УДК 374 ББК 74.4
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
I В.В. Ширяева
Аннотация. В статье профессиональная деформация педагогов дополнительного образования детей представлена тремя компонентами -это профессиональное выгорание (обнищание), профессиональные болезни, негативные специфические изменения личности специалиста. Первый компонент - профессиональное выгорание (обнищание) - определяется как долговременная стрессовая реакция специалиста на профессиональные стрессоры. Помимо модели синдрома показаны факторы, влияющие на возникновение данного синдрома; факторы, провоцирующие данный синдром; основные симптомы профессионального выгорания (обнищания) педагогов дополнительного образования детей. Во втором компоненте выделены следующие болезни: дисфония, утомление органов зрения, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, остеохондроз и др. Третий компонент (негативные специфические изменения личности педагога) представлен демонстративностью, повышенной категоричностью, консерватизмом, ролевым экспансионизмом, поведенческим трансфером, социальным лицемерием, педагогической агрессивностью.
Ключевые слова: профессиональная деформация, дополнительное образования детей, педагоги дополнительного образования.
57
PROFESSIONAL DEFORMATION OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION
I V.V. Shiryaeva
Abstract. The article presents the professional deformation of teachers of additional education of children by the three components, such as professional burnout (impoverishment), occupational diseases, and specific negative personality changes. The first component, professional burnout (impoverishment) is defined as a long-term stress reaction of the specialist to the professional stressors. Besides the model of the syndrome, the article presents the factors influencing the emergence of this syndrome, the factors that trigger this syndrome and
the main symptoms of professional burnout (impoverishment) of teachers of additional education of children. In the second component the following diseases are allocated: dysphonia, fatigue of the organs of vision, hypertension, ischemic heart disease, peptic ulcer and duodenal ulcer, neurosis, osteochondrosis, etc. The third component (negative specific changes of the personality of the teacher) is presented by the demonstrativeness, increased rigidity, conservatism, role expansionism, behavioral transfer, social hypocrisy, pedagogical aggressiveness.
Keywords: professional deformation, additional education of children, teachers of additional education.
Проблема соотношения личности и профессии регулярно возникает в фокусе специалистов данного направления исследования. В настоящее время существуют две основные парадигмы: 1) отрицание (Ф. Парсонс) и 2) признание влияния профессии на личность и изменение личности в ходе ее профессионального развития (В.Д. Шадриков, Т.В. Кудрявцев, К.А. Абульханова-Славская, Ю.П. По-варенков, Е.А. Климов). Согласно приверженцам второй парадигмы, взаимодействие личности и профессии осуществляется в двух одновременно протекающих направлениях: 58 влияние личности на профессию и наоборот — влияние профессии на личность. Второе влияние может иметь как позитивный, так и негативный характер. В данной статье нас интересует негативное влияние профессии на личность специалиста, которое в отечественной психологии называется «профессиональная деформация». В научный оборот это понятие в 1921 г. ввел П.А. Сорокин [1, с. 81].
В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии — принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности [2, с. 117]. Профессиональная деятель-
ность формирует личность, накладывая свой отпечаток на ее особенности. Сегодня понятие профессиональная деформация можно трактовать следующим образом: профессиональная деформация - это разрушение и негативное изменение сложившийся психологической структуры личности специалиста в процессе его профессиональной деятельности. В широком смысле, профессиональная деформация личности — это след, который профессиональная деятельность накладывает на человека. В узком смысле профессиональная деформация - это проявление в личности, под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности [2, с. 117]. Профессиональная деформация личности рождается из профессиональной адаптации, то есть специалист сначала адаптируется к условиям работы, к коллективу, а потом и к стрессорам профессиональной деятельности, которые сопровождают любую работу. Особенно это сказывается на профессионалах, работающих в системе «человек-человек», так как работа с другими людьми обязательно
включает их в общение с ними, которое эмоционально насыщено и не только положительно. Педагог испытывает эмпатию, тревогу, волнение за своих учеников, нередко растворяется в них, эмоционально истощает себя, тем самым подвергаясь профессиональной деформации. Развитию профессиональной деформации, по мнению Ю.М. Кузьминой, также способствуют: изменение мотивации трудовой деятельности; возникающие стереотипы и штампы мышления, поведения и деятельности; эмоциональная напряженность профессионального труда; монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда; утрата перспектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; различные акцентуации характера личности, которые вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности; возрастные изменения, связанные со старением [2, с. 117-118].
Говоря о профессиональной деформации личности специалиста можно выделить три компонента, из которых она состоит: 1) профессиональное выгорание (обнищание); 2) профессиональные болезни; 3) негативные специфические изменения личности специалиста.
Одним из негативных проявлений профессиональной деформации личности является синдром «психического или эмоционального выгорания». Также его называют «профессиональным выгоранием». Профессиональное выгорание (обнищание) активно исследуется в зарубежной психологии. В отечественной психологии интерес к синдрому возник относительно недавно, поэтому его проблематика остается еще мало изученной, несмотря на то, что К.Д. Ушинский в своей статье
«О пользе педагогической литературы» показал реальные условия труда учителя, которые приводят его к профессиональной деформации (термин современный). Он также описал феномен эмоциональной утомляемости, используя для описания этого явления слово «рутинность», при этом подчеркивал засасывающее однообразие педагогической деятельности школьного педагога. К.Д. Ушинский говорил, что без постоянного эмоционального возбуждения, выдвижения перед самим собой творческих задач учитель попадает в плен засасывающей рутины, так как нельзя ежедневно быть искренним и эмоционально выкладываться. А возможность преодоления профессиональной деформации педагога Константин Дмитриевич видел в пробуждении у него творческого интереса к науке, а для этого он считал важным и необходимым чтение педагогической литературы [3].
В зарубежной литературе «синдром выгорания» (эмоциональное сгорание) обозначают термином burnout — выгорание, затухание, сгорание, истощение физических и ду- 59 шевных сил. Этот термин введен в 1974 г. американским психиатром Х.Дж. Фроуденбергером для описания разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений [4, с. 18]. Первоначально термин «синдром выгорания» определялся как состояние истощения с ощущением собственной бесполезности. Существуют различные определения данного термина, но мы остановимся на определении Н.Е. Водопьяновой. Она определяет профессиональное выгорание как долговременную стрессовую реакцию, возникающую вследствие продолжи-
тельных профессиональных стрессов средней интенсивности [5, с. 191-192]. Следует отметить, что зарождение, развитие, протекание и завершение профессионального выгорания носит индивидуальный характер и определяется различиями в эмоциональ-но-мотивационной сфере и условиях, в которых протекает профессиональная деятельность педагога. О.Б. Полякова обращает наше внимание на то, что американские ученые К. Маслач и С. Джексон представили модель синдрома как трехкомпонентную структуру (три группы переживаний), включающую в себя: 1) эмоциональное истощение — человек чувствует, что не может отдаваться работе так, как это было прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, и склонен к эмоциональным срывам; 2) деперсонализация — человек относится к другим людям со стороны дегуманизации, с проявлением черствости, бессердечности, цинизма и грубости; 3) редукция личных (персональных) достижений — человек чувствует недостаток своего профес-60 сионального мастерства [4, с. 18-19]. В.М. Целуйко описывает факторы, определенным образом влияющие на возникновение «профессионального выгорания» в сфере профессий типа «человек-человек», которые выделили зарубежные ученые Б. Перлман и Е.А. Хартман. 1) Личностная (индивидуальная) — пол; возраст; интерверсия; рективность; авторитаризм; низкое самоуважение; трудоголизм; большой стаж работы и др. А также мотивы трудовой деятельности: удовлетворенность зарплатой, чувство значимости себя на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руковод-
ства. 2) Ролевая (ситуативная) — ролевые конфликты и ролевая неопределенность. 3) Организационная (профессиональные требования) — время, затрачиваемое на работу; работа, требующая исключительной продуктивности и постоянного повышения профессионализма; неопределенное или трудноизмеримое содержание труда; неопределенность или недостаток ответственности; характер руководства, не соответствующий содержанию работы и др. [6, с. 186-187]. Также необходимо отметить, что В.В. Бойко синдром профессионального выгорания сравнивает с динамическим процессом, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса. В нем присутствуют три фазы: «напряжения», «резистен-ция» (сопротивления) и «истощения». Здесь нужно сказать о группах внешних и внутренних факторов — предпосылок, провоцирующих профессиональное выгорание, выделенные В.В. Бойко. 1) Внешние факторы — условия работы и социально-психологические условия деятельности, то есть хроническое и психоэмоциональное напряжение, нечеткая организация и планирование труда, повышенная ответственность за исполняемые функции и неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. 2) Внутренние факторы — склонность к эмоциональной ригидности (тугоподвижность), интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенным чувством ответственности за порученное дело и слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельно-
сти. Эмоциональное выгорание, как средство психологической защиты, возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан [7]. Данный синдром имеет негативные последствия: 1) Межличностные последствия, которые проявляются в рабочих, социальных, семейных конфликтах, а также в деструктивном напряжении при общении с коллегами, клиентами и т.д. 2) Поведенческие последствия, которые проявляются в неконструктивном или неэффективном, а, порой, недозволительном поведении. 3) Психофизиологические последствия, которые отражаются в психосоматических расстройствах, головных болях, бессонницы и др.
Здесь же правомерно выделить основные симптомы профессионального выгорания педагогов: 1) Физиологический — усталость, утомление, истощение, психосоматические проблемы (заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой системы, колебания давления, головные боли, и т.д.), нарушение сна. 2) Аффективно-когнитивный — тревожные состояния, пессимистические настроения, постоянное ощущение неудачи, вины и утрата чувства юмора. 3) Поведенческий — это утрата чувства веры в себя, в свои силы, негативное и агрессивное отношение к себе, к своей работе, к окружающим, стереотипизация поведения и желание переменить род деятельности [8, с. 37-38]. Из-за специфики педагогической деятельности в УДОД на них влияют специфические факторы, вызывающие профессиональное выгорание. К основным факторам относятся: психологические и эмоциональные перегрузки, высокий уровень требований и повышенную ответственность за выполняемую работу, сохранность кон-
тингента, обязательное выполнение субъект-субъектного принципа работы с детьми [9, с. 118], трудности работы с детьми и с их родителями, нестабильность организации деятельности, низкая заработная плата, неблагополучие социально-психологического климата и отсутствие престижности данной профессиональной деятельности в современном обществе и др.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что профессиональная деформация педагогов является очень опасным явлением нашего времени. Эмоционально выгоревшие педагоги представляют опасность как для себя самих, так и для своих учеников, коллег, членов своей семьи, которые могут являться «заложниками» данного синдрома, поэтому с ними необходимо проводить профилактическую работу по предупреждению данного синдрома.
Профессиональные болезни — второй компонент профессиональной деформации личности специалиста. Здесь можно выделить следующие болезни: дисфония (нарушения голосо-образования), так как основным орудием труда педагога является голос и у педагога большая речевая нагрузка, а также им приходится часто повышать голос, например, для восстановления дисциплины, перекрикивания музыки и др. Утомление органов зрения приводит к снижению остроты зрения — много работы с доской, книгами, тетрадями, компьютером и пр. Нервно-психическое напряжение трансформируется в болезни стресса и психосоматические заболевания, такие как: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр. Педагог испытывает постоянное напряжение,
61
62
стрессы на работе, неправильно питается. Малая двигательная нагрузка, неправильная поза при сидении за столом способствует развитию остеохондроза, а большая двигательная нагрузка (педагоги спортивной и художественно-эстетической направленности) подвержены травмам спины, коленей, вывихам, растяжениям и пр. Длительное пребывание в вертикальном положении приводит к развитию хронической недостаточности кровообращения, вен нижних конечностей, а у худых людей — к возможности опущения внутренних органов. Высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях и нездоровые дети повышают возможность заболевания педагогов респираторными вирусными инфекциями и гриппом в период эпидемий [10].
Третий компонент — негативные специфические изменения личности специалиста. Сюда можно отнести авторитарность — подчинение и безоговорочное выполнение требований педагога. Демонстративность, которая на первых порах обеспечивает успешность педагогического процесса, в случае увлечения может плохо сказаться на учебном процессе и перейти в самолюбование педагога. Повышенная категоричность — непринятие другой точки зрения, уверенность в своей правоте. Консерватизм (к нему больше склонны педагоги общеобразовательной школы) — повторение одних и тех же профессионально-педагогических задач, потеря интереса к работе, индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью и равнодушием к учащимся и к коллегам. Ролевой экспансионизм — преувеличение роли и значения преподаваемого предмета, демонстрация
ролевого поведения в ситуациях, не связанных с профессиональной деятельностью. Поведенческий трансфер заключается в проявлении педагогом особенностей, свойственным обучаемым (молодежный сленг, мода и т.д.). Социальное лицемерие — вера в собственную непогрешимость, неведение собственных ошибок, стремление «поучать». Педагогическая агрессивность проявляется в повышении голоса на учащихся, раздражительности, унижающих личность высказываниях, пренебрежительном отношении к детям, злорадство по отношению к детским неудачам и т.д. [11].
Таким образом, профессиональная деформация личности педагога выступает как результат негативного воздействия на личность его профессиональной деятельности, профессиональных стрессоров, социальных отношений, проблем, постоянного напряжения, зависимостей в служебной иерархии, которые выступают как результат преодоления личностью этих психотрав-мирующих воздействий в конкретный момент педагогической деятельности специалиста. Профессиональная деформация приобретается в процессе педагогической деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты на избранные психотрав-мирующие воздействия, чаще всего стрессы средней интенсивности. Как следствие, профессиональная деформация представляет собой систему адаптации личности к условиям профессионализации и способ активного преобразования собственной профессиональной деятельности в конкретной управленческой ситуации в соответствии с психологическим опытом личности специалиста.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сочнев, В.Н. Теоретические основы изучения феномена профессиональной деформации [Текст] / В.Н. Сочнев, И.В. Соч-нева // Вестник Тамбовского Университета. Серия: естественные и технические науки. - Тамбов, 2010. - Вып. 1. - С. 81-84.
2. Кузьмина, Ю.М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения [Текст] / Ю.М. Кузьмина // Вестник Казанского Технического Университета. - Казань, 2010. - Вып. 3. - С. 116-124.
3. Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы [Текст] / К.Д. Ушинский // Журнал для воспитания. - Москва, 1857.
- Вып. 1. - С. 5-7.
4. Полякова, О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности [Текст] / О.Б. Полякова. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 304 с.
5. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е.Водопьянова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. -336 с. - (Серия «Практическая психология»).
6. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения : учеб. пособие для студентов и педагогов [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: Владос, 2007. - 295 с.
- (Библиотека психолога).
7. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 238 с.
8. Чутко, Л.С. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом [Текст] / Л.С. Чутко. - СПб.: Речь, 2010. - 96 с.
9. Серякова, С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты: монография [Текст] / С.Б. Серякова. - М.: Прометей МПГУ, 2008. - 232 с.
10. Ахмерова, С.Г. Профессиональные болезни педагога [Текст] / С.Г. Ахмерова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - М., 2012. - Вып. 8. - С. 80-81.
11. Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции и способы их профилактики [Текст] / Э.Э. Сыманюк, И.В. Девятовская // Народное образование. - М., 2010. -Вып.6. - С. 123-129.
REFERENCES
1. Ahmerova S.G., Professionalnye bolezni pedagoga, Spravochnik rukovoditelja obra-zovatelnogo uchrezhdenija, 2012, No. 8, pp. 80-81. (in Russian)
2. Bojko V.V., Sindrom "emotsionalnogo vy-goranija" v professionalnom obshhenii, St.-Petersburg, 1999. (in Russian)
3. Celujko V.M., Psihologicheskie osnovy pedago-gicheskogo obshhenija: Ucheb. posobie dlja stu-dentov i pedagogov, Moscow, 2007. (in Russian)
4. Chutko L.S., Sindrom menedzhera. Emot-sionalnoe vygoranie i upravlenie stressom, St.-Petersburg, 2010. (in Russian)
5. Kuzmina Ju.M., Professionalnaja deformaci-ja specialistov socialnoj raboty i metody ejo preduprezhdenija, Vestnik Kazanskogo Tehnicheskogo Universiteta, 2010, No. 3, pp. 116-124. (in Russian)
6. Poljakova O.B., Psihogigiena i profilaktika professionalnyh deformacij lichnosti, Moscow, 2008. (in Russian)
7. Serjakova S.B., Kompetentnost pedagoga: psihologo-pedagogicheskie aspekty, Moscow, 2008. (in Russian)
8. Sochnev V.N., Sochneva I.V., Teoreticheskie 63 osnovy izuchenija fenomena professionalnoj deformacii, Vestnik Tambovskogo Univer-siteta. Serija: estestvennye i tehnicheskie nauki, 2010, No. 1, pp. 81-84. (in Russian)
9. Symanjuk E.E., Devjatovskaja I.V., Profes-sionalnye destrukcii i sposoby ih profilak-tiki, Narodnoe obrazovanie, 2010, No. 6, pp. 123-129. (in Russian)
10. Ushinskij K.D., O polze pedagogicheskoj literatury, Zhurnal dlja vospitanija, 1857, No. 1, pp. 5-7. (in Russian)
11. Vodopjanova N.E., Sindrom vygoranija: dia-gnostika i profilaktika, St. Petersburg, 2009. (in Russian)
Ширяева Виктория Валерьевна, аспирантка, кафедра социальной педагогики и психологии,
Московский педагогический государственный университет, [email protected] Shiryaeva V.V., Post-graduate Student, Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]