УДК 37.012
О. В. Любимова
МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ КВАЛИТАКСОНОВ
Квалитаксоны являются центральным понятием квалиметрической таксономии [5]. Таксон - понятие, применяемое для обозначения соподчиненных групп объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков [Большая Советская Энциклопедия, т. 25, с. 220]. Таксономические модели (taxis - расположение, порядок) широко используются в биологии (классификация растений и животных), химии (таблица Д. И. Менделеева), физике (состояния тел), астрономии (типология звезд, галактик, планет и т. п.), военном деле (рода войск, виды вооружений), педагогике (модели обучения В. П. Беспалько, В. П. Симонова, М. Н. Скаткина, В. Н. Максимовой, В. Г. Королевой, Б. Блума и других иссследователей) [5].
К дидактическим квалитаксонам можно отнести: структуру знаний обучающихся, соотнесенную с моделью обучения и классификатором знаний и способностей [5, с. 43-47]; требования ГОС, ЕГЭ, ГЭК, ГАК и т. п., соотнесенные с моделью специалиста на основе тезаурусного и квалиметри-ческого подходов [7]; педагогические контрольные материалы (ПКМ), разработанные с учетом требований балльно-рейтинговых и мониторинговых систем [6] методом групповых экспертных оценок [9].
Учитывая, что главным назначением квалитаксонов в сфере образования является их способность оценивать качество образования, приведем их классификацию по двум основаниям. Во-первых, квалитаксоны могут быть нормативно-ориентированными (НОК), например, для оценки:
- «начального» уровня обученности (на «входе» в учебное заведение или в начале изучени какой-то дисциплины);
- выполнения «пороговых требований» (при аттестациях, на «выходе» из учебного заведения; выпускные экзамены, ГЭК, ГАК и т. п.; на вступительных экзаменах, олимпиадах, конкурсах и т. п.);
- «остаточных знаний» (после окончания изучения учебной дисциплины или спустя какое-то время после окончания учебного заведения).
К данной категории НОК относятся также квалитаксоны сравнительного типа (сравнение с образовательными нормами в других странах, например, в рамках Болонского процесса) и «государственного» - для оценки выполнения требований ГОС, ЕГЭ и других требований МОН РФ или органов управления образования регионального, муниципального уровня, отдельных образовательных учреждений.
Приведем пример квалитаксона типа «НОК». Это может быть квалитак-сон, объединяющий требования к параметрам «начального», «порогового» и «остаточного» уровней обученности по конкретной дисциплине в рамках определенной модели обучения и классификатора знаний и умений. На примере курса биологии это могут быть следующие виды знаний:
- фактуальные (узнавать виды растений и животных; ткани, органы и системы органов животных на схемах и т. д.),
- сравнительные (сравнивать строение и функции клеток бактерий, грибов, растений, животных и т. д.),
- причинно-следственные (например, влияние алкоголя и никотина на организм человека и т. п.),
- классификационные (уметь систематизировать животных и растения),
- алгоритмические (составлять схемы пищевых цепей, круговорота веществ, решать биологические задачи и т. п.),
- ассоциативные (знать гомологичные и аналогичные структуры или органы животных и т. п.),
- системные и мировоззренческие (умение делать выводы, обобщать информацию).
Их распределение по уровням требований (начальные, пороговые, остаточные) должно проводиться с учетом модели обучения (модели специалиста, ученика) методом групповых экспертных оценок (ГЭО) [9].
Во-вторых, квалитаксоны могут классифицироваться по предметному признаку. К этой группе квалитаксонов можно отнести следующие разновидности:
- правовые (КПр), т. е. содержание гражданских прав и обязанностей, знание гражданского и уголовного кодексов, юридических прав и т. п.;
- нравственные (КНр), т. е. знание норм морали, установленных в социуме;
- валеологические (КВл), т. е. знание норм физического развития обучаемых и «здорового образа жизни»;
- мировоззренческие (КМз), т. е. знания, необходимые для: понимания и объяснения явлений природы; объяснения абсурдности утверждений экстрасенсов, гадалок, колдунов, служителей религии, представителей лженаук (полтергейст, хиромантия, гороскопы, НЛО и т. п.);
- компьютерные (ККт), т. е. знания, необходимые для работы на современных ЭВМ;
- экологические (КЭл), т. е. знания, необходимые для понимания основных требований к экологичности технологий и достаточные для формирования экологической грамотности (культуры);
- технологические (КТл), т. е. знания, необходимые для понимания физических принципов технических систем и современных прогрессивных технологий;
- профессиональные (КПф), т. е. знания, необходимые для работы по выбранной профессии на основе компетентностного подхода;
- методологические (КМт), т. е. знание приемов научного исследования.
Можно выделить 3 разновидности дидактических квалитаксонов:
- учебные, основанные на моделях обучения, классификаторах знаний и способностей и балльно-рейтинговых системах;
- нормативные, учитывающие требования ГОС, ЕГЭ, ГАК, приемных комиссий, а также фиксирующие «начальные», «пороговые», «остаточные» знания обучающихся;
- диагностирующие, используемые для диагностики и учитывающие нормативные требования (по структуре аналогичные учебным).
Алгоритм проектирования квалитаксонов в дидактике (КТ) включает в себя:
- составление перечня «дидактических единиц» из ГОС по учебной дисциплине, а при их отсутствии (или указания в ГОС только названий крупных разделов предмета) - составление методом ГЭО перечня базовых понятий - дескрипторов и тезауруса дисциплины;
- соотнесение каждого дескриптора с конкретным уровнем обучения в рамках принятой модели обучения, например, В. П. Беспалько или Б.Блума (методом ГЭО);
- установление для каждого дескриптора к какому виду знаний и учебных способностей он относится (или к группе видов знаний, которые заранее можно обосновать с учетом модели обучения), используя метод ГЭО;
- обоснование балльно-рейтинговой системы («цена» каждого уровня обучения и вида знаний) методом ГЭО;
- обоснование вида ПКМ для диагностики полноты знаний обучающихся;
- составление комплекта ПКМ для каждой разновидности квалитаксонов учебной дисциплины (для целей обучения и диагностики, в т.ч. и нормативного характера).
Что касается использования при конструировании учебных квалитаксонов известного в педагогике классификатора знаний и способностей Б. Блума - Р. Гагне - В. С. Аванесова [5, с. 12], то их можно сгруппировать, например, следующим образом:
(ВЗ-1). Знание названий (наук, теорий и т. п.), имен (ученых, писателей, художников и т. д.); знание смысла этих названий и имен (структура наук; название трудов ученых, книг писателей и т. д.).
(ВЗ-2). Фактуальные знания (фактов, событий, их интерпретация; знание понятийно-терминологического аппарата базовой науки).
(ВЗ-З). Сравнительные, сопоставительные, классификационные, ассоциативные, причинные знания; знание противоположностей в науке (в социальных явлениях; несогласование теории с экспериментом в естественных науках и т. п.).
(ВЗ-4). Процессуальные, алгоритмические, процедурные, технологические знания.
(ВЗ-5). Обобщенные, системные, вероятностные, метрологические, кибернетические знания.
(ВЗ-6). Оценочные, квалитативные, абстрактные, структурные и методологические знания.
Введенные обозначения (ВЗ- 1,2,..,6) можно использовать при соотнесении дидактических единиц изучаемой дисциплины с конкретными видами знаний (при составлении рабочих программ, разработке ПКМ, диагностике знаний обучаемых).
Конкретное содержание перечисленных квалитаксонов и их структура должна определяться методом ГЭО. В качестве примера приведем структуру одного из квалитаксонов второго типа - КТл (технологического, на примере металлообработки). В данном случае, прежде всего, необходимо выявить у обучающихся (учащихся или студентов) уровень их познаний по технологии машиностроения: знание марок сталей, способов их обработки, номенклатуры изделий и их применения. Это, так называемые, «начальные знания».
Второй уровень технологических знаний - знание физических законов, на основе которых функционируют современные технические устройства бытового назначения (телефоны, в т.ч. сотовые; телевизоры, холодильники, компьютеры и др.). Это известные законы механики, электроники и радиотехники.
Третий уровень (аналитико-синтетический) предполагает знание современных прогрессивных технологий в области металлообработки и машиностроения (порошковая металлургия, штамповка взрывом, ультразвуковые и лазерные технологии, газо-плазменная обработка и др.).
Четвертый уровень (творческий) предполагает обсуждение предложений обучаемых по совершенствованию изделий или технологий (метод «мозгового штурма», метод «ТРИЗ» - рационализации и изобретений - анализ авторских свидетельств и изобретений), обсуждение публикаций в научных журналах типа «Ноу-Хау».
Каждый из квалитаксонов методом ГЭО может быть оценен определенным количеством баллов, а комплексная оценка качества подготовки обучаемых (их рейтинг - Я) может быть оценена по формуле типа:
к=сґктр+с2-кнр+с3-кмр+...,
в зависимости от количества квалитаксонов, используемых для такой оценки. Что касается весовых коэффициентов их важности (СІ, С2, ...), то их значения определяются методом ГЭО с учетом условия нормировки (их сумма должна равняться единице).
В заключение следует заметить, что технология разработки нормативных дидактических квалитаксонов должна базироваться на требованиях соответствующих нормативных документов (типа ГОС, ЕГЭ, ГАК, ГЭК и т. п.), таксономических моделях обучения и классификаторах знаний и способностей в компетентностном формате, на основе экспертных методов и балльно-рейтинговых систем оценивания.
Библиографический список
1. Любимова, О. В., Черепанов, В. С. К вопросу о статусе педагогической нормологии//Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. - 2007. - № 3(45). - С. 3-7.
2. Любимова, О. В., Черепанов, В. С. Основные направления развития образовательной нормологии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № ю. - С. 12-15.
3. Любимова, О. В.,Черепанов,В. С. Нормативныезнания: концепция, структура, проблемы диагностики // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 4. - С. 53-56.
4. Любимова, О. В., Черепанов, В. С. Нормирование в педагогике: концептуально-программный подход.- Ижевск: Изд-во Ижевского гос. технич. ун-та.-2008. - 80 с.
5. Снигирева, Т. А. Основы квалитативной технологии диагностики структуры знаний обучаемых,- М.-Ижевск: Экспертиза. - 2006. - 124 с.
6. Шихов, Ю. А. Квалиметрический мониторинг качества фундаментальной подготовки в техническом вузе. - М. - Ижевск: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Ижевский гос. технич. ун-т: Изд-во «СТиКС» СПб. - 2007. - 208 с.
7. Субетто, А. И. Квалитология образования. - СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2000. - 220 с.
8. Шихова, О. Ф. Основы квалиметрии вузовского образовательного стандарта. - М. - Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет». ~ 2006. - 243 с.
9. Черепанов, В. С. Основы педагогической экспертизы. - Ижевск: Изд-во Ижевского гос. технич. ун-та. - 2006. - 124 с.