Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 5 (1), с. 288-292
УДК
О ПУТЯХ СНИЖЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ © 2013 г. А.С. Кокин, О.В. Ясенев, В.Н. Ясенев
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 18.01.2013
Представлены меры борьбы с теневой экономикой на юридическом, законодательном уровне, ревизия действующего законодательства, а также концепция финансовых мер и инструментов по борьбе с коррупцией. Комплексное внедрение электронного денежного потока на территории страны рассматривается как фактор оздоровления экономики, снижения уровня её подверженности теневой экономике, в частности коррупции и отмыванию денег.
Ключевые слова: антикоррупционные меры, законодательство, электронный денежный поток.
Процент наличности в денежном обороте страны влияет на степень экономической и общественной стабильности государства, уровень финансовой грамотности и доходов населения, а также на глубину криминализации общества.
Считается, что в странах, подверженных экономическим и общественным потрясениям, доля наличности в обороте высока. Например, в Ираке этот показатель в 2010 году составил, по данным Международного валютного фонда, 89%. В условиях каких бы то ни было неурядиц людям надежнее иметь деньги на руках, при этом предпочтение может быть отдано иностранной валюте. Большой процент наличности в обороте свидетельствует и о внушительном объеме сектора теневой экономики, в том числе и о большом проценте коррупции. Это можно сказать об Италии, Греции, Мексике, России. В странах с высоким уровнем доходов населения жители чаще используют платежные карты. Когда речь идет о физических лицах, низким принято считать наличный оборот менее 10%. В таком случае кэш используется в крайних случаях или только определенной категорией населения, например пенсионерами. Менее 10% наличных находятся в обороте в Дании, Хорватии, Эстонии, Бразилии, Турции. В США уровень наличности колеблется в пределах 7% от общего объема денежной массы. Безналичных операций, которые проводятся в США с помощью пластиковых карт, около 60%.
Страны, поддерживающие внедрение технических инноваций в розничных платежах, однозначно стремятся к использованию безналичных операций. Так, доля наличных в широкой денежной массе в Японии составляет примерно 7%. С 2000 по 2010 год объемы транзакций в Японии выросли больше, чем во всех остальных
странах. В Канаде доля наличных в узкой денежной массе снизилась с 19% в начале 1990-х годов до 10% перед кризисом 2008 года. В Сингапуре, который официально декларировал переход к Cashless Society (англ. - безналичное общество), - с 45% в 1990-х до 22% в 2009-м.
Для сравнения: в Великобритании снятие наличных через банкомат составляет 37%, во Франции - 28%, в Канаде - 24%, в России — 96%. «Процент снятия наличных в России велик не потому, что люди не хотят расплачиваться пластиковой картой, а потому, что далеко не везде ею возможно расплатиться».
Пытаясь привить населению культуру использования безналичных расчетов, Италия и Греция вводят лимит на расчеты наличными: в Италии при оплате покупок на сумму свыше 1000 евро, в Греции - свыше 1500 евро [1].
Каждый год международная организация Transparency International публикует данные по уровню коррупции в различных странах. Оценить коррупцию в стране помогает индекс восприятия коррупции (ИВК).
Данный показатель рассчитывается для каждой страны или территории и отражает восприятие предпринимателями и экспертами уровня коррумпированности государственного сектора по данной стране и оценивает его по шкале от 10 до 0. При этом максимальная величина индекса 10 баллов означает, что чиновники данного государства в минимальной степени подвержены коррумпированию, в то время как страны, индекс которых приближается к нулю, коррумпированы практически полностью.
В 2009 году были ранжированы 180 стран мира, столько же, что и за предыдущий год, при этом составной индекс был основан на 13 опросах экспертов и представителей деловых кру-
Таблица
Год Место России Всего мест Индекс восприятия коррупции
2009 146 180 2.2
2008 147 180 2.1
2007 143 179 2.3
2006 121 163 2.5
2005 126 158 2.4
2004 90 145 2.8
2003 86 133 2.7
2002 71 102 2.7
2001 79 91 2.3
гов. Погрешность при подсчете индекса составляет приблизительно 5%.
Рассмотрим отдельно динамику индексов восприятия коррупции в России за 20012009 годы на основе представленной таблицы [2].
Согласно данным таблицы в России индекс восприятия коррупции не поднимался выше 2.8 балла с 2001 по 2009 год. Максимальное значение в 2.8 балла приходится на 2004 год, а наименьшее значение 2.1 балла - на 2008 год. При этом в 2009 году ИВК составил 2.2 балла и возрос по сравнению с 2008 годом на 0.1 балла.
С 2006 года вплоть до 2008 года индекс восприятия коррупции в России уменьшался, а это значит, что в России с каждым годом уровень коррупции повышался. Если обратить внимание на 2008-2009 годы, то России необходимо предпринимать решительные меры по борьбе с коррупцией, чтобы не попасть на последние места данного рейтинга [3].
Проанализировав численные показатели влияния теневой экономики на экономику государства в целом, необходимо вынести рекомендации по снижению или, по крайней мере, сдерживанию этого влияния. Перечислим конкретные меры для ликвидации очевидных недостатков функционирования властных институтов, напрямую способствующих коррупции. Эти меры должны осуществляться совместно с реализацией общих мер [4].
Одной из основных задач является уменьшения влияния коррупции на политическую сторону жизни государства. Первая задача -уменьшить влияние коррупции на процесс выборов. Для этого необходимо пересмотреть нынешнее выборное законодательство и практику, с тем чтобы решить следующие задачи:
• повысить государственный и общественный контроль над выборными процедурами;
• увеличить допустимый размер избирательных фондов, приведя его в соответствие с реальными затратами на проведение избирательных кампаний;
• разрешить заблаговременно формировать партийные или избирательные фонды для сбора взносов граждан (за три месяца сформировать значительные фонды из подобных взносов нереально, поэтому кандидаты часто идут в обход закона);
• ужесточить контроль над соблюдением порядка финансирования избирательных кампаний, наказания за соответствующие нарушения должны быть не меньшими, чем наказания за нарушение традиционных экономических правил;
• повысить роль и независимость системы избирательных комиссий, одновременно увеличив их прозрачность для общественного контроля.
Следующей задачей является уменьшение влияния коррупции на деятельность законодательных органов. Для этого надо упростить процедуры привлечения депутатов к уголовной ответственности. Понадобится ужесточить контроль над процедурной стороной законотворчества. Нередко коррупция в законодательных органах используется для пополнения партийных касс. Поэтому на более поздних стадиях целесообразно ввести общепринятую практику финансирования парламентских партий из государственного бюджета, сопрягая это с увеличением контроля государства за деятельностью партий в рамках Конституции и законов страны. Способы и источники финансирования политических организаций и политических акций должны быть абсолютно прозрачны для общества.
Следующим шагом является контроль над ведомствами. Каждому ведомству присуща определенная специфика, своя структура коррупционных преступлений и методы их осуществления. Для каждого из них следует с привлечением сторонних специалистов разрабатывать специфические программы.
Ведомственные антикоррупционные программы могут содержать наборы мер, формируемые в зависимости от задач и специфики конкретных ведомств. Список таких мер может включать:
• введение практики периодического перевода чиновников на новое место работы внутри ведомства или на сходное место работы в другом ведомстве (издержки на переобучение в любом случае меньше потерь от коррупции);
• повышение эффективности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими с помощью введения случайных схем контроля;
• уменьшение дефицита доступа к государственным услугам.
Необходимо ввести практику периодического обновления ведомственных антикоррупционных программ каждые три-пять лет.
Следующим важным шагом являются законодательные меры. Представляется бессмысленным вводить юридическое понятие коррупции наравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки заключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных действий окажется за пределами действия Уголовного кодекса или иного закона. По той же причине нецелесообразно регулировать борьбу с коррупцией одним законом о коррупции. Более эффективно подойти к решению задачи системно, предусмотрев средства борьбы с коррупцией во всем комплексе законодательных актов, среди которых могут быть:
• закон об ответственности за легализацию преступных доходов;
• закон о конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок (существует опыт применения подобного законодательства в Италии);
• закон о декларировании доходов и имущества высшими должностными лицами и государственными служащими;
• дополнения в основы законодательства о государственной службе: введение ограничений для чиновников переходить на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации;
• дополнения в действующее законодательство, в результате которых будут признаваться недействительными сделки, договора, полученные от органов власти лицензии и разрешения, если установлено, что они обязаны своим появлением коррупционным действиям.
Особое направление законодательной работы - ревизия действующего законодательства. Вот некоторые из необходимых мер:
• «закрытие» многочисленных отсылочных норм в действующих законах;
• ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия;
• дифференцирование в Уголовном кодексе коррупционных действий;
• пересмотр шкал пошлин, штрафов и т.п.
Следующий блок антикоррупционных мер -
это пропаганда и образование. Некоторые из предполагаемых направлений:
• борьба в средствах массовой информации с мифом обреченности России на коррупцию;
• разработка, постоянное применение и использование в средствах массовой информации индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей;
• создание системы «локальной гласности».
Завершающей ступенью в мерах борьбы с теневой экономикой является международная кооперация и сотрудничество.
Помимо одного из инструментов борьбы с теневыми финансами и коррупцией, а именно -повышением налогов, хотелось бы обратить внимание ещё на один инструмент борьбы с коррупцией, весьма актуальный в современном обществе, основанный на электронных технологиях.
В условиях интенсивного роста технологических и рыночных инноваций в сфере розничных и крупных безналичных платежей все чаще встает вопрос о модернизации действующей платежно-расчетной системы. Все актуальнее становится проблема внедрения новых механизмов осуществления этих платежей и расчетов, все большее значение приобретает четкое определение новой экономической категории — электронных денег.
В наиболее общем виде безналичные расчеты представляют собой совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода.
В чем же заключается преимущество безналичных расчетов? Во-первых, одно из основных преимуществ безналичных расчетов заключается в прозрачности денежных потоков. Более того, российская экономика в значительной степени ориентирована на наличность, поскольку в России почти 50% денежной массы в узком смысле - это наличные деньги, находящиеся в обращении. Ориентация экономики на наличность не только снижает способность банков выступать в качестве финансовых посредников, но и, как упоминалось ранее, подпитывает неофициальную экономику.
Многочисленные исследования, проведенные в разных регионах мира, позволяют сделать вывод о том, что рост объемов электронных платежей обеспечивает странам ощутимые экономические выгоды. Это обусловлено главным образом тем, что в большом масштабе электронные платежи намного эффективнее наличных расчетов с точки зрения затрат. По мнению президента VISA International Кристофера Родригеса, общие издержки, связанные с использованием системы наличных платежей, составляют от 5 до 7% ВВП. Так, за 2005 г. данные издержки в денежном выражении колебались в диапазоне от 1079.9 до 1511.86 млрд руб. Результаты исследований позволяют также заключить, что более высокая по сравнению с наличными расчетами эффективность электронных платежей способна обеспечить странам экономию в размере 1% ВВП, что в случае с Россией соответствовало бы 215.98 млрд руб-
Рис. Показатели рынка банковских платежных карт
лей. Развитые безналичные платежи повысили бы прозрачность проводимых в России финансовых операций, позволив правительству добиться уменьшения масштабов неофициальной экономики.
Увеличение масштаба безналичных расчетов будет способствовать и социальному развитию регионов России. Кроме того, рассматривая проблему более широко, внедрение подобных систем в рамках международного сотрудничества с государствами - участниками СНГ и ЕврАзЭС позволит вывести интеграционное взаимодействие на более высокий уровень.
Рассматривая проблему минимизации нелегальной экономики в контексте проведения платежных и расчетных операций между участниками экономических отношений (будь то товары, работы или услуги), нельзя не затронуть вопрос о самой системе проведения указанных операций.
В Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации включается:
• проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов; внедрение современных технологий и методов передачи информации;
• повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.
По заявлению заместителя министра экономического развития А. Дворковича, целесообразно банковскую стратегию объединять со стратегией развития финансовых рынков (его мнение прозвучало на банковской конференции, организованной ассоциацией «Россия»).
Необходимо рассмотреть рынок пластиковых карт, сложившийся в России. По данным Банка России, с 2001 г. количество выпущенных российскими эмитентами пластиковых карт выросло в 4.5 раза. На 1 января 2006 г. их количество составило 54.511 млн шт., что в 1.5 раза
превысило аналогичный показатель на начало 2005 г. (35 млн). При этом, по данным на 1 июля 2005 г., 95,5% общей эмиссии пришлось на расчетные карты [5].
Начиная с 2008 года, объемы выпуска пластиковых банковских карт в России стали возрастать. По данным Центрального банка, к началу 2008 года было эмитировано 119 млн карт. К третьему кварталу 2011 года эта цифра возросла до 167 млн единиц. Таким образом, за несколько лет «прирост» составил порядка 40%.
Как известно, пластиковые карты в большинстве своем являются средством получения наличных денег, а также оплаты товаров и услуг. Так, за 2008 год при помощи банковских карт российские граждане получили примерно 8 трлн рублей (порядка 2 трлн 354 млрд рублей ежеквартально). По итогам третьего квартала 2011 года эта цифра незначительно увеличилась и составила 9 трлн 800 млрд рублей.
Несколько иную картину мы наблюдаем в сфере оплаты товаров и услуг при помощи пластиковых карт. В 2008 году на данные нужды со счетов держателей было перечислено 800 млрд рублей. За три квартала 2011 года цифра достигла уже 1 трлн 614 млрд рублей. Таким образом, мы можем констатировать, что популярность пластиковых карт как средства оплаты возросла в России практически в 3.7 раза. В целом, использование банковских карт при покупке товаров и услуг в 2008 году составляло 9%, в 2011 году эта цифра возросла до 15%. Стоит лишь отметить, что в таких развитых странах, как Япония и Канада, данный показатель уже давно превысил 80-90%.
Что касается количества банкоматов, то к началу 2008 года в России насчитывалось 54 тыс. единиц, сегодня их численность достигла 171 тыс. единиц. Электронных терминалов для оплаты товаров и услуг при помощи банковских карт насчитывалось в 2008 году -
239 тыс. единиц. В настоящее время их количество возросло практически в 2 раза и достигло 497 тыс. единиц. Показатели рынка банковских платежных карт показаны на рисунке.
Таким образом, доля безналичных расчетов в России не превышает нескольких процентов от потребительского оборота: по мнению представителя московского офиса Visa, с помощью платежных карт оплачивается всего порядка 3,3% потребительских расходов россиян, что существенно ниже уровня Европы.
В связи с этим для перехода на безналичный расчет (с помощью пластиковых карт) необходимо решить как минимум две задачи:
• создать необходимую техническую базу;
• убедить население в том, что использование пластиковых карт выгоднее.
Не секрет, что о полном охвате торговой сети говорить еще рано. Так, в Москве, на которую приходится 60% всех «карточных» покупок, не все даже крупные супермаркеты проводят обслуживание «по безналу»: менее 9% предприятий торговли и общественного питания Московского региона оснащены техникой, необходимой для совершения подобных сделок.
В России должен существовать эффективный механизм перевода денежных средств, который
будет служить государству, бизнесу и гражданам надежным средством обмена товаров и услуг на деньги. Этот механизм должен быть защищенным, обеспечивать снижение уровня мошенничества и операционных издержек, которые несут банки и платежные схемы, и способствовать повышению уровня доверия к системе. Электронные платежи повысили бы прозрачность проводимых в России финансовых операций, позволив правительству добиться уменьшения масштабов неофициальной экономики.
Список литературы
1. www.odnako.org
2. www.transparency.org.ru/CENTER/cpi_09.asp
3. www.lit.lib.ru
4. Родригес К. Электронные платежи сэкономят миллиарды // Национальный банковский журнал. № 11. 2005.
5. Экономика и финансы. Правила игры // Коммерсант- Daily. 20.04.2004.
6. Обзор рынка платежных карт в России // MoneyNews.16.02.2006.
7. www.anti-corr.ru
8. Когда наличку сменят банковские карты// Деловой журнал «Саморегулирование. Бизнес». № 3 (23). 2012.
ON SOME WAYS TO REDUCE THE IMPACT OF THE SHADOW ECONOMY A.S. Kokin, O.V. Yasenev, V.N. Yasenev
We consider the development of anti-corruption measures, including the measures to combat the shadow economy at different levels, first of all, at the legislative level, which presumes the revision of the current legislation. We also present a concept of financial measures and instruments to combat corruption. Comprehensive implementation of electronic cash flow in the country is considered as a factor contributing to economic recovery and to reducing the negative effects of the shadow economy, in particular, corruption and money laundering.
Keywords: anti-corruption measures, legislation, electronic cash flow.