ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ИГР И ИГРУШЕК
НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
1 2 Мамедова Л.В. , Павлова В.В.
1Мамедова Лариса Викторовна - кандидат экономических наук, доцент;
2Павлова Вера Валерьевна - студент, кафедра педагогики и методики начального обучения, педагогический факультет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (филиал)
г. Нерюнгри
Аннотация: в статье рассматривается влияние традиционных народных игр и игрушек на развитие эмоциональной сферы детей. Проводится анализ функций традиционных игрушек и их корреляция с уровнем распознавание эмоций у окружающих людей. Ключевые слова: эмоциональная сфера, воспитание.
Развитие - это естественный личностно - ориентированный процесс, для реализации которого одним из необходимых условием является организация образовательного процесса с применением различных методов и средств обучения и воспитания. Развитие личности происходит в различных видах деятельности, в том числе и игровой - ведущей в дошкольном возрасте [3, с. 4].
С ранних стадий развития человечества воспитание было слито с социализации, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, общественной, ритуальной, игровой и т. д.) [5, с. 242].
Для успешного взаимодействия с обществом важно развитие эмпатии, поэтому одной из задач воспитания является развитие эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера, в свою очередь, характеризуется воспроизводимыми эмоциональными реакциями, которые являются промежуточным звеном во внешней действительности и имеют двойственное положение: сначала - это следствие заложенных детских поведенческих паттернов, а потом уже отклик на изменение внутреннего и внешнего событийного ряда.
Таким образом, эмоциональный отклик взрослого человека - это, прежде всего, заложенные в детстве модели реагирования на окружающую действительность, систему распознавания собственных эмоций и чувств окружающих людей.
Данные механизмы воспитываются в детстве через игру, которая представляет собой «деятельность, которая осуществляется по добровольно принятым правилам в условных ситуациях, задаваемых в символической форме в ограниченном времени и пространстве» [1]. Игровой формат может осуществляться с помощью напевания потешек в младшем возрасте, сказок и былин, а также в играх с народными и традиционными игрушками.
На протяжении всего исторического периода игрушка и ребенок имеют взаимосвязь, которая влечет за собой формирование нравственных и духовных установок, интеллектуальных и творческих способностей [8, с. 134]. Точного определения понятия «традиционная игрушка» нет. Зайцева О.Г, трактует его как народную игрушку, которая представляет «прошлое в настоящем». Живая традиция, сохраняющая связь поколений, народов, эпох. Это огромный мир духовного опыта народа, художественных идей [4, с. 91].
Другую точку зрения формирует Фролова С.В., которая рассматривает сами традиционные народные игры, а не только их атрибутику. В данном контексте развитие эмоциональной сферы по средствам использования традиционных игрушек происходит по двум основным направлениям: процесс общения во время игры с взрослыми или сверстниками.
Например, повторение детской потешки «Ехали, поехали, / В лес за орехами. / В ямку -бух, а там - петух». При этом ребенка сажают на колени и ритмично двигаются их вверх вниз, имитируя езду, на словах « в ямку - бух» колени раздвигаются и ребенок падает. Данная потешка имеет много вариаций и обычно повторяется ребенку несколько раз. Данная игра - это имитация реальной жизни, в которой происходят падения, и ребенок с
детства запоминает ритм, и относится к ямам, как к явлению, проходящему и сопутствующему жизни.
Для малыша данная игра не подвергается анализу и переносу, но является накопленным эмоциональным опытом.
Второе направление развития эмоциональной сферы ребенка - это восприятие традиций, заложенных в игрушке: народные куклы, глиняные игрушке, различные народные росписи, которые несет в себе большой пласт культурной информации, поэтому данные игрушки являются знаковыми или символьными атрибутами воспитания детей, которые выполняют несколько функций [8, с. 134].
- культурологическая - это включение традиций, ритуалов, морально - этических норм и духовных постулатов данного народа или народности;
- эстетическая - это красота игрушки, какой образ она формирует в сознании ребенка, например, народный костюм на кукле, или роспись на глиняных игрушках;
- развивающая - любая игрушка служит развитию способностей имеющихся в ребенке, так русская матрешка направлена не только на развитие мелкой моторики рук, но и несет идею, что все состоит из более мелких частей, что является побудительным фактором для детей для изучения мира и интереса к нему;
- воспитательная - отвечает за привитие детям морально - нравственных качеств (доброта, миролюбие, значимость семьи), осознание ценности окружающего мира через пользование игрушкой;
- творческая - выступает в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Этот аспект используется в учебном процессе, когда ставится задача активизации творческих способностей ученика, повысить интерес к процессу обучения
- когнитивная - заключается в изучении знаний о мире с помощью предметно -пространственной среды на этом обобщении образов и восхождении мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному;
- информационная - народная игрушка несет в себе исторические знания, культурное наследие и опыт прошлого поколения в процессе игры;
- функциональная - с помощью игрушки нарушается система «слово - образ», потому что в игре сначала возникает образ (предмета, процесса, функции, абстрактного понятия, как дружба, любовь, забота и другие), который называют определенным словом;
- образовательная - использование игры и игровых атрибутов как методики обучения и преподавания.
Итак, на развитие эмоциональной сферы у ребенка направлены развивающая, воспитательная, когнитивная и информационные функции.
Взаимодействие с народной игрушкой может происходить в три этапа. Первый - это знакомство с культурным наследием игрушки, когда ребенок узнает историю и значение данной игрушки.
Второе - это изготовление игрушки ребенком, это не обязательный этап, но он дает возможность ребенку учиться на примере взрослого в игровой форме.
Каждый ребенок учится постепенно все усложнять, изначально все чувства ребенок делит на «хорошее» - «плохое», диаметрально противопоставляя, их друг другу, в процессе изготовления игрушек, глядя на взрослого, гамма чувств, которую способен распознавать ребенок увеличивается. «Хорошая» группа эмоций распадается на доброту и удовольствие, радость и счастье, «плохая» группа содержит злость, гнев, зависть. Также появляются «промежуточные» чувства, например, нетерпение.
Третий этап - это сама игра, где ребенок, взаимодействуя с другими, учится не только распознавать свои эмоции, но и воспринимать чужие, проявляя эмпатию к окружающим.
Фроловой С.В. было проведено исследование [7, с. 100], в рамках которого изучалось влияние народных игр на полноту развития личности во всех сферах, согласованности и целостности человека и коллективной атмосфере внутри группы. Результаты исследования отражают, что в ходе овладения народной игрой
41
увеличивается согласованность взаимодействия когнитивной и эмоциональной сфер личности, развитой функции интеллектуального контроля над эмоциями, личностной целостности и успешной адаптации.
Таким образом, традиционные народные игры и игрушки позволяют детям развивать интеллектуальную, когнитивную и эмоциональные сферы путем изучения истории народной игрушки, коммуникации в коллективе и усложнению процессов в игровой форме.
Список литературы
1. Ветрова Л.М., Ершова Л.В. Традиционная деревянная игрушка. Культурно-ценностный аспект //Международный студенческий научный вестник. 2016. № 4-5. С. 649-650.
2. Зайцева О.Г. Традиционные ценности в народной игрушке //Современные инновации. 2017. №. 6. С. 91-94.
3. Ульянова Л.В. Роль традиционной народной куклы в духовно-нравственном воспитании учащихся в объединении «Мягкая игрушка» //Современная образовательная практика и духовные ценности общества. 2016. №. 3. С. 202-206.
4. Гасанова Д.И. Игра в развитии познавательной сферы [Электронный ресурс] / Д.И. Гасанова. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. 74 с. 2227-8397. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20417.html/ (дата обращения: 03.09.2018).
5. Калюжный А.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.С. Калюжный. Электронные текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. 322 с. 978-5-4486-0138-5. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72814.html/ (дата обращения: 03.09.2018).
6. Фролова С.В. Традиционные детские игры и сказки как факторы психического развития личности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/ntraditsionnye-detskie-igry-i-skazki-kak-faktory-psihicheskogo-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 11.08.2018).
7. Шулика М.В. Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста // Вестник ТГПУ. 2013. №6 (134). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-narodnoyigrushkivzhiznideteymladshegoshkolnogo-vozrasta/ (дата обращения: 03.09.2018).
8. Большая российская энциклопедия. - 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru (дата обращения: 10.08.2018).