- студенты, занимающиеся по экспериментальной методике, более успешно, чем их сокурсники, сдали зачётную сессию и следующие за ней квалификационные экзамены;
- по мнению экспертов, улучшился прогноз относительно успешности овладения студентами базовыми знаниями в сфере будущей специальности.
Подводя итог, можно говорить о том, что предлагаемые и реализуемые в Сибирском институте управления - филиале РАНХиГС образовательные услуги, усиленные занятиями в секции единоборств института по представленной выше методи-
Библиографический список
ке, способны поднять качество профессионального обучения студентов в нефизкультурном вузе и сформировать мотивацию других учащихся к регулярным посещениям занятий по физической культуре. Предполагаем, что дополнительное использование в педагогическом процессе таких форм физической активности как фитнес, круговая тренировка с кратковременными скоростно-силовыми упражнениями, равно как и элементы креативного образования, способны сыграть существенную роль в повышении уровня профессиональной подготовленности студентов.
1. Воронцов П.Г., Крайник В.Л. Представление о формировании личности средствами физической культуры в религиозном мировоззрении гуманитарного знания. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3: 169 - 171.
2. Ашкинази С.М., Бавыкин Е.А. Экспериментальное обоснование методика развития специальных физических качеств спортсменов, занимающихся смешанными единоборствами. Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16-17 июня, Москва: РГУФКСМиТ, 2016: 31 - 38.
3. Александрова В.А. Методы оценки и тренировки координационных способностей спортсменов-единоборцев. Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16-17 июня, Москва: РГУФКСМиТ, 2016: 14 - 20.
4. Баранов Д.В. Единоборства в системе физического воспитания студентов. Весн1к Мазырскага дзяржаунага педагаг'чнага ун'вер-стэта ¡мя 1.П. Шамякна. 2008; 4 (21): 97 - 104.
5. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6-10 лет). Санкт-Петербург: Иматон, 1996.
6. Гордон У. Синектика: развитие творческого воображения. Москва, 1961.
7. Исмаилов А.И., Костикова Н.В. Креативные способности спортсменов-единоборцев. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание», 16-17 июня, Москва: РГУФКСМиТ, 2016: 108 - 112.
8. Клышев Н.Ю. Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость. Праблемы выхавання. 2004; 6(41): 30.
References
1. Voroncov P.G., Krajnik V.L. Predstavlenie o formirovanii lichnosti sredstvami fizicheskoj kul'tury v religioznom mirovozzrenii gumanitarnogo znaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3: 169 - 171.
2. Ashkinazi S.M., Bavykin E.A. 'Eksperimental'noe obosnovanie metodika razvitiya special'nyh fizicheskih kachestv sportsmenov, zanimayuschihsya smeshannymi edinoborstvami. Boevye iskusstva i sportivnye edinoborstva: nauka, praktika, vospitanie: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 16-17 iyunya, Moskva: RGUFKSMiT, 2016: 31 - 38.
3. Aleksandrova V.A. Metody ocenki i trenirovki koordinacionnyh sposobnostej sportsmenov-edinoborcev. Boevye iskusstva i sportivnye edinoborstva: nauka, praktika, vospitanie: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 16-17 iyunya, Moskva: RGUFKSMiT, 2016: 14 - 20.
4. Baranov D.V. Edinoborstva v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov. Vesnik Mazyrskaga dzyarzhaynaga pedagagichnaga yniversit'eta imya I.P. Shamyakina. 2008; 4 (21): 97 - 104.
5. Gatanov Yu.B. Kurs razvitiya tvorcheskogo myshleniya (po metodike Dzh. Gilforda i Dzh. Renzulli): Pervyj god obucheniya (dlya detej 6-10 let). Sankt-Peterburg: Imaton, 1996.
6. Gordon U. Sinektika: razvitie tvorcheskogo voobrazheniya. Moskva, 1961.
7. Ismailov A.I., Kostikova N.V. Kreativnye sposobnosti sportsmenov-edinoborcev. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Boevye iskusstva i sportivnye edinoborstva: nauka, praktika, vospitanie», 16-17 iyunya, Moskva: RGUFK-SMiT, 2016: 108 - 112.
8. Klyshev N.Yu. Kreativnost': nauchnyj konstrukt ili zhiznennaya neobhodimost'. Prablemy vyhavannya. 2004; 6(41): 30.
Статья поступила в редакцию17.05.17
УДК 371.8.061
Bitev A.S., postgraduate, North-Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS IN ENSURING A POSITIVE ATTITUDE TOWARDS THE MILITARY SERVICE OF STUDENT YOUTH. The article shows that the number of youth of the age ready to go the army and who dodge the army service does not reduce. To overcome this situation is possible, if the work with the student youth in the context of the professional educational organizations, in which they are trained, is well-planned and systematic. In vocational schools administrations should create conditions that would contribute to overcoming the fears and forming positive attitudes among students for military service. The author singles out the pedagogical conditions conducive to the formation of a positive attitude of student youth to military service. The author refers to such conditions, as social partnership, non-traditional forms of educational work in the educational organization, consideration of age characteristics of student age, informing students about social guarantees and social benefits of military service.
Key words: youth, student youth, military service, army, military service, positive attitude, conditions.
А.С. Битее, аспирант АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь,
E-mail: la-saenko@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье говорится о том, что число парней призывного возраста, уклоняющихся от службы в Армии, не уменьшается. Преодоление этой ситуации возможно при планомерной и систематической работе со студенческой молодёжью в рамках профессиональных образовательных организаций, в которых они проходят обучение. Автором выделены педагогические условия, способствующие формированию позитивного отношения студенческой молодёжи к службе в армии. К таким условиям
автор относит: социальное партнёрство, нетрадиционные формы воспитательной работы в образовательной организации, учёт возрастных характеристик студенческого возраста, информирование студенческой молодёжи о социальных гарантиях и социальных преимуществах военной службы.
Ключевые слова: молодёжь, студенческая молодёжь, военная служба, армия, служба в армии, позитивное отношение, условия.
В настоящее время, процессы трансформации общественного сознания, усиливаются под влиянием внешних и внутренних факторов. Военная служба становится источником страхов в части общества, которые слабо представляют современное состояние и особенности военной службы. Такие настроения охватывают и молодых людей, являющихся студентами не военных профессиональных образовательных учреждений.
Отметим, что некоторая часть юношей, поступающих в высшие профессиональные учреждения, уже испытывают страх попадания на срочную службу в армию, и именно это чувство и приводит их в вуз. Отметим, что чаще всего, эти чувства подпитываются в семьях молодых людей. В тоже время, учёба в вузе не ограждает их от военной службы, а лишь отдаляет её на некоторое время. Следовательно, в профессиональном высшем учебном заведении необходимо создать условия, которые способствовали бы преодолению страхов и формированию позитивного отношения у студенческой молодёжи к военной службе.
Профессиональные образовательные учреждения, как социальные институты, содержат в себе все необходимые структурные компоненты для реализации педагогический условий [1], а именно: квалифицированный кадровый педагогический состав; педагогические технологии; связь с семьями студенческой молодёжи; наличие среди родителей студентов кадровых военных; установленное партнерство с другими организациями и учреждениями и т. д. Можно сказать, что вся система образования является мощным инструментов в формировании позитивного отношения студенческой молодёжи к службе в армии.
Рассмотрим более подробно педагогические условия, обеспечивающие формирование позитивного отношения студенческой молодёжи к военной службе.
Первое педагогическое условие - социальное партнерство с воинскими частями региона. Социальное партнерство предусматривает сотрудничество высшего учебного заведения и воинских подразделений, которое способствует достижению общих интересов участников и государства в целом. Такое сотрудничество ведёт к социальному консенсусу, является действенным инструментом сочетания различных форм воспитательного воздействия. В рамках социального партнёрства возможны следующие формы взаимодействия: посещение воинских частей с целью ознакомления с укладом жизни и бытом военнослужащих, совместное проведение и подготовка к праздничным мероприятиям, например, к празднику Победы, экскурсии с целью ознакомления с современной военной техникой, оружием и т. п.
Для студентов СПО возможно проведение «Зарницы» с участием солдат срочной службы, что будет способствовать преодолению психологических барьеров к взаимодействию с военнослужащими, развитию интереса к овладению оружием и боевыми искусствами.
Второе педагогическое условие - использование нетрадиционных форм организации воспитательной работы со студенческой молодёжью. Эффективность нетрадиционных форм воспитания хорошо известна педагогической науке, этот факт отмечали О.Н. Газизова, А.В. Дикарева, Л.М. Савина, О.А. Северина, И.Б. Шестакова, Л.И. Шварко и др.
О.Н. Газизова [2] указывает, что «нетрадиционные, формы воспитательной работы отличаются нестандартной структурой проведения. Данные формы широко известны и очень эффективны по причине тесной взаимосвязи с реальной действительностью, что немаловажно для современной молодёжи, которая активно подключается в деятельность, где необходимы и знания, и смекалка, и интуиция, и творчество». При опоре на нетрадиционные формы главная цель воспитательной работы - это развитие познавательного интереса студенческой молодёжи к военной деятельности.
Положительными элементами нетрадиционных форм воспитательной работы являются: активизация студенческой
молодёжи, комфортная психологическая атмосфера, связь с реальной жизнью, развитие гражданской активности студенческой молодёжи [3; 4; 5].
Нетрадиционными формами воспитательной работы в профессиональном образовательном учреждении могут быть следующие:
- встречи выходного дня (с представителями воинских частей и подразделений);
- семейная гостиная (встречи с семьями военнослужащих срочной службы, с семьями офицеров);
- участие студентов в акциях военно-патриотической направленности;
- фестиваль (фестиваль военной песни, совместно с представителями воинских подразделений);
- проектная деятельности в рамках отдельных дисциплин учебного плана.
Третье педагогическое условие - учёт возрастных характеристик студенческого возраста. Педагоги и психологи (В.А. Белых, Ю.П. Деревянко, И.С. Кон, О.Е. Никуленкова и др.) отмечают, что для периода студенчества характерно: активность и стремление утвердиться в жизни, становление и преобразование ценностных ориентаций, противоречивость внутреннего мира, это период активной социализации, самостоятельность, приобщение к профессиональной сфере. Следует учитывать и возрастающую в это период познавательную активность студенчества.
Четвертое педагогическое условие - информирование студенческой молодёжи о социальных гарантиях и социальных преимуществах военной службы. Для молодого мужчины является важным получение достойной заработной платы, социальных льгот, получение льгот на приобретение жилья, получение работы в системе государственных служб и т. д. Молодёжь не всегда информирована о льготах, предоставляемых государством после срочной службы. Следовательно, следует информировать юношей о возможностях, предоставляемых государством для лиц, проходящих военную службу. Такие беседы можно организовать совместно с военкоматами, на военных кафедрах, для студентов СПО при изучении дисциплины «Об-ществознание».
В последнее время наблюдается подъем гражданско-па-триотического воспитания в обществе, что способствует формированию позитивного отношения молодёжи, особенно юношей, к военной службе. Это проявляется в деятельности социальных институтов: средства массовой информации, общественные организации и т. п. Проводится пропаганда позитивных сторон воинской службы, в том числе и социальных гарантий, получаемых военнослужащими. С одной стороны, положительные результаты такой работы проявляются. Например, в последние годы конкурс в военные образовательные учреждения был достаточно высокий, в тоже время количество уклонистов от срочной военной службы меньше не стало. Данный факт свидетельствует о том, что юноши и девушки видят в службе в армии, в качестве кадрового военного, некий социальный гарант (высокий социальный статус, стабильность занятости, высокая заработная плата, льготы на получение жилья и т. д.), а служба по призыву так и остается мало привлекательной для молодых людей [5].
Таким образом, формирование позитивного отношения к военной службе является актуальным, поскольку число «уклонистов» с каждым годом не уменьшается. Преодоление этой ситуации возможно при планомерной и систематической работе со студенческой молодёжью в рамках профессиональных образовательных организаций Педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию данного процесса следующие: социальное партнёрство, нетрадиционные формы воспитательной работы в образовательной организации, учёт возрастных характеристик студенческого возраста, информирование студенческой молодёжи о социальных гарантиях и социальных преимуществах военной службы.
Библиографический список
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; 42; 170 - 175.
2. Газизова О.Н. Нетрадиционные формы воспитательной работы c молодёжью в образовательной организации. Научное отражение. 2017; 2 (6): 9 - 10.
3. Саенко Л.А., Карташова В.Н. Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся. Дискуссия. 2014; 6 (47): 96 - 103.
4. Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015; 2 (47): 243 - 247.
5. Саенко Л.А., Битев А.С. Позитивное отношение молодёжи к воинской службе как социально-педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 218 - 220.
References
1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. VestnikAkademiiprava i upravleniya. 2016; 42; 170 - 175.
2. Gazizova O.N. Netradicionnye formy vospitatel'noj raboty c molodezh'yu v obrazovatel'noj organizacii. Nauchnoe otrazhenie. 2017; 2 (6): 9 - 10.
3. Saenko L.A., Kartashova V.N. Studencheskoe samoupravlenie v razvitii grazhdanskoj aktivnosti uchaschihsya. Diskussiya. 2014; 6 (47): 96 - 103.
4. Saenko L.A., Piroglanov Sh.Sh. Vospitanie social'noj otvetstvennosti voennosluzhaschih: postanovka problemy. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015; 2 (47): 243 - 247.
5. Saenko L.A., Bitev A.S. Pozitivnoe otnoshenie molodezhi k voinskoj sluzhbe kak social'no-pedagogicheskaya problema. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 218 - 220.
Статья поступила в редакцию 31.05.17
УДК 378
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State
University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru
Dzhioeva G.Kh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State
University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru
ABOUT THE REALIZATION OF PROBLEM TEACHING IN PRIMARY SCHOOL. The article studies a problem of how teaching is realized in educational process of primary school. The basics of the concept of problem teaching, its vital difference from the traditional mode of teaching are revealed. Special attention is paid to the specific character of problematic situation making. Examples of problematic tasks facilitating students' cognitive activity are represented. The conclusion about expediency and imperative need for the problem teaching realization at the primary stage of school education. The authors conclude that under the prevailing socio-cultural situation the implementation of problem-based learning in elementary school is not only desirable, but absolutely necessary, since it is based on provided bases for formation of harmoniously developed creative personality capable of independent search, accumulation, systematization and logical implementation of knowledge.
Key words: problem teaching, primary school, problem situation, mental activity.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет
имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru
Г.Х. Джиоева, доц. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет
имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена вопросу реализации проблемного обучения в образовательном процессе начальной школы. Раскрывается сущность понятия «проблемное обучение», его принципиальное отличие от обучения традиционного. Особое внимание уделяется специфике создания проблемной ситуации как средству активизации продуктивной, творческой учебно-познавательной деятельности. Приводятся примеры проблемных заданий, способствующих развитию мыслительной активности школьников. Делается вывод о целесообразности и настоятельной необходимости осуществления проблемного обучения на начальном этапе школьного обучения. Авторы делают вывод о том, что в условиях сложившейся социокультурной ситуации осуществление проблемного обучения в начальной школе является не только целесообразным, но и совершенно необходимым, ибо именно на его основе обеспечиваются основы формирования гармонически развитой творческой личности, способной к самостоятельному поиску, накапливанию, систематизации и логической реализации полученных знаний.
Ключевые слова: проблемное обучение, начальная школа, проблемная ситуация, мыслительная активность.
Основная задача современной школы состоит, как известно, в формировании гармонически развитой личности, характеризующейся высоким уровнем мыслительных способностей. Если в процессе обучения, осуществляемого с помощью специальных педагогических средств и опирающегося в соответствии с закономерностями развития мышления, обеспечивается целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, формирующее мыслительные способности и познавательные потребности последних при усвоении основ наук, то такие обучение может быть детерминировано как проблемное.
Ряд исследований современных отечественных дидактов [1; 2; 3] посвящен, как известно, поиску путей решения проблемы активизации образовательного процесса и познавательной деятельности школьников. Активизация понимается этими авторами как эффективная реализация методов и приемов обучения, имеющихся в традиционной дидактике. Овладевая готовыми прие-
мами умственной деятельности, учащиеся, безусловно, достигают активности в познавательной деятельности. Однако такой характер их активности является, по нашему мнению, обычным, репродуктивным, но не творческим. Принципиально по-иному представляется активизация интеллектуальной деятельности через проблемное обучение, структурными компонентами которого выступают проблемные ситуации и соответствующие познавательные задачи.
Организуя учебный процесс в данном направлении, педагог стремится к пониманию уровня усвоения школьниками каждого понятия и обучению не эпизодическим мыслительным действиям, а определенному комплексу умственных операций, обеспечивающих выполнение нестереотипных заданий. Самостоятельное осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения, конкретизации конкретного фактического материала способствует извлечению школьником из него новой информации. Таким