■■■■zäun
4- п пжш
Казанский педагогический журнал
и научно-методического обеспечения. -Казань: Магариф, 2005.- 319с.
3. Психология индивидуального Ii группового субъекта / Под ред. A.B. Бруш-линскогоу М.И. Воловиковой,- М.: ПЕР СЭ, 2002,- 368 с,
4, Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В.Знако-
122006
ва, З.И. Рябикиной,- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.- 384 с.
5. Формирование универсальных компетенций педагога-психолога в условиях негосударственного вуза: Монография / Под ред. Ф.Г. МуХамстзяновой, В.А. Бо-говаровой, О.Р. КуДакова,- Казань: ЮЛАКС, 2008 - 124 с.
О РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ НОРМАТИВНЫХ ЗНАНИЙ
О.В. Любимова, кандидат педагогических наук, Ижевский государственный
технический университет
Известно, что норма (от
что норма 1.от лат. «norma») трактуется, как правило, образец, минимальное или предельное количество чего-либо. В сфере образования роль норм выполняют: Доктрина образования, законы об образовании, нормативные акты органов управления, ГОС, требования ЕГЭ, ГАК, ГЭК и т.п. [6].
Ряд нормативных требований встречается в дидактике: сроки обучения, учебные планы; рабочие программы по учебным дисциплинам; тематическое и поурочное планирование; графики и содержание контрольных мероприятий, требования к выпускным квалификационным работам и т.д.
Учитывая вышеуказанное, можно ввести понятие «нормативного обучения», трактуя его как усвоение обучающимися (учениками, студентами) Необходимого Для их жизнедеятельности и выполнения функциональных обязанностей (как будущих специалистов в какой-то отрасли науки или материального производства) минимального объема «нормативных» знаний (умение читать, писать, считать;
иметь правовую, экологическую и компьютерную грамотность; выполнять требования ЕГЭ, ГОС, или функциональные обязанности врача, инженера и т.д.) [1, 2].
Под нормативными знаниями можно понимать требования к обученное ти, задаваемые нормативными актами и документами, перечисленными вы-требования к выпускникам образовательных учреждений и к их абитуриентам.
К разновидностям нормативных знаний следует отнести: «начальные» (необходимые для изучения новой дисциплины), «пороговые» (достаточные для выполнения требований к обучаемому на разных ступенях его обучения) и «остаточные» [3, 4].
Рассмотрим следующие подходы к обоснованию структуры нормативных знаний: когнитивный, деятельностный, тезаурусный и квалиметрИЧеский.
При когнитивном подходе модель структуры нормативных знаний должна строиться на основе классификатора знаний и способностей Блума-Гагна-Аванесова [5, с. 9], при этом нормативные знания необходимо
26
м I I m
-Ф- œ; пмхп
Педагогика и психология профессионального образования
соотнести с выбранной моделью обучения. Так, если ориентироваться на 6 уровневую модель Блума, то, в зависимости от модели обучаемого, к нормативным знаниям можно отнести те, которые должны соответствовать выбранным категориям учебных целей и для большинства случаев -это первые 4 градации: знание-понимание-применение и анализ [5, с. 45]. Какие из приведенных в этом классификаторе виды знаний следует отнести к группе нормативных, необходимо решать применительно к модели обучаемого методом групповых экспертных оценок [7]. Так, например, для абитуриентов большинства вузов это могли бы быть: фактуальные, сравнительные, причинно-следственные, классификационные, алгоритмические, ассоциативные, системные и мировоззренческие [4, с. 13].
При реализации деятельностного подхода к нормативным знаниям следует отнести: мировоззренческие, технологические, математические, компьютерные, метрологические и квалиметрические [5, с. 11]. Перечисленные виды знаний можно отнести к «интегральному» типу, а к знаниям «дифференциального» типа отнести те, что приведены в классификаторе Блума -Гагна - Аванесова [5, с. 10] и в классификаторе познавательных общеучебных умений, который используется при проведении международных исследований образовательных достижений PISA (Programme for International Student Assesment). Это следующие 6 градаций: понимать и характеризовать проблему; представлять ее и решать; размышлять над решением и сообщать решение [3].
Тезаурусный подход предлагает структурирование нормативных знаний в виде дескрипторов ~ базовых понятий, умений и навыков по дисциплине. Этот подход достаточно подробно описан в научной литературе [5, с. 33-40].
Квалиметрический подход предусматривает количественную оценку (например, рейтинг) отдельных видов нормативных знаний методом групповых экспертных оценок [4,7].
Сформируем общие содержания по этому вопросу.
Что касается диагностики образовательных нормативных знаний, то при разработке педагогических контрольных материалов (ОКУ) для этих целей целесообразно использовать тезаурусный подход и метод групповых экспертных оценок для отбора ПКМ и обоснования педагогических норм: с учетом требований ЕГЭ и ГОС; ГАК и ГЭК образовательных учреждений; соглашений по Болонской Конвенции и т.п.
Диагностика «правовых знаний» обучаемых должна базироваться на соответствующих правовых и юридических нормах, действующих в современный период в российском обществе.
Эффективность диагностики «нравственных знаний» будет зависеть от концепции реализации нравственного воспитания обучаемых (учащихся, студентов).
Диагностировать «валеологические знания» возможно после определения государственных требований к уровню Здоровья обучаемых в различных типах ОУ (школ, лицеев, колледжей, вузов).
Что касается диагностики профессиональных знаний выпускников О У
29
м i i m
4- п пжш
Казанский педагогический журнал
(НПО, СПО, ВПО), то здесь определяющим должен стать так называемый компетентностный подход [6].
Для диагностики мировоззренческих знаний могут быть использованы тестовые технологии, применяемые при изучении курса «Концепции современного естествознания».
Диагностика «технологических знаний» возможна при изучении обще-технических дисциплин в ОУ, входящих в системы НПО, СПО и ВПО, а в общеобразовательных школах -при изучении физики.
Методологические знания можно проверить при изучении философии, логики, информатики.
Что касается диагностики «компьютерных знаний» обучаемых, то существует достаточно широкий спектр методик, проверяющих информационную компетентность обучаемых. При диагностике «экологических знаний» необходимо учитывать требования к экологической «чистоте» разрабатываемых будущими специалистами проектов и технологий, к экологической осведомленности и грамотности обучаемых.
Следует отметить, что ПКМ Для диагностики нормативных знаний целесообразно создавать на основе современной теории педагогических измерений ~ теории моделирования и параметризации педагогических тестов (IRT) [11].
Известно, что в таксономии (от греч. taxis - расположение, порядок и nomos - закон) «таксон» определяется как понятие, применяемое для обозначения соподчиненных групп объектов, связанных той ИЛИ иной степенью общности свойств и признаков (в строении, формах, функциях
ЗО
1212006
и т.п.) [Большая Советская Энциклопедия, т. 25, с. 220]. Таксономические модели используются в биологии для классификации растений и животных, в химии (кислоты, щелочи и др.; таблица Д.И. Менделеева), физике (твердые тела, жидкости, газы, плазма, классификация элементарных частиц), в экономике, военном деле и других науках.
В педагогике таксономические модели используются: в дидактике (модели обучения В.П. Беспалько, М.Н. Скаткина, В.П. Симонова, В.Н. Максимовой, Б. Блума и др. авторов); в управлении образования (модели специалистов и учебных заведений); в диагностике (балльно-рейтинговые системы, кредитные единицы и т.п.).
Центральным понятием в квали-метрической таксономии являются квалитаксоны, которые в комплексном виде характеризуют качество некоторых объектов или процессов [6]. Примерами квалитаксонов в педагогике являются: классификаторы знаний и способностей (в интерпретации Б.Блума - Р.Гагна- В.С.Ава-несова), междисциплинарные тесты, аттестационные категории учителей и профессорско-преподавательского состава в вузах и др.
Можно выделить 3 группы квалитаксонов, встречающихся в сфере образования:
- нормативные (учитывающие требования нормативных актов типа ГО С, ЕГЭ , ГАК, приемных комиссий; фиксирующие «начальные», «пороговые», «остаточные» знания обучающихся [4]);
- учебные (основанные на таксономических моделях обучения, клас-
м i i m
-ф- п ПЖШ
Педагогика и психология профессионального образования
сификаторах знаний и способностей и балльно-рейтинговых системах);
- диагностические (используемые для диагностики знаний различных категорий обучающихся и аналогичные по структуре учебным квалитак-сонам).
Приведенная классификация кв а литаксонов условна, так как все они носят «нормативный характер» и могут использоваться в теории педагогических норм как квалиметрический инструментарий [ 1 ].
Рассмотрим методику проектирования учебных квалитаксонов, определяя их как модели обучения, основанные на тезаурусном и квалиметри-ческом подходах. Их разработку предлагается проводить по следующему алгоритму.
На первом, подготовительном, этапе необходимо выбрать для изучения конкретного учебного предмета одну из моделей обучения. Этот выбор должны сделать учителя школы или преподаватели учреждений системы НПО, СПО или ВГЮ с учетом требований ГО С и модели обучаемого (ученика, специалиста).
На втором этапе предлагается методом групповых экспертных оценок распределить виды знаний и способностей, указанных, например, в классификаторе Б. Блума - Р. Гагна -B.C. Аванесова, по установленным уровням обучения. Так, например, в четырехуровневой модели возможен следующий вариант:
- 1-й уровень - репродуктивные знания: уровень «узнавания», понимания предъявленной информации в виде текста, таблиц, диаграмм и т.п. и ее интерпретация. Он включает «фактуальные знания», т.е. знание
фактов, Дат, имен (ученых, писателей, художников и т.д.), смысла названий имен (их произведений, трудов и т.п.), определений, понятий изучаемой науки, Например, в физике ~ это знание основных ее понятий, методов исследования, приборов, имен ученых-физиков.
- 2-й уровень - продуктивные знания: сравнительные, сопоставительные, знание противоположностей, ассоциативные и классификационные знания. Например, в химии - это сравнение свойств различных химических соединений, классификация химических элементов по таблице Д.И. Менделеева.
- 3-й уровень - аналитико-син-тетический: знание причинно-след-ственных отношений; алгоритмические, процессуальные и процедурные знания, в т.ч. технологические, т.е. знание основ технологических процессов или физических принципов функционирования современных технических систем. В технике - это знание основных технологических приемов.
- 4-й уровень - творческий, эвристический: системные, методологические, метрологические, кибернетические знания, необходимые для решения учебных проблемных задач. Например, в педагогических исследованиях - это применение статистических методов при обработке результатов педагогических экспериментов, разработка электронных учебных средств, построение методологического аппарата научного исследования.
На третьем этапе методом ГЭО необходимо сконструировать тезаурус каждого изучаемого модуля учебной дисциплины [4, с. 39-40] и обосновать методику его изучения в рамках
^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
принятой структуры квалитаксона. Так, например, структура квалитаксона по курсу биологии могла бы включать следующие виды знаний в рамках 4 уровневой модели обучения: 1-й уровень - фактологический - узнавание видов растений и животных; 2-й уровень - сравнение строений и функций клеток бактерий, грибов, растений и животных; 3-й уровень -причинно-следственные и классификационные знания - умение систематизировать животных и растений, составлять схемы пищевых цепей, круговорота веществ, знать гомологи-
122006
ческие и аналогичные структуры животных и т.п.; 4-й уровень-эвристический - умение делать выводы системного и мировоззренческого характера [4, с. 15-16].
Следует заметить, что подобного типа квалитаксоны следует разрабатывать для большинства модулей учебной дисциплины. Для диагностики приведенных видов квалитак-сонов может быть использована приведенная ниже таблица (знаком «■+>> отмечены результаты экспертизы группой преподавателей одного из вузов Удмуртской республики).
Таблица
Фасетная таксономическая модель: виды знаний — уровни обученности (применительно к диагностике)
№ п п 0) Виды знаний и способностей но 1). :уму и Аванесову ' [4, С. 13] Уровни обуче ния (К)
I II III IV Б1
1 Знание названий, имен, событий, факторов и + 2
их смысла
2 Знание определений, терминов, понятий, + 2
названий теорий
3 Сравнительные, сопоставительные знания + 2
4 Знание противоположностей* противоречий + 2
(синонимичных и антони.мнчных объектов)
5 Ассоциативные знания + 2
6 Классификационные знания + 3
7 Знание причинно-следственных отношений + 3
8 Алгоритмические, процедурные знания + 3
9 Технологические знания (но отраслям) + 4
10 Метрологические (оценочные) знания + 4
11 Обобщенные, структурные, системные знания + 4
12 Методологические знания (философские, 4
абстрактные, вероятностные,. процессуальные)
Пользуясь приведенной схемой, можно обосновать требования к содержанию педагогических контрольных материалов, в том числе и тестовых, для диагностики определенных квалитаксонов в рамках выбранной модели
^^ШПЛППП -ф- п жшгс
Педагогика и психология профессионального образования
обучения. Так, например, Для квалитаксона 1-го уровня это могут быть виды знаний и способностей под номерами 1,2; для 2-го - 3, 4, 5, 6; для 3-го- 7, 8, 9; для4-го- 10, И, 12.
Что касается кибернетического подхода, то последний предполагает компьютеризацию технологии по разработке модели структуры нормативных знаний обучаемых, однако исследования в этом направлении пока единичны.
В заключение отметим, что только комплексный подход позволит научно обосновать структуру нормативных знаний обучающихся.
Литература:
1. Любимова О.В,., Черепанов B.C. К вопросу о статусе педагогической нор-мологии // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО.- 2007.-№ 3 (45)
2. Любимова О.В., Черепанов B.C. Основные направления развития образовательной нормологвд // Сибирский педагогический журнал.- 2007.- № 10.
3.Любимова О.В., Черепанов B.C. Нормативные знания:: концепция, структура,. проблемы диагностики// Знание. Понимание. Умение.- 2007,- № 4.
4. Любимова О.В., Черепанов B.C. Технология диагностики «пороговых знаний» обучаемых на основе квалиметричес-кого подхода. Метод, пособие.- М.: Издат. центр НОУ «ИСОМ», 2006,- 52с.
5. Снигирева Т.А. Структура знаний обучаемых: концептуально-программный подход / науч. ред. В.С.Черепанов.-Ижевск: Экспертиза, 2004,- 84 с.
6. Субетто А.И. Введение в нормоло-вао и стандартологию образования.-СПб. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001,- 182 с,
7. Черепанов В, С. Основы педагогической экспертизы: учеб. пособие.-Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006.- 124 с.