УДК 159.9
Tkachenko G.A., Cand. of Sciences (Psychology), clinical psychologist, Russian Cancer Research Center n.a. N.N. Blokhin (Mascow, Russia), Е-mail: [email protected]
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Moscow Institute of Public Administration and Law (Mascow, Russia), Е-mail: [email protected] Yakovlev V.A., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of Special, Clinical Psychology and Inclusive Education, Russian State Social University (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE PROBLEM OF EMOTIONAL BURNOUT IN TEACHING AND MEDICAL PRACTICE. In the article an analysis of a problem of burnout in medical and pedagogical activity in modern conditions is presented. The work identifies and describes specific features of professional activity of teachers and doctors, who undergo risk factors for the development of burnout. The article presents the results of the pilot study by doctors in Russian Cancer Research Center n.a. N.N. Blokhin. Among the factors that cause the development of professional burnout, with varying degrees of significance noted responsibility for the life and health of the patient, the absence or lack of social support from colleagues and superiors, unethical relationships between colleagues, insufficient remuneration for work. The research gives recommendations on developing programs of prevention of emotional burnout, aimed at improving stress tolerance in professional activities.
Key words: emotional burnout, teaching activities, medical activities, stress.
Г.А. Ткаченко, канд. псих. наук, медицинский психолог Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина, г. Москва, Е-mail: [email protected]
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики, Московский институт государственного управления и права, г. Москва, Е-mail: [email protected]
В.А. Яковлев, д-р мед. наук, доц., проф. каф. специальной, клинической психологии и инклюзивного образования Российского Государственного социального университета, г. Москва, Е-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье проведён анализ проблемы эмоционального выгорания в педагогической и врачебной деятельности в современных условиях. Выделяются и описываются специфические особенности профессиональной деятельности педагогов и врачей, являющиеся факторами риска развития эмоционального выгорания. В статье представлены результаты пилотажного исследования врачей «РОНЦ им. Н.Н. Блохина». Среди факторов, вызывающих развитие профессионального выгорания с разной степенью значимости отмечены ответственность за жизнь и здоровье больного, отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства, неэтичные взаимоотношения между коллегами, недостаточное вознаграждение за работу. Даны рекомендации по разработке программ профилактики эмоционального выгорания, направленные на повышение стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагогическая деятельность, врачебная деятельность, стрессо-устойчивость.
Педагогическая и медицинская деятельности относятся, согласно классификации Е.А. Климова, к профессиям, подверженным эмоциональному выгоранию, поскольку включают систему отношений «человек-человек» [1]. Профессиональная деятельность этих специалистов является стрессогенной, поскольку они имеют очень высокую эмоциональную нагрузку и ответственность [2; 3; 4]. Человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости и психофизическое напряжение вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» - эту метафору W. Schmidbauer можно положить в основу исследований данного психологического феномена [5].
Особенностям эмоционального выгорания у педагогов посвящены работы А.А. Реана, Т.И. Ронгинской, Л.М. Митиной и др. Многие исследования посвящены выявлению факторов профессиональной деятельности медицинских и педагогических работников, провоцирующие стрессовые состояния, возникновение синдрома хронической усталости и другие негативные симптомы.
Существуют различные подходы к анализу этой проблемы, нет единого мнения о структуре синдрома, о возможностях его профилактике, но, несмотря на это, все исследователи сходятся во мнении, что он предопределяет личностную деформацию специалиста, в связи, с чем и возникает актуальность более глубокого его изучения.
Впервые этот феномен описал и дал ему название «психическое выгорание американский психиатр H. Frendenberger в 1974 г. Он описал психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с пациентами психиатрической клиники при оказании им профессиональной помощи, проявляющееся ухудшением психического и физического самочувствия. Позднее К. Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к
работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.
Специфика и особенности педагогической деятельностей предполагают высокую коммуникативную нагрузку, соблюдение жестких бюрократических профессионально-ролевых требований, большого числа ограничений, в том числе временных, связанных с инструкциями, следование жёстким нормам трудовой дисциплины, необходимость принятия решений с высокой долей ответственности за них. Важным фактором развития эмоционального выгорания, по словам педагогов, является вероятность обращения родителей с жалобами и даже исками в суд в случае применения наказания их ребёнка педагогом за девиантное поведение - и в то же время невысокий уровень оплаты труда за все вышеперечисленные профессиональные трудности.
К специфическим особенностям, связанным с характером деятельности врачей относится, прежде всего, интенсивное общение с людьми, преимущественно испытывающими боль, и поэтому негативно настроенными. Высокие рабочие нагрузки и ответственность за жизнь другого человека, недостаточный уровень оплаты труда, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного выполнения своей работы, невозможность в некоторых случаях оказать помощь больному и неизбежность летального исхода и последующие обращения родственников больных с юридическими претензиями, исками, жалобами - эти проблемы постоянно сопровождают работу врача. Немаловажную роль в развитии профессионального выгорания играют организационные факторы. Для медицинских работников характерны ненормированный график работы, отсутствие организации режима питания.
К организационным факторам, вызывающих эмоциональное выгорание у педагогов, можно отнести, прежде всего, перегрузку сотрудников вследствие массового сокращения штата образовательных учреждений.
Важным аспектом этой проблемы является неконструктивное общение с коллегами и руководством. Хороший психологиче-
ский климат внутри коллектива, чувство достаточной поддержки коллег и администрации - это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Возможность открыто обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, чувство уверенности в коллективе позволяют снизить общую напряженность, тревогу. Этот фактор является универсальным средством профилактики эмоционального выгорания, как для педагогов, так и для врачей.
Определённые личностные особенности сотрудника тоже могут приводить к выгоранию. Более всего риску возникновения выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
Профессиональному выгоранию меньше подвергаются люди, способные быстро меняться в напряженных или меняющихся условиях деятельности. Стрессоустойчивые люди уверены в себе, в своих способностях и возможностях, они имеют адекватную самооценку. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные установки, как в отношении самих себя, так и других людей, открытые к изменениям и принятию своего и чужого опыта.
Таким образом, из множества существующих определений этого феномена, мы остановимся на следующем определении: синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры.
Пилотажное исследование, проведенное среди врачей РОНЦ им. Н.Н. Блохина показал, что среди всех факторов, вы-
Библиографический список
зывающих развитие профессионального выгорания, 42% всех участников поставили на первое место «ответственность за жизнь и здоровье больного. Далее следует «отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства, неэтичные взаимоотношения между коллегами» - 26%. Недостаточное вознаграждение за работу выбрали 22% участников, т. е. материальный фактор занял только третье место. Клиническая картина эмоционального выгорания крайне многогранна и представляет собой сочетание психопатологических проявлений, психосоматических расстройств и признаков. Большинство психологов выделяют три ключевых признака эмоционального выгорания: предельное истощение; чувство личностной отстраненности от пациентов (клиентов, учеников) и от работы; ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений [6].
Если работник замечает подобные симптомы у себя, ему необходимо задуматься о том, как защитить психику от вредного воздействия профессионального стресса. Существенным моментом для борьбы с профессиональным выгоранием является повышение стрессоустойчивости и овладение навыками саморегуляции: релаксация, идеомоторные акты, медитация и др. Очень полезны занятия йогой, неотъемлемой частью профессионального здоровья является занятие активными видами спорта, хобби.
Важным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста, т. е. степень осознания себя профессионалом, способность не только брать на себя ответственность и принимать решения, но и нести за них ответственность. Никогда не поздно учиться строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, важно постоянно работать над собой с целью самосовершенствования.
1. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
2. Мерзлякова Д.Р. Синдром профессионального выгорания и метаиндивидуальность педагога. Педагогическая наука и образование. 2009; 1: 55 - 61.
3. Ткаченко Г.А. Профессиональное выгорание у врачей онкологических клиник. Заместитель главного врача. 2014; 12 (103): 88 - 91.
4. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий). Диссертация ... кандидата психологических наук. Томск, 2001.
5. Schmidbauer W. Die hilflosen Helfer. Reinbeck: Rowolt, 1977.
6. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job Burnout. Annual Review of Psychology. 2001; vol. 52: 397 - 422. References
1. Klimov E.A. Razvivayuschijsya chelovek v mire professij. Obninsk, 1993.
2. Merzlyakova D.R. Sindrom professional'nogo vygoraniya i metaindividual'nost' pedagoga. Pedagogicheskaya nauka iobrazovanie. 2009; 1: 55 - 61.
3. Tkachenko G.A. Professional'noe vygoranie u vrachej onkologicheskih klinik. Zamestitel'glavnogo vracha. 2014; 12 (103): 88 - 91.
4. Umnyashkina S.V. Sindrom 'emocional'nogo vygoraniya kak problema samoaktualizacii lichnosti (v sfere pomogayuschih professij). Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Tomsk, 2001.
5. Schmidbauer W. Die hilflosen Helfer. Reinbeck: Rowolt, 1977.
6. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job Burnout. Annual Review of Psychology. 2001; vol. 52: 397 - 422.
Статья поступила в редакцию 1.12.15
УДК 159.9.072
Tuyryapina I.V., medical psychologist, Institute of Human Brain n.a. N.P. Bechterev of the Russian Academy of Sciences (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE AT STUDENTS WITH PERSONALITY ACCENTUATION IN THE PERIOD OF ADAPTATION TO A UNIVERSITY. The article is dedicated to a relevant problem of adaptation of students to a university, in particular the author studies the specifics of psycho-emotional response of first-year students in the period of adaptation. The article analyzes differences between such indicators as a level and structure of the depressive reactions, situational and personal anxiety in students, the profile of a person, whose identity is revealed in accentuation and students in the control group (without marked stable features in the profile). Particular attention is paid to an analysis and comparison of these parameters between students with different personality types. As a result, the researcher establishes and describes types of emotional response, characteristic for persons with different types of accentuation. The author identifies types of personalities more likely to experience emotional problems in adaptation. The results will be of interest to professionals related to the organization of work on the adaptation of university students, as well as carrying out psychological help.
Key words: psychological health of student, adaptation to university, personality accentuation, personal and situational anxiety, depressive reactions.
И.В. Тюряпина, медицинский психолог, ФГУН Институт мозга человека РАН имени Н.П. Бехтеревой, соискатель каф. медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]