Путина постепенно возвращает былую силу. Реформы открытых дверей в Китае являются только внешней оболочкой. Китай рассматривает социализм как инструмент развития. Он наметил для себя ряд задач, которые и решает. Обновление во Вьетнаме также продолжается. Страна рассматривает социализм скорее как цель своего развития. Успехи ее обновления намного скромнее. Вьетнам, так же, как и Китай, еще не добился таких успехов, каких достигли В. Путин в России или США при президентстве Б. Обамы.

Политбюро ЦК, внося на обсуждение съездов партии различные проекты улучшения управления страной, одновременно представляло их на обсуждение народу. Но на практике все изменения в основные статьи проектов, которые вносились «гражданами как хозяевами страны», не были отражены в последующих официальных документах.

Многие мнения народа за прошедшие годы остались без должного внимания, поэтому немало громких «дел» и «явлений» оставили cвои тяжелые последствия для общества. Коррупция во Вьетнаме — это больной вопрос современного общества. Куда ни посмотришь — везде ее увидишь, к чему не притронешься — везде она есть. Согласно данным международной неправительственной организации Transparency International, заниающейся изучением и борьбой с коррупцией во всем мире, Вьетнам еще относится к группе стран, где она достигла наиболее угрожающего уровня; туда же входят Китай и Индонезия7.

Трудности выявления её причин и борьбы с ней вызваны слабостью системы и недостатками руководства, серьёзной деградацией кадров всего аппарата, вплоть до органов юстиции, следствия, суда и исполнения наказаний. Это ситуация, когда есть закон, есть и органы юстиции, но исполнение законов остается слабым и формальным.

б) Недостаток творческого мышления и руководства экономикой

На протяжении многих лет экономисты Вьетнама и руководители страны с трудом ищут пути управления экономикой. Несмотря на многие коррективы, внесенные в политику и хозяйственную практику, Вьетнам до сих пор не смог создать собственную модель экономики.

Выдвинутая XI съездом партии Программа развития страны в переходный период к социализму (дополненная и расширенная в 2011 г.) признала: рыночная экономика с ориентацией на социализм, это — многоукладная товарная экономика, действующая на рыночных принципах под управлением государства. К особенности социалистической социально-экономической модели Вьетнама отнесено быстрое развитиие экономики при опоре на современные производительные силы и прогрессивные, оптимальные производственные отношения.

Накануне этапного момента — XII съезда КПВ — и после 30 лет обновления политологи и экономисты Вьетнама вновь выявили «отсталость» вьетнамской экономической модели. Они определили, что эта модель построена на экстенсивном росте, эксплуатации природных ресурсов, чрезмерном использования трудовых ресурсов и опо-

ре на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) при низкой производительности труда, невысокой отдаче от инвестиций, т. е. при слабом повышении качества экономики.

В обстановке новой глубокой, широкой и всесторонней международной интеграции вышеназванная модель не является оптимальной по следующим причинам:

Первая: низкое качество, неэффективность и неконкурентоспособность экономики.

Вторая: рост экономики и экономическое развитие остановятся из-за чрезмерной эксплуатации природных и трудовых ресурсов, и Вьетнам вступит в период низкого экономического роста, не соответствующего его потенциалу.

Третья: экономический рост отрицательно влияет на окружающую среду и природные ресурсы, которые все более истощаются; страна находится в ситуации глубокого отставания от развитых стран региона и мира; существует угроза так называемой ловушки среднего достатка. Потеряв целые десятилетия, Вьетнам так и не смог стать развитым государством. Он с трудом вписывается в глобальные цепочки стоимости.

Четвертая: примитивное мышление, не соответствующее рыночным закономерностям и принципам в экономике, преобразуемой под монопольным руководством КПВ. Это ведет к большому несоответствию многих политических установок реальным потребностям человека и общества, создает большой разрыв между планами и их реализацией, между словом и делом в руководстве.

Пятая: все более обостряются противоречия между системой цен и нормой прибыли, между новым системным мышлением и догматами социалистической идеологии, между традиционными ценностями и интересами рыночной экономики. Это влияет на идеологию и деятельность всей политической системы, включая партию и правительство, все уровни власти, общественные организации и простых граждан различных взглядов. Нерешенность данных противоречий ведет к расточительству трудовых ресурсов, парализует все творческие силы страны, создает прибежище для политических оппортунистов всех мастей.

Шестая: невидимые силы, столь же невидимые, но очень сильные «группы интересов» серьёзно препятствуют практическому осуществлению Конституции путем принятия законодательных актов, создания различных юридических норм и проведения соответствующей политики.

Вьетнам испытал период макроэкономической дестабилизации из-за мирового финансово-банковского кризиса, вызвавшего в стране двузначную инфляцию, банкротство государственных корпораций и генеральных компаний, искусственный рост недвижимости и биржевого капитала, расслоение на богатых и бедных, снижение уровня образования и медицины, кризис доверия.

Общественное мнение внутри страны и в мире до сих пор не может забыть последствий, вызванных недостатками мышления и экономического управления в течение 30 лет обновления. Типичными для них являются дело компании «Эпко» и её владельца Минь Фунга8, дело бывшего заместителя председателя Народного комитета пров. Хаузянг Чинь Суан Тханя, растратившего 3,3 трлн донгов Генеральной строительной нефтегазовой компании (PVC)9 и многие другие. Еще более тяжелыми непредвиденными последствиями угрожало «Бокситовое дело» на плато Тэйнгуен, дело судостроительной корпорации «Винашин» или недавнее дело тайваньской сталелитейной компании «Формоза».

Сделав вывод из многочисленных уроков экономического управления по старой модели, XII съезд КПВ определил направление обновления модели роста на предстоящий период: «...Эффективно сочетая экстенсивное и интенсивное развитие, акцентировать внимание на интенсивном развитии, повышать качество роста и конкурентоспособность... Продолжать развивать комплексно и всеобъемлюще экономику в целом и отдельные отрасли, все сферы, связанные с обновлением модели роста, концентрироваться на важнейших сферах: реструктуризации инвестиций, прежде всего в промышленности; реструктуризации рыночно-финансовой системы, прежде всего в банковско-финансовой и торговой сферах. Также необходимо постепенно реструктурировать госбюджет; реструктурировать и эффективно решить проблему «плохих» долгов, обеспечить безопасность государственного долга; реструктурировать государст-

венные предприятия, особенно корпорации, генеральные государственные компании; реструктурировать сельское хозяйство в направлении повышения добавленной стоимости наряду с развитием сельской экономики и строительством новой деревни»10.

Обновление модели экономического роста и реструктуризация экономики в период 2011—2020 гг., согласно исследованиям, проведённым в партии, предполагает 4 главных условия.

1. Мобилизацию всех финансовых источников для экономического роста с одновременным повышением эффективности инвестиций, прежде всего государственных в государственные предприятия.

2. Развитие и повышение качества человеческих ресурсов для удовлетворения потребностей индустриализации и модернизации, интеграция страны в мировую экономику.

3. Административную реформу и улучшение социально-экономической обстановки. Это означает эффективные меры по предотвращению и борьбе с коррупцией, пресечению и ликвидации лоббистских групп, теневых связей между бизнесменами и лицами, играющими определяющую роль в использовании «закулисных возможностей» (лобби).

4. Укрепление руководящей роли КПВ и повышение эффективности государственного управления11.

Решение этой задачи на практике — дело весьма трудное.

2. Чрезмерная зависимость от Китая

На протяжении 30 лет обновления важной особенностью развития Вьетнама является чрезмерная зависимость от Китая, проявляющаяся во многих областях, и прежде всего:

В политике и идеологии

Вьетнам и Китай — это две из немногих оставшихся социалистических стран. Поэтому Вьетнам рассматривает Китай как страну, обладающую многими сходными политическими и идеологическими характеристиками (например, однопартийной системой), опирающуюся на теорию марксизма в целях общественного развития.

Ранее китайские «товарищи» обычно приглашались в первую очередь на каждый съезд КПВ, и их мнения накануне и во время съездов высоко ценились. В целях взаимного обмена опытом постоянно проводились многие конференции и теоретические дискуссии о деятельности правящей партии. Самой важной стала Конференция в Тханьдо12, путы которой проявляются и сегодня в отношении чаяний Вьетнама, и неизвестно, когда они вообще будут преодолены.

Исследования зарубежных авторов, мнения ряда бывших вьетнамских дипломатов и современных ученых ясно показали, что из-за чрезмерной зависимости от Китая некоторые высшие руководители Вьетнама того времени попали в китайскую «западню», забыли о вкладе в борьбу многих людей, своих товарищей по партии и согласились «претворять в жизнь» некоторые китайские установки. В результате наиболее агрессивные силы Китая получили возможность вмешиваться во внутренние дела Вьетнама на протяжении целого ряда периодов между съездами КПВ. Причина на самом деле была проста. Она заключалась в идеологическом заблуждении некоторых людей, стремившихся «преподнести Вьетнаму ряд уроков» и доказать, что «Восточное море» — это территория Китая, оставленная ему предками. Среди них тоже были коммунисты, люди которые, как и мы, строили социализм. Это надолго стало очень большой, скрытой для вьетнамского народа угрозой.

Однако были моменты, когда мы правильно понимали соседнюю страну, провозглашавшую формулу «четыре хорошо». Это получило выражение в известном призыве «не менять суверенитет на «вечную дружбу»13. Однако принятая партией установка «уважать и хранить дружбу и добрососедство с Китаем на основе равенства, уважения независимости и суверенитета, взаимной выгоды и совместного развития», а также формула «стабильность и развитие отношений добрососедства является одним из важнейших направлений внешней политики партии и государства на данном этапе». Они подтверждают, что Вьетнам ещё не может выйти из сферы влияния Китая, о чем говорят и российские ученые14.

В экономике

Нельзя отрицать достижения экономического развития Вьетнама за 30 лет обновления. Тем не менее по-прежнему чувствуется, что

на практике эти достижения являются крайне ненадёжными из-за чрезмерной зависимости от Китая.

Ежегодная статистика и исследования экспертов и экономистов позволяют это увидеть в следующих отраслях:

В промышленности. Вьетнам предоставил возможность многим китайским подрядчикам реализовать проекты согласно формуле экспотного производства. По ней построены 23 из 24 цементных завода, 15 из 20 ТЭС на угле,15 много транспортных объектов, бокситовых рудников, ведется аренда лесов и лесных угодий в приграничном районе. При этом было немало случаев нарушения порядка земельной аренды, например тем же комбинатом «Формоза».

По данным председателя Ассоциации предприятий машиностроения Вьетнама Нгуен Ван Тху, китайские предприниматели осуществляют 5 из 6 проектов в химической промышленности, оба проекта по переработке полезных ископаемых, 49 из 62 проектов по производству цемента, 16 из 27 теплоэнергетических проектов и значительное количество транспортных проектов. Все они, к сожалению, материально полностью обеспечиваются китайской стороной по запчастям и оборудованию, которые могут быть произведены во Вьетнаме. Будучи генеральными менеджерами, они же поставляют свою рабочую силу для этих строек. Все проекты с китайским участием вдвое превышают заявленную на торгах стоимость и завершаются с задержкой до 3 лет, к тому же характеризуются недостаточным качеством оборудования16.

Китай импортирует до 80 % экспортного каменного угля Вьетнама17. То же происходит и с сырой нефтью. В 2014—2015 гг. на Китай приходилось до 30 % всего экспорта Вьетнама, что делало его главным покупателем нашей продукции в мире. Стоимость импорта Вьетнама из Китая в 2015 г. составила 49,5 млрд долл., что на 13,3 % выше 2014 г.18

В сельском хозяйстве. Вьетнам является одним из ведущих мировых экспортеров риса, однако состояние его сельского хозяйства нестабильно. Основной причиной этого также является большая зависимость от Китая. Ежегодные статистические показатели демонстрируют, что Вьетнам в основном импортирует органические удобрения из Китая: в 2014 г. их стоимость составила свыше 50 %

всего объема вьетнамского импорта19. Также импортируется до 70 % семян различных сортов риса20. Если Китай прекратит поставки этих семян, то что же произойдет тогда с экспортом вьетнамского риса? Множество сельскохозяйственных товаров Вьетнама, таких как каучук, фрукты — личжи, арбузы, драконий глаз, морские крабы и др., в основном экспортируются в Китай. Китайские коммерсанты едут на места и сами закупают продукцию.

В сфре услуг и производстве товаров потребления. Иностранные гости Вьетнама, так же, как и местные жители, уже давно привыкли к многочисленным потребительским товарам и сервисам с маркой «сделано в Китае». Повсюду во Вьетнаме, в городе и деревне, магазины и барахолки — все наводнено разными китайскими товарами. Даже такие традиционные рынки, как «Донгсуан» в Ханое, также стали «китайской территорией». Товары же с маркой «сделано во Вьетнаме» теряются среди китайских, занимающих почти 100 % рынка — от швейной иголки до консервов, свежих продуктов, художественных изделий, украшений, предметов обихода, электротоваров и т. д. Управленческие ведомства сообщают, что около 90 % товаров ввезены из Китая21. Аналогичные явления происходят на всех розничных рынках по всем городам и провинциям Вьетнама. Кроме того, многие виды продуктов и продовольствия, ввезенные из Китая, часто выдаются за вьетнамские и таиландские, чтобы их было легче продать и закрепиться на рынке.

По данным Главного таможенного управления Вьетнама, в первом полугодии 2016 г. в торговле с Китаем Вьетнам имел дефицит в 14 млрд долл. Этот показатель, хотя и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, остается самым высоким за время двусторонних отношений. Конкретно, стоимость вьетнамского импорта из Китая составила за то же полугодие более 23 млрд долл., т. е. порядка 30 % всех импортных закупок Вьетнама. Основными статьями ввоза из Китая являются металлопрокат, электрооборудование, ткани и сырье для текстильной промышленности22.

Подверженность сильному культурному влиянию

Китай применяет «мягкую силу» во Вьетнаме. К настоящему времени более 30 вьетнамских институтов осуществляет обмен и сотрудничество с более чем 40 институтами и академиями Китая.

Количество вьетнамских учащихся в Китае составляет около 10 тыс. человек. Китай продолжает усиливать использование средств массовой информации для широкой популяризации образа своей страны, человека и культуры во Вьетнаме. Так, в 2009 г. 592 китайских художественных фильма были продемонстрированы телестудиями по всей стране. Это продолжается и сегодня. Благодаря развитию туризма растет количество посещений вьетнамцами Китая. В последние годы оно достигло 20 тыс. человек ежегодно23. В конце 2015 г. и в 2016 г. буквально лавина китайских туристов накатилась на Вьетнам.

Чрезмерная зависимость от Китая во многих сферах политики, экономики и социальной жизни принуждает Вьетнам к постоянной пассивности в политической деятельности, а также в руководстве предпринимательством и во многих других областях. Поэтому процесс обновления также сталкивается с многочисленными трудностями.

3. Проблема безопасности и суверенитета над островами

Безопасность и суверенитет, включая суверенитет над островами Восточного моря, являются одним из условий социально-экономического развития Вьетнама. На протяжении 30 лет обновления Вьетнам прошел через многие взлеты и падения, связанные с безопасностью, прежде всего с безопасностью границ и островов.

а) Безопасность границ и островов

В течение ряда периодов напряженность в этой области тормозила всю социально-экономическую деятельность, что непосредственно сказывалось на итогах года или всего пятилетнего плана. Это же влияло на привлечение иностранных инвестиций.

Ниже представлены три главных примера экономического ущерба, вызванного проблемами безопасности.

Во-первых, в 2011 и 2012 гг. китайские патрульные корабли перерезали кабели вьетнамского геологоразведочного судна «Биньминь 02» и судна «Викинг II», арендованного Вьетнамом, в то время когда они вели обследование и сбор данных о землетрясениях в своих тер-

риториальных водах. Вьетнам осудил эти действия китайской стороны, препятствовавшие его обычным научным исследованиям на континентальном шельфе, в его исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и нанесшие ущерб государственной нефтегазовой корпорации «Петровьетнам». Он потребовал от китайской стороны немедленного прекращения этих действий, недопущения повторного нарушения суверенитета и юрисдикции Вьетнама в отношении его континентального шельфа и ИЭЗ наряду с компенсацией за причиненный ущерб.

В этот период многие вьетнамцы не только в стране, но и за рубежом были по-настоящему возмущены действиями Китая, нарушающими суверенитет Вьетнама, и вышли на улицы с протестами. Компартия и правительство, многие общественные и научные организации СРВ провели собрания и конференции, чтобы обсудить подход Китая и реакцию Вьетнама. Эти мероприятия не только потребовали времени, материальных и денежных средств, но и повлияли на деятельность предпринимателей и туризм Вьетнама. Ущерб экономике был значителен и не подлежит оценке.

Во-вторых, в мае 2014 г. Китай незаконно ввел буровую платформу «Хай зыонг-981» в ИЭЗ Вьетнама. Поднялась новая волна протестов против действий КНР, нарушившей суверенитет Вьетнама. На этот раз она была более мощной, чем два года назад. Соответственно и ущерб вьетнамской экономике очень серьезно возрос.

Достойно сожаления, что во Вьетнаме это спровоцированное извне событие привело к ряду сильных волнений. По этой причине очень многие китайские и тайваньские рабочие, трудившиеся во Вьетнаме, были отозваны. Экономическая деятельность многих предприятий, имеющих китайский и тайваньский персонал, была прервана на какой-то период. Все это тяжело отразилось на экономической деятельности и авторитете Вьетнама. Тайвань (CNA) сообщал о беспорядках на 425 тайваньских предприятиях, в том числе 25 предприятий понесли тяжелый ущерб, оценивавшийся в сумму от 150 до 500 млн долл., а сопутствующий общий экономический ущерб — в 1 млрд долл.24 И он должен был быть возмещен Вьетнамом.

В-третьих, это дело «Формозы» в пров. Хатинь. Из-за ошибок

государственных органов управления «Формоза» допустила 53 серь-

25

езных административных нарушения в период своей деятельности во Вьетнаме, нанесших непредвиденный ущерб его экологии и экономике. Комбинат сам непосредственно трижды принес извинения вьетнамскому народу и выплатил компенсацию в 500 млн долл. жителям четырех провинций центрального Вьетнама за загрязнение морской среды. Тем не менее действительный ущерб, причем не только экономический, не поддается точному определению.

В официальном докладе правительства СРВ об ущербе, нанесенном «Формозой», говорится: «Критически пострадала морская экологическая система», практически нанесен ущерб более 17 600 рыболовецких судов и около 41 000 человек. В результате пострадали свыше 176 тыс. человек. Ввиду невозможности промысла в 20-мильной зоне побережья до 90 % моторных судов малой мощности и около 4000 судов, не оснащенных двигателями, вынуждены стоять на берегу. Производительность промысла на зараженном участке составляла около 1600 т морепродуктов в месяц26.

б) Высокие расходы на национальную оборону

Политика и деятельность Китая в Восточном море в последнее время стала причиной гонки вооружений в Юго-Восточной Азии, в которую втянут и Вьетнам. Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) приводит ряд показателей по расходам на национальную оборону СРВ, о которых официально во Вьетнаме не сообщают. В 2015 г. они намечались на уровне до 4,4 млрд долл., что составляет 8 % всех расходов правительства. Этот показатель значительно вырос с 2005 г., когда затраты на вооруженные силы и национальную оборону составили лишь порядка 1 млрд долл. Согласно оценке эксперта в области оборонной промышленности в АТР Джона Гриватта, опубликованной в американском журнале JHS Jane's, расходы на национальную оборону Вьетнама в 2016 г. должны были достичь 5 млрд долл. и ожидаются в размере 6,2 млрд в 2020 г. Эти ассигнования, вероятно, продолжат быстро расти до той степени,

что СРВ станет одной из стран мира с наибольшими военными

27

расходами .

В течение последних лет национальный оборонный бюджет Вьетнама действительно рос непрерывно. Это сдерживает экономическое развитие страны и в будущем окажет очень серьезное влияние на процесс её развития и обновления.

Заключение

Достижения 30-лет обновления во Вьетнаме могли бы быть еще более значительными, если бы не существовал ряд объективных и субъективных факторов, оказывающих воздействие на этот процесс. Среди трех причин, рассмотренных выше, первая имеет наибольшее значение.

Важные успехи идеологического «обновления» и обновление методов государственного управления позволят снизить угрозу зависимости Вьетнама от многих стран мира, прежде всего от Китая. Одновременно они укрепят мощь и положение СРВ в регионе и на международной арене. Высокий рост её совокупной мощи позволит снизить долю расходов на национальную оборону и безопасность. В скором времени Вьетнам достигнет процветания и встанет в ряд с другими передовыми странами.

Перевод Г.М. Локшина

Примечания

1 Для правильной оценки позиции и «необычных» для вьетнамского ученого взглядов следует иметь в виду, что наш коллега уже несколько лет проживает в Австралии.

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://123doc.org/document/2616027-tinh-tat-yeu-cua-cach-mang-xa-h oi-chu-nghia.htm (Необходимые условия для социалистической революции) (дата обращения: 01.04.2015).

Kim Ngoc. Xa vien khong coi ruong dat la cua minh nen ho chang thiet tha gi voi dong ruong. Phai de nong dan lam chu manh dat cua minh: [Ким Нгок. Жители общины не считают земли своими, поэтому они не относятся к полям должным образом. Необходимо сделать так, чтобы крестьяне стали хозяевами своей земли]. URL: https://vi.wikipedia.org/wiki/Kim_Ng%E1%BB%8Dc (дата обращения: 20.12.2016).

4 , ,

Do Minh Cao. Nhung nhan to tieu cuc trong quan he Viet Nam-Trung Quoc. Hoi thao khoa hoc quoc te: Nhung van de thoi sutrong nen Viet Nam hoc cua Nga», dien ra

tai Matxcava ngay 18 thang 5 nam 2011. Dang trong Vietnam studies N 2 (tieng Nga) Vien Vien Dong : [До Минь Као. Негативные факторы во вьетнамо-китайских отношениях. Международная научная конференция «Актуальные проблемы российского вьетнамоведения». М.: ИДВ РАН, 2011 // Вьетнамские исследования. Вып. 2. 2011].

5 В провинции Тханьхоа назначали многих водителей автомашин на должности заведующих канцеляриями различных учрежений или их заместителей. Председатель Главной ревизионной комиссии Хюинь Фонг Чань подписал назначения на 35 должностей (включая 11 должностей уровня заведующего отделом и 24 уровня зав. канцелярии). URL: http://www.nguoiduatin.vn/thanh-hoa-bo-nhiem-hang-loat-lai-xe-thanh-pho-chanh-van-phon-a200229.html (дата обращения:

01.08.2015).

6 Thu tim xem co bao nhieu ong da bo nhiem con cai?» : [«Посмотрите, сколько руководителей назначили своих детей на должности»]. URL: http://vietnamnet.vn/ vn/tuanvietnam/doithoai/320279/thu-tim-xem-co-bao-nhieu-ong-da-bo-nhiem-con-cai.html (дата обращения: 10.08.2016).

7

URL: http://laodong.com.vn/dien-dan/tham-nhung-dang-hoanh-hanh-536229 .bld. Газета «Лао донг» (Труд) (дата обращения: 12.04.2016).

8

Дела 1990-х годов. Генеральный директор компании ЭПКО Танг Минь Фунг и Генеральный директор другой компании Лиен Кхюй Тхин вместе растратили 6 млрд донгов. URL: https://vi.wikipedia.org/wiki/T%C4%83ng_Minh_Ph%E1 %BB%A5ng (дата обращения: 26.02.2017).

9

Дело Чинь Суан Тханя связано со многими проблемами — пассивностью, хищениями, текучестью кадров и недостатком полномочий». URL: http://www. bbc.com/vietnamese/vietnam/2016/07/160721_trinhxuanthanh_update (датаобраще-ния: 21.07.2016).

10 Об обновлении модели роста и реструктуризации экономики см. в документах XII съезда КПВ. URL: http://www.nhandan.com.vn/chinhtri/item/29169502 -ve-doi-moi-mo-hinh-tang-truong-co-cau-lai-nen-kinh-te-trong-van-ve-do dai-hoi-x ii-cua-dang.html (дата обращения: 31.03.2016).

11 URL: http://dangcongsan.vn/tu-lieu-van-kien/tu-lieu-ve-dang/sach-chinh-tri/book s-0105201511342446/index-210520151130204632.html (дата обращения: 12.10.2016).

12 Конференция проходила 3—4 сентября 1990 г. в Тханьдо — административном центре пров. Сычуань (Китай) с участием высших руководителей обеих сторон. Это была первая встреча руководителей после войны 1979 г.

13

Из выступления бывшего премьер-министра СРВ Нгуен Тан Зунга. URL: http://vnexpress.net/tin-tuc/the-gioi/thu-tuong-khong-danh-doi-chu-quyen-lay-huu-nghi-vien-vong-2994075.html (дата обращения: 22.05.2014).

14 См.: Мазырин В.М. Развитие Вьетнама в сфере китайского влияния // Подъём Китая: значение для глобальной и региональной стабильности. М., 2007. С. 214-229.

5 Xem: Do Minh Cao. Chien lugc an ninh nang lugng cua Trung Quoc: Tac dong va anh huong : [см.: До Минь Као. Стратегия энергетической безопасности Китая: воздействие и влияние. Ханой: Изд-во общественных наук, 2014. 283 с.].

16 URL: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10152539769244 679&id=85922774678 (дата обращения: 04.07.2014).

17

7 URL: http://www.thuongmai.vn/than-da-viet-nam/28278-thang-32010-than-da-la-mat-hang-xuat-khau-chu-luc-cua-viet-nam-sang-thi-truong-trung-quoc.html [Торговля Вьетнама. Каменный уголь — главный экспортный товар Вьетнама на китайском рынке] (дата обращения: 29.01.2016).

18

URL: http://ndh.vn/thuong-mai-viet-nam-dang-phu-thuoc-vao-trung-quoc-d en-muc-nao--20160128030038651p4c145.news [До какой степени вьетнамская торговля зависит от Китая] (дата обращения: 28.01.2016).

19 URL: http://www.vinachem.com.vn/tin-tuc/tin-thi-truong-san-pham-vnc/thi _truong_phan_bon_nam_2014_va_du_bao_nam_2015.html [Новости рынка удобрений 2014 г. и прогноз на 2015 г.] (дата обращения: 03.02.2015).

20

URL: http://www.thesaigontimes.vn/123508/Vi-sao-van-phu-thuoc-70-giong-lua-lai-nhap-khau.htm (Почему 70 % семян риса по-прежнему импортируется? // Газета «Сайгон таймс») (дата обращения: 13.04.2017).

21

URL: http://dantri.com.vn/kinh-doanh/hang-viet-nam-thua-dau-trung- quoc -tien-trach-ky-1409586857.htm Бизнес/ вьетнамские товары проигрывают китайским // Зан Чи (дата обращения: 26.08.2014).

22 URL: http://cafef.vn/viet-nam-nhap-sieu-14-ti- usd-tu-trung-quoc-201607190 63543801.chn (Дефицит в торговле с Китаем достиг 14 млрд долл.) (дата обращения: 19.07.2016).

23

URL: http://vnics.org.vn/Default.aspx?ctl=Article&aID=178 (дата обращения:

11.07.2016) .

24

VN-DaiLoan damphanboi thuong : [Переговоры Вьетнама и Тайваня о возмещении убытков]. BBC. 13.06.2014.

25

Bao cao cua Chinh phu ve thiet hai do Formosa gay ra : [Правительственный доклад об ущербе, нанесенном «Формозой»]. URL: http://cafef.vn/chinh-phu-cong -bo-chi-tiet-thiet-hai-do-formosa-gay-ra-20160728204923916.chn (дата обращения:

28.07.2016) .

26 Ibid.

27

URL: http://kienthuc.net.vn/quan-su-viet-nam/cnn-viet-nam-tang-ngan-sach -quoc-phong-my-co-co-hoi-lon-687717.html (дата обращения: 26.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.