Научная статья на тему 'О проблеме непрерывного этнического воспитания детей и подростков'

О проблеме непрерывного этнического воспитания детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТЫР НЫХАС ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / СТЫР НЫХАСЫ ХЪАЕБУЛТАЕ ОРГАН ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатаев Эраст Елканович, Таболова Элита Солтановна

в данной работе этнопедагогика характеризуется как важнейший источник современной теории и практики всестороннего развития личности. Дана характеристика термина «этнопедагогизация», раскрыты сущность и содержание ряда программ, разработанных республиканской общественной организацией «Союз молодежи». Особое внимание уделено деятельности Стыр ныхас, в частности, по разработке программы непрерывного всестороннего воспитания. Ведущей идеей программы является духовно-нравственное воздействие на подрастающее поколение. Концепция непрерывного этнического воспитания значительно облегчит создание авторских программ, методических разработок и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хатаев Эраст Елканович, Таболова Элита Солтановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме непрерывного этнического воспитания детей и подростков»

ЭТНОПЕДАГОГИКА

ББК 74.200.5 УДК 371.4 (075.32)

О ПРОБЛЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭТНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Э. Е. Хатаев,

Э. С.Таболова

Ключевые слова: Стыр ныхас - общественный орган самоуправления; этнопедаго-гика; Стыр ныхасы хъжбултж - орган школьного самоуправления.

Резюме: в данной работе этнопедагогика характеризуется как важнейший источник современной теории и практики всестороннего развития личности. Дана характеристика термина «этнопедагогизация», раскрыты сущность и содержание ряда программ, разработанных республиканской общественной организацией «Союз молодежи».

Особое внимание уделено деятельности Стыр ныхас, в частности, по разработке программы непрерывного всестороннего воспитания. Ведущей идеей программы является духовно-нравственное воздействие на подрастающее поколение.

Концепция непрерывного этнического воспитания значительно облегчит создание авторских программ, методических разработок и т. д.

Во всех цивилизованных странах важнейшей частью государственной политики является воспитание патриотизма, любви и уважения к своей Родине, к своим дедам и прадедам. Человеческая жизнь бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к народным героям, к заветам и победам наших предков.

Вестернизация информации, пропаганда катастрофизма и неустроенности России заметно снижают национальное чувство, ведут к дегероизации общественной жизни. Российский экономист П. Б. Струве в начале XX в. писал: «Мы скажем каждому российскому юноше: «России безразлично, веришь ли ты в социализм, в республику или в общину, но ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого, и чаял, и требовал величия для ее будущего. Ибо этими святынями творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность и как духовная сила... В этом смысле прошлое России, и только оно, есть залог ее будущего».

В условиях недостаточно выраженной государственной идеологии определяющую роль призваны выполнять семья как традиционно-культурный институт и соответствующие ей ценностные ориентации. Объективно возрастает роль этнической общности, в большей мере сохраняющей в себе элементы культурной традиции и социальной защищенности. Это свидетельствует о важности этнокультурного аспекта воспитания.

Речь должна идти об общечеловеческом, а потому вечно живом примере взрослых - как старшего поколения, как носителей этнических идей региона,

как конкретных носителей совести, терпимости, достоинства, уважения себя и других [11, 5].

Многолетняя аналитическая, исследовательская, научная и практическая деятельность ученых Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО - ФДО) позволила сделать заключение, что условием и фактором самореализации ребенка в детской общественной организации является поле самореализации. История этой организации, ставшей правопреемницей Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, началась в 1990 г.

Пионерская деятельность в Осетии берет свое начало в июне 1922 г. в Моздоке, где стали появляться разрозненные детские группы, именующие себя спартаковцами. Именно они были основой первого в Осетии пионерского отряда, организатором которого был комсомолец Петр Беличенко, в прошлом беспризорник. Это было его первое комсомольское поручение. Первый пионерский отряд во Владикавказе «Красная звезда» появился при городской электростанции и в 1923 г. насчитывал в своих рядах 100 человек.

В ноябре 1923 г. пленум Горского обкома РКСМ одобрил работу по детскому коммунистическому движению.

На 6-м съезде РКСМ (1924 г.) обсуждался вопрос о пионерской работе, было отмечено, что из всех районов Горской республики самое большое распространение детское движение получило в Северной Осетии.

В июле 1929 г. во Владикавказе в летнем театре парка «Динамо» открылся первый областной слет юных пионеров, на котором 25 пионеров Северной Осетии были избраны делегатами на Всесоюзный слет пионеров в Москве. В 30-е годы пионеры сделали немало добрых дел: сбор книг в библиотеки, участие в сборе урожая, охрана имущества, помощь селу и многое другое.

Отдельной страницей в историю пионерского движения вошли годы Великой Отечественной войны. С 1941 по 1945 гг. в госпиталях было проведено около 600 концертов, пионеры участвовали в организации противовоздушной обороны, наравне со взрослыми несли дежурство. В послевоенные годы пионерия включилась в восстановление разрушенной войной страны, республики. В 50-60-е гг. в республике возродились и получили дальнейшие развитие движения юных путешественников, натуралистов, техников, юных краеведов, кружки художественной самодеятельности.

В мае 1950 г. после длительного перерыва вновь стала выходить газета «Молодой большевик», позже переименованная в «Молодой коммунист» - орган обкома комсомола. В то время ее считали другом, советником и помощником пионерии республики.

В последующие десятилетия было сделано многое. Во всех школах республики были созданы зоны пионерского действия. В них работали тимуровцы и отряды юных друзей милиции, школьные лесничества.

В 1992 г. было создано Пионерское содружество и принята Пионерская декларация, в которой сделана попытка осмыслить суть современного пионерства.

С 1997 г. начался объединительный процесс пионерских организаций на межгосударственном уровне.

Северо-Осетинский Союз пионерских, детских и подростковых организаций - правопреемник Северо-Осетинской пионерской организации имени В. И. Ленина - входит на добровольных началах в Союз пионерских организаций СНГ. Союз действует в соответствии с Конституцией России, РСО - Алания, Уставом СПО - ФДО.

В детском движении республики насчитывается почти 23 тыс. детей и подростков (на 5 мая 2005 г.), осуществляющих свою деятельность по 12 программам (ранее назывались пионерскими маршрутами): «Кадры», «Древо жизни», «Четыре плюс три», «Возрождение», «Детский орден милосердия» и др. Реализуются программы по правовому воспитанию, по подготовке отрядных вожатых, формированию здорового образа жизни. Ведется активная работа по привлечению родителей к деятельности детских общественных организаций.

Все вышеперечисленные программы подкреплены методическими изданиями и пособиями, ежегодно пополняются находками, идеями лидеров детских общественных объединений.

В 1997 г. прошел 1-й осетинский съезд молодежи под эгидой Стыр ны-хаса (общественной организации Северной Осетии), там же был учрежден Всеосетинский Союз молодежи (ВСМ), который является массовой общественной организацией, призванной содействовать консолидации молодежи Осетии, защите ее прав и законных интересов, поддержке и пропаганде традиционной национальной культуры. К настоящему времени созданы структурные подразделения в районных центрах республики и некоторых населенных пунктах по месту жительства осетинских диаспор в РФ, а также в Республике Южная Осетия. Важнейшей целью ВСМ является деятельность по созданию необходимых условий и возможностей для реализации интеллектуального и творческого потенциала молодежи, формирования ее гражданского и национального самосознания. [2, 16].

На сегодняшний день в организации состоят более 2300 чел. Коллективными членами ВСМ являются Союз молодежи г. Владикавказа, Российский Союз свободной молодежи, Центр занятости молодежи, Союз пионерских и подростковых организаций, Союз горской молодежи, Союз молодежи национально-культурных обществ, комсомол Осетии, «Молодежь против наркотиков» и Центр детей-инвалидов «Скиф». Примерами сотрудничества стали совместно проведенные пять съездов осетинского народа, два съезда Всеосетин-ского Союза молодежи, парламентские слушания, участие в работе ССК (Совместная Согласительная комиссия) по урегулированию грузино-осетинского конфликта и создание Координационного совета по национальным вопросам, районные конференции и выездные заседания по самым актуальным и злободневным вопросам, всероссийская конференция «Магас - Владикавказ», региональная конференция «Молодежь - за мирный Кавказ», Всероссийский фестиваль молодежи, республиканские экологические конференции и акция «Нам и внукам», межрегиональный фольклорный фестиваль «Весь мир - мой храм, Вселенная - Отечество мое», акции «Молодежь Осетии - детям Чечни», «Мы едины» и др.

Республиканская общественная организация Всеосетинский Союз молодежи с целью создания необходимых условий для консолидации молодежи,

реализации ее позитивного потенциала и удовлетворения социальных потребностей разработала ряд программ, по которым ведется работа.

В реализации программы «Сознавая корни свои» ВСМ совместно с центром народного творчества подготовила и провела республиканский конкурс девушек «Шатана». В средней школе № 5 г. Алагир был проведен конкурс «Я - осетин». Совместно с администрацией Дома-музея им. К. Хетагурова Стыр ныхас подготовил и провел конкурс, посвященный 99-летию «Ирон фжндыр», в котором приняли участие школьники Владикавказа. Силами Стыр ныхаса была разработана программа «Реком» по охране и благоустройству древних осетинских святилищ. В рамках программы десятки членов союза и при участии молодежного движения «Иры ныфс» принимали участие в восстановлении святилищ «Реком» в с. Цей, «Малый Реком» в с. Горная Саниба, восстановлен «Сардаг», «Мады Майрам» и главное здание самого святилища. Ежегодно проводятся работы по благоустройству территории святилища «Хетаг» и других историкокультурных памятников республики. Программа Стыр ныхаса «Спешите делать добро» направлена на оказание помощи детским домам и домам-интернатам, осуществлена передача художественной литературы школам республики для изучения истории, организованы праздничные концерты для питомцев детских домов, проводится работа по благоустройству и озеленению прилегающих территорий. Программа «Нет наркотикам» направлена на борьбу с наркоманией среди молодежи. В ее рамках участвовала значительная часть молодежи в марафоне «Молодежь против наркотиков», было снято три социальных видеоролика против наркомании, табакокурения, алкоголизма. [17, с. 55].

Программа «Наш дом - Кавказ» направлена на формирование гуманистического мировоззрения молодого человека. Воспитание личности, обладающей чувством собственного достоинства, гражданина и патриота, защитника Родины и профессионала, знающего культуру и уважающего традиции своего народа, стало приоритетным направлением деятельности. В ее рамках члены ВСМ совместно со Стыр ныхасом выезжали в г. Цхинвал на встречу по вопросу осетинских традиций и молодежных проблем, приняли участие в символической молодежной акции двух республик РСО - Алания и РЮО «Единение» на Рокском перевале.

Многолетняя практика нерачительного, порой преступного использования природных ресурсов в нашей стране, а также отсутствие научной, глубоко продуманной программы экологического просвещения и образования привели к резкому ухудшению состояния окружающей среды. В рамках ВСМ создан Клуб экологов Осетии «Эк - Ос», сформированный из студентов экологических факультетов вузов и техникумов, а также из числа истинных ценителей и любителей природы, имеющий в своем активе целый ряд природоохранных акций и мероприятий, проведенных при поддержке Министерства охраны окружающей среды и Комитета лесного хозяйства.

Целью программы «Хилак» является создание возможностей и условий для экологического просвещения молодежи и практическое участие их в природоохранной деятельности (расчистка и благоустройство прилегающей территории Хилакских минеральных источников в Куртатинском ущелье).

Ожидаемыми социальными результатами являются: осознание молодежью необходимости охраны природы родного края, очистка и благоустройство

минерального источника «Хилак», привлечение молодежи к здоровому образу жизни, нравственное и экологическое воспитание.

В 1997 г. профессором С. Г. Ваниевой совместно с отделом науки и учебных заведений республики Стыр ныхас была разработана программа непрерывного всестороннего воспитания, ведущей идеей которой является духовно-нравственное воздействие на подрастающее поколение в непосредственной связи с обрядотворческой, традициеведческой деятельностью республиканского Стыр ныхаса.

Программа составлена по принципу интенсивной этнопедагогизации, что предполагает активизацию усилий по развитию и усовершенствованию системы воспитательных (педагогических) ныхасов.

Главным ориентиром программы является школа. Этнопедагогизиро-ванная программа воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью включает пять традиционных компонентов, реализация которых обеспечивает процесс всестороннего развития личности и коллектива. Речь идет об умственном, нравственном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании, причем важно, чтобы каждый компонент организовывался по принципу народности. Знатоки народных традиций воспитания детей, подростков и молодежи должны стать членами общешкольных, вузовских, классных, курсовых, факультетских и других педагогических ныхасов. Концепция непрерывного этнического воспитания требует широкого понимания термина «этнопе-дагогизация». Имеются в виду не только неисчерпаемые педагогические резервы осетинского эпоса и его уникальной культуры, но также богатейший опыт грузинского, армянского, русского, греческого и других этносов, мирно развивающихся в условиях Северной и Южной Осетии. В любом учебно-воспитательном коллективе, где есть подростки, надо создать благоприятное педагогическое пространство для проявления национального своеобразия.

Деятельность всех педагогических ныхасов, функционирующих в каком бы то ни было учебно-воспитательном заведении или производственно-трудовом коллективе, должна координироваться компетентным органом. Речь идет о целесообразности, например, республиканского этнопсихопедагогического центра, который объединил бы теоретиков и практиков, работающих в области этнологии. Его цель - создать приемлемую для РСО - Алания концепцию непрерывного этнического воспитания детей, подростков и молодежи, используя в качестве системообразующего фактора детсадовские, школьные, вузовские и другие ныхасы. Наличие концепции непрерывного этнического воспитания значительно облегчит создание системы авторских планов, программ, методических разработок и других полезных материалов [6, 12].

Этнопедагогика - один из важнейших источников современной теории и практики всестороннего развития личности. Исходя из этого основную позицию настоящей программы можно сформулировать так: современная система воспитательной работы в любом учебно-воспитательном заведении способна реально функционировать только как часть этнопедагогики. Вот почему предлагаемая программа построена по принципу этнопедагогизации. Девиз программы - «Быть человеком!». Следовательно, весь материал не только этно-педагогизирован, но и этизирован. Этническая ориентация программы и ее девиз «Быть человеком!» дают основание требовать от организатора целостно-

го процесса всестороннего воспитания, постоянной опоры на принципы этно-педагогизации и этизации.

Совет и президиум Стыр ныхаса весьма успешно практикуют и проведение выездных заседаний на базе школ с активным участием не только учителей, но и учеников старших классов, как это бывает во Владикавказской национальной гимназии № 4 и средней общеобразовательной школе № 13.

Школьная организация СГГ № 4 Стыр ныхасы хъжбултж, работая в тесной взаимосвязи с Стыр ныхасом по патриотическому, нравственному, этическому воспитанию, организует поисковую работу по выявлению старейшин, знаменитых людей рода, проводит исследовательскую работу по изучению общности между нациями и народами Северного Кавказа, по топонимической взаимосвязи осетинского и русского языков, регулярно приглашает на заседание Стыр ныхасы хъжбултж учащихся гимназии, нарушивших кодекс чести осетина, готовит «Брейн-ринг» для учащихся 9-11-х классов по знанию истории осетинского языка и осетинского народа. Совместно с представителями районного Стыр ныхаса проведен месячник героико-патриотической работы:

• конкурс авторских стихов

• конкурс знатоков «Твои защитники, Владикавказ»

• фестиваль военной песни «После боя сердца просит музыки»

• конкурс строя и песни «Статен, строен - уважения достоин»

• операция «Фронтовик в твоем доме»

• уроки Мужества с приглашением участников и ветеранов ВОВ.

Конкурс «Шатана» для девочек 9-11-х классов предполагал рассказ об

истории своего рода, знаменитых людях, знание и приготовление национальных блюд, исполнение национального танца и отрывка из произведений осетинской литературы.

История и опыт различных воспитательных систем России со всеми их различиями, традициями и инновациями, позитивными и негативными сторонами служат источником совершенствования воспитания и образования в целом.

Литература

1. Айдаров И. Х. Ирон фарн: Обычай и строй жизни осетинского народа. - Дзауджыхъу: Ио, 1996.

2. Алборов И. В. Глашатай межнационльного мира / В кн.: Аланты ны-хас 10 лет. - Владикавказ: Ирыстон, 2003.

3. Газданова В. С. Представление о традиционных социальных институтах в общественном сознании осетин. XIX век / Автореферат дис. ... канд. ис-тор. наук. - М., 1995.

4. Гаглоева З. Д. Некоторые отношения общественных отношений у осетин в прошлом в трудах В. И. Абаева. - Тбилиси, 1975.

5. Дзуцев Э. С. О целях и направлениях школьного воспитания / Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Вып. III. - Владикавказ, 2002.

6. Ваниева С. Г. Программа непрерывного всестороннего воспитания. -Владикавказ, 1997.

7. Карпов Ю. Ю. Народные собрания и старшины в «вольных» обществах Северной Осетии в XIII - первой половине XIX вв. / В кн.: Археология и традиционная этнография Северной Осетии. - Орджоникидзе, 1989.

8. Калаев С. А. О генеральной линии Аланты ныхаса / В кн.: Аланты ны-хас 10 лет. - Владикавказ: Иристон, 2003.

9. Калоев Б. А. Осетины. Издание 2. - М., 1971.

10. Каряева З. Т., Корнаева И. А. Некоторые воспитательные институты у осетин как средство этнокультурной преемственности // Национальные отношения и межнациональные конфликты. - Владикавказ, 1997.

11. К истокам гражданственности. Социально-педагогические основы движения юных граждан «Наследники». - Казань: РИЦ «Школа», 2003.

12. Крившенко Л. П. Педагогика. - М.: Проект, 2004.

13. Миллер В. Осетинские этюды. Часть II. - Москва, 1882.

14. Хатаев Е. Е. Народная педагогика. - М., 1993.

15. Хатаев Е. Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (втор. половина XIX в. - 1917) / Автореферат дисс. д-ра пед. наук. - М., 1996.

16. Хатаев Е. Е. Этнопедагика Северного Кавказа. - Владикавказ, 2000.

17. Цаллагов А. В. Аланты ныхас и молодежь / В книге: Аланты ныхас 10 лет. - Владикавказ: Иристон, 2003.

18. Чиковани Г. Д. Осетинский ныхас / Кавказский этнографический сборник. Т. V. Вып. 2. - Тбилиси: Мецниереба, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.