ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
С. П. ЮХАЧЕВ, О. А. СТЕПИЧЕВА, Р. М. ЕНГАЛЫЧЕВ
Данная статья посвящена вопросам преодоления социально-экономических последствий теневой экономики путем формирования единой государственной стратегии социальноэкономического развития, ключевым элементом которой должны стать меры борьбы с теневой экономикой и коррупцией.
Ключевые слова: теневая экономическая деятельность, нейтрализация, перспективы.
Формирование национальной хозяйственной модели, в которой масштабы теневой экономики были бы, насколько это возможно, минимальными, требует разработки и реализации стратегии социально-экономического развития страны.
В настоящее время, по сравнению с 90-ми гг. XX в., существенные изменения претерпевают формы теневой экономики. Все реже встречаются ее явные криминальные проявления, постепенно сдает свои позиции бартер, уменьшается количество взаимозачетов и теневых операций с долговыми обязательствами. Государство вступило на путь укрепления властной вертикали и объявило войну олигархам. И все же о значимом снижении общих масштабов теневой экономики пока говорить не приходится. Скорее, теневая экономика реструктурируется, одни ее сегменты сокращаются, другие растут.
Радикальные либералы, проповедующие принцип «меньше государства в экономике», уповают на процесс саморегулирования рыночной экономики. По их мнению, Россия пройдет неизбежный период первоначального накопления капитала, и теневая экономика нейтрализуется сама по себе.
Трудно спорить с тем, что главный фактор вытеснения теневых операций из экономики -создание здоровой конкурентной среды. Ведь теневая экономика является одной из форм недобросовестной конкуренции. Но вопрос заключается в том, каково должно быть поведение государства: либо оно выступает в качестве стороннего наблюдателя, либо становится фактором прямого воздействия для любого хозяйствующего субъекта рыночной экономики.
Экономическая история формирования зрелого рыночного хозяйства убедительно свидетельствует о том, что государство становится основным регулятором рыночных отношений. Его регулирующая роль приобретает решающее значение, когда речь заходит о теневой экономике.
Таким образом, неблагоприятные условия для развития криминального бизнеса должны формироваться прежде всего государством. Это важнейшая стратегическая задача, решение которой является одной из управленческих функций современного государства. При этом в своем воздействии на теневую экономику государство должно опираться на институты гражданского общества (СМИ, общественные организации, политические партии и т. п.).
Государство должно не только осознать значимость проблемы теневой экономики, но и иметь политическую волю, быть способным к решительным действиям по оздоровлению рыночных отношений. С сожалением можно констатировать, что такой политической воли на протяжении 1990-х гг. Российское государство так и не проявило.
Политическая воля, решительные действия должны найти отражение прежде всего в страте -гии социально-экономического развития страны, особое место в которой должна занять борьба с теневой экономикой, так как:
- во-первых, эта проблема является одним из основных препятствий развития российской рыночной экономики;
- во-вторых, стратегическое значение проблемы не ограничивается долгосрочным характером ее решения. Стратегия подразумевает не
только долгосрочное планирование (можно иметь долгосрочный план, но не стратегию). Она связана с коренными преобразованиями всей экономической системы. Чтобы выжить, российская экономика должна быть конкурентоспособной, а это означает принципиально иные параметры ее теневой составляющей;
- в-третьих, в общем контексте глобализации мировой экономики Россия не может занять должного места в мировом сообществе, находясь во главе списка наиболее коррумпированных стран;
- в-четвертых, криминальная экономика является финансовой базой терроризма, а значит, несет в себе угрозу национальной безопасности страны.
В государственной стратегии борьбы с теневой экономикой должна быть сформулирована и главная задача: до какого уровня возможно минимизировать теневую экономику, как определить этот уровень. Прежде всего, эта задача должна быть реалистичной, т. е. выполнимой. Ведь необходимо осознавать, что полностью ликвидировать теневую экономику просто невозможно. Ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10 % ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен несколькими доводами:
- во-первых, практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности (перед нами пример стран с развитой рыночной экономикой);
- во-вторых, отечественная экономическая история свидетельствует о том, что гипертрофированные масштабы теневой экономики - специфика экономического развития 1990-х гг.
Сокращение теневой экономики до десятипроцентного уровня должно быть выдвинуто в качестве стратегической задачи Российского государства, наряду с уже обозначенными (удвоение ВВП, борьба с бедностью). Реализуя эту задачу, необходимо учитывать структуру теневой экономики.
Государство несет полную ответственность за масштабы вынужденной внелегальной экономики. Оно должно стремиться к минимизации этого явления в результате продуманной социальноэкономической политики. Причем следует отметить, что именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной защиты, подготовки и переподготовки кадров и т. п.) являются более эффективными по сравнению с прямыми
административными мерами (различного рода запреты, усиление наказаний и т. п.).
Несомненно, прямая ответственность лежит на государстве и в плане борьбы с коррупцией госаппарата, и его сращиванием с могущественными представителями бизнеса. Необходимо принятие правовых норм, сокращающих до минимума возможности вымогательства и подкупа во взаимоотношениях чиновников и бизнеса, и жестких административных мер по борьбе с их конкретными проявлениями.
В целом, определив основные объекты государственного воздействия на теневую экономику, можно сформулировать ряд более конкретных задач стратегического порядка:
- минимизация коррупции и взяточничества;
- борьба с теневыми операциями олигархических структур;
- устранение главных причин, порождающих вынужденную теневую экономику.
Борьба с теневой экономикой должна быть связана с решением и других стратегических задач:
- укреплением властной вертикали, без чего нельзя с успехом бороться с теневой экономикой в регионах;
- формированием здоровой конкурентной среды. В первую очередь, речь идет о равной «удаленности» предпринимательства от власти, продуманной налоговой политике, защите собственности и т. д.;
- государственной поддержкой среднего и малого бизнеса;
- социально ориентированным бюджетом, который способствовал бы снижению уровня вынужденной внелегальной экономики;
- жестким государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и особенно экспорта российских товаров и услуг, имеющих стратегическое значение.
Известно, что любая стратегия предполагает не только формулировку главной цели, главных задач, но и выбор методов и путей их достижения и решения. Принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия.
Снижение уровня государственного администрирования может создать более благоприятные условия для деятельности малого бизнеса и самозанятости. Никакие административные меры государства (создание множества силовых структур, увеличение численности работающих в них) не
смогли остановить рост теневой экономики в нашей стране. К каждому вынужденному «теневику», а их многие миллионы, невозможно приставить работника силовых ведомств. К тому же именно запретительные административные меры вынуждают их откупаться от представителей власти. Сила государства, его авторитет, вероятно, заключаются в том, насколько оно способно создать нормальные условия для свободного развития здорового предпринимательства.
Однако надо учитывать, что любая свобода не беспредельна и должна иметь определенные ограничители. В 1990-х гг. в результате того, что власть парализовала себя внутренними противоречиями, мы получили, наверное, самое «свободное» общество, к сожалению даже от закона, порядка и морали.
Очевидно, что в стратегии борьбы с теневой экономикой необходимо сочетать экономический либерализм в формировании конкурентоспособной экономики, развитие малого бизнеса и политику «диктатуры закона», когда речь идет о коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов.
Борьба с теневой экономикой - проблема общероссийская, и поэтому данная тема должна быть более открытой, к разработке специальных программ должны быть привлечены силы различных научных учреждений, общественных организаций, предпринимательских ассоциаций, профсоюзов трудящихся и т. п. [2].
Одним из направлений воздействия на теневой бизнес стало развитие международного сотрудничества по борьбе с коррупцией. По этому вопросу имеется целая серия документов ООН. В 2003 г. принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, призвавшая государства предпринять совместные усилия в этой области. Согласно данной Конвенции, государства обязаны оказывать взаимную помощь при сборе доказательств и расследовании судебных дел о коррупции, а также участвовать в совместных действиях по предотвращению, выявлению, расследованию случаев коррупции и наказанию виновных. Примерно такие же нормы, предусматривающие межстрановый обмен информацией о коррупционной деятельности, включены в Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных деловых операций, а также в Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Борьба с коррупцией получила поддержку со стороны различных
неправительственных организаций и деловых ассоциаций.
Важнейшим условием эффективного воздействия на процессы незаконного обогащения является развитие прозрачности, доступности и достоверности информации не только о политике фирм, но и в области налогообложения, тарифов, перевода средств и т. п. Многочисленные инициативы по этому вопросу выдвигаются деловыми организациями. Например, в целях большей прозрачности в вопросах платежей и взносов, уплачиваемых компаниями за добычу природных ресурсов, в проект Добровольного пакта, разработанного в 2003 г. в рамках инициативы по обеспечению прозрачности информации в добывающей промышленности, были включены определенные обязательства предприятий в отношении публикации информации и представления отчетности о любых переводах средств или платежах, связанных с налогами, дивидендами, роялти и иными сборами. Таким образом, значительно расширившееся международное воздействие на практику незаконного обогащения представляет диверсифицированную систему взаимодействия самых разнообразных межгосударственных объединений, международных и неправительственных организаций, движений, деловых ассоциаций.
К основным формам международного воздействия на теневую экономику в целях снижения ее масштабов относятся: согласованное установление нормативно-правовых ограничений, контроль за их соблюдением, стимулирование добровольных неформальных инициатив, нацеленных на борьбу со взяточничеством государственных чиновников, незаконным обогащением компаний.
Примером гармонизации национальных законодательств, направленной на ограничение теневой деятельности, служат унификация и универсализация трансфертного ценообразования в целях пресечения искусственного занижения прибыли транснациональными корпорациями, что уменьшает размер налоговых поступлений. В связи с манипулированием трансфертными ценами возникла необходимость контроля за их формированием и регулирования налоговой ответственности ТНК. Национальные налоговые органы могут требовать представления документации, подтверждающей, каким образом производился выбор метода расчета трансфертных цен ТНК и как они рассчитывались. Налоговые органы могут проводить аудиторские проверки ТНК, не представивших информацию по их запросу. При пере-
счете величины прибыли может применяться, например, принцип «вытянутой руки», при котором в качестве стандартных берут цены открытого рынка в сделках независимых участников, т. е. никоим образом не связанных с ТНК.
Однако трудности, с которыми сопряжено получение реальных доказательств манипулирования трансфертными ценами, препятствуют ограничению операций по перекачиванию прибылей за рубеж и уклонению от уплаты налогов. В этих условиях регулирующим органам стран базирования и принимающих стран приходится искать компромисс, позволяющий обеспечить получение разумных налоговых доходов от деятельности ТНК, расположенных на их территории, не подрывая при этом законную ценовую практику интегрированных предпринимательских групп, поскольку это могло бы снизить эффективность международного производства.
При анализе регулирования трансфертного ценообразования в развивающихся странах возникают проблемы из-за недостаточного опыта и/или квалификации бухгалтеров и ревизоров. При отсутствии их опыта ТНК могут переводить доходы за рубеж, уходить от налогообложения.
С другой стороны, при неверном применении административными органами развивающихся стран действующих постановлений по вопросам контроля за трансфертными ценами ТНК могут несправедливо облагаться налогами. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки нормативно-правовой основы регулирования трансфертного ценообразования и налоговой ответственности транснационального бизнеса, а также совершенствования практики ее применения.
Совершенствование национального законодательства, воздействующего на каналы незаконного обогащения, должно учитывать международные правила и нормы. Тем самым государственные меры по сдерживанию масштабов теневой экономики выступают как составная часть сотрудничества в этой сфере [1].
Основные меры по снижению масштабов теневой экономики и теневых отношений представлены в таблице 1.
Реализация предлагаемых мер требует разумного сбалансирования интересов государства и других субъектов рыночной экономики в целях защиты национальной безопасности России.
Таблица 1
Меры по нейтрализации проявлений теневых экономических отношений
Сферы нейтрализации теневой экономики Меры по снижению масштабов теневой экономики
Национальное хозяйство Создать комплексную систему контроля за экономическими процессами, построив ее по принципу сбора и анализа информации, за финансово-хозяйственной деятельностью всех юридических и физических лиц
Правовая сфера Поставить непреодолимый законодательный барьер на пути переплетения органов публичной власти и бизнеса, ибо подобное сращивание неизбежно приводит к коррупционной деятельности, развитию теневой экономики. В связи с отсутствием общепринятых взглядов на цели, содержание, способы реализации, формы государственного финансового контроля необходимо научно-практическое исследование этой проблемы, в частности, связанной с разграничением сфер деятельности разных органов этого контроля, а также их взаимодействия и информатизации
Финансовая сфера Ужесточить учет и контроль за эффективностью использования бюджетных средств, прекратить практику несвоевременного принятия нормативных актов, регламентирующих и регулирующих расходование бюджетных средств, их «разбазаривание» и возможность отвлечения в теневую экономику. Проанализировать факты нецелевого использования бюджетных средств и разработать контрмеры, препятствующие возможному уводу государственных ресурсов в теневую экономику. В частности: полностью реализовать принцип единства кассы по рублевым и валютным бюджетным средствам; на стадии разработки проекта бюджета осуществлять тщательный контроль обоснованности и эффективности расходов бюджетных средств, получателями которых выступают внебюджетные учреждения; обеспечить соблюдение сроков внесения изменений в бюджетную роспись; совершенствовать внутриведомственный финансовый контроль в финансовых органах и отраслевых министерствах и ведомствах. Либерализация налогообложения должна сочетаться с жестким комплексным контролем за соблюдением налогового законодательства и использованием схем ухода от налоговых платежей. Это обусловлено тем, что надежды на сокращение объема теневой экономики путем лишь уменьшения налогового бремени нереальны в условиях национальной традиции, ориентированной на занижение налогооблагаемой базы.
Противодействие теневому бизнесу в банковской сфере должно включать следующие меры: возложить на ЦБ РФ ответственность за устойчивость и качество денежного обращения, усилить его аналитическую функцию; совершенствовать структуру денежного оборота по линии увеличения безналичного оборота; ввести особый режим контроля со стороны ЦБ РФ за лицензированием банковской деятельности (например, в составе ФПГ) и отдельными банковскими операциями, в том числе: кредитными - для стандартизации кредитного процесса, недопущения неправильного использования кредитных инструментов (например, кредиты до востребования, овердрафт) и уменьшения возможности выдачи банками необоснованных и/или необеспеченных ссуд (в том числе путем ужесточения требований к резервам на покрытие убытков по ссудам); кассовыми - в целях повышения эффективности банковского контроля за целевым использованием предприятиями и организациями денежной наличности; пресечь возможности искажения финансовой отчетности коммерческими банками при переходе на МСФО
Внешнеэкономическая сфера Гармонизация в международном масштабе налогообложения наиболее мобильных товаров, капиталов и факторов производства с учетом широкого распространения офшорных территорий и необходимости получения в бюджет налогов с прибыли российских предприятий, функционирующих в данных зонах. С этой целью необходимо усилить роль международных налоговых соглашений с акцентом на многосторонние договоры
Целесообразно проводить политику легализации конструктивной части теневой экономики по трем основным направлениям:
1. Приведение нормативной базы в такое состояние, когда роль чиновников при решении хозяйственных вопросов сведена до функций представителей государства. Такая политика приведет к изживанию «институциональных ловушек», стремления минимизировать обязательные платежи государству, восприятия коррупции как неизбежного явления.
2. Повышение эффективности работы чиновников, создание действенных механизмов контроля за их деятельностью, введение компенсаций пострадавшим от их произвола.
3. Борьба с коррупцией, особенно в органах исполнительной власти и судах.
Представляется целесообразным в мероприятиях по совершенствованию информационного обеспечения деятельности органов управления всех уровней в отношении сужения «теневого пространства» предусмотреть:
- ускорение освоения всего арсенала методов измерения ненаблюдаемой экономики, предлагаемого международными стандартами;
- совершенствование программ обработки стандартных информационных массивов и специальных обследований, дающих возможность уточнить масштабы, географию и специфику отдельных сторон экономической и неэкономической теневой деятельности;
- дальнейшее развитие макроэкономических расчетов по стадиям воспроизводства экономики и секторам экономики с использованием институционального и функционального подходов.
Основными в этой системе мер должны стать следующие решения и мероприятия:
- проведение всеобщей амнистии по налоговым и экономическим преступлениям в корпо-
ративной сфере на определенную сумму (например, до 1 млн долл.);
- компенсация потерь населения от инфляции и «приватизации» акциями государственных банков и предприятий;
- введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики;
- установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
- стимулирование безналичных расчетов и борьба с наличным оборотом (особенно в иностранной валюте);
- проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного легального предпринимательства;
- введение государственной системы мер эффективной защиты собственника и кредитора;
- проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стимулировать развитие частного легального бизнеса и экономики);
- формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной и судебной системы;
- ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и финансовой системе.
Таким образом, ограничение теневых отношений в экономике России должно стать генеральной задачей государственного регулирования. Государственное воздействие на теневую экономику должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная нелегальная экономика должна подвергаться в основном косвенному воздействию (через создание благоприятной рыночной среды), а криминальная - преимущественно воздействию прямыми административными мето-
дами на основе конституционного права при активном участии правоохранительных органов.
Современное социальное государство берет на себя значительно больший круг обязанностей. Основными сферами осуществления социальной политики применительно к сфере нейтрализации теневой экономики являются: охрана труда; защита трудовых прав; социальное партнерство; содействие занятости; помощь безработным; регулирование доходов; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; экологическая безопасность; защита социальных прав граждан.
Успех борьбы с теневой экономикой возможен лишь при условии массовой ее поддержки обществом, а это, в свою очередь, достижимо при высоком уровне доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
Литература
1. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению: Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Попов Ю. Н., Тарасов М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М.: Дело, 2005.
* * *
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF NEUTRALIZATION OF NEGATIVE CONSEQUENCES OF THE SHADOW ECONOMIC ACTIVITY IN RUSSIAN ECONOMY
S. P. Yukhachev, O. A. Stepicheva, R. M. Engalychev
This article is devoted to the questions about the overcoming of social-economic consequences of the shadow economy by the forming of united state strategy of the social-economic development. The fact that measures against the shadow economy should be the key element of this strategy is determined.
Keywords: shadow economic activities, neutralisation, prospects.
Literature
1. The scientific approaches to the evaluation of the shadow economy in financial-credit sphere and the measures of their reduction: Scientific miscellany of fundamental and applied researches. M.: Finances and statistics, 2005.
2. Popov Yu. N., Tarasov M. E. Shadow economy in the system of market economy. M.: Delo, 2005.