тренирующий эффект.
Упражнения в воде также можно использовать при реабилитации после травмы. Если спортсмен очень ослаб после травмы или болезни, то он быстро устает даже от обычной ходьбы, не говоря о каких-то специальных видах тренировок.
В воде же вес тела значительно уменьшается, а чтобы выполнить несложные упражнения расходуется масса энергии на преодоление сопротивления воды.
Также возможно использование дополнительного оборудования, например, плавательных матрасов. Спортсмен, лежа на матрасе, может проплывать определенные расстояния на открытой воде, нагружая, например, только мышцы ног или, наоборот, только мышцы рук. Таким образом, происходит точечное воздействие в течение длительного времени, что формирует высокий уровень выносливости данных мышечных групп.
Большое прикладное значение имеют соревнования среди спортсменов, как в плавании на короткие дистанции, так и забеги в воде. Также могут проводиться соревнования по заплывам на плавательных матрасах. Такой принцип проведения тренировочного занятия заставляет спортсменов более полно раскрывать свой потенциал, соревнуясь с соперниками в таких несвойственных виду спорта дисциплинах, в необычной среде.
Таким образом, использование тренировок в воде находит все большее применение в тренировочном процессе у бойцов киокусинкай, особенно в базовом периоде подготовки и в качестве полезного метода при реабилитации после заболеваний и травм.
Список использованной литературы:
1. Сайт http://www.rostmaster.ru/lib/men/men-0035.shtml
2. «Занятие в воде», Государев Н.А. [24,70^
3. «Так становятся чемпионами», Государев Н.А. [52,58,145^
© Савельев Д.С., 2016
УДК37
Б.С. Садулаева
к.п.н., доцент
Чеченский государственный университет
г. Грозный, РФ
О ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Аннотация
В статье сформулированы принципы построения ИОС вуза, информационно-образовательной среды, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности студентов с применением новых информационных технологий.
Ключевые слова
Информационно-образовательная среда, информационных технологий, тестирование, оценка качества обучения
Построение ИОС на основе современных информационных технологий привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения.
В основу построения этих информационно-образовательных сред положен принцип модульности, предполагающий представление отдельного курса как законченного модуля в узкой предметной области не связанного с другими курсами, справочными материалами и т.д. Такой подход к построению информационно-образовательных сред, по всей видимости, обусловлен дидактическими традициями западной системы образования, основанной на стандартизации не только образовательной программы, но и всех ее составляющих и имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинствами такого подхода являются:
• простота проектирования и построения информационно-образовательной среды, как совокупности дисциплин образовательной программы;
• сравнительно несложная организация учебного процесса;
• распределенность информационно-образовательной среды, трактуемая как возможность использования стандартизованных курсов, подготовленных разными образовательными организациями.
К недостаткам такого подхода можно отнести:
• противоречивость между интегральностью системы знаний в рамках образовательной программы, заключающейся в междисциплинарных связях и базирующейся на дополнительных учебных материалах, детализирующих и углубляющих отдельные разделы дисциплины и попыткой представления ее в виде системы не взаимосвязанных модулей;
• субъективизм автора, присутствующий при подготовке курсов в плане использования терминологии, обозначений и пр.;
• необходимость поиска дополнительных источников информации для углубления знаний по дисциплине;
• отсутствие системности, целостности в восприятии учебного материала (большое количество модулей не способствует обобщениям);
• отсутствие логики причинно-следственных связей в образовательной программе.
• сложность адаптации в российскую образовательную систему, ориентированную на подготовку специалистов широкого профиля;
• разрыв между процессом обучения и традициями научных и научно-педагогических школ.
В то же время процесс обучения с использованием информационно - образовательных сред наследует и основные элементы модели традиционной системы образования, такие как лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, контрольные задания и пр.
Анализ составляющих некоторой обобщенной существующей модели ИОС, позволяет выявить следующие особенности:
• отсутствие единого интерфейса между ИОС и обучающимся, что затрудняет использование ИОС в процессе обучения;
• отсутствие дифференцированной системы навигации в курсе, учитывающей различные способы передвижения при изучении курса, повторении материала, а также при подготовке к экзаменам;
• лабораторные практикумы носят демонстрационный характер, не требующий творческого участия обучающегося в процессе проведения экспериментов;
• отсутствие стратегии использования наукоемкого программного обеспечения:
• несмотря на декларируемое использование в процессе обучения метода проектов, являющегося аналогом курсового проектирования в традиционной образовательной системе, отсутствуют примеры его использования, даже на уровне постановки задач;
• хорошо продумана и доведена до стандарта система тестового контроля, однако примеры ее использования встречаются крайне редко и фрагментарно.
Введем определение ИОС как информационной системы, объединяющей посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, методическое и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса подготовки специалистов.
Анализ достоинств и недостатков, существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды: многокомпонентность; интегральность; распределенность; адаптивность.
Сформулированные принципы построения ИОС делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности студентов с применением новых информационных технологий.
В отличие от известных подходов, основой разработанной ИОС, является дисциплинарное ядро, представляющее полный спектр дисциплин соответствующей специальности, который оговорен федеральным государственным образовательным стандартом. Именно специальность, по которой проводится обучение, является тем информационно-образовательным продуктом, который востребован обществом. Известные ранее предпринятые попытки фрагментарно решить вопрос за счет построения некоторой образовательной среды на базе одной или нескольких дисциплин не приводили к успеху, поскольку при этом разработка оказывалась инородным телом в традиционной образовательной среде. Кроме дисциплинарного ядра в ИОС входят информационно-справочная база, интерактивные компоненты поддержки учебного процесса, а также блок сопровождения и администрирования учебного процесса.
Дисциплинарное ядро представляет собой большой гипертекстовый документ, связывающий в единое целое основную информацию по отдельным дисциплинам, который представляет завершенный продукт, как с позиций содержательной и информационной цельности, так и с позиций рынка.
Таким завершенным продуктом в зависимости от поставленной задачи могут быть: образовательный стандарт, комплекс специальных и общеинженерных дисциплин, комплекс дисциплин, составляющих единое информационное поле, отдельные дисциплины. Каждая дисциплина, входящая в дисциплинарное ядро разрабатывается на основе соответствующих лекционных курсов.
Тестирование. Одной из важнейших форм оценки качества подготовки специалиста является тестирование. При составлении вопросов для тестирования необходимо придерживаться следующих правил:
• в вопросе должна быть ясно выражена только одна мысль;
• мысль, выраженная в вопросе, должна быть записана, с одной стороны сжато и полно;
• вопрос должен представлять важную часть пройденной темы;
• вопрос по трудности должен быть доступен студенту, а по содержанию - соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности студента или потребностям обучения по другим дисциплинам;
• при формулировании вопросов и ответов к ним следует исключать намеки и подсказки к правильным ответам;
• задания в тесте следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса в процессе тестирования;
• при тестировании следует предупреждать студента, ограниченное или неограниченное время дается для работы над тестом;
• следует предупредить студентов, что после каждого использования теста его структура пересматривается, поэтому нет смысла сохранять ключ ответов на будущее.
Организация учебного процесса. Важной задачей, требующей решения при создании ИОС, является задача организации учебного процесса. Разрабатываемая ИОС позволяет реализовать три модели учебного процесса:
1. Либеральную - когда обучаемому или группе открывается доступ ко всем или части учебных материалов по специальности, они снабжаются методическими рекомендациями - как изучать материалы дисциплин и графиком учебного процесса (рис. 8).
2. Консервативную - когда обучаемому или группе, учебные материалы выдаются строго
дозировано в соответствии с графиком учебного процесса.
3. Адаптивную - учитывающую индивидуальные особенности обучаемого, когда он учится по индивидуальному графику, учитывающему степень его подготовленности, скорость усвоения материала и т.д.
Каждая из трех моделей имеет свои преимущества и недостатки. Так, либеральная модель, с точки зрения технической реализации, является самой простой. Она наравне с консервативной, позволяет работать с группой обучаемых, что является немаловажным не только для работы преподавателя, но и обучаемых.
Теоретическое осмысление традиционного учебного процесса позволяет выделить пять дидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю палитру педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося как при очном контакте, так и при использовании информационно-образовательной среды. Список использованной литературы:
1. Вазкаева С. С.-А., Садулаева Б.С. «О разработке контрольно-измерительных материалов определения показателя сформированности компетенций» Материалы XXV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» «ИТО -Троицк-2014» , 25-26 июня 2014 года, г. Москва, г.о. Троицк, http://tmo.ito.edu.ru/2014/section/229/94587
2. Мурадова П.Р., Садулаева Б.С., Вазкаева С.С. Информационно-образовательная среда как фактор эффективности в обучении бакалавров педагогических вузов [Текст] / Б.С. Садулаева // Математика. Компьютер. Образование: тезисы доклада к XXII Междунар. конф., г. Пущино, 2015 г.
3. Садулаева Б.С., Садулаева Р.С. "Проектирование информационно-образовательной среды вуза". Междунар. период. изд. по итогам Междунар. научн.-практ. конф. "Новая наука. Стратегии и вектор развития" 19 сентября 2015. ISSN 2412-9739. Стерлитамак. Российская Федерация. РИЦ АМИ. 2015.
© Садулаева Б.С., 2016
УДК 378.14
И.С. Самохин
к.ф.н., старший преподаватель ФГБОУ ВПО РУДН г. Москва, Российская Федерация
РОЛЬ ПРОФИЛЬНЫХ И НЕПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В данной статье говорится о принципиальном отличии профильных теоретических дисциплин от непрофильных. По мнению автора, оно особенно важно при выборе основной формы организации учебного процесса. Непрофильные курсы предлагается вынести на самостоятельное изучение. Большинство аудиторных занятий по профильным дисциплинам рекомендуется проводить в виде семинаров. Также в статье высказаны некоторые другие пожелания методического характера.
Ключевые слова
Профильные дисциплины, непрофильные дисциплины, высшее образование, лекция, семинар.
Возможна ли иерархизация основных наук? Не по сложности и хронологическому принципу, как у Огюста Конта [4, с. 3], а по важности. Своеобразная «Табель о рангах»... Конечно, в разные эпохи и в разных