психологические науки
Влах Надежда Ивановна ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВЫГОРАНИЯ ...
УДК 159.96+616-057
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВЫГОРАНИЯ С СУБДЕПРЕССИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
У УЧИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
© 2017
Влах Надежда Ивановна, кандидат медицинских наук, профессор Российской академии естествознания Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний (654041, Россия, Новокузнецк, ул. Кутузова, 23, e-mail: [email protected])
Аннотация. В исследовании определяются особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий. Профессиональный труд педагогов сопряжен с высокой эмоциональной напряженностью. На личность педагога оказывает негативное влияние множество факторов как объективных, так и субъективных, которые вызывают сильное эмоциональное напряжение и стресс. Было выявлено, какие основные клинические «маски» носит эмоциональное выгорание у данной группы. Также определен тип личности педагога, который несет в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания. Среди учителей и преподавателей синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, которые распространяют профессиональное ролевое поведение на все сферы жизни, имеют низкий уровень компетентности, не способны конструктивно решать различные жизненные ситуации, не собранные, у которых отсутствует стремление к достижениям, в сочетании с низкой самодисциплиной. Они менее эффективно справляются со стрессом, легко становятся зависимыми и беспомощными при столкновении с угрожающими ситуациями. У них отмечается тенденция испытывать чувство вины, грусти, безнадежности и одиночества. В задачи исследования входила разработка модели психологической помощи, адекватной особенностям синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий. Для педагогов инвариант модели психологической помощи должен включать метод «разговорной терапии» и проблемно-ориентированной психотерапии.
Ключевые слова: педагоги, синдром эмоционального выгорания, психологическая помощь
PHENOMENOLOGY OF COMBUSTION WITH SUBDEPRESSIVE DISORDERS IN TEACHERS AND TEACHERS
© 2017
Vlah Nadezhda Ivanovna, Candidate of Medical Sciences Professor of the Russian Academy of Natural Sciences Scientific Research Institute of Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases (654041, Russia, Novokuznetsk, street Kutuzov 23, e- mail: [email protected])
Abstract. The study identifies the features of the syndrome of emotional burnout in representatives of pedagogical professions. Professional work of teachers is associated with high emotional tension. The personality of the teacher is adversely affected by a variety of factors, both objective and subjective, which cause a strong emotional tension and stress. It was revealed which main clinical "masks" are emotionally burned out by this group. Also, the type of the teacher's personality is identified, which carries the potential threat of developing the syndrome of emotional burnout. Among the teachers and teachers of emotional burnout syndrome, people who spread professional role behavior to all spheres of life are exposed, have a low level of competence, are not able to constructively solve various life situations that are not collected, lacking the desire for achievements, combined with low self-discipline. They are less effective in coping with stress, easily becoming addicted and helpless when confronted with threatening situations. They tend to experience feelings of guilt, sadness, hopelessness and loneliness. The research tasks included the development of a model of psychological care adequate to the peculiarities of the syndrome of emotional burnout in representatives of pedagogical professions. For teachers, the invariant of the psychological care model should include the method of "conversational therapy" and problem-oriented psychotherapy.
Keywords: teachers, emotional burnout syndrome, psychological help
Введение. Отличительная особенность «помогающих» профессий заключается в том, что субъект деятельности выступает первичным инструментом для своей работы. Тем самым, от профессионала для успешной деятельности и выполнения своих должностных обязанностей требуется личностная вовлеченность, открытость отношениям, умение сопереживать и сочувствовать. В ходе исследования были выделены и исследованы четыре профессиональные группы: медики, педагоги, правоохранители, предприниматели. Как показали собранные данные, феноменология эмоционального выгорания с субдепрессивными расстройствами у разных профессиональных групп различна. Это объясняется тем, что они в рамках своей деятельности сталкиваются с разными задачами и разными сферами человеческой жизни.
В исследовании приняли участие 968 человек, которые обратились с жалобами на депрессивный характер в Центр психического здоровья негосударственного института «Бизнес-образование» в г. Новокузнецке Кемеровской области. Исследование проводилось с 2002 по 2010 годы.
В основную экспериментальную группу вошли 465 человек (мужчин - 219, женщин - 246). Основная причина обращения - наличие дискомфорта, ощущения кризиса жизнедеятельности. Это подтверждалось жалобами на плохое настроение, тревогу, волнение, неумение переносить стрессы, неудачи, ощущение беспомощности, тоски и т.д. В основную группу вошли не все лица,
обратившиеся к психологу с жалобами и психологическими проблемами. Отбирались лишь те, состояние которых характеризовалось наличием преневротических субдепрессивных реакций и отдельных патологических черт, не укладывающихся в рамки четких психопатологических синдромов. Исключалась патология органического характера и психопатология (лица с подобными нарушениями были направлены на консультации психиатра и невропатолога). Контрольную группу составили 503 человека (табл. 1).
Таблица 1 - Социально-демографические характеристики основной и контрольной групп
Социально-демографические характеристики Основная группа (п=4б5) ' Контрольная группа (п-503)
Врачи, медсестры 120 (26%) 157 (27%)
Учителя, педагоги 116 (25%) 129(26 %)
С отрузники уголовно - исполнительной системы и правоохранительных органов 105 (23%) 115(23!-.)
Бизнесмены, предприниматели и работники коммерческой сферы 124 (27%) 122(24%)
Возраст 37=12 лел В S =11 л ел
- Мужчин - 219 (47%) Мужчин—191 (38%)
Женщин-246 (53%) Женщин — 312 (62%)
Как показывает таблица 1, профессия педагога по
Vlah Nadezhda Ivanovna psychological
PHENOMENOLOGY OF COMBUSTION ... science
наличию признаков СЭВ занимает второе место: 116 (25%).
Целью исследования является определение особенностей синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических профессий.
Задача исследования - разработка модели психологической помощи, ориентированной на конкретное профессиональное сообщество (в данном случае педагогическое).
Методы и материалы. Этапы исследования были следующими: а) психодиагностически обследовались люди, обратившиеся в консультационный Центр с жалобами преневротического субдепрессивного характера; б) им была оказана психологическая помощь;
в) параллельно формировалась контрольная группа;
г) основная группа обследовалась после оказания им психологической помощи с целью проверки первичной эффективности на предмет приближения результатов к показателям контрольной группы; д) основная группа обследовалась через 6 месяцев на предмет определения эффективности психологической помощи и степени приближения к результатам контрольной группы.
Контрольная группа формировалась прицельно - по схожим социально-демографическим характеристикам, а также по аналогичным профессиональным сферам.
В качестве методов исследования использовались методики психодиагностики: Опросник выгорания (Бойко), опросник MBI (Маслач), методика MMPI (Собчик), методика Эмоциональная направленность (Додонов), методика Кеттелла, Текст самоописания «Я и мое здоровье», Опросник исследования самоотношения личности (МИС), Опросник SCL-90, Шкала экзистенции Лэнгле. На основе интеграции идеографического и номотетического подходов в исследовании применялись как малоформализованные, так и высокоформализо-ванные (тестовые) методы, позволяющие отразить постнеклассический вектор развития современной психологии.
Малоформализованными методами психодиагностики были:
1) социально-психологическое анкетирование, структура которого включала социодемографический, клинический и психологический разделы;
2) наблюдение;
3) беседа;
4) методика «Кто я?»;
5) текст-эссе «Я и мое здоровье» с выделением частот лексических категорий;
6) ведение личного дневника как средства анализа динамики развития личностных смыслов, рефлексии своей позиции в окружающем мире;
7) метод исследования динамики коммуникации и аутокоммуникации;
8) метод Незаконченных предложений.
Высокоформализованными методиками были
следующие:
1) Опросник выгорания В.В.Бойко';
2) MBI (Maslach Burnout Iventory) - опросник, позволяющий определить подробную картину синдрома эмоционального выгорания личности;
3) Опросник Кеттелла, позволивший объективировать состояние когнитивной, эмоциональной и интеллектуальной сферы испытуемых;
4) MMPI (Рожанец, Мирошников): опросниковая методика обнаруживающая психопатологическую симптоматику и личностные особенности испытуемых;
5) Текст свободного самоописания «Мое здоровье», позволивший обеспечить новый подход в исследовании феномена выгорания - применение феноменологического метода, касающегося раскрытия содержания внутреннего мира и отношения к работе «выгоревших» испытуемых;
6) Многомерный опросник исследования самоотношения, созданный С.Р. Пантилеевым и В.В. Сталиным 294
в 1989 году;
7) SCL-9'0 - Опросник выраженности психопатологической симптоматики;
8) Опросник Додонова (ОЭН), позволяющий выявить тип эмоциональной направленности личности;
9) Шкала экзистенции (ШЭ) Лэнгле;
10) СЖО - Тест смысложизненных ориентации.
В методах психологической помощи «выгоревшим» с преневротическими субдепрессивными симптомами, учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, перспективным является использование личностно-ориенти-рованных методик и методов нравственно-ценностной регуляции с целью позитивного решения духовных, экзистенциальных проблем, сопровождающих эмоциональное выгорание и отражающихся на фабуле субдепрессии.
С помощью методов психологической помощи осуществлялось социально-психологическое воздействие на испытуемых с эмоциональным выгоранием в двух направлениях: психологической превенции (предупреждение, психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, психотерапия -реабилитация).
В исследовании осуществлялась разговорная психотерапия в трех моделях:
1. Проблемно-ориентированная психотерапия, преимущество которой перед другими методами состоит в интеграции элементов психоанализа, гештальт-тера-пии, поведенческой и телесно-ориентированной терапии, и которая позволяет работать с экзистенциальными смыслами клиентов.
2. Экзистенциальное консультирование по Эмми Дорцен (2007), позволяющее рассмотреть проблемы «выгоревших» не как возникающие вследствие патологии личности, а как результат сущностных парадоксов человеческого существования, т.е. как экзистенциальные проблемы, и предоставить отдыхающим не ключ к решению проблем, а возможность прийти к соглашению со своей жизнью, такой, как она есть, во всех присущих ей противоречиях, позволяющий помочь клиентам вновь открыть в себе внутренние силы.
3. Балинтовские сессии - или группы профессионально-личностного роста с целью профилактики эмоционального выгорания, делающие психологическую помощь более эмоционально и интеллектуально насыщенной, работающей на развитие рефлексии. Балинтовская группа как активная групповая супер-визия профессиональных проблемных ситуаций -универсальный метод формирования коммуникативно-креативной основы толерантных отношений, развивающей коммуникабельность представителей различных профессий, специальностей, социальных сфер.
Результаты и их обсуждение. Как показало исследование, профессиональный труд педагогов сопряжен с высокой эмоциональной напряженностью. Большое количество объективных и субъективных эмоциоген-ных факторов оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Нарастает чувство неудовлетворенности, накапливается усталость, что, в свою очередь, ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Этому психологическому процессу сопутствуют физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Также возникают поведенческие симптомы: чувство скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В конечном итоге, страдать начинает профессиональная деятельность педагога. Эффективность специалиста снижается.
В ходе исследования была определена феноменология выгорания с субдепрессивными расстройствами у педагогов (учителей и преподавателей).
Профессия учителя требует от специалиста больших
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Влах Надежда Ивановна ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВЫГОРАНИЯ ...
резервов самообладания и саморегуляции.
Педагогические работники относятся к группе «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой. Особенность и основная трудность педагогической деятельности состоит, в том, что объектом и результатом труда педагога является человеческая сущность воспитанника во всем ее многообразии, включая физические, интеллектуальные, личностные и духовные качества. Педагог оказывается ответственен за атмосферу, которая сопровождает образовательный процесс, за систему отношений «учитель-ученик», за духовное развитие подрастающего поколения, и за его психическое здоровье.
Все эти особенности могут способствовать формированию преневротических расстройств при эмоциональном выгорании. К этому стоит добавить сложившийся комплекс экономических и социально-психологических проблем, а также падение престижа педагогической профессии.
В результате чего труд учителя приобретает излишне эмоциональный и напряженный характер. Затрудняет деятельность учителя и целый комплекс внеличност-ных, социальных факторов: модернизация образования, переход к новым образовательным стандартам, новые требования к профессиональной компетенции педагога,внедрение инновационных технологий.
Один из ярких примеров: использование в обучающем процессе цифровой техники. Педагог должен уметь проводить интерактивные уроки, пользоваться компьютером, владеть Интернетом. Однако не всегда зарплата учителя позволяет оплатить курсы, которые помогают освоить современную технику.
Негативное влияние оказывает и социальное расслоение общества, которое заметно в общении, как среди учителей, так и среди учеников. Учебное заведение не минуют тенденции сегодняшнего дня: жесткая конкуренция, культ силы и богатства. Как следствие, педагог утрачивает смысл выполняемой работы. Эмоциональное напряжение снижает устойчивость психических функций и понижает работоспособность. Характерные черты этого состояния: поучающая манера речи, упрощенный подход к рабочим проблемам.
Как показало исследование, наиболее подвержены выгоранию с субдепрессивными симптомами те из учителей, кто распространяет ролевое поведение на все сферы жизни, кто имеет низкий уровень компетентности, кто не способен решать различные жизненные ситуации, не собран, у кого отсутствует стремление к достижению и наблюдается низкая самодисциплина. В качестве психологической защиты педагоги становятся более медлительными, формальными, сдержанными, осторожными, отказываются от приобретения каких-либо новых знаний в любых областях науки и искусства, у них отсутствует оптимизм, они считают всякие перемены трудными, поэтому придерживаются проверенных способов, порождающих излишнюю прямолинейность и негибкость мышления.
В педагогической деятельности выделяются три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания с субдепрессивными преневротиче-скими компонентами: личностный, коммуникативный и организационный, приводящий к состоянию экзистенциального вакуума. Пусковым фактором выступает личностный, который регулирует воздействие на педагога всех остальных. Иначе выгорание стало бы неизбежным для всех педагогов без исключения.
Таким образом, выявленными в исследовании доминирующими детерминантами эмоционального выгорания педагогов являются личностные факторы: неуверенность в себе, сочетающаяся с повышенной тревожностью. Также склонность к эмоциональной ригидности, низкий уровень сформированности индивидуальной системы значений и осознанной саморегуляции эмоций и поведения. Коммуникативные факторы, обнаруженные
в профессиональной деятельности, - это низкая эмоциональная чувствительность, интровертированность, неудовлетворенность отношениями в профессиональной сфере, неумение строить отношения с вышестоящими и учениками, неумение приспособиться к психологическому климату в коллективе (низкие адаптационные возможности). Системообразующими детерминантами психического выгорания у педагогов являются особенности личности и рассогласование в ценностной сфере между миссией, требованиями профессии и организационными, личностными факторами. Объективным фактором является то, что педагог вынужден постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций, служить то утешителем, то мишенью для раздражения и агрессии. К этому добавляется ответственность за детей и переживания по поводу их проблем.
Феноменологический анализ субдепрессивных состояний обратившихся за консультационной помощью позволил определить основные факторы их эмоционального выгорания - потеря смысла своей профессиональной деятельности и, отчасти, жизнедеятельности в целом, ощущение недостаточной самореализованности, аспонтанность (состояние, при котором человек не может выйти за рамки придуманной для себя роли).
У педагогов связь между экзистенциальным кризисом и фабулой субдепрессивных расстройств выражена сильно с преувеличением миссионерского характера своей профессии и невозможностью его удовлетворить на высоком уровне.
Вывод. На основе полученных данных мы можем сделать вывод, что для педагогов инвариант модели психологической помощи необходимо дополнять методом «Разговорной терапии» (Перре и Бауман, 2002) в виде Проблемно-ориентированной психотерапии. Преимущество данного метода перед другими состоит в интеграции элементов психоанализа, гештальт-терапии, поведенческой и телесно-ориентированной терапии, и которая позволяет работать с экзистенциальными смыслами клиентов. В центре внимания разговорной терапии стоят терапевтические отношения, для которых характерны определенные свойства, способствующие изменениям: принятие, открытость и эмпатическое понимание. Цель терапевтических интервенций - предложить клиентам соответствующие отношения, которые тот сумеет принять и ответить на них. На этой основе строится терапевтический процесс, в результате которого становятся возможны изменения в переживании и поведении клиента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. М., 1977. 380 с.
2. Бойко В.В. Методики для изучения эмоций. СПб.: Питер, 2004. 474 с.
3. Васькин А.А. Оценка менеджеров: учебно-практическое пособие. М.: Компания Спутник +, 2000. 237 с.
4. Вертоградова О.П. Возможные подходы к типологии депрессий // Депрессия (психопатология, патогенез). М., 1980. С. 9-16.
5. Влах Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий» // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-3. С. 356-358.
6. Влах Н.И. Профилактика невротических и психосоматических расстройств у предпринимателей // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 1. С. 31-35.
7. Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации //Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции. 27 сентября - 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. Астрахань, 2007. С. 65-67.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,
Vlah Nadezhda Ivanovna PHENOMENOLOGY OF COMBUSTION ..
psychological science
1996. с.150-151. Исаев Д.Н., 1996;
9. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. М.: МЕДпресс-информ, 2002. 607 с.
10. Трунов Д.О. И снова о «профессиональной деформации» // Психологическая газета. № 6. 2004. С. 32-34.
11. Трунов Д.О. О профессиональной деформации практического психолога // Психологическая газета. 1998. № 1. С. 12-13.4.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368с.
13. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев: СИНТО, 1995. 236 с.
Статья поступила в редакцию 07.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
296
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)