Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — И Г. Сивков, А В. Куц, В И. Сивкив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ»

пня связанного трития специфичны для отдельных тканей и мало зависят от вида меченой аминокислоты. Общность процессов белкового обмена тканей позволяет полагать, что периоды, установленные в опытах с тремя аН-амино-кислотами, могут служить для расчета доз облучения прочими соединениями этого класса.

Выводы. I. От 2 до 80% трития, поступившего в организм крыс в форме аминокислот, связывается с органическими веществами тканей. Наибольший уровень связывания характерен для 1^-лизина-:,Н, наименьший — для И, 1^-аланина-3Н. Связывание ^изомера лейцина-3Н вдвое выше, чем Р-изомера.

2. Содержание трития в тканях одинаково при введении меченых аминокислот в брюшную полость, вену или зондом в желудок. Через кожу всасывается около 1% нанесенной на нее активности.

3. Функции удержания связанного трития в тканях состоят из двух экспонент, реже из одной. Длительность

удержания ^-аминокислот значительно выше, чем икиси трития, что обусловливает повышенную тканевую дозу. Особенности метаболизма тритиевых аминокислот необходимо учитывать при обосновании радиационно-^игне-нических нормативов.

Литература. Бесядовский Р. А., Иванов К■ В., Ко-зюра А. К. Справочное руководство для радиобиологов. М., 1978.

Журавлев В. Ф. — Мед. радиол., 1981, №6, с. 67- 70. Майстер А. Биохимия аминокислот. М., 1961. Borsook И. et al. — J. biol. Chem., 1950, v. 187, p. 839, Minski M.. Vennart J. — Hlth Phys., 1971, v 20, p. I.* Schultze B. et al. — In: The Use of Radioautography in Investigating Protein Synthesis. New York 1965, p. 107.

Поступила 21.12.82

УДК 371.71

И. Г. Сивков, А. В. Куц, В. И. Сивков

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ

Пермский педагогический институт

Для учащихся всех возрастов, в том числе четвероклассников, гигиенистами рекомендован типовой режим дня (М. В. Антропова, 1982). Рекомендации по соблюдению гигиенически обоснованного режима находят отражение в различных инструкциях, санитарных правилах и правилах внутреннего распорядка детских учреждений. Гигиенические нормативы, касающиеся режима дня, в частности продолжительность сна, время для выполнения домашних заданий и др., периодически приводятся в научно-популярной i: саинтарно-просветительной литературе (в статьях, памятках, брошюрах).

Одако выполнение этих рекомендаций и нормативов, в частности типового режима дня, зависит от ряда причин, в том числе и от того, насколько серьезно к соблюдению режима относятся учащиеся, родители и педагоги. К сожалению, некоторые школьники допускают существенные отступления от гигиенических норм режима дня.

В связи с изложенным нам предстоя-ю дать гигиеническую оценку режима дня учащихся 4-х классов в одной из школ Перми. Исследования проводили путем анкетиро-'' вания на протяжении недели осенью (в октябре) н весной (в апреле). После обстоятельного инструктажа учащиеся заполняли анкету самостоятельно или с участием родителей. Под наблюдением находились 2 параллельных класса. В разные сезоны было роздано по 150 —280 анкет. Оказались пригодным для анализа 80 92%.

Одним нз важнейших компонентов режима, обеспечивающих удовлетворение физиологических потребностей организма,является сон. Для четвероклассников нормой считается Ю1 , ч в сутки (М. В. Антропова, 1970). По нашим данным, нормальный по продолжительности сон был осенью только у 26%, а весной у 24,5% обследованных. Соответственно продленный на 1—V, ч сон был у 7,5 и 4,4% учащихся. Следовательно, благоприятные дангые в осенний период содержались в 33,5% анкет, в весенний — в 28.9%. Осенью в 4,3% анкет указывалось, что дети спали но 12 ч и более в сутки. Весной таких случаев не отмечено.

По данным М. В. Антроповой (1970), v де1ей даже более старшего возраста недосыпание по I"/t—2 ч в сутки неминуемо снижает работоспособность на 30%. А еще больший дефицит сна приводит к тому, что буквально через 2 ч от начала занятий в первую смену учащиеся практически становятся неработоспособными. Нами это отмечено осенью в 21,7%, весной в 19,7% наблюдений.

Заметные сезонные различия продолжительности сна обнаружены у школьников, которые ежедневно недосыпали I ч. осенью нх было 16%, весной — 29,2%. Полчаса недосыпали осенью 22,5%, весной 22,2% учащихся. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что осенью было больше крайних ситуаций, когда сон был или чрезмерно сокращен или, наоборот, продлен. К весне эти явления сглаживались, и данные в анкетах оказывались более однородными.

Важной составной частью режима дня школьников является время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий; в норме для четвероклассников оно равно

1—2 ч. Осенью это соблюдалось 47,5%, а весной — 47,3% учащихся, т. е. только около половины соблюдали гигиенические рекомендации. Что же касается остальных, то осенью 1.4% а весной 2,5°« выполняли домашние задания дольше 2 ч. В течение 3 ч и более над заданиями никто из опрошенных не работал ни осенью, ни весной.

Изложенное может навести на мысль, что с объемом домашней учебной нагрузки дело обстоит благополучно, что он посилен, тем более что очень многие ученики (осенью 14,1%, весной 10,2%) тратили на выполнение домашних заданий от 15 до 45 мин. Однако это позволяет усомцнться в том, что дети выполняли задания полностью. Не исключено, что они прекращали работу в силу некой «отрешенности от учебы» или от непосильной нагрузки. Тем более что в 37% случаев осенью н в 40% весной в анкетах откровенно указывалось, что домашние задания не выполнялись. Вряд ли действительно детям во всех случаях на дом ничего не задавали. Полученные данные свидетельствуют о неупорядоченности объема домашних заданий.

Третьей изученной нами составной частью режима дня было время пребывания детей на свежем воздухе (не считая дороги в школу и обратно). Гигиенисты рекомендуют находиться на свежем воздухе (на улице) не менее

2—.З'/j ч ежедневно. Это, по нашим данным, осенью соблюдали только 28%, и весной — 30,9% учащихся. Случаев, когда пребывание на улице не превышало 1'/, ч, осенью отмечено 22,5%, весной — 17,3%, Не более 1 ч были на улице соответственно 8,5 и 3,4%. Выходили на улицу на 15—30 мин осенью 6,1%, весной 5,7% детей. Число случаев, когда учащиеся вообще не выходили из помещения (дорога в школу, на которую затрачивалось не более 14 мин, не учитывалось), осенью было 34,9%,

а весной — 42,7%. Результаты по этому показателю весьма тервожны, к тому же вряд ли это может быть объяснено уважительными причинами с точки зрения гигиенистов.

Четвертым, нормированным компонентом режима, мы учитывали время, затрачиваемое учащимся на просмотр телевизионных передач. Четвероклассникам рекомендуется тратить на это не более 1 ч в сутки, и то смотреть только детские передачи. Оказалось, что в гигиеническую норму укладывались осенью 31,7%, весной 12,1% опрошенных. Мы получили значительное количество анкет (осенью 32,4%, весной $3,6%), в которых указывалось, %то «телевизор не смотрел». Однако число чрезмерно увеличивающихся просмотров телепередач оказалась -чень велико — осенью 35,9%, весной 44,3%: по 1,/2—2 ч — 28,3 и 24,9%, не менее 3 ч — 7,2 и 7,3%, не менее 4 ч — 0,4 и 10,8% соответственно; более 4 ч, т. е. больше чем на занятиях в школе, осенью у телеэкрана не сидел ни один из опрошенных, а весной — 1,3%.

Следующим видом деятельности в режиме дня учащихся мы учли время, затрачиваемое на «работу по дому» (уборку "помещения, мытье посуды и др.). Типовым режимом дня такой вид деятельности для четвероклассников ке предусмотрен, а если и включается в него, то не должен превышать 30 мин. При анализе анкет оказалось, что укладывались в гигиенические нормативы, т. е. работали по дому не более 30 мин, осенью 22,1%, весной 22,7% учащихся! Вообще не занимались домашней работой осенью 47,1%, весной 45,9%. Вместе с тем было значительное количество случаев, когда дети занимались хозяйством больше времени, чем рекомендовалось: не менее I ч осенью работали 16,8%, весной—9%, от 11/г до 2ч— 11,6 и 16,6%, 3 ч — 1,2 и 4%, до 4 ч в день — 1,2 и 2,8% соответственно. Принципиальных возражений против этого, конечно, можно не выставлять, если труд был посилен. Однако это, безусловно, приводило к сокращению других компонентов режима, таких как пребывание на улице, выполнение домашних учебных заданий и др. Наконец, мы учли время, затрачиваемое учащимися на чтение художественной литературы. Гигиенических рекомендаций применительно к режиму дня по этому I. виду деятельности нет. Затраты времени на чтение худо-^ жественной литературы, по нашим данным, оказались ™ примерно такими же, как на работу по дому. Занимались чтением не более 30 мин осенью 14%, весной 12,4%,

не читали художественной литературы соответственно 52,3 и 55,4%, читали не менее 1 ч 7,7 н 7.2%, по 1'/г—2 ч — 23,9 и 16,3%, не менее 3 ч — 0,8 и 4 6%, не менее 4 ч в день— 1,3 и 4,1%.

С целью упорядочения режима дня в ряде школ мы провели специальные групповые беседы с родителями через Институт усовершенствования учителей и в школах прочитали лекции для педагогов, во время которых демонстрирован специальные таблицы с изложенным выше материалом. Через областной Дом санитарного просвещения отпечатали 60 000 экземпляров типового режима для школьников и распространили их среди учащихся городов и области.

Для проведения классных часов или специальных бесед с учащимися о режиме дня привлекали студентов (более 400 ежегодно) в период прохождения ими педагогической практики.

Выводы. 1. Мероприятия, обеспечивающие удовлетворение физиологических потребностей, в режиме дня школьников на практике требуют значительной корректировки. Большое количество учащихся не выполняют гигиенических рекомендаций по такому физиологически важному компоненту, как продолжительность сна. Более чем у ¿0% дефицит сна составляет I1/,—2 ч и более. Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, почти у половины не соответствует гигиеническим нормам. Многие школьники вообще не занимаются домашними учебными занятиями. Непомерно большую часть времени в течение суток учащиеся проводят в помещении, а около 40% вообще не выходят на улицу, не считая 15— 20 мин, затрачиваемых на дорогу в школу, и т. д.

2. От 32,4 до 43,6% четвероклассников вообще не смотрят телепередач, в то время как 35,9—44,3% чрезмерно увлекаются ими. В отдельных случаях дети проводят у телеэкрана более 4 ч. Столь же неодинаковым оказалось и участие школьников в работе по хозяйству и чтении художественной литературы.

3. Необходимо дальнейшее усиление санитарно-прос-ветительной работы, посвященной режиму дня школьников.

Лите'ратура. Антропова М. В. Школьная гигиена. М.. 1970, с. 86—136. Антропова М. В. Школьная гигиена. М., 1982.

Поступила 21.02.83

УДК • 14,777:1631.547.63:547.241

Э. Ф. Рыскелдиева

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ 2-ХЛОРЭТИЛФОСФОНОВОЙ КИСЛОТЫ И ЕЕ ЭФИРОВ В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

I ММИ им. И. М. Сеченова

2-Хлорэтилфосфоновая кислота (2-ХЭФК) —действующее начало различных фирменных препаратов (амкем 68—250, этефон. этрел, кампозан) — широко известна как новый и перспективный регулятор жизненных процессов растений. Она с успехом применяется для ускорения зацветания растений, торможения роста побегов, стимуляции созревания плодов, предуборочной дефолиации растений и получения других практически полезных эффектов (Ю. В. Ракитин). При производстве других известных .отечественных регуляторов роста растений — гидрела и дигидрела — в сточные воды попадают моно-и диэфиры 2-ХЭФК, в которых водород гидроксилов замещен соответственно одним или двумя хлорэтиловыми радикалами.

Целью данной работы явилось гигиеническое нормирование 2-ХЭФК и ее эфиров в воде водных объектов.

2-ХЭФК в чистом виде является кристаллическим гигроскопичным веществом с плотностью 144,5 и точкой плавления 74—75 °С, хорошо растворима в воде, ацетоне, спиртах и других полярных растворителях. В водном растворе 2-ХЭФК довольно устойчива при рН ниже 3,5, при более высоких значениях рН распадается с отщеплением этилена. Моноэфир 2-ХЭФК представляет собой маслянистую жидкость светло-желтого цвета плотностью 1,47 и рН 2,0. Диэфир 2-ХЭФК —прозрачная маслянистая жидкость плотностью 1,406 и рН 5,0.

В отличие от других фосфорорганических соединений 2-ХЭФК и ее эфиры обладают слабым запахом. Порог ощущения запаха установлен для водных растворов 2-ХЭФК на уровне 190 мг/л, моно- и диэфпра — соответственно 30 и 65 мг/л. Порогам восприятия привкуса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.