большей мобильности, развития деловых качеств, усвоения новых для женщин видов деятельности, И мы убеждаемся, что сегодня для женщины важнейшим становится умение поддержания баланса между общественным стремлением к прогрессу и естественной природой человека,
Сохранение и поддержание тендерных отношений, организующих модель социальных взаимодействий между мужчинами и женщинами, обновленное современными общественными тенденциями, способно преодолеть проблемы бездуховности коммуникаций в семье и
обществе. Значимость изучения специфики духовного
самовыражения женского начала востребована сегодня целым рядом духовно-культурных, социально-политических, экономических и демографических факторов. Сегодня необходимо изучать значение тендерной организации общества, духовного самовыражения женщины в семье с тем, чтобы укрепить семью, поддержать жизненное стремление женщин к устойчивости (социальной стабильности, статичности) как тесно связанное с существованием рода, семьи, общества, государства, с сохранением национальных традиций.
Ю.В.Карпова
Место философской веры в преодолении ««кризиса субъекта»
Для философии начала столетия характерен поворот к изучению внутреннего мира человека, завершением которого в наше время стало провозглашение постмодернизмом смерти субъекта. Рассматривая личность с точки зрения «сверхдетерминизма» и «децен-трации», постмодернизм, в сущности, пришел к невозможности выражения личностного начала. Так сверхдетерминизм выражается в признании существования процессов и явлений, над которыми человек не властен, но которым он полностью подчинен. Децентрация субъекта решалась обычно как отрицание автономности сознания. Таким образом, субъект окончательно утратил чувство индивидуальной целостности, потерял когнитивные основания для самоидентификации и, наконец, просто остался равнодушным к проблеме ответственности за свое «Я». К сожалению, философия актуального времени всего лишь констатировала отсутствие субъекта, но не спровоцировала его присутствие. Философский дискурс лишь зафиксировал "кризис субъекта" в современном гуманитарном знании.
Поэтому решение современных проблем человека, прежде всего, требует понимания его нынешнего статуса, который должен определяться, в первую очередь, через его духовную сферу. Определяя духовность как синтез разума и веры, следует отметить, что если категория «разум» не требует дополнительных пояснений то понятие «вера», до сих пор не обладая научной строгостью, нуждается в дополнительном философском анализе.
Попытку такого рассмотрения понятия веры предпринял К. Ясперс, выделив объективный и субъективный аспект восприятия понятия веры [8]. Для построения концепции философской веры нам представляется необходимым сделать акцент именно на ее субъективной стороне.
Феномен веры, с нашей точки зрения, является способом постижения, как особого состояния приобщения к сущему. Человек овладевает таким способом обретения сущего в процессе трансцендирования, то есть выхода за рамки налично данного опыта, за пределы возможного в себе в область «невозможного». Фактически, такого рода активность личности выражается в формировании нового структурного компонента психики личности - феномена надсознательного, где надсознательное - есть уровень психической активности личности, связанный с процессом трансцендирования или функцией трансгрессии. Понятие о надсозна-тельном позволяет разграничить неосознаваемую психическую активность на две формы: бессознательное, которое зависит от уже запечатленной в мозгу информации, и само надсознательное, устремленное на созидание того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте. Таким образом, бессознательное детерминировано прошлым, в то время как надсознательное - будущим [6]. Работа надсознательного, — это не понимание чего-то заранее до и независимо от него данного. Результатом такой работы могут быть продукты творчества, объективное содержание которых не представлено в рефлексии человека, но запечатлено работой мысли на уровне надсознательного. Поэтому надсознательное - это такая сфера работы мысли, где инструментом является не разум, как это было бы в «вещном» (М.К. Мамардашвили) сознании, а вера. При этом работа надсознательного будет выражаться в процессе постижения, а не понимания. Постижение здесь есть некий синтезирующий акт, в отличие от анализа, который характеризует работу разума.
Возвращаясь к определению духовности как синтеза разума и веры, мы можем констатировать, что духовность адекватно раскрывается, реализуясь на двух
218
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006
уровнях психической активности человека: сознание и надсознательное, где разум выступает в качестве условия существования сознания, а вера - подсознательного.
С нашей точки зрения, средством выражения веры является символ, т.к. символ есть «понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно- телесного бытия» [7 С. 674]. Несмотря на то, что природа символа имеет знаковый характер, символ отличается принципиально от знака тем, что знак редуцируется к предмету, в то время как символ - к надсознательному, обладая при этом бесконечностью смыслов. Смысл символа детерминирован не экстернально, а интернально, т.к. зависит от внутренних условий постигающего его субъекта.
Таким образом, философская вера есть такое основание духовности личности, которое способно остановить процесс распада и разрушения. Символ, явля-
ясь средством выражения веры, позволяет субъекту «уходить» от языкового сверхдетерминизма. Формирование структуры надсознательного, инструментом которой является философская вера, уравновешивает де-центрирующее действие сил бессознательного, возвращая личности состояние цельности. Поэтому концепция философской веры, являясь способом постижения реальности и приобщения к сущему, способна стать основанием, возвращающем человеку чувство индивидуальной целостности.
Библиографический список
1, Психология. Словарь/ Под общ, Ред. А, В. Петровского, М. Г. Ярошевского,- 2-е изд„ испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990,- 494с,
2, Родионова С. А. Символ // Всемирная энциклопедия: философия XX век/ Главн.науч. ред, и сост. А. А, Грицанов. -М, 2002, - С.674-675.
3, Ясперс К, Философская вера, II К, Ясперс Смысл и назначение истории: пер. с нем, — М: Политиздат, 1991. - С. 420-508.
Щ; ИСТОРИЯ И фИЛОСОфИЯ