фаланг пальцев на задней и передней конечностях. Снижение интенсивности кальцнфнкацнн, возможно, связано с замедлением развития плодов, на что указывает и меньшая масса крысят подопытной группы по сравнению с контролем (см. таблицу).
В следующей серии эксперимента цимбуш вводили белым крысам в дозе 2 мг/кг (1/200 ежедневно на протяжении беременности. Видимых признаков интоксикации у беременных крыс в течение эксперимента не отмечалось. По сравнению с контрольными у подопытных животных не было различий в показателях функционального состояния печени и почек крыс.
Применение цимбуша в дозе 2 мг/кг на протяжении всей беременности не вызывало увеличения гибели плодов.
При макроскопическом исследовании плодов не обнаружено уродств ни в одной из групп, не установлено отклонений в формообразовании и остеогенезе у плодов подопытных самок.
С целью выявления влияния цимбуша на развитие потомства часть крыс была оставлена до родов, которые наступали на 22—23-й день беременности. Число живых плодов (в среднем на 1 самку) составляло 11,5 в подопытной и 11,8 в контрольной группе.
У потомства обоего пола от подопытных крыс существенных изменений показателен функционального состояния ЦНС, печени, почек и коэффициентов массы внутренних органов не обнаружено.
' Для понимания патогенеза влияния цимбуша на эмбриогенез представляли интерес данные о проникновении препарата через плаценту и распределении его в органах крыс. На 21-й день беременности самок, которые получали цим-
буш в дозе 2 мг/кг, начиная с 1-го дня беременности, умерщвляли и определяли содержание препарата в крови и органах самки и плода. Цимбуш обнаружен в крови (0,3 мг/кг) и легких (0,1 мг/кг) самки.
Выводы. I. Воздействие цимбуша в дозе 40 мг/кг с 6-го по 15-й день беременности приводило к увеличению постимплантационной смертности, снижению массы плодов при отсутствии тератогенного действия.
2. Цимбуш в дозе 2 мг/кг в период беременности не оказывал выраженного повреждающего действия на эмбриогенез крыс. Развитие потомства подопытных животных в по-стнатальном периоде не отличалось от контроля.
3. В репродуктивных органах беременных крыс и плодах цимбуш не обнаружен.
Литература
1. Буркацкая Е. Н. и др. Методические рекомендации по использованию поведенческих реакций животных в токсикологических исследованиях для целей гигиенического нормирования. Киев, 1980.
2. Дыбан Л. П. — В кн.: Методы биологии развития. М., 1974, с. 299—303.
3. Марцонь JI. В. Методика висцерального исследования плодов лабораторных животных на экспериментах по оценке тератогенной активности химических веществ. М., 1980.
4. Ueda К. ct al. — J. Agricult. Food Chetn., 1975, v. 23, p. 106—115.
Поступила 19.03.84
УДК 371.716 +в 13.22-053.5
И. Г. Сивков, А. В. Куц, В. И. Сивков О РЕЖИМЕ ДНЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
Пермский педагогический институт
Режим дня является одним из важнейших факторов, влияющих на работоспособность и хорошее состояние здоровья учащихся. В разные возрастные периоды осознанность этого фактора у школьников неодинакова. По этой, а также по многим другим причинам учащиеся допускают существенные отступления от гигиенических рекомендаций чфю режиму дня
В связи с изложенным мы изучили динамику показателей режима дня учащихся одной из школ Перми. С этой целью были проанализированы анкеты, заполненные одними н теми же учениками с интервалом один год. Анкеты заполняли в апреле на протяжении недели. Всего проанализировано 230 анкет, заполненных в 4-м классе и столько же в 5-м. В результате проведенного таким образом изучения мы констатировали, что в 5-м классе режим дня учащихся существенно отличался от того, каким он был в предыдущем году.
Следует заметить, что итоги анкетирования четвероклассников и рекомендации учащимся по коррекции режима дня мы докладывали на педагогическом совете школы, родительских собраниях, а учащимся — на классных часах. Проводились специальные беседы. Каждому ученику были вручены отпечатанные типографским способом рекомендуемые режимы дня. За основу были взяты типовые режимы из учебника по школьной гигиене. Хотя мы не можем, да и было бы неверно утверждать, что именно выполненная нами работа явилась решающим фактором, обусловившим некоторые положительные изменения в режиме дня учащихся, однако определенную роль указанные мероприятия, безусловно, имели.
1 Сивков И. Г. и соавт.— Гигиена и санитария, 1983, ,№ 8.
Оказалось, что число детей, у которых продолжительность ночного сна соответствовала возрастной гигиенической норме, увеличилось почти в 3 раза (с 28,9 до 86,9%). Соответственно сократилось и число детей, которые недосыпали. Снизился с 4,1 до 3 процент детей, у которых недосыпание ежедневно составляло 2 ч и более. Изменения этого показателя имели резко выраженную положительную тенденцию.
Что касается второго изученного нами показателя режима дня — времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий, то оказалось, что дети стали намного дольше заниматься уроками дома. Количество учащихся, которые вообще не выполняли дома уроков, к 5-му классу резко сократилось (с 40 до 26%). Этот показатель ухудшился в том плане, что среди пятиклассников во много раз (с 3,4 до 22,3%) возросло число детей, занимающихся дольше рекомендованного гигиенистами времени.
В связи с изложенным можно предположить, что дети за год повзрослели и стали серьезнее относиться к выполнению домашних заданий. Возросли, бесспорно, к 5-му классу объем и трудность домашних задании, и все это тоже обусловило изменение времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий.
Третьим изученным нами показателем было время пребывания на свежем воздухе. По нашим данным, этот показатель в 5-м классе оказался хуже, чем был у этих же детей в 4-м классе. Хотя число детей, которые вообще не выходили на улнцу (не считая дороги в школу) сократилось с 42,7 до 38,2%, однако заметно (с 24,7 до 18,8%) уменьшилось и число детей, соблюдающих гигиенические рекомендации. Повысился (с 32,6 до 43) и процент детей, недостаточно находящихся на свежем воздухе.
В качестве четвертого показателя режима дня мы взяли время, затрачиваемое на просмотр телевизионных передач.
Изменения этого показателя оказались благоприятными, хотя до полного соблюдения гигиенических норм еще очень далеко. Процент случаев, когда дети вообще не смотрели телепередачи, уменьшился с 43,6 до 40,8. Случаи, когда учащиеся укладывались в гигиенические нормативы, возросли с 12,1 до 34,7%. Соответственно значительно (с 44,3 до 24,5) уменьшилось число случаев, когда дети смотрели телепередачи дольше положенного времени. А количество случаев «патологического просмотра» (термин автора. — И. С.), когда учащиеся ежедневно находились перед телевизором по 4 ч и более, сократилось с 12,1 до 3.9 %.
Следующие два изученных нами показателя — это работа по дому и чтение художественной литературы. Эти показатели типовым режимом дня учащихся не регламентированы, поэтому сравнения с нормативами мы не проводили, а лишь констатировали фактическое положение.
При изучении времени, затрачиваемого на работу по дому оказалось, что процент случаен, когда дети не занимались ею, уменьшилось с 45,9 до 39,6, когда дети работали более 1 ч в день — с 22,4 до 18,7. Изменение этого показателя благоприятно в том отношении, что предусмотренное типовым режимом личное время у детей посвящалось работе по дому, т.е. они находились в движении. Вместе с тем им прививалось трудолюбие и это не влекло за со-
бой изменения продолжительности других обязательных^ компонентов режима дня. '
Что касается времени, затрачиваемого на чтение художественной литературы, то наши опасения, не будет ли это в ущерб многим другим компонентам режима дня, не подтвердились. Наоборот, в 5-м классе таких случаев было 11,4 %, а в 4-м — 25 %. Среди четвероклассников «зачитывающихся» (термин автора. — И. С.), т.е. читавших по 2—3 ч подряд, было 8,7 %, среди пятиклассников — только 0,4 %. По-прежнему оставался большой процент учащихся, вообще не читавших художественную литературу. Если в 4-х классах их было 55,4 %, то в 5-х — даже немного больше — 62,6 %.
В заключение можно сказать, что результаты выполненных нами исследований не только указывают на определенные положительные итоги целенаправленных мероприятий по разъяснению значения режима дня, но и на то, по каким показателям происходят наиболее существенные сдвиги в режиме дня у детей при переходе из 4-го в 5-й класс. Все это в свою очередь определяет основные направления санитарно-просветительной работы и проведение соответствующих мероприятий в общеобразовательных школах.
Поступила 29.03.84
УДК 371.71:371.711.8] (476.5-22)
Г. Ф. Беренштейн, М. Н. Нурбаева, П. А. Медведев, А. Г. Караваев
К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ школьников
Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова
В 1981/82 учебном году в школах Сенненского района Витебской области проведено обследование учащихся 4— 8-х классов с изучением показателей физического развития (роста и массы тела, окружности грудной клетки) и физической подготовленности (бег на 30 или 60 м, прыжок в длину с места, бросание набивного мяча массой 1 кг из-за головы), установлена взаимосвязь между этими параметрами. Одновременно определены динамика успеваемости этих учащихся по четвертным и годовым оценкам и взаимосвязь уровня успеваемости и физической подготовленности с типом соматического статуса. Обследование проводили по общепринятой методике [2]. Тип соматического статуса (микро-, мезо- и макросоматический) определяли, исходя из длины и массы тела, окружности грудной клетки [!]•
Анализ полученных данных показал, что среди школьников большинство имели мезосоматнческий статус (66,1 % мальчиков и 69,5% девочек). Мнкросоматический статусу мальчиков встречался чаще (19,4 %), чем у девочек (14,3%), макросоматический же — у 14,6 и 16% соответственно.
Показатели физической подготовленности были выше у мальчиков всех возрастных групп. Так, четвероклассники пробегали 30 м за 5,81 ±0,13 с, пятиклассники — за 5,67± ±0,3 с, шестиклассники 60 м — за 9,94±0,3 с, семиклассники — за 10,43±0,26 с, восьмиклассники — за 10,08±0,3 с, у девочек это время составило соответственно 6,14±0,2, 5,9±0,2, 10,7±0,3, 10,63±0,3 и 10,55±0,33 с. Следует отметить, что скорость бега на 30 м была выше у мальчиков с микросоматнческим статусом (у учащихся 4-х классов 5,63±0,3 с) и у девочек с мезосоматическим (5,93±0,4 с), чем у детей остальных типов. Скорость про-бегания 60 м оказалась выше у мальчиков макросомати-ческого и у девочек мезосоматического статуса.
Длина прыжка с места составила у мальчиков 4-х классов 154,4±8,2 см, 5-х классов — 157,6±7 см, 6-х классов — 182,9±7,1 см, 7-х классов — 181,5±9,5 см, 8-х классов — 189,9±1! см, у девочек — соответственно 135,3±8, 149,3± ±8, 165,8±10, 162,6±8,5 и 160,8±11,3 см. У учащихся 4—
7-х классов не выявлено зависимости между длиной прыжка и соматическим статусом. У восьмиклассников лучшие результаты показали лица с макросоматическнм статусом, худшие — с микросоматическим.
Бросание набивного мяча дало следующие результаты: у учеников 4-х классов 401,6± 16,3 см, 5-х классов 486,7± ±17 см, 6-х классов 487,4±7,8 см, 7-х классов 514,2±29 см,
8-х классов — 612,8± 19,6 см, у девочек 370,8±17,6, 434,2± ±19,6, 478,4 ±27, 458,1 ±19,6 и 503 ±29 см соответственно. Лучшие результаты в этом упражнении оказались у детей с мезо- и макросоматическнм статусом.
Анализ корреляционных связей между показателями ф><£у знческого развития и физической подготовленности показал, что между ростом и физической подготовленностью имеется слабая взаимосвязь (г от 0,1 до 0,22), между массой тела и показателями физической подготовленности — значительно более выраженная (г от 0,23 до 0,61).
Успеваемость (отличная принята за 100%) учащихся была более высокой во втором полугодии и составила у девочек в I четверти 82 %, в III четверти 83%, в IV четверти 84%, у мальчиков — соответственно 73,2, 74,2 и 74,6%. Наиболее высокой успеваемость за годы была у учениц 5-х и 8-х классов (4,23±0,07 и 4,19±0,09 балла), самой низкой — в 7-м классе (3,9± 1,08 балла) при среднегодовой во всех классах 4,12±0,1 балла. У мальчиков среднегодовая успевасмссть составила 3,67±0,09 балла, самая высокая успеваемость была у учащихся 4-х классов (3,92± ±0,07 балла), самой низкой — у восьмиклассников (3,44± ±0,058 балла). Не выявлено определенных закономерностей при изучении успеваемости в зависимости от типа соматического стагуса детей, но несколько чаще встречались случаи более высокой успеваемости у детей с мезосоматическим статусом (/><0,1). Корреляционная связь между успеваемостью и отдельными показателями физической подготовленности или практически отсутствовала (г = 0,052, л = 0,093 и 0,14), или была слабой (г = 0,26, /• = 0,27 и 0,3). Отсутствовала корреляционная связь между успеваемостью и ростом, между успеваемостью и массой тела (г— в пределах 0,1).