История и философия
В.С.Флусова
О роли феминности в российских общественных отношениях
Феминность - социально-природный фактор стабилизации, поддерживающий биологическую основу социальных взаимодействий - традиции, Феминность, или социально-духовная самореализация женщины, предстает в качестве социальной ценности. Специфика духовного самовыражения женщины выражена теми отличиями, которые составляют разность между женщиной и мужчиной, их психофизиологическими и ментальными характеристиками. Ряд факторов позволяет сегодня говорить о существующей связи между недостатком деятельности женщин, феминности, в социальной сфере России и кризисом духовности, дефицитом милосердия, чуткости, любви, понимания в социально-общественных коммуникациях.
Женская деятельность по гармонизации социальных отношений связана с реализацией особой женской тендерной роли в обществе, Остро встающий сегодня вопрос тендерной принадлежности индивида, тендерных отношений направлен на решение кризиса в семье и обществе. Тендер - это социальная роль субъекта социально-общественных отношений, где любая деятельность значима и служит вкладом человека 8 укрепление социума. Тендерные отношения складываются из взаимодействий феминного и маскулинного как социально-духовного выражения полов, Современное воплощение феминного и маскулинного представляется проблемным, требующим разумного решения, соответствующего духовному естеству человека.
Сегодня личность женщины оказывается в конфликтном состоянии, с одной стороны - с обществом и его требованиями (образование, карьера, общественная деятельность, активная общественная позиция), с другой стороны - специфически женскими личностными потребностями и склонностями (желание семейного уюта, забота о детях и супруге, реализация себя в семье). Пограничная напряженность между общественными обязанностями и семейными обязательствами женщин сопровождается мужской «инфантильностью» (избегание социальной ответственности, эгоизм, гедонизм). Эта ситуация делает уязвимой организацию семьи.
Духовный аспект в семье - это образующий семью фактор. Духовность есть установка на коллективное сосуществование, где присутствуют любовь, уважение, доверие, нравственность, Упадок духовной культуры в обществе фактически выражается широким распространением сожительства без заключения брака, упрощением семьи до одно-атомарной и, в целом, дис-
комфортом личности (одиночество, вопрос личностного самоопределения). Сегодня общество должно способствовать становлению и актуальному обновлению социальности, а также личностной самореализации женщины, Такое становление, как мы себе представляем, правильнее всего проводить через укрепление коллективного начала в обществе: это социально-общественная забота обо всех, кто в ней нуждается, забота как измерение любви, возникающей среди людей,
Тендерная культура российского общества воплощает в себе возможности мужского и женского начал в сохранении общечеловеческих ценностей, Эти ценности закреплены в семейно-родственных отношениях людей, Духовность женского начала в нашей стране воплощает национальную систему ценностей, во взаимодействии с мужским началом закрепляет парадигму семьи, специфически влияя на систему российского общества, Женское начало и в историческом прошлом, и в настоящем времени выражено в способности жертвовать собой, своими интересами, ради близких людей, Женщина в России традиционно стремится выполнить -несмотря на все перемены в обществе, вопреки личной выгоде - свой долг, следовать своему традиционному предназначению жены и матери. Этот феминный героизм самоотречения, архетипически закрепленный в нашей стране в общественном мнении, сегодня наталкивается на феминистическую тенденцию, идущую с Запада. Возник русский феминизм, который, в отличие от западного женского движения, характерно не впадает в крайности, не объявляет войну мужчинам, российские женщины выбирают другой путь - путь мудрости, гармонии и любви. Отношения полов в стране, переживая кризис, тем не менее, стремятся к достижению тендерной полноценности, к возрождению ценности устойчивых отношений.
Стремление к социальной стабильности, устойчивости естественно для женского личностного начала, стремящегося к семье как к сфере реализации личностной потребности в создании и трансляции традиций. Гендерность вложена в человеческое общество самой природой, как некий природный противовес искусственно созданной среде. Человеческая социальная организация половых различий органично воплощалась в семье, являясь источником обобщения социального опыта и базой для эволюции, что в сочетании обеспечивает поступательное развитие человечества, Условия современной городской жизни требуют от женщин
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006
217
большей мобильности, развития деловых качеств, усвоения новых для женщин видов деятельности, И мы убеждаемся, что сегодня для женщины важнейшим становится умение поддержания баланса между общественным стремлением к прогрессу и естественной природой человека,
Сохранение и поддержание тендерных отношений, организующих модель социальных взаимодействий между мужчинами и женщинами, обновленное современными общественными тенденциями, способно преодолеть проблемы бездуховности коммуникаций в семье и
обществе. Значимость изучения специфики духовного
самовыражения женского начала востребована сегодня целым рядом духовно-культурных, социально-политических, экономических и демографических факторов. Сегодня необходимо изучать значение тендерной организации общества, духовного самовыражения женщины в семье с тем, чтобы укрепить семью, поддержать жизненное стремление женщин к устойчивости (социальной стабильности, статичности) как тесно связанное с существованием рода, семьи, общества, государства, с сохранением национальных традиций.
Ю.В.Карпова
Место философской веры в преодолении ««кризиса субъекта»
Для философии начала столетия характерен поворот к изучению внутреннего мира человека, завершением которого в наше время стало провозглашение постмодернизмом смерти субъекта. Рассматривая личность с точки зрения «сверхдетерминизма» и «децен-трации», постмодернизм, в сущности, пришел к невозможности выражения личностного начала. Так сверхдетерминизм выражается в признании существования процессов и явлений, над которыми человек не властен, но которым он полностью подчинен. Децентрация субъекта решалась обычно как отрицание автономности сознания. Таким образом, субъект окончательно утратил чувство индивидуальной целостности, потерял когнитивные основания для самоидентификации и, наконец, просто остался равнодушным к проблеме ответственности за свое «Я». К сожалению, философия актуального времени всего лишь констатировала отсутствие субъекта, но не спровоцировала его присутствие. Философский дискурс лишь зафиксировал "кризис субъекта" в современном гуманитарном знании.
Поэтому решение современных проблем человека, прежде всего, требует понимания его нынешнего статуса, который должен определяться, в первую очередь, через его духовную сферу. Определяя духовность как синтез разума и веры, следует отметить, что если категория «разум» не требует дополнительных пояснений то понятие «вера», до сих пор не обладая научной строгостью, нуждается в дополнительном философском анализе.
Попытку такого рассмотрения понятия веры предпринял К. Ясперс, выделив объективный и субъективный аспект восприятия понятия веры [8]. Для построения концепции философской веры нам представляется необходимым сделать акцент именно на ее субъективной стороне.
Феномен веры, с нашей точки зрения, является способом постижения, как особого состояния приобщения к сущему. Человек овладевает таким способом обретения сущего в процессе трансцендирования, то есть выхода за рамки налично данного опыта, за пределы возможного в себе в область «невозможного». Фактически, такого рода активность личности выражается в формировании нового структурного компонента психики личности - феномена надсознательного, где надсознательное - есть уровень психической активности личности, связанный с процессом трансцендирования или функцией трансгрессии. Понятие о надсозна-тельном позволяет разграничить неосознаваемую психическую активность на две формы: бессознательное, которое зависит от уже запечатленной в мозгу информации, и само надсознательное, устремленное на созидание того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте. Таким образом, бессознательное детерминировано прошлым, в то время как надсознательное - будущим [6]. Работа надсознательного, — это не понимание чего-то заранее до и независимо от него данного. Результатом такой работы могут быть продукты творчества, объективное содержание которых не представлено в рефлексии человека, но запечатлено работой мысли на уровне надсознательного. Поэтому надсознательное - это такая сфера работы мысли, где инструментом является не разум, как это было бы в «вещном» (М.К. Мамардашвили) сознании, а вера. При этом работа надсознательного будет выражаться в процессе постижения, а не понимания. Постижение здесь есть некий синтезирующий акт, в отличие от анализа, который характеризует работу разума.
Возвращаясь к определению духовности как синтеза разума и веры, мы можем констатировать, что духовность адекватно раскрывается, реализуясь на двух
218
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006