Научная статья на тему 'О социальном значении духовного самовыражения женского начала (на примере России)'

О социальном значении духовного самовыражения женского начала (на примере России) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
279
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / ДУХОВНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIOLOGY / SPIRITUAL SELF-EXPRESSION / GENDER ISSUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Флусова Виктория Сергеевна

Исследована специфика женской деятельности по гармонизации социальных отношений. Рассмотрена роль гендерных отношений в разрешение кризиса в семье и обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SPIRITUAL EXPRESSING OF THE WOMEN ORIGIN SIGNIFICENCE (FOR EXAMPLE: RUSSIA)

Women's activity toward harmonization of social relationships is studied. The role of gender relations in resolving crises in family and society is discussed.

Текст научной работы на тему «О социальном значении духовного самовыражения женского начала (на примере России)»

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

в.с. ФЛУСОВА

аспирант Иркутского государственного университета

О СОЦИАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ДУХОВНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ЖЕНСКОГО НАЧАЛА

(на примере России)

Специфика женской деятельности по гармонизации социальных отношений связана с реализацией особой женской гендерной роли в обществе. Остро встающий сегодня вопрос гендерной принадлежности индивида, тендерные отношений направлен на разрешение кризиса в семье и обществе. Тендер — это социальная роль субъекта социальных отношений, где любая деятельность значима и служит вкладом человека в укрепление общества. Тендерные отношения складываются из взаимодействий феминного и маскулинного как социально-духовного выражения полов. Современное воплощение феминного и маскулинного представляется проблемным, требующим разумного решения, соответствующего духовному естеству человека.

Сегодня личность женщины оказывается в конфликтном отношении с одной стороны — к обществу и его требованиям (образование, карьера, общественная деятельность, активная общественная позиция), с другой стороны — к специфически женским личностным потребностям и склонностям (желание семейного уюта, забота о детях и супруге, реализация себя в семье). Противоречие между общественными обязанностями и семейными обязательствами женщин усугубляется мужской «инфантильностью» (избегание социальной ответственности, эгоизм, гедонизм). Эта ситуация делает уязвимой организацию семьи.

Тендерная культура воплощает в себе возможности мужского и женского начал в сохранении культурных ценностей российского общества. Эти ценности закреплены в семейно-родственных отношениях людей. Духовность женского начала в нашей стране воплощает национальную систему традиций, во взаимодействии с мужским началом закрепляет основу семьи, специфически влияя на систему российского общества. Женское начало и в историческом прошлом, и в настоящем времени выражено в способности

жертвовать собой, своими интересами ради близких людей. Женщина в России традиционно стремится выполнить — не смотря на все перемены в обществе, вопреки личной выгоде — свой долг, следовать своему традиционному предназначению жены и матери. Этот феминный героизм самоотречения, ар-хетипически закрепленный в нашей стране в общественном мнении, сегодня наталкивается на феминистическую тенденцию, идущую с Запада. Возник русский феминизм, который, в отличие от западного женского движения, не впадает в крайности, не объявляет войну мужчинам, российские женщины выбирают другой путь — путь мудрости, гармонии и любви. Отношения полов в стране, переживая кризис, тем не менее, стремятся к достижению гендерной полноценности, к возрождению ценности устойчивых отношений.

Общественные связи нуждаются в усилении женской деятельности по реализации мудрой природы ее духовности. Либеральная модель независимости трактует обязанности как данность, которую человек принимает на себя добровольно, предоставляя индивиду самому сделать свой личностный выбор по принятию или непринятию этих обязанностей1. Специфика личностного начала женщины, воплощая коллективно-природные установки бытия, напротив, исходит из понимания обязанностей как онтологической данности. Многие индивидуальные обязанности не являются добровольными. Это — элемент целого комплекса наличных человеческих отношений. Человеческие связи, базирующиеся на состоянии взаимной изоляции, эгоизме и нарастающей массовой индивидуализации сознания сегодня доминируют. Интеграция женской духовности не предполагает диктата личности, напротив, мудрость женского начала способна воплотить свою модель независимости, схожую с неприметной долей независимости внутри семьи, координированную ответственностью.

© В.С. Флусова, 2006

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

В этой модели способность действовать для достижения собственных интересов и претендовать на определенные права формируется в процессе создания связей с другими людьми. Такое воплощение мудрости делает людей частью друг друга, причастность к коллективности становится договором как главным условием человеческих связей. Для общества необходим момент ограничения, накладываемого на способы деятельности, осуществляемой индивидами для их потребностей, «момент некоторой частной "невыгоды" ради "выгоды" внеситуационной и более существенной»2. Мудрость основывается на нравственной регуляции деятельности, в которую входит любая деятельность индивида в отношении других людей и любых значимых для индивида и общества объектов.

Мудрость на уровне общества является выражением «изначально существующей в природе целесообразности»3, тем, что способствует увеличению продолжительности и надежности жизни. То, что продляет и стабилизирует жизнь — нравственно, то, что ее укорачивает (в результате различных форм девиации поступочной деятельности) — вредно, безнравственно. Высокие социальные и биологические нагрузки, которые переносит женщина, такие, как рождение и воспитание детей, трудности быта, аборты и т.д., компенсируются сравнительно с мужчинами большей ориентированностью женщин на витальность: женщины внимательнее относятся к своему состоянию, чаще обращаются к врачам, больше денег тратят на лекарства. Это ответственное человеческое поведение, координированное системой жизненных ценностей, жизненных смыслов, в силу чего женщины обладают большей социальной ответственностью, ведь женщина дает жизнь, поэтому умеет ее и ценить. Данное высказывание можно проиллюстрировать тем, что в Иркутской области в 2004 г. среди безработных женщины составляли 33%, а 66%, соответственно, мужчины. Это объясняется тем, что женщины, стремясь исполнить материнский долг, не пренебрегают низкооплачиваемым трудом, «непристижными» предложениями работодателей (уборщицы, санитарки, няни и т.д.)4. Тендерные различия в продолжительности жизни вытекают из биологических (у мужчин более низкая сопротивляемость воздействиям окружающей среды) и социально значимых факторов, и эти различия очень существен-

ны, особенно в России. Для женщин в нашей стране средняя продолжительность жизни составляет 74 года5.

Участвуя своим домашним трудом в общественном производстве, женщины способствуют экономическому росту общества и, что особенно важно, обеспечивают социальную гармонию, поддерживают стабильность в обществе. Отрицательная энергия женской неудовлетворенности своим статусом в нашей стране не выливается в массовые акции протеста, но разрушительно влияет на морально-психологическую и духовно-бытовую атмосферу в семье. По выражению Э.В. Ильенкова, «действительная личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и продукте своих действий вдруг производит результат, всех других касающийся»6. И здесь мы видим, что личность женщины связана с той бытийствен-ной средой, где ее роль незаменима.

Ф. Фукуяма в своей работе «Великий разрыв», рассуждая о социальной роли мужчин в истории, отмечает, что социальное нововведение, осуществленное в начале онтогенеза, когда самцы стали кормить самок и малышей, есть выученное мужское поведение. В силу его выученности оно прекращается при условиях, которые не обеспечивают эффективного научения. «Ослабление норм мужской ответственности усиливает потребность женщин в том, чтобы получить специальность, чтобы не зависеть от все более безответственных мужей. Поскольку существует значительная вероятность того, что брак закончится разводом, современные женщины поступали бы глупо, не готовя себя к работе»7.

Работающая женщина реализует таким образом свою социальную ответственность перед семьей, уровень которой в женской гендерной группе выше, чем в мужской. При выборе места работы, поддерживая устойчивость жизненных оснований, женщины предпочитают госсектор, где существуют выплаты по больничным листам, пособия по уходу за ребенком, оплата отпуска, сохранение рабочего листа в течение трех лет после рождения ребенка, фиксированный режим рабочего времени8. Низкий уровень заработной платы здесь опасен для семьи, так как снижение социального статуса и уровня жизни приводит к ухудшению здоровья самих женщин и их детей. Материальная незащищенность и неуверенность в завтрашнем дне являются

Известия ИГЭА. 2006. № 5 (50)

Ю.В. КАРПОВА

одной из причин снижения рождаемости и распространения алкоголизма и наркомании среди женщин9. В Иркутской области женщины зарабатывают в среднем на 39% меньше, чем мужчины, в организациях, осуществляющих коммерческую деятельность — в 2,5 раза меньше мужчин. Заработная плата женщин в Иркутской области выше только в двух сферах: розничной торговле (на 10%) и управлении (на 14%)10.

Сохранение и поддержание гендерных отношений, организующих модель социальных взаимодействий между мужчинами и женщинами, обновленное современными общественными тенденциями, способно преодолеть проблемы бездуховности коммуникаций в семье и обществе путем их адаптации к общественному прогрессу. Значимость изучения специфики духовного самовыражения женского начала востребована сегодня целым рядом духовно-культурных, социально-политических, экономических и демографических факторов. Сегодня необходимо изучать значение гендерной организации общества,

духовного самовыражения женщины в семье с тем, чтобы укрепить семью, поддержать жизненное стремление женщин к устойчивости (социальной стабильности, статичности) как тесно связанное с существованием рода, семьи, общества, государства, с сохранением национальных традиций.

Примечания

1 Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д, 2000. С. 200.

2 Колесов Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты. М., 2000. С. 80.

3 Там же. С. 79.

4 Занятость и безработица в Иркутской области. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Иркутской области. Иркутск, 2002. С. 13.

5 Гендер и общество / под общ. ред. Широбоко-вой A.A., Ураловой С.В. Иркутск, 2002. С. 225.

6 Ильенков Э.В. Философия и культура. Что же такое личность? М., 1991. С. 414.

7 Фукуяма Ф. Великий разрыв (Текст) / под общ. ред. А.В. Александровой. 2004. С. 147.

8 Гендер и общество. С. 21.

9 Там же.

10 Там же.

Ю.В. КАРПОВА

аспирант Иркутского государственного университета

КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОИ ВЕРЫ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

Для современной философии характерен поворот к изучению внутреннего мира человека, особенностью которого становится выраженный акцент на его духовном мире. Привела эта установка к противоречивым результатам: с одной стороны, к экзистенциалистскому пафосу уникальной, самодостаточной личности, с другой — к концепции тотальной зависимости человека от внутренних (бессознательных) влечений классического психоанализа, при этом жизнь человека представлялась непрерывной борьбой с самим собой.

Органичным продолжением и, по сути, завершением таких концепций личности стало провозглашение постмодернизмом смерти субъекта. Рассматривая личность с точки зрения «сверхдетерминизма» и «децентрации», постмодернизм, в сущности, пришел к невозможности выражения личностного начала. Так, сверхдетерминизм выражается в признании существования процессов и явлений, над которыми человек не властен, но которым он

полностью подчинен. Среди этих явлений можно отметить представленные в виде безличной силы социальные процессы, язык и те сферы духовной деятельности, которые он обслуживает, область бессознательного желания.

Что касается проблемы децентрации субъекта, то выражалась она обычно в отрицании автономности сознания. Тема эта раскрывалась современным психоанализом, лингвистикой и антропологией. Общим для этих направлений было «введение «прерывности» в качестве «методологического принципа» в практику своего исследования, т.е. эти дисциплины «децентрировали» субъект по отношению к «законам его желания» в (психоанализе), языковым формам (в лингвистике) и правилам поведения и мифов (в антропологии)»1.

Таким образом, субъект окончательно утратил чувство индивидуальной целостности, потерял когнитивные основания для самоидентификации и, наконец, просто остался

© Ю.В. Карпова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.