Библиографический список
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; 42; 170 - 175.
2. Газизова О.Н. Нетрадиционные формы воспитательной работы c молодёжью в образовательной организации. Научное отражение. 2017; 2 (6): 9 - 10.
3. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся. Дискуссия. 2014; 6 (47): 96 - 103.
4. Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015; 2 (47): 243 - 247.
5. Саенко Л.А., Битев А.С. Позитивное отношение молодёжи к воинской службе как социально-педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 218 - 220.
References
1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. VestnikAkademiiprava i upravleniya. 2016; 42; 170 - 175.
2. Gazizova O.N. Netradicionnye formy vospitatel'noj raboty c molodezh'yu v obrazovatel'noj organizacii. Nauchnoe otrazhenie. 2017; 2 (6): 9 - 10.
3. Saenko L.A., Kartashova V.N. Studencheskoe samoupravlenie v razvitii grazhdanskoj aktivnosti uchaschihsya. Diskussiya. 2014; 6 (47): 96 - 103.
4. Saenko L.A., Piroglanov Sh.Sh. Vospitanie social'noj otvetstvennosti voennosluzhaschih: postanovka problemy. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015; 2 (47): 243 - 247.
5. Saenko L.A., Bitev A.S. Pozitivnoe otnoshenie molodezhi k voinskoj sluzhbe kak social'no-pedagogicheskaya problema. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 218 - 220.
Статья поступила в редакцию 31.05.17
УДК 378
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State
University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Dzhioeva G.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State
University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT THE REALIZATION OF PROBLEM TEACHING IN PRIMARY SCHOOL. The article studies a problem of how teaching is realized in educational process of primary school. The basics of the concept of problem teaching, its vital difference from the traditional mode of teaching are revealed. Special attention is paid to the specific character of problematic situation making. Examples of problematic tasks facilitating students' cognitive activity are represented. The conclusion about expediency and imperative need for the problem teaching realization at the primary stage of school education. The authors conclude that under the prevailing socio-cultural situation the implementation of problem-based learning in elementary school is not only desirable, but absolutely necessary, since it is based on provided bases for formation of harmoniously developed creative personality capable of independent search, accumulation, systematization and logical implementation of knowledge.
Key words: problem teaching, primary school, problem situation, mental activity.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет
имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
Г.Х. Джиоева, доц. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет
имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена вопросу реализации проблемного обучения в образовательном процессе начальной школы. Раскрывается сущность понятия «проблемное обучение», его принципиальное отличие от обучения традиционного. Особое внимание уделяется специфике создания проблемной ситуации как средству активизации продуктивной, творческой учебно-познавательной деятельности. Приводятся примеры проблемных заданий, способствующих развитию мыслительной активности школьников. Делается вывод о целесообразности и настоятельной необходимости осуществления проблемного обучения на начальном этапе школьного обучения. Авторы делают вывод о том, что в условиях сложившейся социокультурной ситуации осуществление проблемного обучения в начальной школе является не только целесообразным, но и совершенно необходимым, ибо именно на его основе обеспечиваются основы формирования гармонически развитой творческой личности, способной к самостоятельному поиску, накапливанию, систематизации и логической реализации полученных знаний.
Ключевые слова: проблемное обучение, начальная школа, проблемная ситуация, мыслительная активность.
Основная задача современной школы состоит, как известно, в формировании гармонически развитой личности, характеризующейся высоким уровнем мыслительных способностей. Если в процессе обучения, осуществляемого с помощью специальных педагогических средств и опирающегося в соответствии с закономерностями развития мышления, обеспечивается целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, формирующее мыслительные способности и познавательные потребности последних при усвоении основ наук, то такие обучение может быть детерминировано как проблемное.
Ряд исследований современных отечественных дидактов [1; 2; 3] посвящен, как известно, поиску путей решения проблемы активизации образовательного процесса и познавательной деятельности школьников. Активизация понимается этими авторами как эффективная реализация методов и приемов обучения, имеющихся в традиционной дидактике. Овладевая готовыми прие-
мами умственной деятельности, учащиеся, безусловно, достигают активности в познавательной деятельности. Однако такой характер их активности является, по нашему мнению, обычным, репродуктивным, но не творческим. Принципиально по-иному представляется активизация интеллектуальной деятельности через проблемное обучение, структурными компонентами которого выступают проблемные ситуации и соответствующие познавательные задачи.
Организуя учебный процесс в данном направлении, педагог стремится к пониманию уровня усвоения школьниками каждого понятия и обучению не эпизодическим мыслительным действиям, а определенному комплексу умственных операций, обеспечивающих выполнение нестереотипных заданий. Самостоятельное осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения, конкретизации конкретного фактического материала способствует извлечению школьником из него новой информации. Таким
образом, знания учащихся расширяются и углубляются на основе ранее приобретенного опыта умственной деятельности. Осуществляется новое применение имеющихся знаний, обеспечить которое способен не учитель, не учебник, а лишь сам индивид, оказавшийся в соответствующей ситуации. В этом и состоит суть поискового метода обучения.
Началом процесса умственного поиска является, как правило, проблемная ситуация, в контексте которой учащимися под руководством педагога определяется и формулируется конкретная проблема. Однако не любой поиск предполагает возникновение проблемы. Когда школьникам предлагается задание с указанием способа его выполнения, такой поиск - даже если он самостоятельный - не есть решение проблемы.
Поиск, обеспечивающий истинную активизацию познавательной деятельности учащихся, должен непременно осуществляться через решение проблемы. Если он осуществляется с целью решения теоретических или практических учебных проблем, методов и форм их художественного выражения - речь идет о проблемном обучении.
Главное различие проблемного и традиционного обучения состоит, по нашему убеждению, в целях и принципах организации образовательного процесса.
Цель проблемного обучения заключается не только в приобретении системы знаний как итогов научного познания, но и в усвоении путей их достижения, в развитии познавательной самостоятельности и творческих способностей каждого учащегося [4].
Традиционное же обучение преследует цель, состоящую в усвоении определенной системы знаний, представляющей результаты научного познания учащегося, в вооружении школьников знанием основ наук, формировании у них соответствующего комплекса умений и навыков.
В основу реализации объяснительно-иллюстративного обучения положен, как известно, принцип передачи школьникам конкретных научных выводов в готовом виде.
В качестве основы организации проблемного обучения выступает поисковая учебно-познавательная деятельность школьников, реализуемая через принцип совершения открытий. Выполняя учебные действия, они открывают для себя научные положения, способы действия, пути практического применения знаний и пр. [5; 6; 7].
Обеспечиваемое учителем психолого-педагогическое взаимодействие в контексте проблемного обучения предполагает объяснение сути наиболее сложных положений предлагаемого для усвоения материала, систематическое создание проблемных ситуаций, такую организацию учебно-познавательной деятельности школьников, при которой они на основе анализа фактических данных самостоятельно ставят учебную проблему и решают ее, приходят к собственным выводам, делают обобщения, формулируют положения и правила. Это способствует выработке у учащихся прочных навыков осуществления умственных действий, развитию внимания, воли, творческого воображения.
Суть проблемной ситуации состоит в интеллектуальном затруднении учащегося, при котором он не может объяснить какое-либо явление действительности, факт или процесс, не знает путей достижения цели известными ему способами действия. Данное обстоятельство побуждает школьника к поиску нового способа действия. Таким образом, разрешение проблемной ситуации предполагает реализацию закономерной продуктивной, творческой учебно-познавательной деятельности, обусловливающей осуществление мыслительных операций, связанных с постановкой и решением проблем.
Последовательность этапов данной деятельности и соответствующий цикл умственных действий определены в психолого-педагогической науке следующим образом:
1) возникновение проблемной ситуации;
2) осознание ее сути и формулирование проблемы;
Библиографический список
3) поиск путей ее решения, выдвижение и обоснование гипотезы;
4) доказательство гипотезы, решение проблемы и проверка его правильности [7].
Существенным стимулом для мыслительной деятельности школьников является постановка вопросов. Поэтому они должны быть настолько сложными, чтобы учащиеся почувствовали затруднение, и в то же время настолько посильными, чтобы можно было рассчитывать на самостоятельное нахождение ответа.
Так, на уроке русского языка в четвертом классе при изучении имени существительного педагог, создавая проблемную ситуацию, сталкивает учащихся с противоречием, вызывающим у них определенное затруднение. Детям предлагается прочитать предложение «Они часто вспоминали о своей службе в армии», найти в нем имена существительные (службе, армии), определить их род (женский) и падеж (предложный), графически обозначить окончания (-е, -и). Результат выполнения задания удивляет школьников и порождает проблемную ситуацию: существительные «службе» и «армии» относятся к одному и тому же роду, стоят в форме одного и того же падежа, а окончания имеют разные. Почему? Оказывается, имеющегося у них филологического опыта в данной области пока недостаточно для ответа. Необходимы еще какие-то знания об этой части речи. Таким образом, осуществляется формирование творческой способности учащихся самостоятельно осознавать противоречие и формулировать проблему. Высказываются предположения относительно вариантов её решения, делаются выводы и обобщения.
Развитию мыслительной активности школьников существенно способствует и выполнение заданий, предполагающих осуществление таких интеллектуальных операций, как рассуждение, обоснование, обобщение, конкретизация и способствующих развитию продуктивного мышления, максимально содействующего предупреждению механического усвоения информации, осмыслению учебного материала, творческому использованию полученных знаний в практической деятельности. Примерами таких заданий могут служить следующие:
Являются ли однокоренными (родственными) слова:
а) трава, травка, травушка, травить, травник, травяной, травянистый;
б) вода, водяной, водитель, подводный, повод, безводный, водичка.
К какой части речи относятся данные слова? Распределите их по группам в зависимости от значения:
а) начало действия;
б) конец действия;
в) неполнота действия: приоткрыть, запеть, дорисовать, притормозить, побежать, донести, доварить, заговорить.
Какое слово в каждой группе является лишним, почему?
а) поле, кофе, солнце, животное;
б) боль, камень, дверь, моль;
в) конь, мель, огонь, ремень.
Работа над подобными заданиями вызывает у младших школьников немало вопросов, способствующих повышению их познавательного интереса, развивает самостоятельность, существенно активизирует учебно-познавательную деятельность.
Вышеизложенное позволяет считать, что в условиях сложившейся социокультурной ситуации осуществление проблемного обучения в начальной школе является не только целесообразным, но и совершенно необходимым, ибо именно на его основе обеспечиваются основы формирования гармонически развитой творческой личности, способной к самостоятельному поиску, накапливанию, систематизации и логической реализации знаний, владеющей оптимальными средствами самоанализа, саморазвития и самокоррекции, личности, не пасующей перед жизненными проблемами, а стремящейся к их нейтрализации и решению.
1. Джиоева А.Р., Бесаева А.Г. Стимулирование познавательной активности школьников средствами интеграции. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 155 - 156.
2. Джиоева Г.Х. Формирование целостной картины мира у учащихся на уроках родного языка. Проблемы современного педагогического образования. 2016; 53-9: 221 - 227.
3. Ковалева Г.Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах. Учительский журнал. 2009; 4: 32 - 37.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва, 2012.
5. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как технология «открытия» знаний. Сибирский учитель. 2010; 5: 47 - 52.
6. Радулова Е. Н. Создание проблемной ситуации. Открытая школа. 2009; 6: 51 - 52.
7. Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе. Начальная школа плюс До и После. 2010; 1: 36 - 38.
References
1. Dzhioeva A.R., Besaeva A.G. Stimulirovanie poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov sredstvami integracii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 155 - 156.
2. Dzhioeva G.H. Formirovanie celostnoj kartiny mira u uchaschihsya na urokah rodnogo yazyka. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; 53-9: 221 - 227.
3. Kovaleva G.Ya. Ispol'zovanie tehnologii problemnogo obucheniya na urokah v nachal'nyh klassah. Uchitel'skijzhurnal. 2009; 4: 32 - 37.
4. Matyushkin A.M. Problemnye situacii v myshlenii i obuchenii. Moskva, 2012.
5. Mel'nikova E.L. Problemnyj dialog kak tehnologiya "otkrytiya" znanij. Sibirskij uchitel'. 2010; 5: 47 - 52.
6. Radulova E. N. Sozdanie problemnoj situacii. Otkrytaya shkola. 2009; 6: 51 - 52.
7. Yagodko L. I. Ispol'zovanie tehnologii problemnogo obucheniya v nachal'noj shkole. Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. 2010; 1: 36 - 38.
Статья поступила в редакцию 05.06.17
УДК 122: 572: 37.02
Dodonova L.P., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Physical Education and Sports, Novosibirsk
Teacher's Upgrading and Retraining Institute (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURAL COMPONENT OF NATURE-CONFORMED PEDAGOGICS. Contradictions of pedagogical cognition caused by one-sided study of a human being that does not allow identifying completeness and basics of his characteristics have been revealed in the article. The author does research on the field of solution of a human being's development, based on the new idea of a person as a whole, having changed the point of view due to the laws of nature operating the ontogenesis and anthropogenesis. The new methodological novelty of this research contains intersubject synthesis of facts about a human being from different fields of knowledge that is made from the position of the big systems theory. Invariants of a human being's structure on all his levels of organization (morphological, physiological, bioenergetical, psychospiritual) on basis of universal characteristics of lifeless things have been detected. The hypothesis explaining how to solve the problem a human being's development through the sequence of social-pedagogical process with the laws of nature defining the ontogenesis has been formulated. The hypothesis reflects theoretical actuality of this particular research and its perspective. The scale to distinguish balanced relations, correlations of components psychospirituality - corporality revealing accentuation of these poles in the process of a human being development has been suggested. The system of the term "bipolar structure of mentality" derived from spatial identity of a human being's structure on all his levels has been substantiated. The author suggests a structural component of nature-conformed pedagogics. Empirical data showing that 4-grade schoolchildren can distinguish things by certain characteristics which are worse than the other cognitive operations. These data show that the level of development of recognition characteristics that are necessary for children's socialization and development is backward. General technological schemes based on succession containing connection between cause and effect of internal and external factors and depicting that in the process of a child's training for creative and independent life different ways of influence (based on the system of rules) are to be coordinated with dual structure of levels of a human being's organization. Arguments of usability of creation of "the two-sided education" model based on universal principals of motion, system, hierarchy, polarity and correspondence are deduced from the laws of nature. Nature-conformed principle of correspondence is a reliable basis of planning and management of development rate as it takes general characteristics, levels and pace of a human being's development into account. The basis of nature-conformed pedagogics consists of all general laws of motion and correspondence, universal principles, a system of new categories (the utmost category "spirit-physical body" is introduced), system of terms of species "bipolar structure of cognition", etc. These new terms are meant to describe bipolarity of reality (aspects of a human being on corporal and psychospiritual levels), to change the fulcrum of existing system of pedagogical cognition, to contribute to revealing of new characteristics of the man that exist in him in reality and potentially due to the depth of characteristics of nature. These concepts reflect beyond-personal mentality, broaden and deepen understanding of basis of nature-conformed pedagogics without denying previous concepts, but including them as part into a new composition, also leading cognition of a person to the study of united laws of nature. New concepts are coordinated with fundamental characteristics of biosphere (structure, function, evolution) so the maintenance of this intersubject research its elements characterize reality (phenomenon of a human being living) and has essential theoretical and practical meaning for psychobiology human and pedologics as its part.
Key words: contradictions, general characteristics of human being, hypothesis, scale of development estimation, new system of terms, model of "double-sided education".
Л.П. Додонова, канд. биол. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Новосибирского института повышения
квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИРОДОСООБРАЗНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье выявлены противоречия педагогического познания, обусловленные односторонним изучением человека, не позволяющим распознавать полноту и сущность его характеристик. Автор ведет поиск области решения проблемы развития человека на основе нового представления о нем как целом, изменившем угол его видения, и исходит из законов природы, управляющих онто- и антропогенезом. Главная методологическая новизна этого исследования содержит междисциплинарный синтез данных о человеке из разных областей знания, который выполнен с позиции теории больших систем. Обнаружены инварианты структуры человека на всех уровнях его организации (морфологическом, физиологическом, биоэнергетическом, психодуховном) с опорой на всеобщие свойства вещей. Сформулирована гипотеза, объясняющая, как решать проблему развития человека через согласование социально-педагогического процесса с законами природы, определяющими онтогенез. Гипотеза отражает теоретическую актуальность данного исследования и его перспективу. Предложена шкала для определения балансных отношений, соотношения компонентов психодуховность - телесность, выявляющего акцента-ции этих полюсов в процессе развития человека. Обоснована новая терминосистема («биполярная структура сознания»), которая выведена из пространственного тождества структуры человека на всех его уровнях и предложена как структурный компонент природосообразной педагогики. Даны ответы на вопросы, «почему» возможна и «зачем» нужна эта терминоси-стема. Получены эмпирические данные, показывающие, что различать вещи по определенным признакам выпускники 4-х классов могут хуже других мыслительных операций. Эти данные указывают, что отстает уровень развития качества распознавания, необходимого для социализации и поступательного развития детей. Выведены преемственные общие технологические схемы, содержащие причинно-следственную связь между внешними и внутренними факторами и указывающие, что в процессе подготовки ребёнка к созидательной самостоятельной жизни необходимо согласовывать разные воздействия (на базе системы правил) с дуальным строением уровней организации человека. Аргументирована полезность создания