Научная статья на тему 'Закон «о полиции» и некоторые вопросы истории органов внутренних дел'

Закон «о полиции» и некоторые вопросы истории органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
636
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2011 Г. № 3-ФЗ "О ПОЛИЦИИ" / МИЛИЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ИСТОРИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РЕФОРМА / THE FEDERAL LAW OF FEBRUARY 2 / 2011 № 3-FZ "ON POLICE" / MILITIA / POLICE / THE HISTORY OF THE INTERIOR BODIES / REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мулукаев Р. С.

В статье рассматриваются реформы органов правопорядка на отдельных этапах исторического развития Российского государства, анализируются реформы, осуществляемые в настоящее время, и, в частности, условия для реализации Федерального закона от 2 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Law "On Police", and some aspects of the history of the interior bodies

The reforms of law enforcement agencies at different stages of historical development of the Russian state are considered, the reforms currently being implemented, and, in particular, the conditions for implementing the Federal Law of February 2, 2011 № 3-FZ "On Police" are analyzed.

Текст научной работы на тему «Закон «о полиции» и некоторые вопросы истории органов внутренних дел»

в связи этим при реформировании системы ОВДТ должны учитываться протяженность транспортных магистралей, объем функций, выполняемых конкретными линорганами, изменения системы органов ведомственного управления объектами транспортной инфраструктуры. Думается, организационно-структурное и штатное построение линейных органов на транспорте прежде всего должно соответствовать внешней среде их функционирования.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.

2. О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 // СЗ РФ. 2009. № 52. Ч. 1. Ст. 6536.

3. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 839.

4. О некоторых вопросах подразделений органов внутренних дел на транспорте: приказ МВД России от 5 июля 2010 г. № 480.

5. Об утверждении Положения о Забайкальском линейном управлении внутренних дел на транспорте МВД РФ: приказ МВД РФ от 20 августа 2010 г. № 615.

6. Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития

(размышления об управленческой деятельности). М., 2002.

7. Гетман Н.И. Задачи органов внутренних дел на

транспорте в условиях реформирования транспортной системы России. М., 1998.

8. Интервью с президентом ОАО «РЖД» В. Якуни-

ным // Рос. газ. 2011. 21 янв.

9. Левин Б.А., Галахов В.И. Транссибирская магистраль: стратегия и практика управления грузоперевозками: доклад на международной научно-практической конференции 24 апреля 2003 г. М., 2003.

10. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт России на рубеже веков»: материалы научно-практической конференции от 6 декабря 1999 г. // по материалам сайта URL: www.ecolife.krsk.ru/old/ Arh/2000/123/2.asp.

11. Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2004.

12. Харитоненков М.Ю. Организация обеспечения общественного порядка и безопасности на объектах транспорта // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: сб. № 9. М., 2002.

13. Экономика железнодорожного транспорта // учеб. для вузов ж.д. транс. / под ред. Н.П. Тере-шиной. М., 2001.

E-mail: [email protected]

Р.С. МУЛУКАЕВ,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Закон «О полиции» и некоторые вопросы истории органов внутренних дел

В статье рассматриваются реформы органов правопорядка на отдельных этапах исторического развития Российского государства, анализируются реформы, осуществляемые в настоящее время, и, в частности, условия для реализации Федерального закона от 2 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», милиция, полиция, история органов внутренних дел, реформа.

История — развивающаяся действительность. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны, и это — постоянно действующая закономерность общественного развития. Она особенно наглядно проявляется в условиях, когда в обществе объективно возникает потребность в переменах.

Применительно к рассматриваемой проблеме такая потребность сложилась в сфере правоохранительной деятельности государства, в частности в сфере деятельности милиции.

39

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

40

Ряд обстоятельств, затрагивающих функционирование милиции, свидетельствовал, что эта организационная модель себя исчерпала. Российскому обществу необходим прежде всего высокопрофессиональный подход к защите жизни, здоровья, имущества граждан, и предусмотренные Федеральным законом от 2 февраля 2011 г. № 3—ФЗ «О полиции» преобразования направлены на обеспечение такого подхода [1].

Важным фактором проведения реформы как серьезного, глубокого преобразования является ее своевременность, т. е. проведение в такой момент, в такой обстановке, когда для этого созрели необходимые условия. Тогда реформа будет успешно проведена с соблюдением точно определенных параметров и достигнет цели.

В истории министерства внутренних дел, как дореволюционного, так и советского, было много реформ. Далеко не всегда они бывали своевременными и именно поэтому не достигали своей цели. Если рассматривать дореволюционную историю реформирования полиции, то можно выделить период создания сыскной части (6 июля 1908 г.). С вступлением России в стадию капитализма в стране резко возрос уровень преступности. В начале XX в. в России регистрировалось 3,5 млн преступлений в год.

Единая общегосударственная система уголовного сыска отсутствовала, наружная полиция не справлялась. Положение становилось критическим. Вопрос о ситуации, сложившейся в сфере охраны правопорядка, был рассмотрен на заседании Государственной Думы. При его обсуждении отмечалось, что «состояние сыска в империи представляет собою, несомненно, прямую опасность во время столь быстрого роста преступности». Депутаты признали своевременной и необходимой организацию сыскных отделений полиции в масштабе всей страны. Однако на деле реформа оказалась запоздалой, и главным образом потому, что преступники проявляли поистине профессиональные навыки, при том, что уровень профессионализма работников сыскных отделений оставался невысоким. По данным Департамента полиции, 75 % лиц, возглавлявших вновь созданные сыскные отделения, составляли бывшие участковые и становые приставы, их помощники и даже околоточные надзиратели; их профессиональный уровень, как правило, не соответствовал требованиям, предъявляемым к начальнику сыскного отделения. Поэтому журнал «Вестник полиции» сделал неутешительный вывод: «Отсутствие знаний — это общая полицейская хроническая болезнь».

Другой пример несвоевременной реформы связан с советской милицией: 6 сентября 1923 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление о переводе содержания милиции и уголовного розыска на местный бюджет, анало-

гичные решения были приняты и в других союзных республиках.

Это крайне негативно отразилось на состоянии милиции. По сути дела, она утратила профессиональный кадровый состав и не обеспечивала должного уровня выполнения поставленных перед ней задач.

Еще более вопиющим является факт, связанный с ликвидацией Министерства внутренних дел СССР в 1960 г., который стал одним из свидетельств проявления субъективизма, непродуманных действий, свойственных Н.С. Хрущеву. В данном случае никаких объективных предпосылок для разрушения общесоюзной системы органов внутренних дел не существовало, и произошедшие изменения повлекли негативные последствия. На практике ликвидация МВД СССР привела к усложнению координации республиканских органов внутренних дел и неоправданному разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов охраны общественного порядка. Оказалась ослабленной работа по линии межреспубликанского обмена опытом борьбы с преступностью, достижения науки и техники почти не использовались. В 1966 г. Министерство внутренних дел СССР (МООП) было восстановлено.

Если подходить к оценке реформы, которая проводится сегодня, то существует ряд указаний на то, что она является своевременной.

В нашей стране изменилась социально-экономическая основа общества. Именно на это обратил внимание Президент Д.А. Медведев: «Наша милиция, ее облик, приемы, законодательства — все еще оттуда, из советского периода, когда была другая обстановка на улицах, было другое общество, было меньшее количество проблем, меньшее количество возможностей, поэтому милиция должна соответствовать уровню развития экономики, общества. Законодательство о милиции должно быть современным... Именно поэтому я посчитал правильным, чтобы вместе с изменением системы законодательства, вместе с изменением финансирования, базы работы нужно поменять символ. Как мне представляется, этим символом является название» [3].

Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Г. Нургалиев назвал реформу своевременной, нацеленной на решение «нескольких принципиальных задач». Министр подчеркнул: «Прежде всего ставится задача придания органам внутренних дел профессиональной правоохранительной идеологии. Она сформулирована в первой статье Закона «О полиции». Российская полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную

безопасность... Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением — одна из самых главных задач» [4].

Таким образом, своевременность настоящей реформы органов внутренних дел обусловлена, во-первых, социально-экономическими изменениями, произошедшими в российском обществе. Во-вторых, необходимостью укрепления профессионализма сотрудников, прежде всего в правоохранительном плане (защита прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охрана общественного порядка). В-третьих, необходимостью укрепления взаимного доверия между органами внутренних дел и населением, формирования партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. Мнение населения законодательно закрепляется в качестве одного из ключевых критериев оценки правоохранной деятельности, вводится гражданский контроль за деятельностью полиции.

Все вышеназванные составляющие нашли отражение в Федеральном законе от 2 февраля 2011 г. № 3—ФЗ «О полиции» [1]. Рассмотрим некоторые аспекты его содержания. Прежде всего следует подчеркнуть, что это — статусный закон, который всесторонне и полно определяет правовое положение, место и роль полиции в государстве. С этой точки зрения особое место в данном законе занимает ст. 1 — новелла в современном российском праве. Ни в ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026—1 «О милиции», ни в каком-либо другом нормативном правовом акте Российской Федерации не содержится подобной правовой нормы. Данная статья является ключевой для названного закона, она определяет его идеологию и нормативное содержание, определяет правоохранительное предназначение полиции. Это означает, что всей своей деятельностью полиция обеспечивает неуклонное выполнение субъектами права требований, предусмотренных нормативными правовыми актами. Полиция выявляет правонарушения, раскрывает их и привлекает к ответственности виновных. Правоохранительная деятельность является материальной гарантией соблюдения требований права и направлена на охрану самого права, обеспечение режима законности в государстве.

Необходимость законодательного закрепления правоохранительного предназначения полиции в современном российском государстве — явление закономерное.

Во-первых, ранее существовавшая в Российской Федерации милиция выполняла ряд

обязанностей, не свойственных правоохранительному органу: содержание медицинских вытрезвителей, проведение технического осмотра автотранспортных средств, административное выдворение иностранных граждан, ведение реестра дисквалифицированных лиц, контроль за применением контрольно-кассовой техники и др. Данное обстоятельство негативно сказывалось на выполнении милицией основной правоохранительной функции, приводило к снижению уровня концентрации подразделений милиции на основной служебной деятельности, что ухудшало результаты деятельности правоохранительной.

Во-вторых, объективно исторически сложившаяся мировая практика свидетельствует о том, что государство должно иметь эффективный инструмент для борьбы с правонарушениями и обеспечения надежной защиты закрепленных Конституцией прав и свобод личности. На наш взгляд, таким инструментом является полиция, прошедшая многовековой путь эволюции.

Наша страна идет по пути глубоких преобразований всего уклада общественных отношений, и безусловный приоритет приобретают права и свободы личности. Следовательно, первостепенной задачей государства является гарантированная защита этих прав и свобод. Государство должно иметь отвечающую современным реалиям общественного развития систему твердого, устойчивого обеспечения прав и свобод личности, что закономерно вытекает из природы строящегося в России демократического государства. Основным звеном этой системы должен быть государственный орган, построенный на незыблемых профессиональных началах. Таким органом в современной России является полиция, правовой статус которой закреплен в настоящем законе.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // СПС Гарант (утратил силу).

3. Медведев Д.А. Смена названия милиции на полицию имеет важное символическое значение // Рос. газ. 2010. 24 дек.

4. Нургалиев Р.Г. Откройте полицию // Рос. газ. 2011. 13 янв.

E-mail: [email protected]

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.