условиях институциональных изменений. // Теория и практика общественного развития. 2014. №6.С.127-131;
4. Главатских К.В. Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы. // Вестник Удмуртского университета «Философия. Социология. Психология. Педагогика». - 2011. №2.;
5. Терюкова Т. С. О ценностях и целях экономического, финансового и предпринимательского образования. // Экономика в школе. 2010. №3-4. 14-21с;
6. Михеева С. А. Становление школьного экономического образования в России. // Вопросы образования. 2010. № 2. С.136-151.
7. Карсунцева О.В., Татарских Б.Я. Развитие методологических основ формирования производственного потенциала машиностроительного предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 3. С. 29-34.
8. Карсунцева О.В. Многомерный факторный анализ как метод оценки производственного потенциала // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 2 (28). С. 140-147.
9. Карсунцева О.В. Выявление и использование резервов повышения производственного потенциала предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 4. С. 65-70.
10. Карсунцева О.В. Оценка производственного потенциала машиностроительного предприятия // Сибирская финансовая школа. 2013. № 1 (96). С. 88-96.
© Родникова В.В., 2016
УДК 796
Д.С.Савельев старший преподаватель Национального минерально-сырьевого университета «Горный»,
г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИРОВОК В ВОДЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ КИОКУСИНКАЙ
Аннотация
Рассмотрена эффективность водных тренировок для спортсменов-единоборцев как для развития физических показателей, так и для восстановления после травм, а также классификация и виды занятий в воде.
Ключевые слова
Единоборства, силовые упражнения, выносливость, реабилитация.
На сегодняшний момент в мире существует множество методик подготовки спортсменов, которые занимаются единоборствами. Многие ведущие тренеры России и других стран используют в тренировочном процессе у бойцов киокусинкай тренировки в воде, как в естественных водоемах, так и в бассейнах.
Современная спортивная наука не стоит на месте. Ученые заметили, что тренировки в воде приносят большую пользу для физического развития спортсмена. В настоящее время их использование в практике подготовки каратистов имеет и научное обоснование.
Все упражнения в воде условно можно разделить на группы.
Классификация по силе сокращения требует учета двух зависимостей мышечного сокращения: «сила—скорость» и «сила—выносливость»:
- силовые — это упражнения с предельным или околопредельным напряжением мышц в статическом или динамическом режимах при небольшой скорости движения;
- скоростно-силовые (мощностные) — это динамические упражнения, во время выполнения которых
ведущие мышцы проявляют одновременно относительно большую силу и скорость сокращения, то есть мощность (длительность от 3—5 секунд до 1—2 минут);
- упражнения на выносливость — во время их выполнения ведущие мышцы развивают не очень большие по силе и скорости сокращения, но способны поддерживать или повторять их в течение длительного времени (от нескольких минут до многих часов).
Погружаясь в воду, спортсмен чувствует себя по-иному. Его движения замедляются, так как телу приходится подчиняться законам водной среды.
Чтобы передвигаться в воде, ему приходится прикладывать гораздо больше усилий, чем он обычно тратит их на суше. Это значит, что мышцы во время занятия в воде получают двойную нагрузку. При этом нет какого-либо вредного воздействия на суставы и позвоночник.
Некоторые спортсмены, которые хотят улучшить свои физические данные, боятся заниматься в воде, так как они не умеют плавать. Но занятия такого рода могут проходить как в глубоком, так и в мелком бассейне. При различной глубине погружения тела в воду тренировки влияют на организм по-разному. К примеру, занятие в глубокой воде воздействует на мышцы всего тела. Во время таких занятий спортсмен не должен касаться дна. Благодаря этому нагрузка будет распределяться по всему телу равномерно, затрагивая все группы мышц. Это помогает спортсменам, которые занимаются киокусинкай развить практически все группы мышц, что имеет большое значение в базовом периоде подготовки к соревнованиям.
Водная среда может быть как искусственной (бассейн), так естественной (река, озеро или море). Каждая из них имеет свои преимущества.
В бассейне легче дозировать нагрузку на спортсмена, ведь дистанция в нем легко калькулируется, как и скорость перемещения.
Но и естественная водная среда имеет ряд важных преимуществ, именно за счет своей определенной непредсказуемости (ветер, волны, различная степень солености, течения). Эти факторы создают дополнительный стресс и являются дополнительным тренирующим моментом.
На летних учебно-тренировочных сборах для спортсменов высшей квалификации могут быть использованы дистанции вплоть до 4-5 километров заплыва в море вдоль берега, например. Стиль плавания можно регламентировать, а можно допускать его свободный выбор.
Плавание под водой также является качественным тренировочным методом для единоборцев, ведь зачастую поединок проходит в условиях глубокого мышечного «закисления», поэтому организм спортсмена должен быть максимально адаптирован к выполнению физической работы в условиях недостатка кислорода.
Заплывы под водой можно устраивать в соревновательном режиме или на определенную дистанцию (20, 30, 50 метров).
Также хорошим тестом является время задержки дыхания под водой без движения, когда спортсмен ныряет и старается достигнуть максимального времени нахождения под водой. Этот тест также может проводиться в соревновательном режиме, с фиксацией времени выполнения теста у каждого спортсмена тренером, но со строгим соблюдением техники безопасности, ведь спортсмен, увлекаясь состязанием, может попытаться вытерпеть кислородное голодание больше, чем на это способен его организм и потерять сознание. Можно проинструктировать спортсменов перед выполнением задания, чтобы они каким-либо образом периодически сигнализировали, что находятся в сознании и продолжали тест до своего физического и психологического предела.
Что касается тренировок в воде по пояс, то занятия в такой среде также положительно влияют на тело спортсмена, способствуют быстрому укреплению мышц нижней части тела. Наибольшее влияние происходит на брюшную и тазовую область. Так называемые мышцы «кора» (центра), столь необходимые как в ударных единоборствах, так и в борьбе, усиленно развиваются при данном режиме водной тренировки.
Упражнения в воде на уровне коленей больше всего влияют на мышцы ног и бедер, а также на развитие выносливости при забегах по мелководью.
Для увеличения нагрузки на мышцы во время занятия нередко используется специальный спортивный инвентарь, но и обычный забег по колено в воде в течение нескольких минут может дать прекрасный
тренирующий эффект.
Упражнения в воде также можно использовать при реабилитации после травмы. Если спортсмен очень ослаб после травмы или болезни, то он быстро устает даже от обычной ходьбы, не говоря о каких-то специальных видах тренировок.
В воде же вес тела значительно уменьшается, а чтобы выполнить несложные упражнения расходуется масса энергии на преодоление сопротивления воды.
Также возможно использование дополнительного оборудования, например, плавательных матрасов. Спортсмен, лежа на матрасе, может проплывать определенные расстояния на открытой воде, нагружая, например, только мышцы ног или, наоборот, только мышцы рук. Таким образом, происходит точечное воздействие в течение длительного времени, что формирует высокий уровень выносливости данных мышечных групп.
Большое прикладное значение имеют соревнования среди спортсменов, как в плавании на короткие дистанции, так и забеги в воде. Также могут проводиться соревнования по заплывам на плавательных матрасах. Такой принцип проведения тренировочного занятия заставляет спортсменов более полно раскрывать свой потенциал, соревнуясь с соперниками в таких несвойственных виду спорта дисциплинах, в необычной среде.
Таким образом, использование тренировок в воде находит все большее применение в тренировочном процессе у бойцов киокусинкай, особенно в базовом периоде подготовки и в качестве полезного метода при реабилитации после заболеваний и травм.
Список использованной литературы:
1. Сайт http://www.rostmaster.ru/lib/men/men-0035.shtml
2. «Занятие в воде», Государев Н.А. [24,70c]
3. «Так становятся чемпионами», Государев Н.А. [52,58,145c]
© Савельев Д.С., 2016
УДК37
Б.С. Садулаева
к.п.н., доцент
Чеченский государственный университет
г. Грозный, РФ
О ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Аннотация
В статье сформулированы принципы построения ИОС вуза, информационно-образовательной среды, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности студентов с применением новых информационных технологий.
Ключевые слова
Информационно-образовательная среда, информационных технологий, тестирование, оценка качества обучения
Построение ИОС на основе современных информационных технологий привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения.