УДК 371
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State University n. a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Khalidova R.Sh., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Theory and Methods of Teaching Russian and Literature, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE PROBLEM OF REALIZATION OF MORAL POTENTIAL OF FOLK FAIRY TALES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT A SECONDARY SCHOOL. The article reveals the basics of the moral potential of folk fairy tales, the ways of its realization in the educational process of a secondary school. The exemplary motion of the pedagogic cooperation of a teacher and students in the context of the use of moral potential of Ossetian and Dagestan folk tales is represented. The authors make conclusion about the high productivity of the use of folklore humanistic ideas in education of growing generations. The authors conclude that the use of the humanistic ideas of folklore in the upbringing of younger children is ample opportunities for the best implementation of a huge moral, aesthetic, humanistic, optimistic of the potential in the rich treasure trove of spiritual and linguistic culture of an ethnos, and on that basis forming personal universal educational actions of students.
Key words: folk pedagogic culture, moral potential of folk tales, general human moral values, educational process.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
Р.Ш. Халидова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. теории и методики преподавания русского языка и литературы Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: ainadzhioeva@yandex ru
К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНЫХ СКАЗОК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье раскрывается суть нравственного потенциала народных сказок, рассматриваются пути его реализации в образовательном процессе средней школы. В исследовании приводится примерный ход педагогического взаимодействия учителя и учащихся в контексте использования морально-нравственного потенциала сказок осетинского и дагестанских народов. Делается вывод о высокой продуктивности использования гуманистических идей фольклорных произведений в воспитании подрастающих поколений. Авторы делают вывод о том, что использование гуманистических идей фольклорных произведений в воспитании подрастающих поколений представляет широкие возможности для наиболее оптимальной реализации огромного нравственного, эстетического, гуманистического, оптимистического потенциала, заложенного в богатейшем кладезе духовной и языковой культуры этноса, и формирования на этой основе личностных универсальных учебных действий школьников.
Ключевые слова: педагогическая культура народа, нравственный потенциал народных сказок, общечеловеческие нравственные ценности, образовательный процесс.
Сегодня, как никогда ранее, становится совершенно очевидным наступление новой фазы развития человечества, сопровождающейся новой оценкой исторических ценностей, формированием новых ценностных ориентаций. В сложившейся социокультурной ситуации важнейшей задачей общеобразовательной школы представляется организация учебно-воспитательного процесса на основе принципа включенности всех его субъектов в реализацию и творческое совершенствование этнокультурной традиции родного народа.
Суть огромного нравственного потенциала педагогической культуры народа представлена воспитанием у подрастающих поколений высоких моральных качеств: гражданственности и патриотизма, мужества и бесстрашия, беззаветной преданности интересам Отечества, готовности в любое время встать на его защиту. Гуманистические идеи этого богатейшего кладезя педагогического опыта этноса послужили основой формирования не одного поколения героев [1].
Всё это должно непременно учитываться в деле проектирования воспитательно-образовательной деятельности всего педагогического персонала школы, направленной на реализацию общей цели, состоящей в познании учащимися окружающего мира, в развитии у каждого ученика диалектико-материалистического мировоззрения.
Рассмотрим некоторые пути решения проблемы средствами изучения народных сказок как действенной составляющей этно-педагогического аспекта воспитания школьников.
Как красноречиво свидетельствует богатейший этнопеда-гогический опыт человечества, идеи добра никогда не должны быть поруганными. Они непременно должны побеждать, и все силы жизни должны содействовать им в этом: оберегать в опасности и предостерегать от нее, поддерживать в трудную минуту, вызволять из беды. К такому выводу подводит детей изучение осетинской сказки «Запоздалый». Следя за ее сюжетом, школьники отмечают, что семерых старших братьев, сделавших черное дело, ждет неизбежное наказание.
Перед учениками ставится ряд вопросов, заставляющих задуматься над сутью важнейших категорий человеческого бытия - категорий нравственности и безнравственности, находя-
щих в сказке непосредственное, элементарное выражение. Почему братья попали в плен к уаигу? Как они выбрались оттуда? Почему они замыслили черное дело? Как называется такое качество человека? Кто оказывает помощь их младшему брату? Как ведет себя конь Запоздалого? Как ведут себя дикие жители леса и гор? Почему они все помогали Запоздалому? Как младший брат доказал людям, что он прав? Почему его стрела поразила братьев? Что сказали после этого люди? На чьей стороне их симпатии, почему? Как вы понимаете фразу «сердца были чернее черной ночи»?
Учащиеся размышляют над тем, что помогло главному герою одержать победу над уаигом и спасти братьев, и приходят к выводу о его необычайной силе и смелости, остром уме и смекалке - качествах, ценность которых невозможно переоценить.
Затем внимание школьников обращается на то, как Запоздалый благодарит своих спасителей - добрых зверей, обитателей леса: лису, волка, медведя и горного орла. «Много хороших слов» [2, с. 48] говорит он, уезжая, своим спасителям, а в их лице - всей живой природе, всегда защищающей тех, кто служит правому делу.
Ключевая идея, стержень нравственного потенциала народных сказок, присутствующий в содержании всей традиционной педагогической культуры, восходит к высочайшей гуманности во взаимоотношениях всего живого на земле. Природа, всемерно поддерживающая человека в его положительных помыслах, в служении добру и в борьбе со злом, рассчитывает и с его стороны на взаимность, получая которую, щедро награждает за это. И напротив, не избежать наказания тому, кто пытается лишить ее права на свободное и независимое бытие, чья безжалостная рука посягает на её безопасность. В этом и состоит идейный смысл сказки о золоторогом олене - животном, выступающем в осетинском фольклоре символом безграничной доброты и справедливости.
Трагически обрывается жизнь двух братьев, которые поклялись больше никогда не отправляться на охоту и нарушили свою клятву. Перед учащимися ставится ряд вопросов. Почему старшие братья поклялись никогда больше не охотиться? Серьезная
ли это причина для клятвы? Из-за чего они нарушили свою клятву? Было ли это крайне необходимым?
Во время работы над соответствующим фрагментом произведения учитель может воспользоваться такими приемами, как комментированное чтение, чтение по ролям, игра-драматизация, что способствует существенному повышению интереса школьников к содержанию сказки, более глубокому и осознанному ее восприятию.
К размышлению о принципах и моральных нормах в отношениях человека и природы как о непреложных социальных ценностях побуждают следующие вопросы. О чем молит и предупреждает двух братьев золоторогий олень? К чему приводят двух героев сказки нарушение клятвы и игнорирование слов оленя? Как ведет себя с этим же животным третий брат? Его поведение, по утверждению школьников, противоположно поведению братьев. Он оплакивает их, сокрушенных их же оружием, однако понимает, что они сами виноваты. С той же мольбой, с таким же предупреждением обращается животное и к нему. Не игнорирует юноша обращение оленя, не пускает в него «стрелу острую», а ведет к себе в дом [2].
Направляя ход рассуждений школьников, учитель ставит перед ними вопрос: как вознаграждается младший за своё благородство? На основе текста произведения учащиеся отмечают, что в благодарность за доброе отношение золоторогий олень щедро вознаграждает юношу, помогая ему и обеспечивая счастье и благополучие в его доме.
Рассуждая таким образом, дети полнее и глубже осознают смысл и значение идей и традиций педагогической культуры народа, бережно пронесенных через столетия, приветствующих и воспитывающих в человеке острый ум и смекалку, силу и храбрость, доброту и благородство [3].
Аналогичная работа предполагается и при знакомстве учащихся с дагестанской народной сказкой «Храбрый маль-
Библиографический список
чик» [4], повествующей о самоотверженном поступке главного героя и благодарной чудо-птице, сначала распростершей свое широкое крыло над спящим спасителем её детей, закрывая его от дождя и ветра, а затем принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу. Рассуждая о поведении персонажей, о мужестве, доброте и взаимопомощи как непреложных нравственных категориях, школьники приходят к выводу о красоте морального облика героя сказки.
Таким простым и естественным, элементарным и ненавязчивым путем перед школьниками раскрывается ряд важнейших категорий педагогической культуры этноса, включающих понятия гуманизма и гуманности жизни, человечности и человеколюбия. Именно на их основе и представляется целесообразным осуществление этнопедагогического аспекта воспитания юных граждан, призванное способствовать более продуктивному усвоению ими понятий справедливости, долга, ответственности, что и обеспечивает создание условий для формирования у подрастающего поколения теплого, бережного отношения к людям, к растительному и животному миру, ко всему живому на земле.
Использование гуманистических идей фольклорных произведений в воспитании подрастающих поколений представляет широкие возможности для наиболее оптимальной реализации огромного нравственного, эстетического, гуманистического, оптимистического потенциала, заложенного в богатейшем кладезе духовной и языковой культуры этноса, и формирования на этой основе личностных универсальных учебных действий школьников [5 - 7]. Практическое использование вышеизложенных идей и положений в организации образовательного процесса школы призвано всемерно содействовать воспитанию высших моральных качеств как основы нравственного сознания формирующейся личности.
1. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ, 2006.
2. Осетинские народные сказки. Москва, 2005.
3. Бесаева А.Г. Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа нравственного воспитания младших школьников. Владикавказ, 2015.
4. Храбрый мальчик: Дагестанская сказка в обработке М. Булатова. Москва, 2010.
5. Джиоева А.Р., Бесаева А.Г., Дзудцов И.М. Универсальные учебные действия как средство формирования и развития личности в условиях общеобразовательной школы. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 218 - 220.
6. Джиоева А.Р, Хадикова И.М. Формирование личностных универсальных учебных действий в педагогическом процессе общеобразовательной школы. О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016: 12 - 16.
7. Халидова Р.Ш. Проблемы обучения русскому языку и культуре русской речи в условиях полиэтнического региона: лингводидакти-ческий аспект: учебное пособие. Москва, 2005.
References
1. Kochisov V.K. Gumanisticheskie osnovy osetinskoj narodnoj pedagogiki i ih znachenie v vospitanii podrastayuschego pokoleniya. Vladikavkaz, 2006.
2. Osetinskie narodnye skazki. Moskva, 2005.
3. Besaeva A.G. Osetinskie 'etnokul'turnye tradiciikak soderzhatel'naya osnova nravstvennogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Vladikavkaz, 2015.
4. Hrabryjmal'chik: Dagestanskaya skazka vobrabotke M. Bulatova. Moskva, 2010.
5. Dzhioeva A.R., Besaeva A.G., Dzudcov I.M. Universal'nye uchebnye dejstviya kak sredstvo formirovaniya i razvitiya lichnosti v usloviyah obscheobrazovatel'noj shkoly. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 218 - 220.
6. Dzhioeva A.R., Hadikova I.M. Formirovanie lichnostnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij v pedagogicheskom processe obscheobrazovatel'noj shkoly. O nekotoryh voprosahiproblemahpsihologiiipedagogiki:sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 12 - 16.
7. Halidova R.Sh. Problemy obucheniya russkomu yazyku i kul'ture russkoj rechi v usloviyah poli'etnicheskogo regiona: lingvodidakticheskij aspekt: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
Статья поступила в редакцию 02.08.17
УДК 378.14
Dimova E.V., teacher, autonomous non-profit organization of additional vocational training "Training Centre of Civil,
Environmental and Industrial Safety (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia), E-mail: [email protected]
HEALTH AND SAFETY CONTEXT TRAINING AND EFFICIENCY OF ITS IMPLEMENTATION IN HIGH SCHOOL. The article describes the main factors of implementation of contextual training of "Health and Safety" disciplines in high school. The work offers the model of contextual training, describes stages and technologies of running this subject. Through the experiments the author proves effectiveness of forming of "Health and Safety" competencies in contextual training since the context leads educational and professional activities of students to professional one that facilitates the realization of the practical orientation of training.
Key words: life safety, training model, contextual training, professional security, competences.