УДК 336.6
О РОЛИ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Шмулевич Т.В., к.э.н доцент
(e-mail: [email protected]) АстаховаГ.А., к.э.н доцент (e-mail: [email protected]) Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Россия
В современных условиях финансовая грамотность является основным направлением в научно-исследовательской и проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов. В данной статье исследуются роль и значение финансовых дисциплин в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова. Финансовая грамотность, финансовые вычисления, денежные потоки, методика преподавания, образовательная программа.
Введение. Под финансовой грамотностью следует понимать достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их применять на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами, то есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, а также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора и использовать накопительные и страховые инструменты.
По данным Аналитического центра НАФИ в 2018 году россияне стали выше оценивать свой уровень финансовой грамотности по сравнению с предыдущим годом, больше семей стали вести ежемесячный учет расходов и доходов и сравнивать условия предоставления финансовых услуг в разных компаниях. Результаты всероссийского опроса, проведенного НАФИ в сентябре 2018 года, хорошие или отличные оценки своей финансовой грамотности в 2018 году дали 17% россиян (рост на 5 п.п. по сравнению с 2017 годом). Практически не изменились доли тех, кто оценил свои знания и навыки в сфере финансов как удовлетворительные (47%, сокращение на 3 п.п.) и неудовлетворительные (36%, сокращение на 2 п.п.). Показатели финансовой грамотности за прошедший год продемонстрировали положительную динамику. При этом речь идет как о субъективных, так и об объективных оценках. [15] Выше других свой уровень финансовой грамотности оценили опрошенные 25-34 лет (21%), 35-44 лет (22%), а также те, кто имеет высшее образование (27%). Низкие оценки себе чаще
давали россияне старше 55 лет (46%) и люди без высшего образования (42%).[20]
Самой масштабной инициативой в сфере финансового просвещения является Проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемый с 2015 года.[11] Ведущими мероприятиями в рамках Проекта являются Всероссийская неделя сбережений и Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Год от года эти события охватывают всё больше участников.
В 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, которая нацелена на увеличение численности финансово образованных граждан. Это важный стратегический документ обеспечит координацию и системное партнерство между всеми ведущими участниками - Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом. [10;14]
Приоритетным направлением реализуемой Стратегии является повышения качества финансового образования, а именно:
-актуальность и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы;
- оценка качества эффективности образовательных программ;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей;
- разработка программного обеспечения по финансовой грамотности.
Методика исследования. Финансовое образование молодежи способствует принятию правильных экономических решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить экономическую устойчивость. Недостаточный уровень финансовой грамотности в сфере личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию будущей деятельности, чрезмерным долгам и социальным проблемам.
Необходимо подчеркнуть, что проблема внедрения концепции финансового просвещения в существующие учебные программы актуальна для всех стран. К причинам значимости финансового образования молодежи, подтвержденные мировой практикой, следует прежде всего отнести:
• активное применение молодежью финансовых продуктов и услуг, связанных с риском;
• необходимость понимания и раннего формирования своих пенсионных накоплений;
• возрастающее значение грамотного инвестиционного поведения как для национальной экономики, так и для будущего в целом.[1;4;8]
В связи с вышесказанным профессиональная подготовка студентов не только экономических, но и технических профилей должна предусматривать умение оценивать возможные варианты финансовых последствий
хозяйственных операций. При этом далеко не всегда можно обойтись элементарными сведениями в этой области, поскольку любая финансовая операция содержит множество параметров, согласуемых ее участниками. Для этого необходимы определенные знания в области финансовых вычислений.
В последние десятилетия финансовые вычисления приобрели новое качественное содержание, что обусловлено появлением в экономической практике фьючерсных, опционных, форфейтинговых сделок, расчетов по ипотечному и другим видам кредитования. Финансово-экономические расчеты - область знаний, которая дает целостную картину количественного анализа условий и результатов финансово-кредитных и коммерческих сделок, связанных соотношениями кредита. Они представляют собой совокупность методов определения изменения стоимости денег, происходящего вследствие их возвратного движения (предоставления в долг) в процессе воспроизводства.[6;17;19]
В конечном счете, основное назначение изучения будущими специалистами финансово-экономических расчетов заключается в том, что они позволяют эффективно осуществлять инвестиционную деятельность, проводить проектный анализ, управление финансами. Поэтому их роль состоит в том, чтобы рассматривать возможные варианты вложения денежных средств исходя из условий сделки, а также анализировать последствия уже произведенных расходов.
Основными методическими задачами курса является выработка практических навыков у студентов по следующим направлениям:
• исчисление конечных сумм денежных средств, находящихся во вкладах, займах, ценных бумагах путем начисления процентов;
• расчеты по коммерческому кредитованию; установление взаимосвязи между отдельными параметрами сделки и определение параметров сделки, исходя из заданных условий; определение эквивалентности параметров сделки для получения равной отдачи от затрат, произведенных различными приемами;
• анализ последствий изменения условий операции; исчисление обобщающих характеристик и отдельных параметров денежных средств, рассматриваемых как финансовые потоки;
• разработка планов выполнения финансовых операций; расчет показателей доходности финансовых операций.[2;13]
Освоение теоретического материала по данной дисциплине должно комплексно сочетаться со значительным объемом практических занятий, включая использование пакета прикладных программ. В рамках самостоятельной работы студентам предлагается углубленное исследование актуальных тем на основе изучения периодических изданий («Рынок ценных бумаг», «Финансовый менеджмент», «Страхование», «Инвестиции в России», «Эксперт», «Финансы и кредит», «Финансы». «Дайджест - Финансы»).
Комплексная подготовка студентов в области финансовых вычислений является основой предстоящего успешного изучения дисциплин «Финансовый менеджмент», «Экономическая оценка инвестиций», «Экономическая оценка недвижимости», «Финансовый рынок», «Страхование», а, следовательно, неотъемлемым элементом экономического образования специалистов. [3;5;7;12]
Важно подчеркнуть, что знание методов финансовых вычислений позволит будущим специалистам решать более сложные задачи финансового менеджмента.[9;18]. В связи с этим предлагаем классификацию направлений их использования по различным областям управления финансами предприятий .(см .таблицу)
Таблица - Использование методов финансово-экономических расчетов _для разработки финансовой политики организации_
Область финансового менеджмента Примеры применения методов финансово-экономических расчетов
1.Управление внеоборотными активами Оценка эффективности реальных инвестиций (операции математического дисконтирования) Анализ эффективности инвестиций в облигации и акции
2.Управление оборотными активами: а) управление дебиторской задолженностью б) управление денежными средствами Финансово-математические основы осуществления изменения условий контрактов (консолидация платежей) Банковское дисконтирование (банковский учет) Методы расчета простых и сложных процентов Эквивалентность процентных ставок Расчеты наращенных сумм в условиях инфляции
3.Управление собственным и заемным капиталом Анализ рентных платежей Конверсия финансовых рент Создание погасительного фонда с помощью постоянных взносов и переменных взносов Погашение долга равными долями, равными срочными платежами, переменными срочными платежами Методы расчета простых и сложных процентов Эквивалентность процентных ставок Расчеты наращенных сумм в условиях инфляции
Заключение
Анализ существующей практики выявил, что успешная интеграция финансовой грамотности в систему образования зависит от прежде всего от наличия: 1.программ, гармонично вписывающих необходимые финансовые знания в процесс обучения, при этом принципиально важным является актуальность подаваемой информации и профессиональными интересами обучаемых;2.кадров для формирования необходимых знаний у студентов, что во многом предполагает организацию надежной и эффективной системы содействия в подготовке кадров.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что необходимо найти оптимальный вариант включения элементов финансового образования в учебный процесс подготовки будущих специалистов различных направлений. Для этого следует:
• обосновать важность и необходимость финансового просвещения;
• сформировать мотивацию необходимости включения элементов финансового образования в существующие учебные программы;
• создать централизованный ресурс качественных учебных программ -позволяющий делать выбор необходимого материала с учетом разных условий;
• содействовать созданию эффективных методов подготовки педагогов, формированию культуры преподавания в области персональных финансов.
Список литературы
1. Банк методических разработок по финансовой грамотности// URL: https://fmc.hse.ru/methbank
2. Бурда А.Г. Основы финансовых вычислений [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата «Экономика», «Менеджмент» / А.Г. Бурда. — Электрон. текстовые данные. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 104 с. — 978-5-93926-318-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78039.html.
3. Годин А.М. Страхование [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / А.М. Годин, С.В. Фрумина. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 256 с. — 978-5-394-02148-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5105.html
4. Жданова А.Финансовая грамотность: материалы для обучающихся.М.:Вита-Пресс,2016.-400с.
5. Колчина Н.В. Финансы организаций [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению подготовки «Финансы и кредит» / Н.В. Колчина, О.В. Португалова. — 6-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 399 с. — 978-5-238-02810-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71068.html
6. Красина Ф.А. Финансовые вычисления [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ф.А. Красина. — Электрон. текстовые данные. — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2015. — 190 с. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72212.html
7. Пупенцова С.В. Модели и инструменты в экономической оценке инвестиций [Электронный ресурс] / С.В. Пупенцова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. :
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2014. — 187 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43955.html
8. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики// URL: https://hse.ru/
9. Пирогова О.Е., Макаревич М.Л.Экономические и правовые проблемы формирования и распределения прибыли предприятий в контексте управления их стоимо-стью//Глобальный научный потенциал.-2018.-№ 4.- С.59-62.
10. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/
11. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. URL: http: www.minfin.ru/ ru/om/fingram/ about/description/
12. Турманидзе Т.У. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Т.У. Турманидзе, Н.Д. Эриашвили. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 247 c. — 978-5-238-02696-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34529.html
13. Финансы. Корпоративные финансы, финансы домашних хозяйств, международные финансовые отношения, характеристика финансового рынка и банковской системы, деньги, кредит [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Ю. Анисимов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Издательский Дом МИСиС, 2018. — 417 c. — 978-5-906846-66-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78533.html
14. Финансовое просвещение. // URL: http://www.cbr.ru/ finmarket/ protec-tion/finprosvet/
15. Финансовое просвещение: итоги 2018 года. URL: http:// https://www.finversia.ru/ publication/ finansovoe-prosveshchenie-itogi-2018.
16. Чернова В.Э.,Шмулевич Т.В. О возможностях применения дуальной системы образования в высшей школы //В сборнике: Образование. Наука. Карьера. Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 367-371.
17. Чикина Е.Д. Финансовые вычисления в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.Д. Чикина. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2017. — 193 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80478.html.
18. Шмулевич Т.В., Чернова В. Э. Совершенствование методики преподавания финансово-аналитических дисциплин//В сборнике: Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды.. сборник трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции. 2018. С. 281-285.
19. Шмулевич Т.В., Чернова В.Э.Об оценке риска неплатежеспособности предприятий в современных //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 8 (26). С. 160-165.
20. Россияне стали выше оценивать свой уровень финансовой грамотности// https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-vyshe-otsenivat-svoy-uroven-finansovoy-gramotnosti/.