УДК 612.6+612.825.8-81 С.И. Трухина1, В.И. Циркин1,2, А.Н. Трухин1, С.В. Хлыбова3 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ ОТ МАТЕРЕЙ С ХРОНИЧЕСКОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
вятский государственный гуманитарный университет
■у
Казанский государственный медицинский университет
о
Кировская государственная медицинская академия
S.I. Trukhina1, V.I. Tsirkin1,2, A.N. Trukhin1, S.V. Hlibova3 PHYSICAL DEVELOPMENT AND EDUCATIONAL SUCCESS IN CHILDREN FROM MOTHERS SUFFERING FROM CHRONIC ARTERIAL
HYPERTENTION
Vyatka state university of humanities
2Kazan state medical university
о
Kirov state medical academy
Анализировали физическое развитие и успешность обучения с 1 по 8 класс детей, рожденных от матерей с хронической артериальной гипертензией (группа 1, п = 34) и от здоровых матерей (группа 2, п = 35). Выявили, что у матерей мальчиков группы 1 чаще, чем в группе 2 наблюдается преэклампсия, плацентарная недостаточность, инфекционные заболевания и слабость родовой деятельности, а у матерей девочек — анемия. У мальчиков группы 1 была выше масса тела при рождении и в 7-8 лет, а у девочек в 14 лет была выше длина тела, ив 16 лет — выше длина и масса тела. Все эти различия объясняются особенностями метаболизма матери и плода. У мальчиков группы 1 успеваемость по отдельным предметам 2-8 классов была ниже, чем у сверстников из группы 2, а у девочек — такая же. Сделан вывод о том, что у девочек, рожденных от матерей с хронической артериальной гипертензией, возможно снижение скорости полового созревания, а у мальчиков — снижение успешности обучения.
Ключевые слова: артериальная гипертензия беременных, мальчики, девочки, физическое развитие, успешность обучения.
The physical development and performance of children born from mothers with chronic hypertension (group 1, n = 34) and from healthy mothers (group 2, n = 35) was analyzed. It was found that mothers of boys from 1st groupwere more subjected to preeclampsia, placental insufficiency, infectious diseases, uterine inertia than in group 2, and the mothers of the girls to anemia. In boys from 1st group the weight was higher as it was at 7-8 years, and the girls had higher length of the body at 14 years, and length and mass of the body at the age of 16. All of these differences are due to the peculiarities of the metabolism of mother and fetus. Boys from 1st
group had worse progress in individual subjects at 2-8 classes than their contemporariesfrom 2nd groupthe same situation was with the girls. We can make a conclusion that the girls born from women with chronic hypertension may have a slower puberty and boys may have reduction of the success in their studies.
Key words: arterial hypertension of the pregnant, boys, girls, physical development, success in studies.
Введение
Артериальная гипертензия (AT) у беременных в разных регионах России встречается у 7-29% беременных женщин [11], а за рубежом — у 15-20% беременных [14, 16]. Во многих странах классификация АГ у беременных включает 1) хроническую АГ, в том числе гипертоническую болезнь (ГБ) и вторичную (симптоматическую) АГ; 2) гестационную АГ;
3) преэклампсию/эклампсию; 4) преэклампсию/эклампсию на фоне хронической АГ [14]. Хроническая АГ выявляется у 6-8% беременных, и она характерна для большинства женщин, имеющих повышенное артериальное давление во время беременности [12].
Наиболее частыми осложнениями беременности при хронической АГ являются анемия [7], преэклампсия, плацентарная недостаточность [6, 14], задержка роста плода [6, 14, 15], нарушение сердечной деятельности и двигательной активности плода [8], внутриутробная гипоксия плода [6, 7, 14], внутриутробная гибель плода [11], угроза прерывания беременности [6, 14], самопроизвольный аборт [11], преждевременные роды [6, 12, 14]. В родах чаще наблюдается слабость родовой деятельности [6, 14], асфиксия новорожденных [7]. Они чаще заканчиваются плановым [7] или экстренным [11] кесаревым сечением. По данным ВОЗ, с наличием АГ связано 20-33% случаев материнской смертности [12]. Отмечено, что новорожденные от матерей с хронической АГ имеют низкую массу тела [6, 15], перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, синдром дыхательных расстройств и инфекции перинатального периода [6]. Данные о физическом и интеллектуальном развитии, в том числе об уровне развития психических функций, а также о состоянии сенсорных систем детей, родившихся от матерей с хронической АГ, малочисленны [3, 17]. В частности, у них чаще наблюдается ожирение, сахарный диабет 2 типа, сердечно-сосудистые заболевания [3], снижение иммунитета и отставание в физическом развитии [17]. Сведения об успешности образовательной деятельности таких детей в литературе отсутствуют.
С учетом всего сказанного в работе была поставлена цель — оценить физическое развитие (с рождения до 16 лет) и успеваемость (с 1 по 8 класс общеобразовательной школы) детей, рожденных от матерей с хронической АГ.
Материалы и методы исследования
Проведен анализ физического развития и успеваемости (с 1 по 8 класс) 649 учащихся восьмых классов общеобразовательных школ г. Кирова, поступивших в первый класс в 2001 году, т.е. рожденных в 1993-1994 годах. Сведения об их пренатальном и посгнатапьном развитии были взяты из базы данных, которая формировалась нами совместно с Четвериковой Е.В. и Тупиковой О.В. с 2001 по 2012
годы, в том числе на основе медицинских документов (форма № 112-У и 026-У) и школьных журналов. Эта база данных позволила выделить 34 учащихся (20 мальчиков и 14 девочек, группа 1), родившихся от матерей с хронической АГ (эти дети составили 5,24% от всех обследованным нами восьмиклассников). Из оставшихся 615 школьников для сравнения с группой 1 была сформирована группа 2 из 35 учащихся (19 мальчиков и 16 девочек), родившихся от матерей, у которых беременность и роды протекали без акушерских осложнений.
Оценку физического развития детей проводили по общепринятым показателям [5], т.е. по длине и массе тела (ДТ, МТ), индексу массы тела (ИМТ, г/см), индексу Кетле (кг/м2) и индексу Рорера (кг/м3). Эти данные были оценены на момент рождения, а также в 1 год, в 7, 8, 12, 14 и 16 лет. Успеваемость анализировали по годовым оценкам по основным дисциплинам и по среднему баллу за учебный год в период обучения с 1 по 8 класс.
Результаты исследования подвергнуты статистической обработке [2]. Различия количественных показателей (они имели нормального распределение, судя по критерию Шапиро-Уилка) оценивали по 1-критерию Стьюдента, а качественных показателей — по критерию хи-квадрат с поправкой Йейтса, или по точному критерию Фишера, если ожидаемое число было меньше 5. Различия во всех случаях считали статистически значимыми при р <0,05.
Результаты исследования
Установлено (табл. 1), что во время беременности у матерей мальчиков группы 1 по сравнению с матерями их сверстников группы 2 статистически значимо чаще наблюдались преэклампсия (30,0% против 0,0%, р <0,05), плацентарная недостаточность (30,0% против 0,0%, р <0,05) и инфекционные заболевания (35,0% против 0,0%, р <0,05), а в родах — слабость родовой деятельности (30,0% против 0,0%, р <0,05). Статистически значимых различий в течение беременности и родов у матерей девочек исследуемых групп не выявлено, за исключением анемии, которая в группе 1 встречалась чаще, чем в группе 1 (42,9% против 0,0%, р <0,05). На момент рождения (табл. 1) мальчики группы 1, т.е. рожденные от матерей с хронической АГ, отличались от своих сверстников из группы 2, т.е. рожденных от здоровых матерей, более низкими баллами по шкале Апгар на 1-й (6,85 против 7,84 баллов, р <0,05) и 5-й (7,80 против 8,90 баллов, р <0,05) минутах. Кроме того (табл. 2), они имели более высокую массу тела (3,63 против 3,32 кг, р <0,05), более высокие значения ИМТ (68,3 против 63,4 г/см, р <0,05) и индекса Кетле (12,9 против 12,1 кг/м2, р <0,05). Девочки группы 1 при рождении отличались от своих сверстниц из группы 2 более низким баллом по шкале Апгар на 5-й минуте (8,29 против 8,94 баллов, р <0,05, табл. 1); различия между ними по другим показателям были статистически незначимы (табл. 2).
Таким образом, результаты анализа внутриутробного периода развития свидетельствуют о том, что наличие хронической АГ у матери повышает риск развития преэклампсии, плацентарной недостаточности, инфекционных заболеваний, слабости родовой деятельности (мальчики) и анемии (девочки).
Выявлено (табл. 2), что физическое развитие мальчиков группы 1, т.е. родившихся от матерей с хронической АГ, в 1 год было таким же, как у
мальчиков группы 2, т.е. рожденных от здоровых матерей. В 7 лет мальчики группы 1 в сравнении с мальчиками группы 2 имели более высокие значения массы тела (26,3 против 24,0 кг, р <0,05), индекса массы тела (209,2 против 192,6 г/см, р <0,05), индекса Кетле (16,7 против 15,5 кг/м2, р <0,05), индекса Рорера (13,3 против 12,4 кг/м3, р <0,05), а в 8 лет — более высокие значения массы тела (29,0 против 26,9 кг, р <0,05) и индекса массы тела (220,8 против 207,0 г/см, р <0,05). Однако в 12, 14 и 16 лет они не отличались от мальчиков группы 2 по показателям физического развития.
Таблица № 1
Показатели, характеризующие перинатальный период развития девочек и мальчиков групп 1 и 2._________________________________________________
Показатели Девочки Мальчики
Группа 1, п=14 Груш п= та 2, [6 Г руппа 1,п=20 Груш п= та 2, 19
Аб с % Абс % Аб с % Абс %
Количество первородящих до 18 лет 1 7,14 0 0,0 0 0,0 0 0,0
Количество первородящих после 30 лет 1 7,14 0 0,0 2 ю, 0 0 0,0
3. Гестоз 3 28,5 7 0 0,0 6 30, 0* 0 0,0
4. Угроза прерывания беременности 4 28,5 7 0 0,0 4 20, 0 0 0,0
Плацентарная недостаточность 1 7,14 0 0,0 6 30, 0* 0 0,0
Анемия 6 42,8 6* 0 0,0 3 15, 0 0 0,0
Инфекционные заболевания 3 21,4 3 0 0,0 7 35, 0* 0 0,0
Раннее излитие околоплодных вод 3 21,4 3 0 0,0 2 10, 0 0 0,0
Слабость родовой деятельности 3 21,4 3 0 0,0 6 30, 0* 0 0,0
Пособия в родах 0 0,0 0 0,0 2 10, 0 0 0,0
Родовая травма 0 0,0 0 0,0 4 20, 0 0 0,0
Обвитие пуповины 2 14,2 8 0 0,0 5 25, 0 0 0,0
Незрелый плод 0 0,0 0 0,0 3 15, 0 0 0,0
Роды по счету
5. Первые 7 50,0 12 75, 16 80, 14 0 0 73,6 8
6. Вторые 5 35,7 1 4 25, 0 4 20, 0 4 21,0 5
Третьи 2 14,2 9 0 0,0 0 0,0 1 5,27
Масса тела при рождении
2,6-3,9 кг 13 92,9 16 10 0 15 75, 0 19 100
2,5 кг и меньше 1 7,1 0 0,0 0 0,0 0 0,0
4,0 кг и больше 0 0,0 0 0,0 5 25, 0 0 0,0
Состояние новорожденного по шкале Апгар
На 1-й минуте 6,85±0, 22* 7,84±0,21 7,71±0, 21 7,81±0,10
На 5-й минуте 7,80±0, 19* 8,90±0,18 8,29±0, 19* 8,94±0,16
Возраст матери 24,79±1 ,71 21,81±0,5 9 27,64±1 ,46* 23,43±1,43
Примечание: * — различие с группой 2 достоверно (р <0,05) по критерию хи-квадрат, или точному критерию Фишера, или по 1> критерию Стьюдента.
Таким образом, у женщин с хронической АГ мальчики рождаются с более высокой массой тела и имеют более высокие значения ее в 7 и 8 лет. Это мы склонны объяснять особенностями метаболизма матери, плода и ребенка. В определенной степени наши наблюдения согласуются с данными литературы о том, что у женщин с ожирением чаще рождаются болыпевесные дети [9].
Девочки группы 1 (табл. 2) по физическому развитию не отличались от девочек группы 2 при рождении, в 1 год, в 7, 8 и 12 лет, но в 14 лет они имели более высокие значения длины тела (165,7 против 159,5 см, р <0,05), а
Таблица № 2
Показатели (М±т) физического развития девочек и мальчиков групп 1 и
2.
в Длина тела, Масса тела, ИМТ, кг/м Индекс Индекс
03 см кг Кетле, кг/м2 Рорера,
ра кг/м3
ст Груп Груп Груп Груп Груп Груп Груп Груп Груп Груп
па 1 па 2 па 1 па 2 па 1 па 2 па 1 па 2 па 1 па 2
Девочки
0 п 14 16 14 16 14 16 14 16 14 16
М 51,9 52,3 3,26± 3,41 62,8 65,2 12,1 12,4 23,4 23,8
пі ±0,5 ±0,5 0,09 ±0,06 ±1,3 ±1,0 ±0,2 ±0,2 ±0,4 ±0,6
1 п 14 16 14 16 14 16 14 16 14 16
М 74,6 74,6 10,2 10,2 135,9 137,1 18,2 18,4 24,4 24,7
пі ±0,4 ±0,7 ±0,3 ±0,3 ±3,5 ±3,0 ±0,4 ±0,4 ±0,6 ±0,6
7 п 10 13 10 13 10 13 10 13 10 13
М 128,0 125,4 26,8 24,6 209,1 195,5 16,4 15,6 12,8 12,4
пі ±1,3 ±1,9 ±1,2 ±1,1 ±8,2 ±6,4 ±0,6 ±0,4 ±0,5 ±0,3
8 п 12 16 12 16 12 16 12 16 12 16
М пт 131,8 ±1,3 129,8 ±1,6 28,3 ±1,2 26,8 ±1,2 212,4 ±8,1 204,8 ±6,6 16,0 ±0,5 15,7 0,4 12,0 ±0,4 12,1 ±0,3
12 п 10 11 10 11 10 11 10 11 10 11
М П1 147,4 ±1,4 146,1 ±1,6 39,3 ±1,8 37,6 ±1,5 274,5 ±8,7 256,6 ±8,8 18,3 ±0,5 17,6 ±0,5 12,2 ±0,3 12,0 ±0,4
14 п 10 11 10 11 10 11 10 11 10 11
М П1 165,7 ±1,9* 159,5 ±0,7 50,9 ±1,7 48,0 ±1,3 306,4 ±7,4 300,4 ±13,2 18,5 ±0,3 18,8 ±0,7 11,2 ±0,1 11,8 ±0,4
16 п 10 11 10 11 10 11 10 11 10 11
М П1 166,2 ±1,5* 161,4 ±0,7 57,0 ±1,7* 51,2 ±1,4 342,2 ±9,5 316,9 ±14,7 20,5 ±0,5 19,6 ±0,9 12,3 ±0,4 12,2 ±0,5
Мальчики
0 п 20 19 20 19 20 19 20 19 20 19
М П1 53,0 ±0,3 52,2 ±0,4 3,63 ±0,07 * 3,32 ±0,07 68,3 ±1,1* 63,4 ±1,1 12,9 ±0,2 * 12,1 ±0,2 24,3 ±0,4 23,3 ±0,4
1 п 20 18 20 18 20 18 20 18 20 18
М П1 76,3 ±0,5 75,9 ±0,7 10,8± 0,3 10,8 ±0,3 140,8 ±2,9 142,5 ±3,3 18,4 ±0,3 18,8 ±0,4 24,2 ±0,4 24,8 ±0,6
7 п 18 14 18 14 18 14 18 14 18 14
125,7 ±0,8 124,5 ±1,2 26,3 ±0,5* 24,0 ±0,7 209,2 ±4,2* 192,6 ±4,3 16,7 ±0,4 * 15,5 ±0,3 13,3 ±0,3 * 12,4 ±0,3
8 п 18 16 18 16 18 16 18 16 18 16
М пт 131,4 ±0,8 129,3 ±1,1 29,0± 0,7* 26,9 ±0,7 220,8 ±5,0* 207,9 ±4,5 16,8 ±0,4 16,1 ±0,3 12,8 ±0,3 12,4 ±0,3
12 п 10 15 10 15 10 15 10 15 10 15
М пт 151,5 ±1,0 149,8 ±1,2 41,3 ±2,0 41,2 ±1,5 272,0 ±10,8 274,5 ±8,7 17,9 ±0,6 18,3 ±0,5 11,8 ±0,3 12,2 ±0,3
14 п 10 15 10 15 10 15 10 15 10 15
М пт 167,0 ±2,5 165,7 ±1,9 49,5 ±2,4 50,9 ±1,7 284,0 ±15,2 306,4 ±7,4 17,5 ±0,8 18,5 ±0,3 10,5 ±0,5 11,2 ±0,1
16 п 10 15 10 15 10 15 10 15 10 15
М пт 173,7 ±1,9 173,1 ±1,1 61,9 ±2,5 58,5 ±1,4 355,7 ±12,0 340,2 ±7,6 20,5 ±0,6 19,5 ±0,4 11,6 ±0,4 п,з ±0,2
Примечание: * — различие с группой 2 достоверно (р <0,05) по ^критерию Стьюдента.
в 16 лет — длины тела (166,2 против 161,4 см, р <0,05) и массы тела (57,0 против 51,2 кг, р <0,05). Наиболее вероятно, что это связано с нарушением полового созревания, обусловленным низким содержанием эстрогенов. Действительно, согласно данным литературы [13], наличие хронической АГ у матери повышает риск формирования у девочек синдрома поликистозных яичников, для которого в пубертатном возрасте характерны классические признаки гиперандрогении и ускорение достижения нормального финального
роста.
Таким образом, полагаем, что особенности метаболизма матерей, имеющих хроническую АГ, отражаются на физическом развитии и мальчиков, и девочек.
При анализе успеваемости выявлено (табл. 3, 4), что мальчики группы 1 в сравнении с их сверстниками из группы 2 имели статистически значимо (р <0,05) более низкие оценки по отдельным предметам в период обучения со 2 по 8 класс, в том числе во 2 классе по письму (3,60 против 3,96 балла), математике (3,75 против 4,21 балла) и по среднему баллу (3,85 против 4,19 балла), в 3 классе — по природоведению (4,10 против 4,47 балла), в 4 классе — по чтению (4,00 против 4,47 балла) и природоведению (4,00 против 4,37 балла), в 5 классе — по математике (3,65 против 4,05) и иностранному языку (3,75 против 4,16 балла), в 6 классе — по русскому языку (3,40 против 3,75 балла), в 7 классе — по алгебре (3,35 против 3,68 балла), а в 8 классе — по геометрии (3,15 против 3,74 балла) и физике (3,25 против 3,68 балла).
Таблица № 3
Годовые оценки по учебным дисциплинам и средний балл успеваемости девочек и мальчиков групп 1 и 2 в 1-4 классах._____________________________
К ла сс ы Учебные дисциплины и средний балл успеваемости Группы детей
Девочки Мальчики
Группа 1 (п=14) Г руппа 2 (п=16) Группа 1 (п=20) Г руппа 2 (п=19)
1 1. Письмо 3,86±0,14 4,13±0,13 3,70±0,15 3,84±0,14
2. Чтение 4,29±0,19 4,38±0,13 4,25±0,12 4,26±0,13
3. Математика 3,86±0,18 4,19±0,10 3,86±0,18 4,26±0,13
Средний балл 4,00±0,16 4,23±0,08 3,93±0,11 4,12±0,10
2 1. Письмо 3,93±0,13 4,13±0,13 3,60±0,13 * 3,96±0,12
2. Чтение 4,50±0,14 4,56±0,13 4,20±0,14 4,37±0,14
3. Математика 3,86±0,18 4,13±0,13 3,75±0,14 * 4,21±0,12
Средний балл 4,09±0,13 4,27±0,11 3,85±0,12 * 4,19=ь0,11
3 1. Письмо 4,07±0,16 4,13±0,13 3,70±0,13 3,84±0,14
2. Чтение 4,64±0,13 4,56±0,13 4,20±0,14 4,37±0,11
3. Математика 3,93±0,20 4,00±0,13 3,90±0,14 3,95±0,12
4. Природоведение 4,43±0,17 4,56±0,13 4,10±0,12 * 4,47±0,12
Средний балл 4,09±0,13 4,34±0,10 3,98±0,11 4,16±0,10
4 1. Письмо 4,07±0,16 4,13±0,13 3,50±0,15 3,79±0,10
2. Чтение 4,64±0,13 4,50±0,11 4,00±0,13 * 4,47±0,12
3. Математика 3,93±0,20 3,94±0,11 3,95±0,14 4,11=ь0,11
4. Природоведение 4,43±0,17 4,44±0,14 4,00±0,13 * 4,37±0,11
Средний балл 4,27±0,15 4,25±0,12 3,93±0,11 4,18±0,08
Примечание: * — различие с группой 2 достоверно (р <0,05) по ^критерию Стьюдента.
Таблица № 4
Годовые оценки по учебным дисциплинам и средний балл успеваемости девочек и мальчиков групп 1 и 2 в 5-8 классах.______________________________
К ла сс ы Учебные дисциплины и средний балл успеваемости Группы детей
Девочки Мальчики
Группа 1 (п=14) Г руппа 2 (п=16) Группа 1 (п=20) Г руппа 2 (п=19)
5 1. Русский язык 4,14±0,14 3,88±0,15 3,55±0,14 3,74±0,13
2. Литература 4,50±0,17 4,31±0,15 3,90±0,12 4,05±0,14
3. Математика 4,21±0,15 3,88±0,18 3,65±0,13 * 4,05±0,12
4. История 4,29±0,16 4,25±0,14 3,90±0,12 4,16±0,14
5. Биология 4,29±0,16 4,19±0,16 3,90±0,12 4,16±0,14
6. Иностранный язык 4,21±0,15 4,00±0,16 3,75±0,14 * 4,16±0,18
Средний балл 4,27±0,13 4,08±0,13 3,78±0,11 4,05±0,11
6 1. Русский язык 4,21±0,11* 3,69±0,15 3,40±0,11 * 3,75±0,13
2. Литература 4,43±0,14 4,13±0,20 3,95±0,14 3,89±0,15
3. Математика 4,07±0,16 3,75±0,17 3,50±0,14 3,74±0,13
4. История 4,21±0,11 3,94±0,17 3,85±0,11 3,84±0,14
5. Биология 4,29±0,13 4,06±0,17 3,85±0,11 3,74±0,13
6. Иностранный язык 4,21±0,15 4,06±0,17 3,65±0,15 3,84±0,14
Средний балл 4,24±0,12 3,94±0,15 3,70±0,10 3,80±0,12
7 1. Русский язык 4,00±0,18 3,63±0,15 3,35±0,11 3,63±0,11
2. Литература 4,43±0,14 4,00±0,16 3,75±0,12 4,05±0,14
3. Алгебра 4,00±0,15 3,56±0,16 3,35±0,11 * 3,68±0,11
4. Геометрия 3,93±0,20 3,56±0,16 3,30±0,11 3,63±0,14
5. История 4,21±0,11 3,94±0,17 3,75±0,12 3,68±0,11
6. Биология 4,29±0,13 3,94±0,19 3,65±0,13 3,79±0,12
7. Физика 4,07±0,20 3,75±0,14 3,50±0,14 3,68±0,13
8. Иностранный язык 4,07±0,16 3,94±0,17 3,50±0,14 3,79±0,14
Средний балл 4,12±0,14 3,80±0,14 3,51±0,14 3,74±0,11
8 1. Русский язык 3,93±0,20 3,69±0,15 3,30±0,11 3,53±0,12
2. Литература 4,29±0,19 3,94±0,17 3,60±0,13 3,74±0,15
3. Алгебра 3,93±0,16 3,50±0,16 3,30±0,11 3,53±0,12
4. Геометрия 3,86±0,18 3,56±0,18 3,15±0,08 * 3,74±0,13
5. История 4,07±0,16 3,88±0,13 3,50±0,15 3,68±0,15
6. Биология 4,21±0,19 3,88±0,18 3,55±0,11 3,63±0,14
7. Физика 4,00±0,18 3,75±0,17 3,25±0,10 * 3,68±0,15
8. Химия 4,07±0,16 3,69±0,15 3,30±0,11 3,53±0,14
9. Иностранный язык 4,21±0,19* 3,63±0,18 3,50±0,15 3,63±0,14
Средний балл 4,06±0,16 3,74±0,15 3,38±0,09 3,59±0,11
Примечание: * — различие с группой 2 достоверно (р <0,05) по ^критерию Стьюдента.
В отличие от мальчиков, успеваемость у девочек группы 1 на протяжении всех восьми лет обучения была не ниже, чем у девочек группы 2, а по отдельным предметам они даже имели более высокую успеваемость. В частности, в 6 классе эти девочки имели более высокие оценки по русскому языку (4,21 против 3,69 балла), а в 8 классе — по иностранному языку (4,21 против 3,63 балла).
Таким образом, наличие у матери хронической АГ снижает успешность образовательной деятельности по отдельным дисциплинам у мальчиков в период обучения со 2 по 8 класс, не снижая ее у девочек.
Обсуждение результатов исследования
Мы не подтвердили данные литературы о том, что при хронической АГ повышается частота преждевременных родов, оперативного родоразрешения [11], гипотрофии плода и низкой массы тела при рождении [6, 15]. В то же время наши результаты согласуются с данными Макарова О.В. [7] о том, что беременность у женщин с хронической АГ чаще осложняется анемией (при вынашивании девочек), а также гипоксией (мальчики и девочки). Действительно, согласно нашим данным, дети от матерей с хронической АГ рождаются с более низкой оценкой по шкале Апгар на 1-й минуте (мальчики) и на 5-й минуте (мальчики и девочки). Кроме того, мы подтвердили данные литературы [6, 12, 14] о том, что беременность при хронической АГ осложняется угрозой прерывания беременности, преэклампсией, плацентарной недостаточностью и слабостью родовой деятельности. Впервые нами показано, что беременность у женщин с хронической АГ часто осложняется инфекционными заболеваниями (мальчики).
Таким образом, данные литературы [6, 7, 12, 14] и результаты наших исследований указывают на то, что у женщин с хронической АГ повышается риск развития анемии беременных, угрозы преждевременных родов, преэклампсии, плацентарной недостаточности, внутриутробной гипоксии плода, а в родах — слабости родовой деятельности. Наиболее вероятно, что основной причиной этих осложнений является гипоксия, обусловленная наличием у матери хронической АГ, при которой снижена возможность адекватного обеспечения организма кислородом и тем самым повышена вероятность развития циркуляторной гипоксии. В то же время известно, что гипоксия снижает бета2-адренореактивность миометрия и тем самым способствует формированию угрозы преждевременных родов [10] и развитию слабости родовой деятельности [4].
Нами впервые показано, что у матерей с хронической АГ мальчики рождаются с более высокой массой тела и имеют более высокие ее значения в 7 и 8 лет. Впервые показано, что девочки, рожденные от матерей с хронической АГ, в 14 лет имеют более высокие значения длины тела, а в 16 лет — более высокие значения длины и массы тела. С учетом данных литературы [13], полагаем, что эти особенности метаболизма у девочек в период пубертата ведут к формированию классических признаков гиперандрогении и ускоренному достижению нормального финального роста. В целом полагаем, что выявленные особенности физического развития мальчиков и девочек, рожденных от матерей с хронической АГ, отражают особенности метаболизма матери, плода и ребенка. Не исключено, что эти особенности метаболизма в последующем могут привести к формированию метаболического синдрома.
Нами впервые показано, что наличие хронической АГ у матери во время беременности не влияет на успешность образовательной деятельности у девочек в период их обучения с 1 по 8 класс общеобразовательной школы, но снижает успешность обучения по отдельных предметам у мальчиков, начиная со 2 класса. Это говорит о том, что внутриутробная гипоксия, вероятнее всего, задерживает развитие мозговых структур у плодов, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Возможно, что причиной такого различия является более высокий уровень тестостерона, характерный, как известно, для плодов мужского пола [!]• Но это предположение требует дальнейших исследований.
Выводы
1. Наличие хронической АГ у матери повышает риск развития преэклампсии, плацентарной недостаточности, инфекционных заболеваний, слабости родовой деятельности (мальчики) и анемии (девочки);
2. У мальчиков, рожденных от матерей с хронической АГ, повышена масса тела при рождении и в 7-8 лет, а у девочек — в 14 повышена длина тела ив 16 лет — длина и масса тела. Все это объясняется особенностями метаболизма матери и плода, который, в частности, у девочек может приводить к нарушению полового созревания;
3. Наличие у матери хронической АГ снижает успеваемость по отдельным предметам у мальчиков в период их обучения в общеобразовательной школе со 2 по 8 класс, но не снижает успеваемость у девочек;
4. Дети, рожденные от матерей с хронической АГ, составляют группу риска по нарушению полового созревания (девочки) и успешности обучения (мальчики).
Список литературы
1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И. Физиология человека / 6-е изд., М.: Мед. книга, НГМА, 2009. 546 с.
2. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1999. 459 с.
3. Грищенко В.П., Липко О.П. Современный взгляд на патогенез и лечение преэклампсии // Медицинские аспекты здоровья женщины. 2008. Т. 2. № 11. С. 4-7.
4. Дмитриева С.Л., Хлыбова С.В., Циркин В.И., Ходырев Г.Н.
Прогнозирование развития слабости родовой деятельности у беременных женщин накануне родов и в латентную фазу I периода родов // Акушерство и гинекология. 2012. Т. 4. № 1. С. 38-41.
5. Доскин В А, Келлер X., Мураненко Н.М. и др. Морфофункциональные константы детского организма. М.: Медицина, 1997.286 с.
6. Зайцева Н.В. Особенности ранней постнатальной адаптации новорожденных у матерей с артериальной гипертензией // Автореф. дисс ... канд. мед. наук. Ижевск, 2005. 25 с.
7. Макаров О.В., Николаев Н.Н., Волкова Е.В. Артериальная гипертензия у беременных. Только ли гестоз?: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 176 с.
8. Ракуть B.C. Артериальная гипертония у беременных и рожениц. Минск: Беларусь, 1981. 215 с.
9. Трухина С.И., Циркин В.И., Хлыбова С.В., Трухин А.Н. Успешность обучения и физическое развитие детей, родившихся с большой массой тела, в 1-8 классах общеобразовательной школы // Медицинский альманах. 2011. Т. 6. № 19. С. 221-224.
10. Циркин В.И., Дворянский С.А. Сократительная деятельность матки (механизмы регуляции). Киров: Кировская ГМА, 1997. 270 с.
11. Шехтман М.М. Руководство по экстрагенитальной патологии у беременных. М.: Триада X, 2004. 815 с.
12. Шехтман М.М., Козинова О.В. Гипертоническая болезнь и беременность //Гинекология. 2005. Т. 5. № 6. С. 307-310.
13. Шилин Д.Е. Синдром изолированного пубархе у девочек: новый
взгляд на старую проблему // Актуальные вопросы детской и подростковой эндокринологии: Мат. респуб. совещания-семинара главных детских
эндокринологов субъектов Российской Федерации. М., 1999. С. 112-126.
14. Chobanian A., Bakris G., Black Н., et al. The Seventh Report of the Joint National Committee on Prevention, Detection, Evaluation, and Treatment of High Blood Pressure: the JNC 7 report // Hypertension. 2003. № 42. P. 1206-1252.
15. Hardy R., Kuh D., Langenberg C., Wadsworth M. Birthweight, childhood social class, and change in adult blood pressure in the 1946 British birth cohort // Lancet. 2003. № 362. P. 1178-1183.
16. Lenfant C. National Education Program Working group on high blood pressure in pregnancy // J. Clin. Hypertens. 2001. Vol. 3. № 2. P. 75-88.
17. Oslen М., Wachtell K., Herman K., et al. Left ventricular hypertrophy is associated with reduced vasodilatory capacity in the brachial artery with longstanding hypertension // A LIFE substudy. Blood Pressure. 2002. № 11. P. 285-292.
Сведения об авторах
Трухина Светлана Ивановна — кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Вятского государственного гуманитарного университета;
Циркин Виктор Иванович — доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Казанского государственного медицинского
университета, профессор кафедры биологии и научный руководитель НИЛ «Физиологии мышц и биологически активных веществ» Вятского государственного гуманитарного университета;
Трухин Андрей Николаевич — кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Вятского государственного гуманитарного университета, декан естественно-географического факультета;
Хлыбова Светлана Вячеславовна — доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой акушерства и гинекологии ИПО Кировской государственной медицинской академии.