ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
О проекте Федерального закона
«О полиции» и денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел
Быковская Ю.В. *
In clause questions ofperfection of system of a monetary contentment, creation of effective system of motives and stimulus during modernization of law-enforcement bodies and creations of institute of police are considered.
В декабре 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ о совершенствовании деятельности органов внутренних дел Российской Федерации1. Принятие этого документа стало отправной точкой глубокого реформирования органов внутренних дел.
В начале августа 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев предложил переименовать милицию в полицию. Для обсуждения с общественностью на специальном сайте Интернета был опубликован проект Федерального закона «О полиции»2. Решение главы государства о создании нового института — полиции — является ключевым моментом в ходе проведения модернизации органов внутренних дел, той точкой бифуркации, которая должна качественно изменить подход к деятельности органов внутренних дел и отношение общества и граждан к этой структуре.
Сегодня не вызывает сомнений, что принципиальная модель реформирования милиции, направленная на ее социализацию, гуманизацию форм и методов работы, на предоставление социально важных услуг, должна сохраниться, а то положительное, что было задумано в сформированной концепции реформирования органов внутренних дел в 2008— 2010 гг., те пути решения ключевых проблем, которые были намечены в отношении модернизации милиции, те наработки, которые были осуществлены в ходе проведения реформы, должны сыграть
значительную роль в обеспечении эффективности функционирования нового органа — полиции.
Очевидно, что основная задача модернизация института полиции заключается в определении нового характера деятельности и нового социального облика органов внутренних дел. В связи с этим необходима дальнейшая последовательная переориентация деятельности органов внутренних дел на реализацию социально значимых для общества задач, направленных на защиту от преступных посягательств3.
Конечно, создание института полиции потребует изменения модели управления этим институтом. Тем не менее тот задел, который был сделан в ходе модернизации органов внутренних дел в отношении решения кадровых и социальных вопросов, должен быть учтен. Не вызывает сомнений, что решение вопросов совершенствования кадровой работы — одно из приоритетных направлений модернизации органов внутренних дел. «Конечной целью проводимых преобразований является формирование нового облика сотрудника XXI века» 4.
Необходимость решения комплекса кадровых вопросов, существующих в органах внутренних дел, вытекает из необходимости решения вопросов по социальной защите сотрудников органов внутренних дел. При этом ключевая роль должна отводиться реформированию системы денежного довольствия, созданию современных моделей мотивации и стимулирова-
Заместитель начальника финансово-экономического отдела - начальник отделения планирования АЭБ МВД России, кандидат экономических наук.
О
О CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
О О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
ния профессиональной служебной деятельности 5. Это фундаментальные проблемы, решение которых одинаково важно как для милиции, так и для нового института — полиции.
Важность эффективного решения социальных вопросов заключается в том, что социальная защита сотрудников силовых структур занимает особое место в системе социального регулирования государства, прежде всего сообразно с тем, что:
> во-первых, в социальной защите нуждаются здоровые, трудоспособные граждане, которые в соответствии с законодательством ограничены в возможностях получения дополнительных доходов для повышения уровня своего благосостояния;
> во-вторых, социальная защита должна обеспечивать не только нормальные условия служебной деятельности сотрудников, но также быть направленной на то, чтобы компенсировать им повышенные психологические и физические нагрузки, служебные ограничения и неблагоприятные последствия наступления социальных случаев;
> в-третьих, расходы на социальную защиту сотрудников осуществляется из средств бюджета, который имеет ограниченные возможности. Особую актуальность эти вопросы
приобретают в контексте активного обсуждения и дальнейшего принятия Федерального закона «О полиции», одной из глав которого является «Социальная защита сотрудника полиции» 6.
К сожалению, приходится констатировать, что сопоставление действующего Закона «О милиции» и проекта Федерального закона «О полиции» не позволяет увидеть те принципиальные подвижки в отношении социальной защиты сотрудников, которые являются требованием сегодняшнего времени.
Хотя в настоящее время планируется поочередное принятие пакета нормативных правовых документов, касающихся социальной защиты сотрудников7, и данная мера обосновывается особой важностью этих положений и необходимостью дополнительной финансовой проработки данного вопроса, тем не менее ссылки на то, что в последствии будет принят специальный закон о денежном довольствии и социальной защите сотрудников органов внутренних дел, на сегодняшний момент не позволяют дать однозначную
оценку, что есть серьезные намерения в отношении принципиального решения этого вопроса.
Такая позиция о поэтапном принятии пакета документов о социальной защите сотрудников будущей полиции имеет как сторонников, так и противников8. Сейчас же на суд общественности вынесен только проект Федерального закона «О полиции», в котором сохранился тот же набор социальных гарантий, который действует в настоящее время9.
В этой связи не вызывает сомнений, что наиболее оптимальным решением было бы одновременное обсуждение и принятие пакета нормативных правовых документов, определяющих экономико-правовые и социально-экономические основы института полиции, в том числе в отношении социальных гарантий сотрудников полиции10. Это и Закон «О денежном довольствии и социальной защите сотрудников органов внутренних дел», и новый Закон «О прохождении службы в органах внутренних дел».
В новом Законе «О денежном довольствии и социальной защите сотрудников органов внутренних дел» нужно сделать принципиально важный поворот в отношении методологии подхода к роли, задачам, функциям денежного довольствия. Более того, необходимо существенно изменить структуру денежного довольствия сотрудников, значительно увеличив удельный вес должностного оклада, сократив при этом количество и долю дополнительных выплат: надбавок и доплат. Более того, размеры постоянной части денежного довольствия необходимо привести в соответствие с размерами заработной платы государственных служащих с учетом интенсивности, характера правоохранительной деятельности и риска для жизни и здоровья сотрудников.
Новый Закон «О денежном довольствии сотрудников и социальной защите сотрудников органов внутренних дел» должен отражать то понимание социально-экономического обеспечения сотрудников полиции, которое основывается на комплексном подходе. Денежное довольствие должно обеспечивать нормальное воспроизводство способностей к несению службы, необходимых для укрепления здоровья, получения образования, повышения квалификации самим сотрудником, а также членами его семьи как будущей рабочей силы. Тем не менее в условиях ограниченности бюджетных средств
Правоохранительные органы и их деятельность
лишь с помощью изменения подходов к формам, структуре и размерам денежного довольствия не удастся полностью решить проблемы, связанные с повышением уровня благосостояния сотрудников. Иными словами, в новом законе должны присутствовать положения о том, что денежное довольствие, являясь одним из направлений социальной защиты сотрудников, должно работать в сочетании с тем набором благ и услуг, которые составляют социальный пакет.
Как уже говорилось, создание новой социальной модели полиции и нового социального облика сотрудников во многом зависит от формирования эффективной системы мотивов и стимулов к повышению качества и результатов выполняемой работы.
В действующем законодательстве о денежном довольствии практически отсутствуют концептуальные подходы в отношении мотивации и стимулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел. Тем не менее очевидно, что, с одной стороны, повышение уровня благосостояния сотрудников ОВД через экономические стимулы — необходимое условие в контексте повышения эффективности правоохранительной деятельности. С другой стороны, ценностные ориентации и моральные установки также оказывают огромное влияние на результаты профессиональной деятельности сотрудников.
Поэтому не вызывает сомнений, что систему мотивов и интересов нужно рассматривать в связке друг с другом. Сочетание этих составляющих зависит от многих причин: макроэкономических показателей развития страны, уровня криминализации, общественного мнения, личностных характеристик сотрудников.
В отношении создания новых принципов и методологии стимулирования сотрудников, объективно учитывающей результаты их работы, необходимо осуществить:
1) разработку системы оценок деятельности органов внутренних дел с целью увязки дополнительных выплат в структуре денежного довольствия с показателями результативности профессиональной служебной деятельности;
2) разработку механизмов премирования, основанную на переходе на эффективную систему материального и нематериального поощрения.
Мотивационная стратегия должна быть направлена на решение следующих задач:
> повышение престижа правоохранительной деятельности;
> формирование в обществе привлекательного образа сотрудника ОВД;
> привлечение молодежи к выбору данной профессии;
> привлечение на службу грамотных и квалифицированных кадров;
> создание условий стабильности службы, основанной на эффективном планировании кадровой работы и усилении заинтересованности сотрудников в выполнении служебных обязанностей;
> целенаправленное профессиональное развитие сотрудников;
> создание условий для сокращения оттока из органов внутренних дел профессионалов, а также перспективных молодых специалистов;
> проведение кадровой политики, предполагающей объективный учет и оценку уровня компетентности, деловых и профессиональных качеств сотрудников;
> признание профессиональных заслуг сотрудников при выполнении особо важных поручений, в первую очередь связанных с риском для жизни и здоровья;
> четкое обозначение целей, задач и функций основных институтов правоохранительной системы в соответствии с мотивационной стратегией;
> определение основных групп рисков и оценка степени их значимости;
> определение контрольных точек и критериев эффективности правоохранительной деятельности в целом, конкретных подразделений и сотрудников органов внутренних дел в частности;
> применение косвенных форм мотивации, таких как условия труда и отдыха, моральное поощрение, дополнительные социальные программы (помощь в получении дополнительного профессионального образования, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий). Сегодня приходится констатировать,
что нынешний облик милиционера в обществе крайне низок. Реалистичная мо-тивационная стратегия должна это учитывать. Поэтому в результате разработки мотивационной стратегии необходимо
о
о
сч •
о о о о.
с[ со Ш
5
I-О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
решить концептуальные вопросы об определенной героизации профессии, а также о повышении ее конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов11. В данном случае речь идет о разумной героизации, о том, чтобы не замалчивать преступления, а в значительной степени повышать профессиональную культуру и этику сотрудников полиции.
Таким образом, в заключение хотелось бы отметить, что сегодня необходимо предельно ответственно отнестись к формированию нового законодательства о полиции и к его обоснованию в связи с тем, что эти законы намного лет вперед
должны предопределить основные направления, характер и результаты деятельности полиции. И в итоге — отношение государства, общества и граждан к новому институту. Именно поэтому такое важное значение имеют социальные вопросы и социальная политика в отношении сотрудников полиции и ее важнейшие компоненты: денежное довольствие, социальные гарантии, стимулирование профессиональной служебной деятельности и мотивационная стратегия. Именно эти вопросы находятся в центре внимания ученых, специалистов и руководства МВД России.
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Литература и примечания
1. Указ Президента РФ № 1468 от 24 декабря 2009 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
2. Проект Федерального закона «О полиции» [Электронный ресурс] // http://zakonoproekt2010.ru/
3. На этих вопросах в интервью и выступлениях акцентирует внимание министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев, отмечая, что «...без новой социальной идеи не будет новой социальной модели, без последней не будет и подлинной реформы правоохранительных институтов общества. Российская милиция до тех пор будет оставаться «советской милицией», пока не уйдет в прошлое та социальная идея, которая объективно обуславливала необходимость именно репрессивной модели» // МВД России. Вчера, сегодня, завтра. Интервью министра МВД России Р.Г. Нургалиева // Российская газета. № 4952 от 15 июля 2009 г.
4. Выступление министра МВД России Р.Г. Нургалиева в эфире радиостанции «Милицейская волна» 02.06.10 [Электронный ресурс] // МВД России: [веб-сайт]. 02.06.10. http://www.mvd.ru.
5. Эти вопросы находятся в центре внимания министра МВД России Р.Г Нургалиева: «Мы также должны понимать, что служба в милиции — нелегкая, зачастую связанная с риском для жизни не только в горячих точках, но и в повседневной деятельности.За такую непростую работу должно быть и достойное вознаграждение, и материальное обеспечение» // Выступление министра МВД России Р.Г Нургалиева на встрече с выпускниками образовательных учреждений МВД России 05.06.10 [Электронный ресурс] // МВД России: [веб-сайт] .05.06.10. http://www.mvd.ru.
6. Гл. 8 проекта Федерального закона «О полиции».
7. «Льготы и социальные гарантии для сотрудников российской полиции будут определены в отдельном федеральном законе. Он будет принят в 2012 году после того, как органы внутренних дел полностью перейдут на финансирование из федерального бюджета» // Интервью статс-секретаря заместителя министра внутренних дел Российской Федерации С.П. Булавина РИА Новости 11.08.10 [Электронный ресурс] // РИА Новости: [веб-сайт]. 11.08.10 http://www.rian.ru/.
8. Например, Павел Крашенинников считает, что «.гарантии социальной защиты будущих работников полиции должны быть определены отдельным законом, который нужно принять в едином пакете с основным». По мнению главы Мосгордумы Владимира Платонова, «.блок социальной защиты должен быть составной частью единого закона. Причем он должен быть таким, чтобы из желающих работать в полиции стояла очередь» // Ямшанов Б. Полицейское раздвоение // Российская газета. Центральный выпуск № 5287 (208) от 16 сентября 2010 г.
9. В настоящее время ведется активное обсуждение положений о социальной защите сотрудников полиции, представленных в проекте Федерального закона «О полиции». Так, например, депутат Государственной думы Татьяна Москалькова назвала «статьи, связанные с социальными гарантиями сотрудников полиции, очень скудными» // Полиция: одни одобряют, другие осуждают // Парламентская газета. № 41 от 3 сентября 2010 г.; заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Евгений Трофимов считает, что «.в отношении социальных гарантий должно быть больше четкости и понимания источников финансирования. Это относится в первую очередь к вопросу об обеспечении сотрудника правоохранительных органов жильем» // Обсуждение проекта Федерального закона «О полиции» на заседании круглого стола комитета Совета Федерации по обороне и безопасности 25.08.10 // [Электронный ресурс] // Совет Федерации: [веб-сайт]. 25.08.10. http://council.gov.ru/.
10. Например, такого мнения придерживается депутат Государственной думы Татьяна Москалькова: «...если речь идет о масштабной реформе, которую ждут в обществе, правильнее было бы обсуждать весь пакет законопроектов в комплексе. То есть и о службе в ОВД, и о денежном довольствии» // Обсуждение проекта Федерального закона «О полиции» на заседании круглого стола комитета Совета Федерации по обороне и безопасности 25.08.10 // [Электронный ресурс] // Совет Федерации: [веб-сайт]. 25.08.10. http://council.gov.ru/
11. Ставка на человека. Интервью министра МВД России Р.Г. Нургалиева // Российская газета. № 4980 от 21 августа 2009 г.