PEDAGOGICAL SCHNC1S / <<ШУШШ1УМ-ШУГМА1>>#Щ27)),2©1]9
20
1. Южно-Уральский государственный университет предоставляет множество вариантов получения высшего образования онлайн. На дистанционной программе доступны 6 бакалаврских направлений и 3 в магистратуре.
2. Институт дистанционного образования ТюмГУ, в нем можно дистанционно получить образование по 5 гуманитарным направлениям и 8 программам ДПО.
3. Томский Государственный Университет является первопроходцем дистанционного образования в России. Методики и технологии удаленного обучения были внедрены в образовательный процесс еще в 2013 году.
Безусловно, российский сегмент дистанционного образования серьезно уступает зарубежным аналогам. Лидер российского сегмента ЮУрГУ с анонсированными 6 образовательными программами не сможет составить серьезную конкуренцию Аризонский государственный университет, замыкающего тройку американских лидеров.
Понятно, что подготовка образовательной программы с учетом ее выхода на дистанционную платформу очень затратное и ресурсоемкое мероприятие для российских вузов. Выходом из данной ситуации видится усиление в дистанционном сегменте доли программ ДПО и индивидуальных образовательных программ. Согласно планам реализации цифровой экономики, появятся новые направления развития, утратят актуальность отдельные профессии, взамен понадобятся специалисты, способные осуществлять свою профессиональную деятельность в новых экономических условиях. Граждане Российской Федерации с 2019
УДК: 632.937.2.
года смогут проходить обучение по основам цифровой экономики за счет бесплатных персональных сертификатов, которые будут учитывать их карьерные интересы и возможности [2]. Сертификат будет предполагать прохождение определенных очно-заочных образовательных мероприятий за счет государства, включая диагностику карьерных интересов и возможностей. Одновременно с этим в следующем году будет запущен бесплатный образовательный онлайн-ресурс по развитию цифровой грамотности. Как мы видим, рынок онлайн образования в России и за рубежом является одним из наиболее перспективных капиталовложений нашего времени. Вложение в его развитие значительных государственных средств позволит усовершенствовать механизмы реализации индивидуальных образовательных стратегий для граждан РФ. Повысится уровень доверия и востребованности получения образования именно посредством дистанционных технологий.
В связи с этим уровень конкуренции в сегменте значительно увеличивается. Каждое образовательное учреждение, в особенности вузы, будут стремится к введению у себя системы онлайн образования, так как это автоматически поднимает его рейтинг на внутреннем и международном образовательных рынках.
Список литературы
1. Тренды EdTech-2014: дорого и непредсказуемо https://newtonew.com/tech/trendy-edtech-2014-dorogo-i-nepredskazuemo
2. Россияне с 2019 года смогут пройти обучение по основам цифровой экономики https://ria.ru/20181027/1531596283.html
Волкова Е.А., Вязовова Е.В.
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
ПРИМЕНЕНИЕ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Volkova E.A., Vyazovova E. V.
Nizhny Tagil state socio-pedagogical Institute (branch) of the RUSSIAN state vocational pedagogical University»
USE OF MOODLE FOR THE ORGANIZATION OF INFORMATIONAL EDUCATIONAL
ENVIRONMENT IN MATHEMATICS
Аннотация
В данной статье на примере предметной области «математика» рассмотрен вопрос о целесообразности и эффективности внедрения авторских информационно-образовательных сред (ИОС) в образовательный процесс вуза. Актуальность обусловлена значительным сокращением аудиторных часов в вузе, отводимых на изучение математики, а также популяризацией самообразования, непрерывного дистанционного образования, в соответствии с утвержденными федеральным государственным образовательным стандартом требованиями.
Abstract
In this paper the concept of subject domain "mathematics" considered the question of the appropriateness and effectiveness of the implementation of copyright information and educational environment (IEE) in the edu-
«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SGQEMgl
21
cational process of the University. The relevance is due to a significant reduction in classroom hours at the University, allocated to the study of mathematics, as well as the promotion of self-education, continuous distance education, in accordance with the approved Federal state educational standard requirements.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, ИОС, информационные технологии, самостоятельная работа, организация учебного процесса, модель учебного процесса.
Key words: information and educational environment, IOS, information technology, independent work, organization of the educational process, the model of the educational process.
Еще в 2013 г. была принята Концепция развития единой информационной образовательной среды (ЕИОС) на территории Российской Федерации [4, с.72].
На тот момент основным назначением ЕИОС было следующее: «Предоставление современных электронных образовательных ресурсов, информационных сервисов, информационных систем и технологий обучения и воспитания, а также создание условий для обновления форм, средств, технологий и методов реализации образовательных программ и услуг, преподавания дисциплин и распространения знаний, расширения доступа к электронному образованию всех уровней с учетом возможности построения современных механизмов обучения и воспитания» [там же, с. 72].
В основу построения ИОС изначально был положен принцип модульности, который подразумевает представление отдельного курса как законченного модуля в узкой предметной области [3, с. 149].
Такой подход к построению ИОС, обусловлен дидактическими традициями западной системы образования, основанной на стандартизации не только образовательной программы, но и всех ее составляющих, и имеет свои достоинства и недостатки.
Основными положительными аспектами такого подхода являются:
- простота проектирования и построения ИОС как совокупности отдельных предметных дисциплин;
- сравнительно несложная организация учебного процесса с использованием ИОС;
- распределенность ИОС, трактуемая как возможность использования стандартизованных курсов, подготовленных разными образовательными организациями.
Сегодня концепция в принципиальном своем посыле никак не изменилась, но некоторые коррективы все же были внесены. В настоящее время каждый вуз имеет свою отдельную ИОС, на базе которой и организовывается образовательный процесс.
Мы предлагаем рассмотреть пример того, как можно структурировать учебный модуль по математике и уделить внимание тому, какие обязательные компоненты должны присутствовать в нем.
Если обратиться к опыту более опытных коллег, то они предлагают следующий вариант структуры ИОС (см.рис.1). Надо сказать, что данная структура обусловлена в первую очередь возможностями той платформы, которая была взята для реализации. В данном случае это Google for Education [3, с.148].
Рис.1. Структура дисциплинарного модуля
PEDÄGOGIgAL SCHNC1S / <<ШУШШ1УМ-ШУГМа1>>#Щ27)),2©1]9
22
Здесь можно увидеть достаточно продуманные блоки, которые базируются на облачном сервисе Google и перекликаются между собой гиперссылками. Стоит обратить внимание на то, что базовый интерфейс для дисциплинарного модуля они попытались разработать как можно понятнее.
В рамках нашего вуза, есть возможность использовать
В каждом блоке курса имеются тесты, которые необходимы для закрепления изученного материала. Тесты содержат теоретические (практические) вопросы, направленные на воспроизведение теорем, нахождение элементов у многогранников и многое другое (см.рис.5). Тесты проверяются автоматически, результаты известны сразу после отправки ответов преподавателю.
Важной задачей, требующей решения при создании ИОС, является задача организации учебного процесса. Разрабатываемая ИОС, позволяет реализовать три модели учебного процесса:
1. Либеральную - когда обучаемому или группе открывается доступ к части или всему курсу. Они снабжаются методическими рекомендациями, как изучать материал дисциплины, и графиком учебного процесса.
платформа Moodle, которая уже имеет шаблоны для всех вышеперечисленных учебных блоков, остается лишь выбрать наиболее подходящие варианты и их заполнить [1].
В результате курс по теме «Многогранники» будет выглядеть следующим образом (см.рис.2).
2. Консервативную - когда обучаемому или группе учебные материалы выдаются строго дози-рованно, в соответствии с графиком учебного процесса.
3. Адаптивную - когда выстаивается индивидуальная траектория обучения для каждого студента и он обучается по индивидуальному графику, учитывающему степень его подготовленности, скорость усвоения материала и т. д.
Таким образом, современный подход к построению ИОС привносит в учебный процесс новые возможности: сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов, существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, создание новых эффективных форм взаимодействия в рамках образовательного процесса..
более альтернативный вариант - это
Рис. 2. Структура ИОС по математике, реализованной на базе MOODLE
«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL S€0ENg[
23
Список литературы
1. Волкова Е.А., Вязовова Е.В. Основные аспекты организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики с использованием ИКТ-технологий // Постулат. - №2. - 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://e-postulat.ru/in-dex.php/Postulat/article/view/2449/2490
2. Коновалова Т.И., Тоценко Е.Н. Опыт формирования общих и профессиональных компетенций у студентов СПО посредством электронной образовательной среды // Наука и перспективы. - 2018. -
№ 1; URL: nip.esrae.ru/17-179 (дата обращения: 18.02.2019).
3. Моисеенко Н.А., Садулаева Б.С.. О принципах проектирования информационно-образовательной среды вуза // Общество: социология, психология, педагогика., - №12. - 2016. - С. 149-152.
4. Стариченко Б.Е., Стариченко Е.Б., Сардак Л.В. Использование дисциплинарных облачных образовательных сред в учебном процессе // Нижегородское образование. - 2017. - № 1. - С. 72-78.
Шлапак Е. Ю., Гришаева О. В., Калиев Т. Т., Бедаш В. А., Холтаев А. О.
Казахско-Русский Международный университет
РАЗРАБОТКА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОЕКТЕ
СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Shlapak E. Yu., Grishayeva O. V., Kaliyev T. T., Bedash V. A., Holtayev A. O. Kazakh-Russian International university
SCIENTIFIC RESEARCH PROJECT OF PROMOTIONAL MATERIALS DEVELOPING BY STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Аннотация
В статье рассматривается опыт работы научно-исследовательских проектов студентов за период 2018-2019 гг. в рамках внедрения проектной технологии обучения в Казахско-Русском Международном университете (г. Актобе, Казахстан) с основными формами (традиционной и e-Leaning) и методом (ко-учингом) проведения занятий. Также представлены результаты студенческих исследований, по которым было выявлено значение визуальных образов для использования в предпочтительных видах рекламы (интернет-рекламе, на электронном табло с размещением в общественных местах и транспорте) ожидаемой продукции проектов. Обоснована эффективность применения проектной технологии обучения для подготовки в высшем учебном заведении конкурентоспособных на рынке труда молодых специалистов.
Abstract
This article revives knowledge of Students' scientific research for the period 2018-2019 with project technology learning implementation in Kazakh-Russian International university (Aktobe city, Kazakhstan) with main types (traditional and e-Leaning) and methods (coaching) of teaching. Students' research results are represented on which visual modes in different types of advertising are brought to light (Internet advertising, indicator panels in public and transport allocation) with expected promotional materials. The effectiveness of project technology learning is established for preparing competitive young specialists on the labor market from the Higher educational establishment.
Ключевые слова: проектная технология обучения, научно-исследовательская работа студентов, дизайн-проект, визуальный образ, рекламный продукт.
Key words: learning project technology, students' scientific research, design project, visual form, product of advertisement.
В рамках реализации проектной технологии как одной из ведущих современных инновационных форм обучения в Казахско-Русском Международном университете (г. Актобе, Республики Казахстан) реализуется ряд интегрированных научных исследований студентов с применением системы e-Leaning, наряду с традиционной формой
организации занятий [1, с. 18] и коучинга как одного из ведущих методов в работе с обучающимися. Основной целью проектного обучения является интенсивное формирование компетенций, необходимых будущим специалистам [2, а 20-21]. Включение элементов творчества в отдельные виды учебной работы - наиболее распространенная