Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
УДК 342.734 Д.В. Воронов*
Реализация конституционных социально-экономических прав и свобод в современном законодательстве о прохождении службы в органах внутренних дел
В статье анализируется развитие законодательства о прохождении службы в органах внутренних дел и его взаимосвязь с нормами конституционного права о закреплении социально-экономических прав и свобод.
Ключевые слова: конституционные социально-экономические права и свободы, служба в органах внутренних дел, реализация конституционных прав и свобод.
D.V. Voronov*. The implementation of constitutional socio-economic rights and freedoms in the modern law on service in the internal affairs. The article analyzes the development of the law on
service in the internal affairs and its relationship to the norms of the constitutional right to consolidate the socio-economic rights and freedoms.
Keywords: constitutional socio-economic rights and freedoms, service in the internal affairs bodies, the implementation of constitutional rights and freedoms.
Современное развитие российской государственности характеризуется реальной необходимостью формирования гражданского общества как одного из наиболее эффективных элементов демократического управления государством, что наряду с осуществляемой административной реформой продолжает процесс формирования правосознания и системы правоотношений, основанных на идеях человеческого достоинства, признания и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, без чего невозможно представить правовое государство. Происходящее коренное реформирование органов внутренних дел для российского общества весьма значимо, что подтверждается активностью общественных и государственных институтов, а также граждан России в обсуждении, подготовке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, деятельность полиции.
В 2011 г. этот процесс получил основополагающую нормативную базу. Оценивая шаги реформы в своем выступлении на расширенной коллегии Министерства внутренних дел, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что в настоящее время созданы все необходимые условия, в т.ч. законодательные, для того чтобы более эффективно защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности и охранять общественный порядок. МВД России в целом и полиция как новое структурное формирование получили добротную нормативную базу, которой не было никогда, возможно, за исключением царского периода [3].
В настоящее время принят ряд нормативно-правовых актов, которыми начаты глубокие содержательные организационные преобразования в системе МВД России. Начало процессу реформирования МВД России было положено Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Нормативными актами, непосредственно определяющими направления реформирования и сущность деятельности Министерства внутренних дел, стали принятые в 2011 г. законы от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции», от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По мнению министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиева, 2011 г. стал знаковым для построения качественно новой системы органов внутренних дел. Это выражается не только в образовании принципиально нового института обеспечения правопорядка — российской полиции, но и в формировании законодательной базы ее деятельности [5].
Изменения нормативно-правового регулирования основных направлений деятельности органов внутренних дел призваны усовершенствовать в т.ч. и порядок прохождения службы. В этой связи во вновь принятом законодательстве большой интерес представляет механизм обеспечения социальноэкономических прав сотрудников органов внутренних дел как специальных субъектов правовых отношений и определение дальнейшего вектора развития принятых положений в подзаконных актах и нормативных правовых актах МВД России.
Многие исследователи и специалисты отмечают, что вопросы социально-экономического обеспечения сотрудников органов внутренних дел находятся в тесной взаимосвязи с качеством и
* Воронов, Дмитрий Владимирович, адъюнкт кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Voronov, Dmitriy Vladimirovich, postgraduate student of the department constitutional and international law of St.-Petersburg university of MIA of Russia. Address: Russia, 198026, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. E-mail: [email protected].
© Воронов Д.В., 2012
результативностью их деятельности, состоянием служебной дисциплины и законности, моральнопсихологическим климатом в служебных коллективах. Так, В.А. Кудин считает, что основанная на нормах закона социальная работа представляет собой защиту экономических, культурных и материальных прав сотрудников, членов их семей, ветеранов органов внутренних дел. В системе воспитания эта работа является частью морально-психологического обеспечения и способна значительно повысить эффективность оперативно-служебной деятельности. Каждый сотрудник должен знать о том, что забота о его семье, его здоровье является не только профессиональным долгом, но и важнейшим условием укрепления моральнопсихологического климата в служебных коллективах [2, с. 7]. С этим трудно не согласиться.
И.И. Шубина рассматривает систему социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел в еще более широком смысле, полагая, что она являет собой одну из предпосылок деятельности органов внутренних дел в целом как социальной системы [6, с. 30].
С этой точки зрения современное законодательство, регламентирующее порядок прохождения службы в органах внутренних дел, в частности, принятые в 2011 г. федеральные законы, перечисленные выше, в значительной степени отличается от имевшегося ранее нормативного регулирования в этой области.
Его характеризует принципиально иная направленность правового регулирования указанных общественных отношений, основанная на признании сотрудника органов внутренних дел субъектом правовых отношений с особым статусом, что коренным образом отличает его от ранее действовавшего Закона «О милиции», который лишь закреплял право сотрудников милиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации), право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья, жилищные права, а также порядок обеспечения сотрудников милиции телефоном и предоставление детям сотрудников милиции мест в детских дошкольных учреждениях. Правовое регулирование предоставления иных социально-экономических гарантий осуществлялось помимо ранее действовавшего базового закона и в основном посредством подзаконных актов.
Первым в перечне нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, был принят Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».
Концептуально иная направленность регулирования правоотношений в сфере деятельности органов внутренних дел данным законом прослеживается и в нормах, устанавливающих назначение полиции, где помимо традиционных направлений деятельности закреплено, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, и в базовых принципах, на которых основывается ее деятельность.
К таким основополагающим принципам следует отнести: а) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; б) законность; в) беспристрастность; г) открытость и публичность; д) общественное доверие и поддержка граждан; е) взаимодействие и сотрудничество; ;) использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
Помимо коренного изменения направленности правового регулирования деятельности органов внутренних дел, предусматривается и существенное улучшение социально-экономического обеспечения сотрудников полиции. Эти меры необходимы не только в интересах самих сотрудников, но и для достижения общественно-полезного результата. Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев в интервью «Известиям» отмечал, что социально незащищенный, не мотивированный должным образом полицейский будет формально относиться к исполнению своих обязанностей. В этой связи особое значение приобретают социальные гарантии. И мировая практика показывает, что акцент здесь делается на различные меры социальной поддержки [4].
В этих целях Федеральный закон «О полиции» содержит нормы, предусматривающие положения, создающие условия для реализации основных конституционных социально-экономических прав. Прежде всего, это ст. 28, в которой закреплены основные права сотрудника полиции. Указанная норма содержит целый ряд положений, относящихся к комплексу трудовых прав. В их числе — право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий деятельности; право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, а также получение информации и материалов, относящихся к служебной деятельности; право на отдых; право на оплату труда и другие выплаты; право на защиту своих персональных данных, продвижение по службе; на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Закон предусматривает право полицейского на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством, проведение по его заявлению служебной проверки и защиту прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения.
Помимо этого, предусмотрены положения, формирующие условия для реализации важнейших конституционных социальных прав: обязательное государственное страхование жизни и здоровья; государственная защита жизни и здоровья сотрудника полиции и его семьи, государственное пенсионное обеспечение. Закон также содержит важное положение в сфере экономических отношений о государственной защите принадлежащего полицейскому и членам его семьи имущества.
Некоторые из представленных положений ст. 28 Федерального Закона «О полиции» конкретизируются в ст. 42—46 указанного закона.
Ст. 42 устанавливает порядок оплаты труда сотрудника полиции, объявляя его основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
Ст. 43 раскрывает сущность страховых гарантий сотруднику полиции и порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей путем отсылки к Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».
Помимо этого, законодательно устанавливаются основания и порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации, единовременного пособия при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, а также в случае гибели (смерти) сотрудника полиции или гражданина, в течение одного года после увольнения со службы в полиции, круг выгодоприобретателей, претендующих на его получение.
Конкретизируется, что вред, причиненный имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц.
В ст. 44 раскрывается порядок реализации одного из важнейших экономических прав сотрудника полиции — права на жилищное обеспечение, которое реализуется посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение.
Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь сотрудниками полиции и членами их семей будет осуществляться на основании ст. 45 ФЗ «О полиции» на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Ст. 46 содержит некоторые другие гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции, среди которых стоит выделить право на первоочередное выделение сотрудникам полиции мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях.
Таким образом, в действующем Федеральном законе «О полиции» осуществлено закрепление многих конституционных социально-экономических прав сотрудников полиции и отражен порядок их реализации как специальными субъектами правовых отношений с особым правовым статусом. В базовом законе присутствует достаточно детальная регламентация обеспечения некоторых из предоставленных прав, к примеру, размер и порядок выплаты единовременного пособия при получении сотрудником полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, а также в случае гибели (смерти) сотрудника полиции или гражданина, в течение одного года после увольнения со службы в полиции. Ранее аналогичное регулирование осуществлялось различными подзаконными актами, в т.ч. приказами МВД России.
Помимо Федерального закона «О полиции», комплекс социальных гарантий сотрудников полиции и сотрудников органов внутренних дел в целом, а также членов их семей, регламентируется специальным федеральным законом, а именно, вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон имеет основополагающее значение для развития и дальнейшего реформирования системы органов внутренних дел в целом и находится в непосредственной взаимосвязи с конституционными гарантиями определенного круга прав и свобод применительно к сотрудникам органов внутренних дел как специальным субъектам правовых отношений.
Указанный нормативный правовой акт регулирует общественные отношения, связанные с выплатой денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел, их пенсионным обеспечением, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников и граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, а также регулирует порядок предоставления перечисленным субъектам иных социальных гарантий.
Федеральный закон от 9 июля 2011 года № 247-ФЗ отличается не только объемом предоставляемых социально-экономических прав, но и детализацией условий их реализации. Помимо этого, закон находится в диалектическом единстве с нормами Конституции Российской Федерации, которая, в ст. 7 провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, предоставляет гражданам определенный объем социально-экономических прав и свобод. Большая часть из них реализуется сотрудниками органов внутренних дел как субъектами с особым правовым статусом, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья, посредством прохождения службы в органах внутренних дел на основании указанного закона и принятых на его основе нормативных актов.
Так, в ст. 2 Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ закреплено, что денежное довольствие является основным средством материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Определяется структура денежного довольствия и порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел денежным довольствием. Очевидно, что это тесно связано и с установленным ст. 37 Конституции Российской Федерации правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, и с установленным ст. 39 правом на социальное обеспечение, поскольку денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел является средством обеспечения их достойного уровня жизни, а дополнительные выплаты призваны компенсировать те ограничения, с которыми сопряжена служба в органах внутренних дел.
Это в полной мере следует отнести и к устанавливаемым ст. 3 Закона пособиям и другим денежным выплатам в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы. К ним
Закон относит: 1) командировочные расходы, получаемые при направлении сотрудника органов внутренних дел в командировку; 2) материальную помощь, в размере не менее одного оклада денежного содержания в год; 3) подъемное пособие и суточные на сотрудника и каждого члена его семьи в случае переезда сотрудника к новому месту службы; 4) денежную компенсацию за использование личного транспорта, если таковое осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; 5) оплату стоимости проезда к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно, к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортном учреждении МВД России и обратно, к месту проведения основного или каникулярного отпуска на территории Российской Федерации и обратно один раз в год совместно с одним членом семьи (в случаях установленных Законом и в порядке, устанавливаемом МВД России); 6) единовременное пособие при увольнении со службы в органах внутренних дел; 7) ежемесячную выплату гражданам, уволенным со службы, прослужившим менее 20 лет; 8) денежную компенсацию за неиспользованный отпуск (в году увольнения со службы в органах внутренних дел); 9) расходы на проезд сотрудника к избранному месту жительства и перевозку до 20 тонн личного имущества переезжающим на иное место жительства (в установленных Законом случаях).
Ряд норм Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ посвящен реализации комплекса конституционных жилищных прав сотрудниками органов внутренних дел и членами их семей. В их число входят и ст. 4, устанавливающая порядок получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и ст. 5, предусматривающая основания предоставления жилого помещения в собственность членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, а также инвалидам I и II групп. Статья 6 Закона определяет порядок предоставления сотрудникам и гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма.
Не менее важной является норма о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда и денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (ст. 8 Закона), т.к. позволяет достаточно быстро решить наиболее остро стоящие жилищные проблемы сотрудникам, не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы.
Особым образом в ст. 9 Закона регулируется порядок предоставления жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участковых уполномоченных полиции, как специальным субъектам правовых отношений.
Помимо этого, Законом предусматриваются денежные компенсации расходов на оплату коммунальных и иных услуг членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (ст. 10 Закона).
Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей, а также гражданам, уволенным со службы, осуществляется на основании ст. 11 Закона — «Медицинское и санаторно-курортное обслуживание» на безвозмездной основе в порядке, устанавливаемом МВД России.
Важнейшим элементом системы социальной поддержки и проявлением социального характера государства, устанавливаемого Конституцией, являются положения ст. 12 Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ, в которой закреплены меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей. В перечень этих мер входят: а) оплата стоимости проезда к месту лечения в санаторно-курортном учреждении и к месту погребения погибшего (умершего) сотрудника и обратно; б) ежемесячное пособие на содержание детей и ежегодное пособие на их оздоровительный отдых; в) однократное возмещение расходов, связанных с проездом на избранное место жительства и перевозкой до 20 тонн личного имущества; г) право детей погибшего или умершего сотрудника на зачисление в суворовские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а также преимущественное право поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Заключительными положениями Федерального закона от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ устанавливается, что до 1 января 2015 г. гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, и имеющим стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более в календарном исчислении, выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Столь внимательный подход к регулированию жизненно важных для каждого сотрудника органов внутренних дел вопросов, является, безусловно, позитивным фактом, исключающим, в отличие от ранее действовавшего закона «О милиции», необходимость издания достаточно большого числа дополнительных нормативных актов в и регулирования правовых отношений в этой области помимо базовых законов.
Еще одним важным нормативным актом, в котором заложены механизмы реализации конституционных прав и свобод применительно к сотрудникам органов внутренних дел, является Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В предмет правового регулирования указанного закона входят правоотношения, связанные с
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с установлением правового положения сотрудников органов внутренних дел.
Определяя Конституцию Российской Федерации одним из основных источников, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование прохождения службы в органах внутренних дел, Закон устанавливает ее основные принципы: 1) единоначалие и субординация; 2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание равных возможностей для продвижения по службе; 3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.
Последний из представленных принципов чрезвычайно важен с точки зрения рассматриваемого предмета. В нем проявляется тесная взаимосвязь конституционных принципов, социальных прав и свобод, реализуемых особенным образом, с добровольно принятым гражданином обязательством по прохождению службы в органах внутренних дел и соблюдением, связанных с этим обязанностей, ограничений и запретов. При этом закон, в силу специфики регулируемых правоотношений, содержит механизм реализации комплекса трудовых и связанных с ними прав и свобод (устанавливая порядок поступления, прохождения и увольнения со службы в органах внутренних дел); права на отдых (устанавливая режим служебного времени); социальных прав и свобод (устанавливая страховые и пенсионные гарантии) и т.д.
Находясь в неразрывном единстве с Федеральными законами «О полиции» и «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит также отдельную главу, устанавливающую гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел (гл. 9 Федерального закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3).
Положения указанной главы касаются оплаты труда сотрудников органов внутренних дел, жилищного, медицинского и санаторно-курортного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей; страховых гарантий и выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей; в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел, вещевого и продовольственного обеспечения, пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.
Анализ взаимосвязей современного законодательства, регламентирующего порядок прохождения службы в органах внутренних дел, с нормами конституционного права, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что в настоящее время законодателем заложены широкие возможности для реализации социально-экономических прав и свобод такими специальными субъектами правовых отношений, как сотрудники органов внутренних дел и члены их семей.
Наряду с этим следует признать, что вектор развития нормативно-правовой базы в этой области соответствует общепризнанным положениям о том, что любая отрасль права берет свои истоки в конституционном праве, наполняет их конкретным содержанием. Она не может противоречить ему и способна успешно развиваться и обогащаться, опираясь на конституционное законодательство [1, с. 6].
Рассмотренные положения федеральных законов Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции», от 9 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют объем и сущность предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел социальных и других гарантий. В них системно отражены меры, направленные на улучшение качества жизни личного состава органов внутренних дел и членов их семей, что и является функцией социального государства, применительно к такому специальному субъекту правовых отношений как сотрудники органов внутренних дел.
Таким образом, развитие конституционных норм о социальном государстве в указанных федеральных законах, закрепление в них механизма для реализации конституционных социальноэкономических прав и свобод создает прочную законодательную основу для формирования благоприятных и безопасных условий служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, эффективного функционирования МВД России в целом, а соответственно, и для изменения отношения общества к нему как правоохранительному институту, повышения престижа службы в органах внутренних дел.
Список литературы
1. Конституционное право России и зарубежных стран : учебник — М.: ЦОКР МВД России, 2006. — 504 с.
2. Кудин, В. Л. Формирование нового облика сотрудника российской полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 1 (49). — 245 с.
3. Медведев, А. Л. Выступление на расширенной коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации / / Материалы официального сайта Президента РФ. — [Электронный документ]. — Режим доступа: http: www.kremlin.ru/transcripts/14474 (дата обращения 15.03.2012 г.).
4. Нургалиев, Р. Г. Интервью «Известиям» о том, как будут работать органы внутренних дел в переходный период // Материалы официального сайта МВД России. — [Электронный документ]. — Режим доступа: http: wwwsmvd.ru/presscenter/interview/minister/show_85709 (дата обращения 07.04.2011).
5. Нургалиев, Р. Г. Полиции — год. Реформа продолжается : интервью «Российской газете». — [Электронный документ]. — Режим доступа: http: www.rg.ru (дата обращения 29.03.2012 г.).
6. Шубина, Н. Н. Организационное обеспечение правовой защиты сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1999. — 297 с.