Научная статья на тему 'Методика проектирования дидактических квалитаксонов'

Методика проектирования дидактических квалитаксонов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любимова Ольга Вячеславовна

Изложена методика разработки комплексных заданий, так называемых квалитаксонов, в основе которых используются: таксономические модели обучения; тезаурусный и квалиметрический подходы; балльно-рейтинговые и мониторинговые системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проектирования дидактических квалитаксонов»

УДК 37.012

О. В. Любимова

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ КВАЛИТАКСОНОВ

Квалитаксоны являются центральным понятием квалиметрической таксономии [5]. Таксон - понятие, применяемое для обозначения соподчиненных групп объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков [Большая Советская Энциклопедия, т. 25, с. 220]. Таксономические модели (taxis - расположение, порядок) широко используются в биологии (классификация растений и животных), химии (таблица Д. И. Менделеева), физике (состояния тел), астрономии (типология звезд, галактик, планет и т. п.), военном деле (рода войск, виды вооружений), педагогике (модели обучения В. П. Беспалько, В. П. Симонова, М. Н. Скаткина, В. Н. Максимовой, В. Г. Королевой, Б. Блума и других иссследователей) [5].

К дидактическим квалитаксонам можно отнести: структуру знаний обучающихся, соотнесенную с моделью обучения и классификатором знаний и способностей [5, с. 43-47]; требования ГОС, ЕГЭ, ГЭК, ГАК и т. п., соотнесенные с моделью специалиста на основе тезаурусного и квалиметри-ческого подходов [7]; педагогические контрольные материалы (ПКМ), разработанные с учетом требований балльно-рейтинговых и мониторинговых систем [6] методом групповых экспертных оценок [9].

Учитывая, что главным назначением квалитаксонов в сфере образования является их способность оценивать качество образования, приведем их классификацию по двум основаниям. Во-первых, квалитаксоны могут быть нормативно-ориентированными (НОК), например, для оценки:

- «начального» уровня обученности (на «входе» в учебное заведение или в начале изучени какой-то дисциплины);

- выполнения «пороговых требований» (при аттестациях, на «выходе» из учебного заведения; выпускные экзамены, ГЭК, ГАК и т. п.; на вступительных экзаменах, олимпиадах, конкурсах и т. п.);

- «остаточных знаний» (после окончания изучения учебной дисциплины или спустя какое-то время после окончания учебного заведения).

К данной категории НОК относятся также квалитаксоны сравнительного типа (сравнение с образовательными нормами в других странах, например, в рамках Болонского процесса) и «государственного» - для оценки выполнения требований ГОС, ЕГЭ и других требований МОН РФ или органов управления образования регионального, муниципального уровня, отдельных образовательных учреждений.

Приведем пример квалитаксона типа «НОК». Это может быть квалитак-сон, объединяющий требования к параметрам «начального», «порогового» и «остаточного» уровней обученности по конкретной дисциплине в рамках определенной модели обучения и классификатора знаний и умений. На примере курса биологии это могут быть следующие виды знаний:

- фактуальные (узнавать виды растений и животных; ткани, органы и системы органов животных на схемах и т. д.),

- сравнительные (сравнивать строение и функции клеток бактерий, грибов, растений, животных и т. д.),

- причинно-следственные (например, влияние алкоголя и никотина на организм человека и т. п.),

- классификационные (уметь систематизировать животных и растения),

- алгоритмические (составлять схемы пищевых цепей, круговорота веществ, решать биологические задачи и т. п.),

- ассоциативные (знать гомологичные и аналогичные структуры или органы животных и т. п.),

- системные и мировоззренческие (умение делать выводы, обобщать информацию).

Их распределение по уровням требований (начальные, пороговые, остаточные) должно проводиться с учетом модели обучения (модели специалиста, ученика) методом групповых экспертных оценок (ГЭО) [9].

Во-вторых, квалитаксоны могут классифицироваться по предметному признаку. К этой группе квалитаксонов можно отнести следующие разновидности:

- правовые (КПр), т. е. содержание гражданских прав и обязанностей, знание гражданского и уголовного кодексов, юридических прав и т. п.;

- нравственные (КНр), т. е. знание норм морали, установленных в социуме;

- валеологические (КВл), т. е. знание норм физического развития обучаемых и «здорового образа жизни»;

- мировоззренческие (КМз), т. е. знания, необходимые для: понимания и объяснения явлений природы; объяснения абсурдности утверждений экстрасенсов, гадалок, колдунов, служителей религии, представителей лженаук (полтергейст, хиромантия, гороскопы, НЛО и т. п.);

- компьютерные (ККт), т. е. знания, необходимые для работы на современных ЭВМ;

- экологические (КЭл), т. е. знания, необходимые для понимания основных требований к экологичности технологий и достаточные для формирования экологической грамотности (культуры);

- технологические (КТл), т. е. знания, необходимые для понимания физических принципов технических систем и современных прогрессивных технологий;

- профессиональные (КПф), т. е. знания, необходимые для работы по выбранной профессии на основе компетентностного подхода;

- методологические (КМт), т. е. знание приемов научного исследования.

Можно выделить 3 разновидности дидактических квалитаксонов:

- учебные, основанные на моделях обучения, классификаторах знаний и способностей и балльно-рейтинговых системах;

- нормативные, учитывающие требования ГОС, ЕГЭ, ГАК, приемных комиссий, а также фиксирующие «начальные», «пороговые», «остаточные» знания обучающихся;

- диагностирующие, используемые для диагностики и учитывающие нормативные требования (по структуре аналогичные учебным).

Алгоритм проектирования квалитаксонов в дидактике (КТ) включает в себя:

- составление перечня «дидактических единиц» из ГОС по учебной дисциплине, а при их отсутствии (или указания в ГОС только названий крупных разделов предмета) - составление методом ГЭО перечня базовых понятий - дескрипторов и тезауруса дисциплины;

- соотнесение каждого дескриптора с конкретным уровнем обучения в рамках принятой модели обучения, например, В. П. Беспалько или Б.Блума (методом ГЭО);

- установление для каждого дескриптора к какому виду знаний и учебных способностей он относится (или к группе видов знаний, которые заранее можно обосновать с учетом модели обучения), используя метод ГЭО;

- обоснование балльно-рейтинговой системы («цена» каждого уровня обучения и вида знаний) методом ГЭО;

- обоснование вида ПКМ для диагностики полноты знаний обучающихся;

- составление комплекта ПКМ для каждой разновидности квалитаксонов учебной дисциплины (для целей обучения и диагностики, в т.ч. и нормативного характера).

Что касается использования при конструировании учебных квалитаксонов известного в педагогике классификатора знаний и способностей Б. Блума - Р. Гагне - В. С. Аванесова [5, с. 12], то их можно сгруппировать, например, следующим образом:

(ВЗ-1). Знание названий (наук, теорий и т. п.), имен (ученых, писателей, художников и т. д.); знание смысла этих названий и имен (структура наук; название трудов ученых, книг писателей и т. д.).

(ВЗ-2). Фактуальные знания (фактов, событий, их интерпретация; знание понятийно-терминологического аппарата базовой науки).

(ВЗ-З). Сравнительные, сопоставительные, классификационные, ассоциативные, причинные знания; знание противоположностей в науке (в социальных явлениях; несогласование теории с экспериментом в естественных науках и т. п.).

(ВЗ-4). Процессуальные, алгоритмические, процедурные, технологические знания.

(ВЗ-5). Обобщенные, системные, вероятностные, метрологические, кибернетические знания.

(ВЗ-6). Оценочные, квалитативные, абстрактные, структурные и методологические знания.

Введенные обозначения (ВЗ- 1,2,..,6) можно использовать при соотнесении дидактических единиц изучаемой дисциплины с конкретными видами знаний (при составлении рабочих программ, разработке ПКМ, диагностике знаний обучаемых).

Конкретное содержание перечисленных квалитаксонов и их структура должна определяться методом ГЭО. В качестве примера приведем структуру одного из квалитаксонов второго типа - КТл (технологического, на примере металлообработки). В данном случае, прежде всего, необходимо выявить у обучающихся (учащихся или студентов) уровень их познаний по технологии машиностроения: знание марок сталей, способов их обработки, номенклатуры изделий и их применения. Это, так называемые, «начальные знания».

Второй уровень технологических знаний - знание физических законов, на основе которых функционируют современные технические устройства бытового назначения (телефоны, в т.ч. сотовые; телевизоры, холодильники, компьютеры и др.). Это известные законы механики, электроники и радиотехники.

Третий уровень (аналитико-синтетический) предполагает знание современных прогрессивных технологий в области металлообработки и машиностроения (порошковая металлургия, штамповка взрывом, ультразвуковые и лазерные технологии, газо-плазменная обработка и др.).

Четвертый уровень (творческий) предполагает обсуждение предложений обучаемых по совершенствованию изделий или технологий (метод «мозгового штурма», метод «ТРИЗ» - рационализации и изобретений - анализ авторских свидетельств и изобретений), обсуждение публикаций в научных журналах типа «Ноу-Хау».

Каждый из квалитаксонов методом ГЭО может быть оценен определенным количеством баллов, а комплексная оценка качества подготовки обучаемых (их рейтинг - Я) может быть оценена по формуле типа:

к=сґктр+с2-кнр+с3-кмр+...,

в зависимости от количества квалитаксонов, используемых для такой оценки. Что касается весовых коэффициентов их важности (СІ, С2, ...), то их значения определяются методом ГЭО с учетом условия нормировки (их сумма должна равняться единице).

В заключение следует заметить, что технология разработки нормативных дидактических квалитаксонов должна базироваться на требованиях соответствующих нормативных документов (типа ГОС, ЕГЭ, ГАК, ГЭК и т. п.), таксономических моделях обучения и классификаторах знаний и способностей в компетентностном формате, на основе экспертных методов и балльно-рейтинговых систем оценивания.

Библиографический список

1. Любимова, О. В., Черепанов, В. С. К вопросу о статусе педагогической нормологии//Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2007. - № 3(45). - С. 3-7.

2. Любимова, О. В., Черепанов, В. С. Основные направления развития образовательной нормологии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № ю. - С. 12-15.

3. Любимова, О. В.,Черепанов,В. С. Нормативныезнания: концепция, структура, проблемы диагностики // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 4. - С. 53-56.

4. Любимова, О. В., Черепанов, В. С. Нормирование в педагогике: концептуально-программный подход.- Ижевск: Изд-во Ижевского гос. технич. ун-та.-2008. - 80 с.

5. Снигирева, Т. А. Основы квалитативной технологии диагностики структуры знаний обучаемых,- М.-Ижевск: Экспертиза. - 2006. - 124 с.

6. Шихов, Ю. А. Квалиметрический мониторинг качества фундаментальной подготовки в техническом вузе. - М. - Ижевск: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Ижевский гос. технич. ун-т: Изд-во «СТиКС» СПб. - 2007. - 208 с.

7. Субетто, А. И. Квалитология образования. - СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2000. - 220 с.

8. Шихова, О. Ф. Основы квалиметрии вузовского образовательного стандарта. - М. - Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет». ~ 2006. - 243 с.

9. Черепанов, В. С. Основы педагогической экспертизы. - Ижевск: Изд-во Ижевского гос. технич. ун-та. - 2006. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.