УДК 159.922.736:37.018.2
Трегубова Ольга Геннадьевна
заместитель директора по НМР
Средняя общеобразовательная школа № 132, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ
Olga G. Tregubova
Deputy Director for scientific-methodical work
Secondary school№132, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
AGE PECULIARITIES OF TEENAGERS AS A FACTOR OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY
Аннотация. В данной статье рассмотрены возрастные особенности младших подростков как фактор формирования экологической культуры личности. Проанализированы особенности индивидуально-возрастного развития младших подростков. Выявлена и обоснована необходимость воспитания у школьников экологической культуры начиная с младшего подросткового периода как оптимального возраста для данного процесса.
Ключевые слова: возрастные особенности; младший подросток; воспитание; экологическая культура.
Abstract. This article describes the age peculiarities of teenagers as a factor of formation of ecological culture of personality. Analyzed individually-age development of teenagers. Identified and justified the necessity of training students of ecological culture with younger teenage years as the optimal age for this process.
Key words: age peculiarities; younger teen; education; ecological culture.
При анализе проблемы воспитания экологической культуры школьников мы пришли к выводу, что подростковый период - это оптимальный возраст для процесса воспитания у школьников экологической культуры. Это особая возрастная группа, для которой учебная деятельность перестает быть ведущей. Значимость приобретают отношения со сверстниками и взрослыми. Происходит поиск, переопределение своего места и переоценка ценностей, связанная со сменой ведущей деятельности. Активность подростка, его стремление к общественно значимой деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков
© Трегубова О.Г., 2014
природоохранительного характера. При этом подростки еще слабо представляют себе последствия «разрушительных действий», нередко не предвидят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства, что создает определенные трудности в воспитании экологической культуры школьника.
Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она оказывала в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д.Б. Эльконину - интимно-личное общение).
Оригинальную концепцию возрастного подхода разработала Л.И. Божович [1], которая опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие о социальной ситуации развития. Фундаментальным является сформированный ею тезис о том, что подлинно возрастной подход предполагает не только учет тех свойств, которые ярко проявляются на данном возрастном этапе, но и опору на те особенности, которые еще не полностью проявились на данной ступени развития. С точки зрения Л.И. Божович, возрастной подход - это воспитание ребенка с учетом перспектив его развития. Таким образом, индивидуально -возрастные особенности младших подростков, по ее мнению, обусловлены:
1) особенностями биологического развития организма;
2) культурно-исторической средой как сферой их роста и развития;
3) условиями обучения и воспитания;
4) резервами индивидуального развития. Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.
Индивидуально-возрастное развитие характеризуется необратимостью процессов. На каждом новом витке развития реализуются результаты предыдущего этапа. Изучение индивидуально-возрастных особенностей детей необходимо для выявления резервов развития младших подростков. Знание и использование их в педагогической практике, особенно с целью воспитания экологической культуры, - залог более успешного обучения и экологического воспитания детей.
Ученые-психологи акцентируют внимание на том негативном обстоятельстве, что в современном обществе нет подходящих для решения задач младшего подросткового возраста «пространств», поэтому кризисные явления имеют тенденцию затягиваться [6]. Это объясняется тем, что младший подростковый период - важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь.
В этом возрасте отмечается нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, отстаивания своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности. И в то же время сами подростки говорят о непонимании их взрослыми, страдают от одиночества, но к нему стремятся. Мечтают выговориться, но охраняют свой внутренний мир от вторжения [1].
Для подростка важно принятие как самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п.
74
Однако известно, что в подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность за счёт быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии, мышлении и т. п. Эти изменения могут сопровождаться снижением самооценки, нарушением телесного самовосприятия, некоторым повышением тревожности. Для младшего подростка характерен резкий рост рефлексии (отражение внутреннего состояния чувств). Одним из важнейших условий для этого является удовлетворение потребности в самораскрытии. Новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение - умение младшего подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Собственный выбор - гарантия того, что младший подросток будет следовать ему и не спасует при первой же трудности. Начинается интенсивная дифференциация значимой деятельности - от учения и общественных деяний до бродяжничества и мелких антисоциальных действий [5]. Внутренним критерием дифференциации, считает И.Д. Демакова, является поиск деятельности, где ребенок успешен, а если не успешен, то свободен, а значит и самостоятелен. Привлекательны в этот период разнообразие и эмоциональность в совместной деятельности, создающей возможности самоутверждения, признания в глазах сверстников и группы. Инициирование процессов самопознания с привлечением игровых и практических форм деятельности позволяет сформировать у подростков экологически ценное отношение к природе, дав толчок к нравственному самосовершенствованию.
Важным критерием уровня сформированности экологической культуры младших подростков являются отношения. В.А. Ясвин [9] считает, что отношение ребенка к миру природы динамично. В младшем подростковом возрасте доминирует поступочный компонент субъектно-непрагматического типа отношения: подростка манит любая социально значимая деятельность, он готов охранять природу, взаимодействовать с ней, не ища только выгоды. Подростковый кризис знаменуется и кризисом субъективного отношения к природе - резко выходит на первый план практический объектно-прагматический тип [9].
Отношение к явлениям и событиям жизни у младших подростков весьма избирательное. Так, и экологические проблемы воспринимаются ими отстраненно, поскольку они не чувствуют за собой вины в доведении окружающей среды до кризисного состояния. Основную причину неблагополучия в экологической обстановке дети видят в социально-экономической политике государства. Они обнаруживают неверие в свои собственные силы и возможности [4]. Но даже если пока мы бессильны существенно помочь природе, переломить равнодушное отношение к ней, успевшее «схватиться», окрепнуть за десятилетия, задача (и родителей тоже) заключается в том, чтобы возродить в растущем человеке чувство благоговейного отношения к живому и неживому, ко всей природе. Воспитанием человеческой потребности быть с природой чутким и любящим, чтобы чувствовать ответное расположение, можно достичь многого, особенно у младших подростков. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь.
Своеобразие младшего подросткового периода заключается в том, что школьники начинают осознавать не только свою личность, но и природу, окружающую социальную среду как объекты отношения и существования.
Создаются условия для возникновения и развития сознательного взаимодействия с природой. Овладение началами знаний о природе и обществе, непосредственное и опосредованное восприятие красоты, хрупкости, беззащитности явлений реального мира от человека расширяет возможность для понимания остроты современных экологических проблем. Младшие подростки готовы к экологически созидательной деятельности, они восприимчивы к экологическому воспитанию, считают ученые-исследователи И.Д. Демакова, И.Н. Пономарева, Е.Н. Дзятковская, В.Ю. Львова, И.А. Самарина и др.
Подростковый возраст традиционно называют переходным, трудным, критическим. Л.С. Выготский считал, что психологическая природа кризиса кроется в возникновении самосознания. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию. Нет сомнения, что адекватными методами воспитательной работы в подобных условиях становятся методы, инициирующие самоанализ, самокритику, самоконтроль, самоограничение, самонаказание.
Главный стимул любой деятельности, организуемой воспитателем, -ее результативность. Младший подросток стремится к немедленному результату, и этот результат - источник новых потребностей, стимул новых стремлений к деятельности. Поэтому так важно предвидеть результат будущей деятельности и обсудить его с учащимся. Например, путешествия на природу всей семьей должны обогащать ощущения и восприятия младшего подростка. Все, о чем дети узнали, что увидели, что поразило их воображение, можно зафиксировать в фотографиях, рассказе, написанном после прогулки, экскурсии. В этом могут и должны помочь родители. Общение с природой является психологическим гарантом таких качеств, как благородство, сострадание, милосердие. Нельзя воспитывать лучшие качества человека (и одно из них - гуманизм), не прививая любви к природе, к живым существам. Следовательно, экологическое воспитание неразрывно связано с проблемой становления личностной позиции каждого школьника. Формирование отношения ребенка к природе как к самостоятельной ценности является основой его экологической культуры.
Ученые отмечают специфические особенности деятельности подростков: «авторскую направленность продуктной деятельности» (К.Н. Поливанова); «поиск новых видов социальной активности» (Д.И. Фельдштейн); «ведущую деятельность подростка - в становлении новых способов социального взаимодействия со взрослыми»; «ведущую деятельность подростка как общественно значимую деятельность» (В.В. Давыдов); «ведущую деятельность подростка как интимно-личностное общение» (Д.Б. Эльконин).
Знание о своей личности, ее оценка и положительная эмоциональная поддержка близких друзей и значимых взрослых для подростков имеет первостепенное значение. В то же время им присуща крайняя неуверенность в своих силах, сопровождающаяся состоянием тревожности и беспокойства.
76
Бравада, агрессия, вандализм - способы произвести впечатление на окружающих, желание «казаться», а не быть «крутым». Выражение эмоций у младших подростков - бурное и непосредственное, они часто не могут сдерживать радость, гнев, агрессию.
Экологическое понимание природы возникает в результате постоянного общения подростка с ней, обобщения впечатлений от общения с природой. Формирование экологического сознания начинается с природных объектов, входящих в систему личностных ценностей. В число таких ценностей чаще всего входят домашние животные. О своих и не только своих питомцах и любимцах дети готовы говорить бесконечно. Рассказывая о животном, ребёнок раскрывается, позволяя другим «заглянуть» в свой внутренний мир. Любовь к животным - положительное, жизнелюбивое чувство, из которого рождаются многие важнейшие свойства личности - справедливость и великодушное отношение к слабому. К сожалению, все чаще и чаще приходится встречаться с проявлениями варварства по отношению к природе, животным. Задача педагога так организовать занятия, чтобы на волне возникшего эмоционального состояния учащиеся совершали конкретные дела и поступки, направленные на решение выявленной проблемы.
Эмоциональная сфера младшего подростка характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Для детей данного возраста в общении с природой на первый план выступает эмоциональное отношение к ней. И если это отношение не закрепить, то, становясь старше, они начинают относиться к природной красоте как к привычному для них явлению.
А.С. Никифоров в своей книге «Эмоции в нашей жизни» писал: «Пусть ребенку будет жаль растоптать цветок, пусть он знает чувство жалости к беззащитному зверю, к слабому, больному. Все это не слюнтяйство, а человечность» [7]. Наконец, важная функция эмоций в нравственной жизни состоит в том, что с помощью эмоций человек способен воспринимать и различать явления добра и зла, улавливать внутреннее состояние другого человека, давать интуитивную оценку происходящим событиям, отдельным лицам и их поступкам и действиям.
Учащиеся встречают в природе удивительную гармонию красок и форм, видят в ней идеал совершенства. Создаются условия для возникновения и развития сознательного взаимодействия с природой. Подростки начинают осознавать не только свою личность, но и природу, окружающую социальную среду как объекты отношения и существования. Для младших подростков близость к природе, понимание природы должно быть самой жизнью, радостью, большой долей возможного счастья. Без принятия природы как ценности всякая деятельность по отношению к ней, проявление любой потребности будет носить обыденно-утилитарный характер. Важно предупредить возникновение подобного отношения к природе, иначе, сформировавшись и закрепившись, оно перейдет в убеждения и поведение социально неприемлемые и даже угрожающие существованию конкретных природных объектов.
У школьников данного возраста, особенно у девочек, ярко выражено нравственно-эмоциональное отношение к природе: «природа - самое
прекрасное», «это самое необходимое, нужное человеку», «от природы зависит настроение человека», «прелесть природы - ее нельзя губить» [2].
В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: «Родина - это прежде всего родная природа», «мой вклад в охрану природы будет помощью Родине». Забота о природе родного края у младших подростков проявляется в конкретных делах. Они нередко выступают с инициативой вычистить речку, лес или пруд, озеленить двор. С одной стороны, этот период характеризуется снижением учебной мотивации, что объясняется возросшим интересом к окружающему миру, лежащему за пределами школы, с другой - именно этот период является сензитивным для формирования новых зрелых форм учебной мотивации.
Познавательные процессы, развивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Эмоции выделяют в познавательном образе цели и побуждают к соответствующим действиям. Эмоции выражают оценочное, личностное отношение к существующим, к прошлым или к прогнозируемым ситуациям, к себе или выполняемым видам деятельности. Решая вопросы воспитания экологической культуры у младших подростков, необходимо, чтобы учащиеся могли не только различать, но и проявлять в процессе деятельности сочувствие, сопереживание и содействие, так как они усиливают эмоции и являются достаточно сильным фактором развития их личности. В этой связи важно, чтобы вся окружающая учащихся обстановка была оптимистичной, уважительной и жизнеутверждающей, сообразной особенностям возраста.
В младшем подростковом возрасте наблюдается своеобразный пик любознательности: у младших подростков исследовательская активность в форме постановки вопросов выражена сильнее, чем у младших школьников. Происходит расширение познавательных интересов. Активно начинают развиваться творческие способности. Однако их интересы еще неустойчивы и разноплановы. Для младших подростков характерно стремление к новизне. Изменения в когнитивной сфере влияют на их отношение к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом. Но лишь у незначительного числа учащихся интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются в старших классах.
Подростки мало читают. Особенно плохо дела обстоят с чтением классической литературы, а в современной литературе для младших подростков описание природы встречается чрезвычайно редко. У большинства подростков перед глазами просто нет культурного образца - примера восторженного упоения, любования природой. Имеет место своего рода деромантизация отношения к природе, снижается её статус как источника высоких чувств, вдохновения. Всё меньше людей готовы в восхищении застыть перед тайной, красотой, целесообразностью мироздания. На жаргоне самих современных подростков «природа нас не торкает, не вставляет». Пафос исследователя природы, знатока, защитника практически «вытравлен» из сознания подростков (о романтизации). Разговоры о том, чтобы «посвятить жизнь исследованию
природы», вызывают у значительного числа современных подростков снисходительную ухмылку. Не радует перспектива жить вдали от цивилизации.
На наш взгляд, школа должна способствовать эффективному психосоциальному развитию учащихся через создание специальных условий, ведущим из которых является активное общение с природой (ее изучение). При этом младшим подросткам необходимо обеспечить возможность выбора того или иного вида изучения природы. Для них пространство выбора необходимо для решения задач экологического образования, имеющих прежде всего личностный смысл. Важно, чтобы у школьников формировался опыт выбора и принятия решений по поводу своей образовательной деятельности на основе выявления и оформления своих интересов и склонностей, появился опыт самостоятельной их реализации в социальном пространстве (за стенами школы).
Эффективная социализация может быть осуществлена через включение младших подростков в природоохранную деятельность, краеведческую и т.д., но главное - это ощущение учеником реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности - дело, полезное для людей, для общества. Мотив природоохранной деятельности младшего подростка - быть лично ответственным, самостоятельным. Главное для данного возраста - получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда - направленность на действия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 11-13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной значимой роли.
Вместе с тем подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не предвидят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства. Это создает определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремление к деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера.
Представления о собственных возможностях, интересах составляют основу самооценки школьников этого возраста, являются предметом их гордости, служат основой для чувства собственного достоинства. Однако подросток еще не самостоятелен в определении своих критериев самооценки. Для ее развития важно сформировать у детей умение правильно, по объективным критериям оценивать свой успех или неудачу. Важно обучить их анализу собственных успехов и неудач, сформировать у них адекватные критерии.
Овладевая системой взаимодействия с миром природы, осваивая и применяя в поведении правила и нормы взаимодействия с природными объектами, младший подросток приобретает элементы экологической образованности.
Таким образом, становление экологической культуры означает, что выработанные обществом нормы взаимоотношений с природой
и необходимость следования им в собственном поведении приобретают ценность для школьника. Это происходит в том случае, если он не просто познает правила взаимодействия с природой, а осознает их необходимость на основе системы знаний, которая имеет статус убеждений, и переживает значимость их соблюдения, принимает их как личностно значимые. Знания о мире, их эмоциональная оценка приводят к разнообразным действиям и поступкам, выраженным в определенном уровне сформированности структуры отношения. Отношение школьника к природе как к самостоятельной ценности является основой его экологической культуры. Она возникает как новое психическое образование и предполагает наличие у младших подростков экологических знаний, эмоционального принятия и способности находить экологически правильные решения.
Список литературы
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: избр. психолог. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; Воронеж, 1995. - 345 с.
2. В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Медицина, 1980. - 296 с.
3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М., 1967. - 325 с.
4. Воспитание экологической культуры школьника [Электронный ресурс]. -URL: http: //www.pomochnik-vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/ehkologij a/ statja_vospitanie_ehkologicheskoj_kultury_shkolnika/46-1 -0-3312l (дата обращения: 13.03.2014).
5. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.А. Колесников, Н.И. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванов; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. -М.: Академия, 2005. - 336 с.
6. Львова В.Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Чебоксары, 1998. - 240 с.
7. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. - М.: Сов. Россия, 1974. - 272 с.
8. Трегубова О.Г., Рогожникова Р.А. Эколого-образовательные проекты во внеурочной деятельности как фактор социализации младших подростков // Инновации в образовании. - 2012. - № 7. - С. 92-100.
9. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. - М.: Наука, 1999.